СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Тип моллюски"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Тип моллюски"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Байкальска Слюдянского района Иркутской области

____________________________________________________________

ул. Гагарина, 208, тел.: 3-47-42; факс: 8(39542)-3-47-42











Номинация работы № 1

«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения основной образовательной программы»: урок.


Урок биологии в 7 классе

Тема: «Тип моллюски»









ВЫПОЛНИЛА

Рябцовская Надежда Петровна

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 12» г. Байкальска













Байкальск 2024г.






Технологическая карта урока по биологии в 7б классе


Тема урока:

«Тип моллюски»


Автор методической разработки урока:

Рябцовская Надежда Петровна, учитель биологии

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Байкальска Слюдянского района

Предмет:

биология

Класс:

7 класс

Деятельностная цель урока:

цель для достижения предметного результата:

- организация деятельности учащихся по изучению внешнего и внутреннего строения моллюсков, и первичному закреплению понятий по теме; обобщение и систематизация знаний, а также проверка и оценка знаний и способов действий учащихся по теме «Тип Моллюски»;

цель для достижения метапредметного результата:

- содействие развитию умений самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели; обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечение развития умений осуществлять самоконтроль, самооценку и познавательную рефлексию в отношений действий по решению учебных и познавательных задач;

создание условий для развития у школьников умений рационально использовать технические средства информационных технологий;

цель для достижения личностного результата:

- осознание учащимися практической значимости учебного материала по теме «Тип Моллюски» и ценности совместной деятельности; формирование и развитие интереса к окружающему миру и бережное отношение к ней.


Виды деятельности учащихся:


Содержательная цель урока:

Содействие развитию умений самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели; обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечение развития умений осуществлять самоконтроль, самооценку и познавательную рефлексию в отношений действий по решению учебных и познавательных задач;

создание условий для развития у школьников умений рационально использовать технические средства информационных технологий;


Задачи урока:

Задачи урока:

  • знать внешнее и внутреннее строение моллюсков на примере брюхоногих;

  • узнать моллюсков занесенных в Красную книгу РТ;

  • научить излагать изученный материал;

  • научить использовать в своей речи новые понятия по теме «Тип Моллюски».

  • научить учащихся самостоятельно ставить и сформулировать цель, опираясь на тему выбирать наиболее рациональную


Планируемые результаты:

Предметные:

-расширение у обучающихся представлений о моллюсках, их многообразии, значении в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

1. регулятивные:

-использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели - выбор средств еѐ достижения - создание проекта - оценка результата);

-формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.

2. познавательные:

-установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, фиксировать информацию в различных формах.

- овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста.

3. коммуникативные:

-умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляций своей деятельности.

4. информационные:

-формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности с области использования информационно -коммуникационных технологии;

-развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Личностные:

- формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к окружающему миру, бережное отношение к ней;

- развитие сотрудничества при работе в группе и в парах;

- развитие способности к самооценке;

- установка на здоровый образ жизни;

Формируемые УУД:



Основные понятия темы:

Моллюски, раковина, мантия, мантийная полость, «Малакология», легкие, жабры, сердце, терка (радула), железы: пищеварительные, слюнные; глаза, почки, брюхоногие, головоногие, двустворчатые.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний, системно-деятельностный

Формы организации работы:

Групповая, индивидуальная

Базовый учебник:

Учебник: Биология. Животные: учебник для 7 класса/ В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. - М.: Дрофа, 2014.- 207с.


Оборудование:

  • Презентация PowerPoint «Тип Моллюски»

  • Проектор, ноутбук.

  • Энциклопедия «Биология» (с иллюстрациями) - Александр Горкин, 2014г.

  • Справочники по биологии.

  • Раздаточный материал.

  • Приложение № 2-6.

  • Рабочие листы. Приложение №1. Сигнальные карточки (красные и зеленые)

Технологии:

Технология «Мозаичный класс»


Межпредметные связи:

География, литература









































Ход урока:


Этап урока, включая демонстрируемые трудовые действия (ТД) учителя

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


  1. Организационный этап

(2 мин.)

ТДР (развитие): Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

ТДВ( воспитание): Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Учитель приветствует, отмечает отсутствующих. Проверяет подготовленность учащихся и кабинета.

Приветствие. Слово учителя:

-Добрый день, ребята!

- Садитесь!

Я очень надеюсь сегодня на вашу активную работу на уроке!

Готовятся к работе, проверяют рабочее место.

Приветствуют учителя




Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1 мин.)

ТДО (обучение): Формирование мотивации к обучению.

Слово учителя.

- Ребята, давайте вспомним, какой тип животных мы с вами изучали на прошлом уроке.


Учитель выключает экран.



Ответ учеников.

-Тип «Кольчатые черви»




III. Актуализация знаний. (3 мин)

Проверка домашнего задания.

ТДО: объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей.

Проверка домашнего задания с помощью приема «Письмо Незнайки»

Приложение 1. «Рабочий лист». Задание №1. «Письмо Незнайки»

- Мне случайно на руки попал конверт с письмом Незнайки, там много ошибок, поможем ему и исправим ошибки.

- У вас на столах лежат рабочие листы. Пишем фамилию, начинаем работу.


Эту работу проверяет учитель.






Записывают в своих рабочих листах фамилию и имя и выполняют работу с помощью приема «Письмо Незнайки»


За эту работу оценку ребята узнают на следующем уроке .

IV.Определение темы и целей урока

(2 мин)


ТДО: Формирование универсальных учебных действий;

ТДР:Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности

Слово учителя:

- Тема урока зашифрована в ребусе. Внимание на экран.


Ответ Моллюски

Речь пойдет о Моллюсках.

Ответы: Улитки, устрицы, кальмары


- правильно о моллюсках

Слайд 3

А теперь открываем, ребята, тетради, пишем тему «Моллюски».

- В тетрадях чертим маленькую таблицу. Знаю/хочу знать/ оставляем пустую колонку(узнали)и заполняем ее.

Что бы вы хотели узнать о моллюсках на уроках биологии?

Учитель спрашивает желающих прочитать свои записи.

Исходя из этого напишите цель урока в тетрадях


Учитель спрашивает желающих прочитать свои записи.

-Сегодня мы познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, узнаем моллюсков, которые занесены в Красную книгу РФ


Слушают учителя.

Разгадывают ребус и высказывают свои мнения, о чем пойдет речь на уроке.

(приложение1)



Ответ учащихся:

- о моллюсках


Открывают тетради и пишут тему.

«Моллюски»



Делают таблицу

Знаю/хочу знать/…

Пишут, что они знают, и что хотят узнать о моллюсках.

Ученики читают свои записи.

Дети формулируют цель урока

- изучить внутреннее и внешнее строение моллюсков,

- углубить знания о значении моллюсков в природе и в жизни человека,

- выяснить, существуют ли моллюски, занесенные в Красную книгу.

- оценить себя, свои знания

Ученики отвечают.

  1. Изучение нового материала

(8 мин)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий.

ТДР:

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.


Слово учителя:

- А теперь перейдем к детальному изучению моллюсков на примере прудовика.

Ребята, как вы уже догадались, мы будем работать сегодня в группах

Задает вопрос:

- Правила работы в группе вы знаете: распределите обязанности, выберите руководителя группы, докладчика и содокладчиков.

Учитель распределяет задания по группам.

Каждая группа получает определенную информацию об изучаемых организмах. Через определенное время докладчики группы должны будут довести изученную информацию до всех присутствующих.

Приложение 1. Задание 2.

Каждой группе учитель вместе с заданием раздает дополнительную информацию:

для 1 группы –приложение 2,

для 2 группы-приложение 3,

для 3 группы- приложение 4,

для 4 группы- приложение 5.

И всем группам – лист из приложения 6.


Учитель включает экран.

Таблица есть и в рабочих листах, поэтому можно выключить на это время экран. Приложение 1. Задание 2. (Слушая докладчика, заполняем таблицу)

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение


Слайд 4. Общая характеристика

Дети вспоминают правила работы в группах. определяют руководителя, докладчиков, помощников докладчика.


Отвечают на вопросы







Работают в группах

Задание для 1 группы: заполнить таблицу:

  1. Сравниваемый признак/характеристика

- Среда обитания

- Внешнее строение

Задание для 2 группы:

- Органы дыхания

- Органы пищеварения

- Система кровообращения

- Органы выделения

Задание для 3 группы:

- Нервная система

- Органы чувств

- Размножение

Задание для 4 группы:

- Значение моллюсков

- Классы, представители.

Дети в тетрадях чертят таблицу.

















Во время выступления других групп они будут заполнять эту таблицу.

В группе работают по инструктивной карточке, которую подготовил учитель.

  1. Этап первичного закрепления.

(8 мин)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий.

ТДР:

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей

Проверяем таблицу: каждая группа рассказывает ту информацию, которая была дана в таблице. Слушая докладчиков, заполняем таблицу.


Для 1 группы - слайды 5,6,7;

Для 2 группы- слайды 8,9,10,11;

Для 3 группы – слайд 12;

Для 4группы – 13,14,15,16,17,18;

Составление кластера «Значение моллюсков».


Учитель обращает внимание детей на новые термины, которые написаны на отдельном листе и прикреплены к доске. «мантия», «мантийная полость», «радула», «малакология», «Брюхоногие», «Головоногие», «Двустворчатые»


Готовят ответы.

Используя материал учебника, дополнительные материалы, которые подготовлены заранее учителем для каждой группы. А также пользуются энциклопедией, Красной книгой РТ и справочниками.

Внешнее строение изучают, разглядывая живые объекты.

Выступление групп.

Группа – 1

Группа – 2

Группа – 3

Группа - 4

Отвечают на вопрос.

В тетрадях составляют кластер «Значение моллюсков»

Ответы учащихся:

Класс Брюхоногие моллюски.



Физкультминутка. (2 мин.)

ТДВ: Регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Слово учителя: «Отлично! Теперь мы немножко отдохнём!»

Ставит веселую музыку. Учитель показывает ученики повторяют движения.

  • ручками покажем как выходят рожки у улитки из ракушки

  • нахмуримся, как кальмар

  • поплывем, как осьминог

  • улыбнемся и садимся

Слушают веселую музыку и выполняют физкультминутку

  1. Закрепление изученного материала.

(10 мин)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий.

ТДО: Объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей.

ТДО (предметная область): Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи знания о моллюсках.

Стимулирование обучающихся к учебной деятельности, погружая в остановку исследования


Учитель дает задание:

А теперь ребята поработаем в парах

У каждого из вас на рабочих листах есть задание №3. У каждой группы разные предложения. Заполняем пропущенные слова и отдаем соседям слева на проверку.


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задание для 1 группы: (в парах)

Тело моллюсков состоит из ___________. В отличие от червей тело моллюсков _______________.

Задание для 2 группы:

Тело многих моллюсков покрыто твердой ____________. Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой - __________ .

Задание для 3 группы:

Между телом моллюсков и кожной складкой расположена _______________. Органами ________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски _____________ с помощью легких.

Задание для 4 группы:

Кровеносная система моллюсков состоит из _____________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями _________. Органами _________моллюсков служат парные почки.

Передаем парам слева, проверяем. Критерий оценивания на доске.

Выполняем тестовое задание на рабочих листах.

Задание 3: выберите правильные утверждения (верите ли вы, что…):

1. Малакология – наука о моллюсках.

2. Все моллюски имеют раковины.

3.Радула - язык брюхоногих моллюсков.

4. Органы дыхания у всех моллюсков жабры.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски — растительноядные животные.

7. Мантия – кожная складка, которая располагается вокруг тела.

8. Все моллюски — гермафродиты


Задание проверяется, соседями справа.

Правильные ответы: 1,3, 7.

Нет ошибок - 5;

1-2 ошибки - 4;

3-4 ошибки - 3;

Давайте по 2 задания каждой группе, читаем и отвечаем.

Если вы согласны, поднимаем зеленую карточку, если нет-красную.


Выполняют задание в парах, записывают пропущенные слова в тексте.































Осуществляют проверку работы на основе взаимоконтроля, работая в парах.

Читаем задания вслух и проговариваем пропущенные слова. Обсуждение.

Ученики выполняют индивидуально тестовое задание «Верите ли вы, что…»


Выполняют тестовую работу «Верите ли вы, что?»





Ученики проверяют и ставят оценки друг другу.


Работают с сигнальными карточками . Если согласны, поднимают зеленую карточку, если нет-красную.

Делают выводы.

VIII. Подведение итогов урока.

(2 мин.)

ТДО: Объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей.

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

А теперь берем лист оценивания и ставим оценки.

ФИО

Д/Р

Работа в группе

Парная работа

Верите ли вы, что…







Ребята переносят свои оценки в лист оценивания.. Выражают свое мнение в случае несогласия с оценкой.


IX. Домашнее задание

(2 мин)

ТДО: формирование мотивации к обучению;

формирование у обучающихся умения применения в практике полученных знаний о моллюсках;

ТДР: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;

формирование системы регуляции поведения и деятельности

Учитель задает домашнее задание, исходя из степени успешности работы на уроке, дети записывают его в дневник:


  1. Прочитаю материал в учебнике.

  2. Выполню творческое задание:

а) составлю кроссворд с ответами из названий моллюсков,
б) подумаю над вопросом: какие меры по охране моллюсков можно предложить?

в) напишу сочинение «Если бы моллюски могли говорить, о каких своих проблемах они рассказали бы людям?»

3.Подготовлю сообщение о других представителях моллюсков.


Записывают домашнее задание, при необходимости обьяснения дополнительного задания обращаются к учителю или однокласснику.

X. Рефлексия учебной

деятельности на уроке. (5 мин.)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий (коммуникативных и регулятивных).

Слово учителя:

Дорогие друзья, наш урок подходит к концу, давайте вернемся к нашей таблице, где вы написали, что вы знаете о моллюсках и что вы хотите узнать о них. В пустой колонке напишем слово «Узнал». В пустой колонке под названием «Узнал» напишем, что вы узнали сегодня на уроке.

Что изменилось в вашей таблице?

Остались вопрос, к которым вы не нашли сегодня ответ?

Какими новыми терминами и понятиями мы познакомились?

Для проведения рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе просит высказать свое мнение об уроке.

- После урока я расскажу свои друзьям о...

- Урок дал мне для жизни…

Всегда помните о том, что:

Если сегодня у Вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра Вы уже будете чуточку другим. Поиск истины вечен.

Спасибо за урок, до свидания!


Делятся своими впечатлениями об уроке, анализируют собственную деятельность на занятии.


Пишут, что они узнали.


Отвечают на вопросы.



.






Желающие отвечают.



Рабочий стол приводят в порядок.

Рабочие листы сдают учителю.








Приложение 1 Группа - 1

Рабочий лист ученика(цы) 7 класса____________________________________

Задание 1. Письмо Незнайки

Проверочная работа: «Кольчатые черви»,

А1. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ Б) переваривание пищи

В) перенос кислорода и питательных веществ ) взаимосвязь с окружающей средой

А2. К кольчатым червям относится:

А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) цепень

А3.Кольчатые черви отличаются от плоских:

А) типом симметрии тела Б) раздельнополостью В) сквозной пищеварительной системой

Г) количеством слоев клеток

А4. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

А) уничтожают почвенных бактерий Б) предвещают погоду В) уплотняют почвы

Г) повышают плодородие почвы

А5. Пищеварительная система у кольчатых червей:

А) есть и разделена на отделы Б) есть, но не разделена на отделы В) отсутствует

Г) есть, но не имеет анального отверстия

А6. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц Б) спорами
В) почкованием Г) вегетативно.


Задание №2 для 1 группы: заполнить таблицу.

Сравниваемый признак

Характеристика

Среда обитания


Внешнее строение


______________________________________________________________

Слушая докладчиков , заполняем таблицу в тетради. Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение





Задание 3. заполните пропуски в тексте. (парная работа)

Тело моллюсков состоит из ________.В отличие от червей тело моллюсков __________.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4. Верите ли вы, что…

А теперь давайте поработаем сигнальными карточками:

Задание 3 : выберите правильные утверждения (верите ли вы что, ):

1. Малакалогия – наука о моллюсках.

2. Все моллюски имеют раковины.

3.Радула - язык брюхоногих моллюсков.

4. Органы дыхания у всех моллюсков жабры.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски — растительноядные животные.

7. Мантия –кожная складка , которая располагается вокруг тела.

8. Все моллюски — гермафродиты

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь берем лист оценивания, и ставим оценки.

Д/Р

Работа в группе

Парная работа

Верите ли вы , что…







Рабочий лист ученика(цы) 7 класса____________________________________

Задание 1. Письмо Незнайки

Проверочная работа: «Кольчатые черви»,

А1. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ Б) переваривание пищи В) перенос кислорода и питательных веществ Г) взаимосвязь с окружающей средой

А2. К кольчатым червям относится:

А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) цепень

А3.Кольчатые черви отличаются от плоских:

А) типом симметрии тела Б) раздельнополостью В) сквозной пищеварительной системой

Г) количеством слоев клеток

А4. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

А) уничтожают почвенных бактерий Б) предвещают погоду В) уплотняют почвы

Г) повышают плодородие почвы

А5. Пищеварительная система у кольчатых червей:

А) есть и разделена на отделы Б) есть, но не разделена на отделы В) отсутствует

Г) есть, но не имеет анального отверстия

А6. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц Б) спорами
В) почкованием Г) вегетативно.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №2 для 2 группы: заполнить таблицу.

Органы и системы органов

Особенности строения

Органы пищеварения


Органы дыхания


Система кровообращения


Органы выделения


Слушая докладчиков , заполняем таблицу в тетради. Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение


Задание 3. заполните пропуски в тексте. (парная работа)

Задание для 2 группы: Тело многих моллюсков покрыто твердой ___________________________ . Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой - ________________

Задание 4. Верите ли вы, что…

А теперь давайте поработаем сигнальными карточками:

Задание 3 : выберите правильные утверждения (верите ли вы что, ):

1. Малакалогия – наука о моллюсках.

2. Все моллюски имеют раковины.

3.Радула - язык брюхоногих моллюсков.

4. Органы дыхания у всех моллюсков жабры.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски — растительноядные животные.

7. Мантия –кожная складка , которая располагается вокруг тела.

8. Все моллюски — гермафродиты

А теперь берем лист оценивания, и ставим оценки.

Д/Р

Работа в группе

Парная работа

Верите ли вы , что…





группа - 3

Рабочий лист ученика(цы) 7 класса____________________________________

Задание 1. Письмо Незнайки Проверочная работа: «Кольчатые черви»,

А1. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ Б) переваривание пищи В) перенос кислорода и питательных веществ Г) взаимосвязь с окружающей средой

А2. К кольчатым червям относится:

А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) цепень

А3.Кольчатые черви отличаются от плоских:

А) типом симметрии тела Б) раздельнополостью В) сквозной пищеварительной системой

Г) количеством слоев клеток

А4. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

А) уничтожают почвенных бактерий Б) предвещают погоду В) уплотняют почвы

Г) повышают плодородие почвы

А5. Пищеварительная система у кольчатых червей:

А) есть и разделена на отделы Б) есть, но не разделена на отделы В) отсутствует

Г) есть, но не имеет анального отверстия

А6. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц Б) спорами
В) почкованием Г) вегетативно.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №2 для 3 группы: заполнить таблицу.

Органы и системы органов

Особенности строения

Нервная система


Органы чувств


Размножение


Слушая докладчиков , заполняем таблицу в тетради.

Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение


Задание 3. заполните пропуски в тексте. (парная работа)

Между телом моллюсков и кожной складкой расположена ___________________________________. Органами ________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски _____________ с помощью легких. Задание 4. Верите ли вы, что…

А теперь давайте поработаем сигнальными карточками:

Задание 3 : выберите правильные утверждения (верите ли вы что, ):

1. Малакалогия – наука о моллюсках.

2. Все моллюски имеют раковины.

3.Радула - язык брюхоногих моллюсков.

4. Органы дыхания у всех моллюсков жабры.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски — растительноядные животные.

7. Мантия –кожная складка , которая располагается вокруг тела.

8. Все моллюски — гермафродиты

А теперь берем лист оценивания, и ставим оценки.

Д/Р

Работа в группе

Парная работа

Верите ли вы , что…





Группа – 4 Рабочий лист ученика(цы) 7в класса____________________________________

Задание 1. Письмо Незнайки Проверочная работа: «Кольчатые черви»,

А1. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ Б) переваривание пищи В) перенос кислорода и питательных веществ Г) взаимосвязь с окружающей средой

А2. К кольчатым червям относится:

А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) цепень

А3.Кольчатые черви отличаются от плоских:

А) типом симметрии тела Б) раздельнополостью В) сквозной пищеварительной системой

Г) количеством слоев клеток

А4. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

А) уничтожают почвенных бактерий Б) предвещают погоду В) уплотняют почвы

Г) повышают плодородие почвы

А5. Пищеварительная система у кольчатых червей:

А) есть и разделена на отделы Б) есть, но не разделена на отделы В) отсутствует

Г) есть, но не имеет анального отверстия

А6. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц Б) спорами
В) почкованием Г) вегетативно.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №2 для 4 группы: заполнить таблицу.

Сравниваемые признаки

Характеристика

Значение моллюсков


Классы, представители.


______________________________________________________________

Слушая докладчиков , заполняем таблицу в тетради.

Общая характеристика типа Моллюски

Признак

Описание

Форма тела и размеры


Симметрия тела


Покровы тела


Пищеварительная система


Дыхательная система


Кровеносная система


Выделительная система


Нервная система


Размножение


Задание 3. заполните пропуски в тексте. (парная работа)

Кровеносная система моллюсков состоит из ________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями ___________. Органами __________________ моллюсков служат парные почки.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4. Верите ли вы, что…

А теперь давайте поработаем сигнальными карточками:

Задание 3 : выберите правильные утверждения (верите ли вы что, ):

1. Малакалогия – наука о моллюсках.

2. Все моллюски имеют раковины.

3.Радула - язык брюхоногих моллюсков.

4. Органы дыхания у всех моллюсков жабры.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски — растительноядные животные.

7. Мантия –кожная складка , которая располагается вокруг тела.

8. Все моллюски — гермафродиты

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь берем лист оценивания, и ставим оценки.

Д/Р

Работа в группе

Парная работа

Верите ли вы , что…






Приложение 2

1 группа – Форма тела и размеры

Тело моллюсков несегментированное, часто ассиметричное. Оно обычно состоит из трех основных отделов – голова, туловище, нога. Размеры варьируют в широких пределах от нескольких миллиметров до восемнадцати метров.


Покровы тела

Туловище моллюсков окружено кожной складкой – мантией. Пространство между туловищем и мантией называют мантийной полостью. На спинной стороне, как правило, имеется защитная наружная раковина, которая состоит из карбоната кальция и рогового вещества. Она может быть цельной, двустворчатой или состоять из нескольких пластинок.

Приложение 3

2 группа – Особенности строения пищеварительной системы

В состав пищеварительной системы моллюсков обычно входят ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка и анальное отверстие. Кроме того, имеются слюнные железы и печень. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке языковидной терки (радулы), покрытой хитиновыми зубами.


Особенности строения дыхательной системы

Дыхание осуществляется жабрами или легкими, которые находятся в мантийной полости. Среди водных моллюсков есть виды, дышащие легкими, как и все наземные моллюски.

Особенности строения кровеносной системы

Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Имеется сердце, состоящее из предсердий (одного или нескольких) и желудочка. У некоторых примитивных моллюсков два сердца. Через сердце моллюсков протекает артериальная кровь. Сердце перекачивает кровь как насос.

Особенности строения выделительной системы

Выделительная система представлена почками, которые одним отверстием открываются в околосердечную сумку, а другим – в мантийную полость. Из почек продукты обмена поступают в мочеточник и выводятся в мантийную полость через выделительное отверстие, расположенное рядом с анальным.

Приложение 4 Группа 3 - Особенности строения нервной системы

Нервная система состоит из окологлоточного кольца, нервных узлов, четырех продольных нервных стволов и нервов. Каждый узел отвечает за определенные участки тела, а их совместная работа регулирует жизнедеятельность всего организма. У высших моллюсков (Головоногих) нервные клетки образуют головную капсулу, подобную головному мозгу. Органы чувств представлены глазами, органами равновесия, осязания, обоняния.











Особенности размножения

Среди моллюсков встречаются как раздельнополые организмы, так и гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. У некоторых видов развитие прямое (Брюхоногие), а у большинства – непрямое, с метаморфозом. Из яйца вылупляется личинка, которая развивается во взрослую особь.


Приложение 5

Группа -4 Значение моллюсков.

Значение моллюсков в природе:

- фильтраторы - устрицы, мидии, беззубки

- пища для других животных представители всех классов моллюсков, водных и наземных

Значение моллюсков в жизни человека

- пища человека - кальмары, устрицы, мидии, осьминог - корм селькохозяйственных животных - измельченные перловицы, беззубки, гребешки, мидии

- источник перламутра - перловицы, жемчужниц.

- источник жемчуга - морские и пресноводные жемчужницы

- вредители сельского хозяйства - виноградная улитка, голый слизень.

- промежуточные хозяева паразитические червей - малый прудовик

- вредители речного хозяйства: дрейссена, корабельный червь

- паразиты рыб - беззубка, перловица (на стадии глохидия)

- опасные ядовитые виды - конус, теребра

Значение двустворчатых в природе и хозяйстве велико и разнообразно. Среди них есть морские виды, которые человек употребляет в пищу (устрица, мидия, гребешок).

Поскольку запасы этих моллюсков истощены, их разводят в больших количествах на морских «фермах» (специально подготовленные отмели и охраняемые от хищников небольшие бухты, искусственные водоемы).

Мясо пресноводных видов (перловицы, беззубки) используется для откорма свиней и уток, а перемолотые раковины моллюсков — для минеральной подкормки молодняка. Из раковин моллюсков изготавливают перламутровые изделия — пуговицы, броши и др. Издавна существует промысел морских жемчужниц для получения натурального жемчуга.

Среди двустворчатых есть немало видов, наносящих вред хозяйственной деятельности человека. Так, корабельный червь точит длинные ходы в дереве, из-за чего выходят из строя портовые сооружения, днища кораблей. Моллюск дрейссена прикрепляется к различным гидротехническим сооружениям (водозаборным трубам, защитным решеткам), что затрудняет проход воды и требует постоянной чистки от обрастаний.

Мясо кальмаров, осьминогов - продукт питания человека. Их промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее. Еще в Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей.

В последнее время «гастрономический» интерес человека к головоногим моллюскам резко возрос, так как их мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Кальмары же могут встречаться в море тысячными стаями, их легко добывать сетями. Спрутов ловят поодиночке – острогами или с помощью «кувшинных ловушек».

В некоторых странах из чернильной жидкости головоногих моллюсков изготовляют краску, чернила.

