СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Цветок и плод"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Цветок и плод»

Тема: «ЦВЕТОК И ПЛОД»


Задачи

1.Образовательные:

— ознакомиться со строением цветка, его значением в жизни растения;

— сформировать понятия «обоеполые» и «раздельнополые» цветки, «однодомные» и «двудомные» растения;

— дать представление о строении плодов, их разнообразии и функциях.

2.Развивающие: развивать умение:

— сравнивать различные цветки, плоды по строению и выполняемым функциям;

— работать с учебником;

— обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

3.Воспитательные:

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям.

— развивать любознательность, стремление к знаниям.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения:

— Компьютер

— Биология 6 класс Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина

— Коллекция сухих плодов;

— Сочные плоды;

— Побеги


План урока

1. Обобщение знаний по теме «Побег».

3. Тема «Цветок». Презентация Рассказ-беседа учителя о строении цветка.

4. Закрепление знаний о строении цветка.

5. Тема «Плод». Презентация Рассказ-беседа учителя о разнообразии плодов и их классификации с использованием коллекции плодов.

6. Домашнее задание: учебник, с. 40,43; зарисовать цветок и подписать его части.

Ход урока

I.Организационный момент


- Добрый день! Я рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас необычный урок к нам пришли гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.

II.Проверка знаний

Учитель: Мы продолжаем изучение органов цветкового растения.

Тест по теме органы растения (компьютер)

— Вспомним, что такое орган. (Часть тела, выполняющая определенные функции.)

— Какие органы цветкового растения нам известны? (Корень, лист, цветок, плод, стебель.)

— На прошлом уроке мы говорили о побеге. Что называется побегом? (Стебель с расположенными на нем листьями и почками.)

— Какие стебли вам известны? (Прямостоячие, ползучие, цепляющиеся, лазающие, укороченные.)

— Как могут листья располагаться на стебле? (Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.)

— Из каких частей обычно состоит лист? (Из черешка и листовой пластинки.)

— Все ли листья имеют черешки? (Нет, есть стоячие листья без черешка.)

— Какие виды листьев вы знаете? (Простые, у которых на черешке одна листовая пластинка, и сложные, с несколькими пластинками.)

Как называется место прикрепления листьев к стеблю? (Узел.)

— Кроме листьев на стебле есть почки. Назовите виды почек и расскажите, как они различаются (по внутреннему строению). (Листовые почки содержат зачатки стебля и листьев, цветочные — кроме этого, и зачатки цветка.)

— Дайте определение почки. (Почка — это зачаточный побег.)


III. Изучение нового материала.


Учитель: Ребята отгадайте загадки, и скажите о чем пойдет речь на уроке.


А он всю ночь готовит мед –

Пчелу-сластену в гости ждет.

Бери, мол, но, как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…(Цветок)


И в лесу, и в огороде,

И в саду, и вдоль дороге,

Здесь всегда растут они –

И полезны, и вкусны,

Но зато они

Всем пригодны для еды.

(Плод)

Презентация «Цветок и плод»


— Мы начинаем изучение очень интересного органа растения. Прошу вас открыть тетради и записать тему «Цветок и плод». (Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.)

Стихотворение

— К цветкам у нас особое отношение: они всегда привлекают внимание людей.

Еще великий поэт Данте писал: «Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы.

Цветы прочно вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами, и дарим цветы тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображения цветов можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинах. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий.

У себя в комнатах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдаленных концов земного шара.

Все мы любим цветы. У каждого есть свой любимый цветок. Скажите, пожалуйста, какие цветы вы любите. (Учащиеся рассказывают о своих любимых цветах.)

— Сегодня вы лучше узнаете цветы. Но сначала скажите, кто знает, как называется самый большой цветок в мире? (Учащиеся строят догадки.)

— Я попросила одного из вас узнать что-нибудь об этом цветке.

(Бахир рассказывает о раффлезии Арнольди.)

Откройте свои учебники. (Ученики открывают учебник и изучают цветок раффлезии.)

—Сравните размеры цветка с девочкой.

— Цветок у большинства растений самая яркая и заметная его часть.

— Цветком называют видоизмененный побег, служащий для семенного размножения. (Ученики записывают определение цветка.)

— Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

— Как и всякий побег, цветок развивается из почки.

— Познакомимся с его строением.

— Цветок состоит из цветоножки, расширенная часть которой называется цветоложем. Выше оно переходит в чашелистики. Самая красивая, на наш взгляд, часть цветка — это венчик, состоящий из лепестков. Но не это главное в цветке.

— Главные части цветка — пестик и тычинки. Запишите это. (Учащиеся записывают название главных частей цветка.)

Тычинки — мужской орган размножения растений. Он состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая спермии.

Пестик — это женский орган размножения Он состоит из рыльца, столбика и завязи. Из завязи пестика формируется плод. Из семязачатка формируется семя.


— Ребята еще раз внимательно рассмотрите строение цветка.

— Цветки, в которых есть и тычинки, и пестик, называются однополыми. У некоторых растений цветки раздельнополые: только тычиночные или только пестичные. (Запись: «Раздельнополые цветки содержат или тычинки, или пестик».)

— Если тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении, то это растение называется однодомным. Однодомные растения — огурец, ольха, береза.

— Если цветки формируются на различных растениях, то это растение называется двудомным. Двудомные растения тополь, ива.

— Обратите внимание на многообразие цветов.

— О цветах создано много историй. Сейчас вам предстоит решить задачи







Историческая оранжерея

1. «Верные сердца» 2. «Мудрость» 3. «Три периода жизни»

Физкультминутка.

Плод

Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

—По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод – это «зрелый цветок».

—Плоды у растений, как и их цветки очень разнообразны, как по форме, так и по окраске. Количеству семян и многим другим признакам.

— Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

— В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и другие.

— Плоды бывают сухие и сочные. По мере созревания одних плодов их стенки теряют влагу, и тогда образуются сухие плоды, например зерновка, или наоборот, накапливают ее это сочные плоды. Виды плодов представлены у вас в коллекции. (Учащиеся рассматривают коллекцию «Виды плодов».)

IV. Итоговое обобщение знаний

Беседа о строении цветка и плодов с использованием зеленых и красных карточек.


Какие утверждения верны:


1)Тычинка и пестик, главные части цветка? (Зеленая)

2)Цветки, которые имеют и тычинки и пестики называются двуполыми? (Зеленая)

3)Цветок – приспособление для опыления? (Зеленая)

4)Из семязачатка образуется семя? (Зеленая)

5)Пестик – мужской орган размножения растений? (Красная)

6)Плоды бывают только сочные? (Красная)

7)Венчик самая красивая часть цветка? (Зеленая)

8)Тычинка – женский орган размножения растений? (Красная)


V. Итог урока.

Выявление победителей.

Вручение призов — сочный многосемянной плод — яблоко.

Выставление отметок.



1 вариант


1. Орган - это часть тела организма, выполняющая определенные функции.

2. Усики гороха - видоизмененный стебель.

З. Корень и побеги называют репродуктивными органами.

4. Почка — это зачаточный побег.

5. Камбий образован из проводящей ткани.

6. Внутренний слой коры стебля называется лубом.

7. В древесине стебля находятся ситовидные трубки.

8. Все листья имеют листовую пластинку.

9. Главная функция листьев — фотосинтез.

10. Кожица и пробка стебля образованы покровной тканью.














2 вариант

1. В листовых почках заключены зачатки будущего стебля, листа и цветка.

2. Стебель может выполнять запасающую функцию.

З. Межклетники листьев заполнены воздухом.

4. Все листья имеют листовую пластинку и черенок.

5. Место прикрепления листа к стеблю называется узел.

6. У березы сложные листья.

7. Побег состоит из стебля, листьев и почек.

8. Колючки кактуса — видоизмененные листья.

9. Прозрачные клетки кожицы листа образованы покровной тканью.

10. В состав древесины стебля входят сосуды и волокна.

Просмотр содержимого презентации
«Цветок и плод»

— Мы начинаем изучение очень интересного органа растения. Прошу вас открыть тетради и записать тему «Цветок и плод». (Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.)

