ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Трапеция»
-
| ФИО (полностью) | Ивушкина Ольга Николаевна |
-
| Место работы | МБОУ «Школа № 68», г Рязань, Рязанская область |
-
| Должность | учитель математики |
-
| Предмет | математика |
-
| Класс | 8 |
-
| Тема урока Тип урока | Урок по теме «Трапеция и ее элементы». Урок формирования новых знаний |
Цель деятельности учителя: создать условия для введения понятия трапеция, рассмотрения видов и свойств трапеции.
Цели урока:
- предметные: ввести понятие трапеция и ее элементов; познакомить учащихся с равнобедренной и прямоугольной трапецией; вывести свойства трапеции; применить полученные знания при решении задач;
- метапредметные: развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить классификацию объектов по определенному признаку;
- личностные: воспитывать культуру поведения при работе в парах, воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, Презентация на тему «Трапеция», карточки.
Ход урока.
Этап 1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку. Учитель знакомит с планом урока.
План урока:
Геометрическая разминка
Изучение нового материала
А) что такое …
Б) элементы …
В) виды …
Решение задач – вывод свойств …
Тест
Итоги занятия
Домашнее задание
Этап 2. Актуализация знаний «Геометрическая разминка»
Цель: актуализация знаний по теме «Четырехугольники», создание проблемной ситуации; организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий для достижения этой цели; (развитие умений классифицировать объекты, выделять главные и второстепенные признаки при классификации)
рис 1
Учитель: задает вопросы и дает задание по рисунку 1
- Какие фигуры изображены на рисунке?
- Разделите фигуры на классы по какому-либо признаку
- Дайте определение фигурам известного класса.
Учащиеся определяют два класса: 1 класс – «Параллелограммы» ( 1, 2, 3, 5), 2 класс – четырехугольники под (4, 6 7 ). Дают определение параллелограмма, называют его виды. Дать точное название фигурам второго класса учащиеся не готовы – создается проблемная ситуация.
Учитель дает название неопознанным фигурам – «трапеции» и ставит перед учащимися цель урока: Вывести определение трапеции; Определить название ее элементов; Вывести свойства трапеции в ходе решения задач.
Этап 3. Объяснение нового материала (работа по теме урока)
Цель: ввести понятие трапеции, познакомить с элементами и видами трапеции.
1. Вниманию учащихся предоставляется рисунок 2 и ставиться цель на данный этап урока: «На основе сравнительного анализа параллелограмма и трапеции; выведите определение трапеции, опираясь на существенный признак; запишите это определение с помощью символов».
Рис 2 |
Идет обсуждение в парах. Результат работы: учащиеся дают определение трапеции, ключевым моментом в котором должны быть слова «четырехугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна».
Учитель предлагает по учебнику (п.44, стр 103) проверить выдвинутую гипотезу, а также по тексту ознакомиться с элементами трапеции.
Учитель предлагает построить в тетрадях трапецию, записать определение и элементы трапеции в тетрадь ( по рисунку 3). Учащиеся заносят данные с рисунка в тетрадь.
Рис 3 | АD || BC – основания; АD – нижнее основание; BC – верхнее основание; AB CD – боковые стороны |
Трапецией называется четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны.
Параллельные стороны называются основаниями, две другие – боковыми сторонами.
2. Учитель: дает задание для обсуждения в парах: по рисунку 4 определить, какие из предложенных четырехугольников являются трапециями и почему?
Ученики: называют трапецию и объясняют ответ, называют элементы трапеции.
Рис 4
3. Свойство углов трапеции
Цели: развитие ассоциативной памяти; развитие умения обобщать; развитие познавательного интереса.
На доске прикреплены листы, в центре запись-1800.
Учитель: предлагает поиграть в «Ассоциации» и вспомнить все, что ученики могут связать со 1800.
Ученики вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства: развернутый угол, смежные углы, сумма углов треугольника, внутренние односторонние при параллельных прямых, углы в параллелограмме.
Учитель открывает листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется схема.
Учитель: Будут ли какие-либо углы трапеции связаны с этим свойством?