Брюхоногие моллюски играют большую роль в пищевых целях различных природных биоценозов.

Классификация моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски

Прудовик малый является промежуточным хозяином печеночного сосальщика — опасного паразита человека и сельскохозяйственных животных.

Виноградная улитка — наземный брюхоногий моллюск. Объедая почки и листья виноградной лозы, наносит вред виноградникам. В ряде стран Европы используется в пищу.

Слизни имеют вытянутое лишенное раковины и покрытое слизью тело. Повреждают плоды и листья многих культурных растений.

Класс Головоногие моллюски

Осьминоги — обычно донные животные. Каждый осьминог охраняет свой охотничий участок, атакуя пришельцев. Перед дракой они меряются щупальцами, прикладывая их друг к другу, меньший и слабейший уступает.

Наутилусы -   Это единственный ныне живущий головоногий моллюск с наружной раковиной, спирально закрученной, выложенной перламутром. Раковина заполнена газом и служит поплавком.

Кальмары имеют обтекаемое торпедообразное тело, что позволяет им двигаться с большой скоростью «хвостом» вперёд, основной способ движения — реактивный. Кровь у кальмара голубая, этот цвет объясняется присутствием в крови меди.

Класс Двустворчатые моллюски.

Мидии – имеют темную раковину из двух створок, одна сторона которых почти прямая, а другая – выпуклая. Считается деликатесом.

Устрицы – неподвижные морские моллюски, во многих странах ценятся как деликатес

Жемчужница - раковина вытянута на переднем или на обоих концах замочного края в виде ушков. Нога тонкая, цилиндрическая. Около 30 видов этого рода живут почти исключительно в морях жаркого пояса, держатся на небольшой глубине (3-15, обыкновенно 5-8 саженей), или просто лежа на мягком грунте. Жемчужницы служат предметом значительного промысла, как ради находимого в них жемчуга, так и перламутрового слоя раковины.

В Красную книгу России занесено 42 вида моллюсков[187]. Подавляющее большинство видов, находящихся под угрозой исчезновения различной степени риска, являются сухопутными и пресноводными[188]


приложение 6

Что мы знаем о моллюсках?

Моллюски – это своеобразные беспозвоночные животные, с мягким, несегментированным, часто ассиметричным телом, защищенным более или менее развитой раковиной. Несмотря на отсутствие явных и четких признаков сходства моллюсков с кольчатыми червями, имеются серьезные основания считать, что этот тип произошел от общих предков с кольчатыми червями. Предполагается, что предки моллюсков были малоподвижные животные из группы древних малосегментированных червей.

В процессе эволюции моллюски видоизменились и приобрели своеобразные черты прогрессивного характера, что позволило им существовать в разных биоценозах океанов, морей, пресных водоемов и сухопутных пространств.

У моллюсков наблюдается развитие защитной известковой раковины различной конфигурации и строения. Раковина у одних моллюсков хорошо противостоит давлению воды, у других имеет обтекаемую форму, что связано с приспособлением к определенным условиям жизни.

В отдельных системах органов животных произошли серьезные усложнения, поднявшие моллюсков на более высокий уровень развития по сравнению с кольчатыми червями. В ротовой полости появляется мускульный орган, покрытый хитиновыми зубчиками (радула или терка), с помощью которого моллюск соскребает мягкие части растений и налеты водорослей на разных предметах. Появляются слюнные железы и печень, секреция которых улучшает переработку и усвоение пищи. В кровеносной системе появляется пульсирующий орган – сердце. У наземных представителей формируются органы дыхания – легкие. У осьминогов, кальмаров нервные клетки образуют головную капсулу, подобную головному мозгу. У моллюсков хорошо развиты органы осязания, обоняния, равновесия, зрения и свечения.

Среди животных этого типа есть долгожители, так продолжительность жизни европейской жемчужницы составляет 100 лет, но у большинства моллюсков возраст колеблется от нескольких месяцев до 20 лет.

Один из самых крупных моллюсков - тридакна, масса её тела до 250кг.



















18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!