— Мы начинаем изучение очень интересного органа растения. Прошу вас открыть тетради и записать тему «Цветок и плод». (Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.)

Цели  1.Образовательные:   -  ознакомиться со строением цветка, его значением в жизни растения; - сформировать понятия «обоеполые» и   «раздельнополые» цветки, «однодомные» и «двудомные» растения;  - дать представление о строении плодов, их разнообразии и функциях.

Цели 1.Образовательные:

- ознакомиться со строением цветка, его значением в жизни растения;

- сформировать понятия «обоеполые» и «раздельнополые» цветки, «однодомные» и «двудомные» растения;

- дать представление о строении плодов, их разнообразии и функциях.

2.Развивающие: развивать умение:   - сравнивать различные цветки, плоды по строению и выполняемым функциям; - работать с учебником; - обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

2.Развивающие: развивать умение:

- сравнивать различные цветки, плоды по строению и выполняемым функциям;

- работать с учебником;

- обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

3.Воспитательные:   - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям. - развивать любознательность, стремление к знаниям.

3.Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям.

- развивать любознательность, стремление к знаниям.

С целым миром спорить я готов  Я готов поклясться головою.  В том, что есть глаза у всех цветов  И они глядят на нас с тобою.  В час раздумий наших и тревог,  В горький час беды и неудачи  Видел я: цветы как люди плачут  И росу роняют на песок…   (Расул Гамзатов)

С целым миром спорить я готов Я готов поклясться головою. В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок…

(Расул Гамзатов)

Учитель: К цветкам у нас особое отношение: они всегда привлекают внимание людей.

Учитель: К цветкам у нас особое отношение: они всегда привлекают внимание людей.

«Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы»   Данте Еще великий поэт Данте писал: «Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы.

«Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы» Данте

Еще великий поэт Данте писал: «Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы.

Цветы прочно вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами, и дарим цветы тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображения цветов можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинах. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий. У себя в комнатах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдаленных концов земного шара. Все мы любим цветы. У каждого есть свой любимый цветок. Скажите, пожалуйста, какие цветы вы любите. (Учащиеся рассказывают о своих любимых цветах.)

Цветы прочно вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами, и дарим цветы тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображения цветов можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинах. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий.

У себя в комнатах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдаленных концов земного шара.

Все мы любим цветы. У каждого есть свой любимый цветок. Скажите, пожалуйста, какие цветы вы любите. (Учащиеся рассказывают о своих любимых цветах.)

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЦВЕТОК  В МИРЕ — Сегодня вы лучше узнаете цветы. Но сначала скажите, кто знает, как называется самый большой цветок в мире? (Учащиеся строят догадки.) — Я попросила одного из вас узнать что-нибудь об этом цветке. — (Бахир рассказывает о раффлезии Арнольди.) Откройте свои учебники. (Ученики открывают учебник и изучают цветок раффлезии.)

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЦВЕТОК В МИРЕ

— Сегодня вы лучше узнаете цветы. Но сначала скажите, кто знает, как называется самый большой цветок в мире? (Учащиеся строят догадки.)

— Я попросила одного из вас узнать что-нибудь об этом цветке.

(Бахир рассказывает о раффлезии Арнольди.)

Откройте свои учебники. (Ученики открывают учебник и изучают цветок раффлезии.)

РАФФЛЕЗИЯ АРНОЛЬДИ Сравните размеры цветка с девочкой.

РАФФЛЕЗИЯ АРНОЛЬДИ

Сравните размеры цветка с девочкой.

Цветок у большинства растений самая яркая и заметная его часть Цветок у большинства растений самая яркая и заметная его часть.

Цветок у большинства растений самая яркая и заметная его часть

Цветок у большинства растений самая яркая и заметная его часть.

Цветком  называют видоизмененный побег, служащий для семенного размножения Цветком называют видоизмененный побег, служащий для семенного размножения. (Ученики записывают определение цветка.)