Ученики : находят внутренние односторонние углы при основании трапеции и записывают свойства этих углов при параллельных прямых:
Учитель предлагает на плакате найти неизвестные углы :
Ученики отвечают с места.
3. Виды трапеции
Цель: развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.
Учитель: Найдите отличия в представленных трапециях и предположите название каждому виду трапеции.
Учащиеся обсуждают задание в парах и делают выводы, что «трапеция КМЕF содержит прямые углы, а трапеция ABCD имеет равные боковые стороны». Дают предполагаемые названия видов трапеции. Заносят информацию в тетрадь.
Трапеция называется равнобедренной, если ее боковые стороны равны. | Трапеция называется прямоугольной, если один из ее углов прямой. |
Этап 4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Этап 5. Закрепление изученного материала.
Решение задачи учебника № 388(а).
Перед учащимися ставиться цель: решить задачу и вывести свойство трапеции.
С целью экономии времени учащимся дается небольшая инструкция к решению задачи, дается чертеж и ведется со стороны учителя контроль за работой и ходом решения задачи.
| На доске записывает условие и доказательство теоремы о равенстве углов при основании равнобокой трапеции. Дано: ABCD – равнобедренная трапеция. AB = CD Доказать: Доказательство: 1. Рассмотрим АВВ1 и DСС1 – прямоугольные. АВВ1 = DСС1 , 2. Следовательно: |
Учитель предлагает провести диагонали в равнобедренной трапеции, измерить их, сделать вывод.
Ученики записывают свойства в тетрадь:
1. В равнобедренной трапеции углы при основании равны.
2. В равнобедренной трапеции диагонали равны.
Этап 6. Самоконтроль изученного материала.
Учащиеся отвечают на вопросы теста.
Тест на тему «Трапеция» |
1. Укажите верное утверждение: трапеция – это… 1) параллелограмм; 2) четырехугольник, у которого две стороны равны; 3) четырехугольник, у которого две стороны параллельны; 4) четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны. |
2. Продолжите определение: трапеция называется равнобокой, если… 1) две ее боковые стороны равны; 2) две ее соседние стороны равны; 3) любые две стороны трапеции равны; 4) другой ответ. |
3. Укажите верное утверждение: 1) Только в прямоугольной трапеции углы при основании равны; 2) Углы при основании равны в любой трапеции; 3) Если трапеция равнобокая, то противолежащие углы ее равны; 4) У равнобокой трапеции углы при основании равны. |
4. Укажите верное утверждение: 1) Сумма углов, прилежащих к одной стороне трапеции равна 180 градусов; 2) Сумма углов трапеции зависит от ее вида; 3) Сумма углов, прилежащих к боковой стороне и равна 180 градусов; 4) В трапеции сумма углов равна 180 градусов. |
5. Укажите верное утверждение: 1) Трапеция может быть только прямоугольной и равнобокой ; 2) Трапеция может быть прямоугольной, равнобокой ; 3) Любой разносторонний четырехугольник можно назвать трапецией; 4) Четырехугольник с параллельными противолежащими сторонами называется трапецией. |
Учащиеся проверяют результат тестирования ( самопроверка, фиксируют в оценочной карте).
Этап 7. Подведение итогов - беседа
1 Какая фигура называется трапецией?
2 Перечислите виды трапеции
3 Перечислите свойства трапеции
Продолжите фразу:
«Сегодня на уроке я узнал…
«Сегодня на уроке я научился…
«Сегодня на уроке я повторил…
«Сегодня на уроке я закрепил…
Этап 8. Домашнее задание
1. Выучить конспект по рабочей тетради
2. Решить задачи 388(б), 389(а).
3. Творческое задание: на тему «Трапеция в жизни человека» (презентация, плакат, коллаж).
На этом первый урок по теме «Трапеция» закончен. Спасибо за урок.
КАРТОЧКА-ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Выписать
а) основания
E K б) боковые стороны
P M
2.Найти углы трапеции
B C
? 110°
21° ?
A D
3. Найти углы равнобедренной трапеции
E M
P =
? ? E =
M =
25° ?
D P
4. найти неизвестные отрезки
B 4см C АD = 20см
?
PK =
AP =
?
?
KD =
A P K D
5. ТЕСТ
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | | | | | |