СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Технология приготовления блюд из яиц"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен конспект урока для учащихся 5 класса . Обозначены цели, задачи,  технологичекая карта урока и подробный конспект.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Технология приготовления блюд из яиц"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тоншаловская школа»










Методическая разработка урока

по технологии в 5 классе

Тема «Технология приготовления блюд из яиц»








Автор: Елена Сергеевна Калинина

учитель технологии

МОУ «Тоншаловская школа»

п. Тоншалово

Череповецкий район





январь 2024



Тема урока « Приготовление блюд из яиц».

Цель: достичь следующих образовательных результатов:

а) личностные: проявлять познавательный интерес и активность; стремиться к совершенствованию своих умений, развивать трудолюбие и ответственность за качество своей работы;

б) метапредметные: уметь диагностировать результаты приготовления блюд из яиц;

в) предметные: усвоить понятия «Пищевая ценность продукта», уметь выполнять технологическую операцию по приготовлению блюд из яиц, уметь обосновать показатели качества конечного результата приготовления блюда, развивать моторику и координацию движения при работе с кухонными инструментами.

Задачи: познавательные :

- выявить общие и существенные признаки понятия «Пищевая ценность продуктов»,

- изучить технологии приготовления блюд из яиц;

- создать ориентировочную основу действий (Что и как делать?) при приготовлении блюд из яиц;

- выполнить практическую работу по приготовлению блюд из яиц.

регулятивные:

- определить и принять учебную цель (задачи) на урок;

- выполнить действия по контролю выполнения практической работы по приготовлению блюд из яиц;

коммуникативные:

- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы и правил безопасной работы;

- осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе

личностные:

- выявить и проанализировать показатели качества приготовления блюд из яиц;

- выполнить самооценку результатов своей работы

Тип урока: комбинированный (урок-практикум)


Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, «Мозговой штурм»,»Мозговая атака», «Ромашка».


Методы обучения: проблемно-поисковые, практическая работа, лабораторная работа.


Объект труда: блюда из яиц (по выбору)


Межпредметные связи: биология, математика, история.


Учебно-методическое оснащение :инструкционные карты, учебник для 5 класса под редакцией В.Д.Симоненко; для практической работы :набор продуктов.


Инструменты :кухонные принадлежности.


Наглядные пособия: таблицы по кулинарии.


Технические средства обучения: компьютерное сопровождение.

Технологическая карта проектируемого урока по предмету «Технология»


Этап

урока


Деятельность преподавателя


Деятельность учащихся

(учебные действия)


Планируемые результаты

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Орг.

момент



Мотивация учебной деятельности












2. Этап актуализации знаний и целеполагания учебной деятельности










приветствует учащихся

проверяет их готовность к уроку

подводит учащихся к определению цели и плана урока,

мотивирует учащихся на работу («Мозговая атака»)










диалог, подводящий к постановке и решению проблемы; конкурсы:«Ромашка», «Мозговой штурм»); совместная выработка темы и задач урока; постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы».

активно наблюдают и слушают учителя

осмысливают цель и основные задачи на урок;














участвуют в конкурсах; принимают проблему, определяют порядок и пути ее решения, формулируют цели и основ-

ные вопросы урока;слушают,, анализируют

ответы товари- ищей; высказы-

вают и аргумен- тируют свою точку зрения

приветствуют учителя



намечают пути взаимодействия с учителем и сверстниками на уроке











выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса

Контролируют готовность к уроку

принимают (или формулируют сами) цели и план работы;

планируют способы достижения цели








вербальное воспроизведение рассуждений и выводов

Личностные: мобилизация внимания к окружающим



Личностные: принятие цели и нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность и др.); появление эмоционального, заинтересованного отношения к предстоящей учебно-познавательной деятельности

Метапредметные: определение и осознание и цели урока; умение планировать задачи на урок

Предметные: оценивание своей готовности к работе в мастерских и достижению цели урока (МС)

Личностные: проявление ответственности, внимания; осознание своих возможностей

Метапредметные:.построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез, умение регулировать свои действия, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, анализ объектов с целью выделения признаков.

