СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Трапеция"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке рассматривается понятие трапеции и ее свойства.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Трапеция"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Трапеция»


ФИО (полностью)

Ивушкина Ольга Николаевна

Место работы

МБОУ «Школа № 68», г Рязань, Рязанская область

Должность

учитель математики

Предмет

математика

Класс

8

Тема урока

Тип урока

Урок по теме «Трапеция и ее элементы».

Урок формирования новых знаний

Цель деятельности учителя: создать условия для введения понятия трапеция, рассмотрения видов и свойств трапеции.

Цели урока:

- предметные: ввести понятие трапеция и ее элементов; познакомить учащихся с равнобедренной и прямоугольной трапецией; вывести свойства трапеции; применить полученные знания при решении задач;

- метапредметные: развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить классификацию объектов по определенному признаку;

- личностные: воспитывать культуру поведения при работе в парах, воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, Презентация на тему «Трапеция», карточки.


Ход урока.


Этап 1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку. Учитель знакомит с планом урока.

План урока:

Геометрическая разминка

Изучение нового материала

А) что такое …

Б) элементы …

В) виды …

Решение задач – вывод свойств …

Тест

Итоги занятия

Домашнее задание


Этап 2. Актуализация знаний «Геометрическая разминка»


Цель: актуализация знаний по теме «Четырехугольники», создание проблемной ситуации; организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий для достижения этой цели; (развитие умений классифицировать объекты, выделять главные и второстепенные признаки при классификации)

рис 1


Учитель: задает вопросы и дает задание по рисунку 1

- Какие фигуры изображены на рисунке?

- Разделите фигуры на классы по какому-либо признаку

- Дайте определение фигурам известного класса.

Учащиеся определяют два класса: 1 класс – «Параллелограммы» ( 1, 2, 3, 5), 2 класс – четырехугольники под (4, 6 7 ). Дают определение параллелограмма, называют его виды. Дать точное название фигурам второго класса учащиеся не готовы – создается проблемная ситуация.

Учитель дает название неопознанным фигурам – «трапеции» и ставит перед учащимися цель урока: Вывести определение трапеции; Определить название ее элементов; Вывести свойства трапеции в ходе решения задач.


Этап 3. Объяснение нового материала (работа по теме урока)

Цель: ввести понятие трапеции, познакомить с элементами и видами трапеции.

1. Вниманию учащихся предоставляется рисунок 2 и ставиться цель на данный этап урока: «На основе сравнительного анализа параллелограмма и трапеции; выведите определение трапеции, опираясь на существенный признак; запишите это определение с помощью символов».








Рис 2


Идет обсуждение в парах. Результат работы: учащиеся дают определение трапеции, ключевым моментом в котором должны быть слова «четырехугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна».

Учитель предлагает по учебнику (п.44, стр 103) проверить выдвинутую гипотезу, а также по тексту ознакомиться с элементами трапеции.

Учитель предлагает построить в тетрадях трапецию, записать определение и элементы трапеции в тетрадь ( по рисунку 3). Учащиеся заносят данные с рисунка в тетрадь.



Рис 3

АD || BC – основания;
АD – нижнее основание;
BC – верхнее основание;
AB   CD  – боковые стороны




Трапецией называется четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны.

Параллельные стороны называются основаниями, две другие – боковыми сторонами.


2. Учитель: дает задание для обсуждения в парах: по рисунку 4 определить, какие из предложенных четырехугольников являются трапециями и почему?

Ученики: называют трапецию и объясняют ответ, называют элементы трапеции.



Рис 4

3. Свойство углов трапеции

Цели: развитие ассоциативной памяти; развитие умения обобщать; развитие познавательного интереса.

На доске прикреплены листы, в центре запись-1800.

Учитель: предлагает поиграть в «Ассоциации» и вспомнить все, что ученики могут связать со 1800.

Ученики вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства: развернутый угол, смежные углы, сумма углов треугольника, внутренние односторонние при параллельных прямых, углы в параллелограмме.

Учитель открывает листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется схема.













Учитель: Будут ли какие-либо углы трапеции связаны с этим свойством?

Ученики : находят внутренние односторонние углы при основании трапеции и записывают свойства этих углов при параллельных прямых:

Учитель предлагает на плакате найти неизвестные углы :


Ученики отвечают с места.

3. Виды трапеции

Цель: развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.

Учитель: Найдите отличия в представленных трапециях и предположите название каждому виду трапеции.

Учащиеся обсуждают задание в парах и делают выводы, что «трапеция КМЕF содержит прямые углы, а трапеция ABCD имеет равные боковые стороны». Дают предполагаемые названия видов трапеции. Заносят информацию в тетрадь.



Трапеция называется равнобедренной, если ее боковые стороны равны.



Трапеция называется прямоугольной, если один из ее углов прямой.


Этап 4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Этап 5. Закрепление изученного материала.

Решение задачи учебника № 388(а).

Перед учащимися ставиться цель: решить задачу и вывести свойство трапеции.

С целью экономии времени учащимся дается небольшая инструкция к решению задачи, дается чертеж и ведется со стороны учителя контроль за работой и ходом решения задачи.

На доске записывает условие и доказательство теоремы о равенстве углов при основании равнобокой трапеции.

Дано: ABCD – равнобедренная трапеция.
AB = CD

Доказать:

Доказательство: 1. Рассмотрим  АВВи  DСС– прямоугольные.

АВВ DСС1 ,

2.

}

Следовательно:


Учитель предлагает провести диагонали в равнобедренной трапеции, измерить их, сделать вывод.

Ученики записывают свойства в тетрадь:

1. В равнобедренной трапеции углы при основании равны.

2. В равнобедренной трапеции диагонали равны.

Этап 6. Самоконтроль изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.


Тест на тему «Трапеция»

1. Укажите верное утверждение: трапеция – это…

1) параллелограмм;

2) четырехугольник, у которого две стороны равны;

3) четырехугольник, у которого две стороны параллельны;

4) четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.

2. Продолжите определение: трапеция называется равнобокой, если…

1) две ее боковые стороны равны;

2) две ее соседние стороны равны;

3) любые две стороны трапеции равны;

4) другой ответ.

3. Укажите верное утверждение:

1) Только в прямоугольной трапеции углы при основании равны;

2) Углы при основании равны в любой трапеции;

3) Если трапеция равнобокая, то противолежащие углы ее равны;

4) У равнобокой трапеции углы при основании равны.

4. Укажите верное утверждение:

1) Сумма углов, прилежащих к одной стороне трапеции равна 180 градусов;

2) Сумма углов трапеции зависит от ее вида;

3) Сумма углов, прилежащих к боковой стороне и равна 180 градусов;

4) В трапеции сумма углов равна 180 градусов.

5. Укажите верное утверждение:

1) Трапеция может быть только прямоугольной и равнобокой ;

2) Трапеция может быть прямоугольной, равнобокой ;

3) Любой разносторонний четырехугольник можно назвать трапецией;

4) Четырехугольник с параллельными противолежащими сторонами называется трапецией.


Учащиеся проверяют результат тестирования ( самопроверка, фиксируют в оценочной карте).

Этап 7. Подведение итогов - беседа

1 Какая фигура называется трапецией?

2 Перечислите виды трапеции

3 Перечислите свойства трапеции

Продолжите фразу:

«Сегодня на уроке я узнал…

«Сегодня на уроке я научился…

«Сегодня на уроке я повторил…

«Сегодня на уроке я закрепил…


Этап 8. Домашнее задание

1. Выучить конспект по рабочей тетради

2. Решить задачи 388(б), 389(а).

3. Творческое задание: на тему «Трапеция в жизни человека» (презентация, плакат, коллаж).


На этом первый урок по теме «Трапеция» закончен. Спасибо за урок.







































КАРТОЧКА-ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Выписать

а) основания


E K б) боковые стороны





P M



2.Найти углы трапеции


B C

? 110°

21° ?

A D


3. Найти углы равнобедренной трапеции

E M

P =

? ? E =

M =

25° ?

D P



4. найти неизвестные отрезки


B 4см C АD = 20см



?

PK =

AP =

?

?





KD =

A P K D



5. ТЕСТ


№ вопроса

1

2

3

4

5

Ответ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!