Предметные: актуализация знаний и умений по теме «Физиология питания»

3. Этап исследования

объясняет и демон- стрирует учебный материал ,

создает проблемные ситуации и органи- зует их совместное решение;

использует компьютерное сопровождение урока

организует работу учащихся с учебни- ками, с рабочими тетрадями

постановка учебного

задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Свежесть яиц и способы ее определения», выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, контроль и помощь в работе обучающихся,

слушают, наблюдают, осмысливают учебный материал,

выявляют и осознают существенные признаки понятий;

выполняют учебные задания исследовательского характера (лабораторная работа «Определение доброкачественности яиц»)

анализируют, в, строят ло­гические рассуж­дения

выполняют практические задания на репродуктивном

выслушивают ответы товарищей и резюме учителя при обсуждении учебного материала

обмениваются мнениями, учатся формулировать, аргументировать собственную позицию








оценивают степень восприятия учебного материала (самооценивание)

выстраивают свои мыслительные действия


планируют работу и осуществляют самоконтроль

Оказывают помощь в работе другим обучающимся





Личностные: проявление технико-технологического и экономического мышления при изучении учебного материала

Метапредметные: обоснование технико-технологического и организационного решения;

отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

Предметные (ПС): владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
Предметные: планирование технологического процесса и процесса труда (ТС);осознание ответственности за качество результатов труда (МС); сочетание образного и логического мышления в процессе применения нового материала (ФПС)


4. Этап

завершения исследования.

консультирует; оказывает помощь обучающимся; организация и коррекция деятельности обучающихся путём постановки наводящих вопросов.

контроль за соблюдением правил безопасной работы;

выясняет, как учащиеся усвоили учебный материал.





анализируют

технологию приготовления блюда устанавливают причинно-следственные связи;

запоминают и воспроизводят учебный материал, выдвигают гипотезы;

усваивают образ действия через разные виды получе­ния информации

формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения

корректно обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами

обобщают и систематизируют результаты исследования;

осуществляют самоконтроль









Личностные: овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; осознание необходимости общественно полезного труда проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметные:проявление творческого подхода к приготовлению блюд из яиц;

Предметные (ПС):обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда (ТС); осознание ответственности за качество результатов труда (МС);

5. Этап первичного закрепления


Ставит учебные задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии и приготовление из них блюд»; контролирует и оценивает деятельность.

Учатся структурировать знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Учатся осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Организовывают учебное взаимодействие в группе.













выполняют рефлексию: самостоятельно оценивают и анализируют собственную учебную деятельность с позиции соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий,

выявляют позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Личностные:развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Метапредметные:алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов

Предметные (П):выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (ТС); соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены (ТС); соблюдение трудовой и технологической дисциплины(ТС);выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления(ТС);осознание ответственности за качество результатов труда (МС);стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов (МС). развитие моторики и координации движений рук при

работе с ручными инструментами.

6. Рефлексия.


организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин.

оценивает по установленным совместно с учащимися критериям результаты их работы на уроке, выставляет отметки

задает домашнее задание

осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины


высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.


оценивают и анализируют результаты выполненной своей работы и работы товарищей


Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметные: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах;

Предметные: выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления (ТС);

7. Уборка рабочих мест

организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

работают хозяйственными инструментами для уборки рабочих мест и мастерских

выполняют свои функции в соответствии с общепринятыми правилами поведения .

оценивают качество уборки своих рабочих мест

Личностные: умение работать в группе и приобретать опыт такой работы,

Метапредметные: соблюдение норм и правил культуры труда

Предметные:соблюдение трудовой дисциплины (ТС)

Ход урока

1.Организационный момент - 3 мин.

  • Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, их готовность к уроку, настрой обучающихся на урок.

  • 2. Мотивация -7 мин.

На прошлых занятиях мы с вами определили:

  • круг проблем здорового питания человека, сформулировали задачи: изучить рациональные способы приготовления пищи, позволяющие сохранять питательные вещества исходных продуктов для обеспечения ими человека; провели ряд исследований: каких пищевых веществ больше в растительных продуктах, и каких - в продуктах животного происхождения.

  • Обучающиеся делятся на 2 бригады по желанию.

«Мозговая атака» обучающиеся подготовили вопросы по ранее изученным темам; первая бригада задает вопрос второй бригаде, вторая бригада, ответив на этот вопрос, тут же задает свой вопрос первой бригаде. Обучающиеся сами оценивают правильные ответы: за быстрый, правильный, полный ответ бригаде выдается фишка (Ответы «хором» не засчитываются). 1. Какие пищевые вещества вы знаете? 2. Для чего нужны овощи в питании человека? 3. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии? 4. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при нарезке продуктов?

3. Актуализация знаний - 4мин.

Конкурс «РОМАШКА». Приглашаются представители от бригад.

О чем? Угадаете загадки – вы сами сможете объявить тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

Вопрос 1. Какая еда хоть вари её в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?

Вопрос 2. Пробил я стенку – увидел серебро, пробил серебро – увидел золото.

Вопрос 3. Маленький, кругленький, беленький разобьется – никакой столяр не склеит.

Вопрос 4. Белая кибитка без окон, без дверей.

Вопрос 5. На столе – бело, упало со стола – желто.

Вопрос 6. В белокаменный Дворец спрятан будущий Певец.

Совершенно верно. Яйцо символизирует собой символ зарождающейся новой жизни, сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.

Совместная выработка темы урока – предложения обучающихся: «Яйца в питании человека», «Приготовление оригинальных блюд из яиц», «Блюда из яиц».

4. Тема урока: «Технология приготовления блюд из яиц». (Слайд № 1) — 4мин.

Интересные факты — (Слайды №№ 5 — 14).

Совместная выработка цели урока: - узнать: какие полезные вещества содержатся в яйце?; научиться: готовить вкусные блюда из яиц.

Чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения знаний и умений вы должны пройти?

Совместная выработка плана изучения темы: (Слайд № 2)

Постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы», «Использование яиц в кулинарии»

5. «Мозговой штурм» -7 мин. Каждый участник выясняет все, что он знает по выбранной проблеме и что хотел бы выяснить. Чем больше будет выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» появятся новые ценные идеи. (За каждый вопрос и за правильный ответ ученица получает фишку).

Ответы обучающихся, дополнения учителя:

  1. Какие виды яиц бывают, учитывая то, кто производит их?

(По виду птицы различают яйца куриные, утиные, гусиные, перепелиные, индюшачьи, страусиные.)

  1. Какие питательные вещества содержатся в яйце, их влияние на организм человека? (Слайды №№ 3-4 )

(В яйце содержатся все питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности человека( это «+»). Все питательные вещества яиц легко усваиваются организмом (это «+»). Однако при употреблении яиц в большом количестве лецитин может оказать вредное действие и стать причиной заболевания диатезом (это «-»). Яйца полезны для кроветворения, укрепляют кости и суставы, стимулируют иммунную систему, повышают умственную работоспособность (это «+»). Наличие в яйцах холестерина (это «-»).)

3. Какие яичные продукты поступают в продажу?. (Слайд № 15 )

4. Какие блюда можно приготовить из яиц?(Слайды №№ 21, 25, 26, 28 — 32, 34-36 )

6. Лабораторно-исследовательская работа. – 20 мин. «Строение яйца». «Определение доброкачественности яиц». Вводный инструктаж учителя: - Вам необходимо узнать, каково строение яйца, определить доброкачественность яиц, разработать советы по использованию и хранению яиц.

Текущий инструктаж учителя: - комментирование условий выполнения лабораторно-исследовательской работы: осторожно разбив яйцо, вы сможете изучить строение яйца и определить его свежесть; определить доброкачественность яйца при помощи солевого раствора; консультирование правил безопасности труда; контроль и помощь в работе обучающимся.

Выполнение обучающимися исследовательской работы по инструкционным картам (учебник стр. 190)

(яйца пронумерованы, среди них находятся несвежие яйца)

Обучающиеся самостоятельно работают с источниками информации, советуясь друг с другом и оказывая посильную помощь; изучают основные правила и рекомендации, отбирают наиболее важные и заносят в свою тетрадь; готовят вопросы обучающимся другой бригады; обобщают и систематизируют результаты исследования; выбирают вариант ответа и выступают перед классом с отчетом о проделанной работе:

Строение яйца определяет его составные части: желток, белок, скорлупа, пленки (белковая и желточная оболочки), пуга – воздушное пространство между скорлупой и тупым концом яйца. Образец № 1 – яйцо свежее; образец № 2 – несвежее яйцо

ученицы высказывают свое мнение: у свежего яйца белок плотный состоит из двух слоев и желток плотный, шарообразный; у несвежего яйца белок разжижен, желток приплюснут – всплыл и прикрепился к внутренней стороне скорлупы.

Определение доброкачественности яиц в подсоленной воде (Слайды №№ 16-18 ): Образец № 1 – яйцо свежее; образец № 2 – несвежее яйцо. Ученицы высказывают свое мнение: через поры скорлупы испаряется вода и на тупом конце образуется пуга – пространство, заполненное воздухом. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. На этом и основывается опыт с плавучестью несвежих яиц: если свежее яйцо идет ко дну, то несвежее всплывает тупым концом вверх – его выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. Вместе с воздухом в яйцо проникают микробы, которые вызывают его порчу. Яйца надо хранить в холодильнике острым концом вниз, чтобы желток, располагающийся на воздушной камере яйца, быстро не высыхал.

Активная деятельность всего класса в рецензировании выступлений обучающихся; ответы на вопросы, предложенные обучающимися:

- Вы все когда-нибудь покупали яйца в магазине и видели, что на яйце стоит штамп (Слайд № 19 ). Какую информацию содержит штамп? (девочки высказывают свое мнение, дополнение учителя).

- Как называются яйца, поступившие в продажу на 8 сутки после снесения?

- Можно ли определить качество яйца при покупке его в магазине?

Заключительный инструктаж учителя: -Анализ выполнения исследовательской работы обучающимися.

-Разбор типичных ошибок.

7. Закрепление - практическая работа- 30 мин. Постановка проблемы: «Использование яиц в кулинарии»

Вводный инструктаж учителя:

Проверка организованности начала работы; организация рабочих мест; инструктаж по Т/Б

Консультирование по санитарно – гигиеническим правилам

Какова первичная обработка яиц?

Задания творческого характера:

  • Взяв за основу вареное яйцо и используя дополнительные продукты, придумать и оформить на тарелке какой-нибудь сюжет и дать ему название; (Слайд № 27)

  • Яичница-глазунья – ваши варианты! (Слайд № 33)

Выполнение практической работы ( по инструкционным картам: учебник стр. 192, 193)

Текущий инструктаж учителя:

  • Комментирование содержания инструкционно-технологических карт по приготовлению блюд из яиц; контроль за соблюдением последовательности работы; контроль за соблюдением правил безопасности труда и санитарно - гигиенических правил; инструктирование обучающихся по выполнению отдельных технологических операций и заданий в целом; концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приёмах выполнения технологических операций; оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся.

Заключительный инструктаж учителя:

  • Анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися.

  • Организация мини-выставки, где каждая бригада выставляет свои блюда из яиц.

Обсуждаются полученные результаты практической работы: Обучающиеся оценивают идеи, выбирают лучшее блюдо, учитывая мнение членов бригады и требования к качеству блюдам из яиц . Учитель акцентирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может.

Критерии оценки идей: оригинальность подачи блюда; вкусовые качества; оформление блюда. Выбирается призер выставки.

8. Рефлексия – 4 мин.

Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности: мне понравилось…, теперь я могу…, я научилась…,мне не понравилось…,показалось скучным…, осталось непонятным…,вопросы к учителю…

Бригадиры подсчитывают количество фишек (1 фишка = 1баллу), полученных в течение урока за выполнение заданий внутри бригад, и помещают итоговую оценку в бланк «Оценка работы обучающихся»

№ п/п

Фамилия,

Имя обуч.

Готовность к уроку

Повторение пройденного

Усвоение нового материала

Лаб. работа

Практическая работа

Соблюд. т/б

Отметка


9. Домашнее задание -3 мин.

Самоопределение обучающимися в отношении домашнего задания. Девочки выбирают из вариантов: оформить рецепт оригинальной яичницы; подготовить сообщение «Секреты семейной кухни: любимые блюда из яиц»; написать вопросы к «Мозговой атаке»

10. Выставление оценок в журнал и в дневник. -3 мин.

11. Уборка рабочих мест– 5мин.


Источники информации:


Образовательные Интернет ресурсы

http://school-collection.edu.ru Учебное электронное издание «Технология»


18