Цветком называют видоизмененный побег, служащий для семенного размножения

Цветком называют видоизмененный побег, служащий для семенного размножения. (Ученики записывают определение цветка.)

Цветком  обычно оканчивается главный или боковой побег Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег

Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

Как и всякий побег цветок развивается из почки Как и всякий побег, цветок развивается из почки.

Как и всякий побег цветок развивается из почки

Как и всякий побег, цветок развивается из почки.

Строение цветка Познакомимся с его строением.

Строение цветка

Познакомимся с его строением.

Цветок состоит из цветоножки, расширенная часть которой называется цветоложем. Выше оно переходит в чашелистики. Самая красивая, на наш взгляд, часть цветка — это венчик, состоящий из лепестков. Но не это главное в цветке.

Цветок состоит из цветоножки, расширенная часть которой называется цветоложем. Выше оно переходит в чашелистики. Самая красивая, на наш взгляд, часть цветка — это венчик, состоящий из лепестков. Но не это главное в цветке.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Запишите это. (Учащиеся записывают название главных частей цветка.) — Тычинки — мужской орган размножения растений. Он состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая спермии. — Пестик — это женский орган размножения Он состоит из рыльца, столбика и завязи. Из завязи пестика формируется плод. Из семязачатка формируется семя.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Запишите это. (Учащиеся записывают название главных частей цветка.)

Тычинки — мужской орган размножения растений. Он состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая спермии.

Пестик — это женский орган размножения Он состоит из рыльца, столбика и завязи. Из завязи пестика формируется плод. Из семязачатка формируется семя.

Ребята еще раз внимательно рассмотрите строение цветка.

Ребята еще раз внимательно рассмотрите строение цветка.

Цветки, в которых есть и тычинки, и пестик, называются однополыми . У некоторых растений цветки раздельнополые : только тычиночные или только пестичные. (Запись: «Раздельнополые цветки содержат или тычинки, или пестик».)

Цветки, в которых есть и тычинки, и пестик, называются однополыми . У некоторых растений цветки раздельнополые : только тычиночные или только пестичные. (Запись: «Раздельнополые цветки содержат или тычинки, или пестик».)

Если тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении, то это растение называется однодомным . Однодомные растения — огурёц, ольха, береза. Если цветки формируются на различных растениях, то это растение называется двудомным . Двудомные растения тополь, ива.

Если тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении, то это растение называется однодомным . Однодомные растения — огурёц, ольха, береза.

Если цветки формируются на различных растениях, то это растение называется двудомным . Двудомные растения тополь, ива.

Обратите внимание на многообразие цветов.

Обратите внимание на многообразие цветов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОРАНЖЕРЕЯ НОВЕЛЛЫ-ЗАДАЧИ «Верные сердца» Мудрость Три периода жизни Ребята подготовили новеллы-задачи, постарайтесь решить их. 1. «Верные сердца» Ваня (24 слайд) 2. «Мудрость» Алена (25 слайд) 3. «Три периода жизни» Таня (26 слайд)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОРАНЖЕРЕЯ

НОВЕЛЛЫ-ЗАДАЧИ

  • «Верные сердца»
  • Мудрость
  • Три периода жизни

Ребята подготовили новеллы-задачи, постарайтесь решить их.

1. «Верные сердца» Ваня (24 слайд)

2. «Мудрость» Алена (25 слайд)

3. «Три периода жизни» Таня (26 слайд)

Подсолнечник 1. «Верные сердца» Ваня

Подсолнечник

1. «Верные сердца» Ваня

БЕССМЕРТНИК 2. «Мудрость» Алена

БЕССМЕРТНИК

2. «Мудрость» Алена

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ 3. «Три периода жизни» Таня (26 слайд) Учитель: Ребята, а сейчас отгадайте еще одну загадку. Плод И в лесу, и в огороде, И в саду, и вдоль дороге, Здесь всегда растут они – И полезны, и вкусны, Но зато они Всем пригодны для еды.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

3. «Три периода жизни» Таня (26 слайд)

Учитель: Ребята, а сейчас отгадайте еще одну загадку.

Плод

И в лесу, и в огороде,

И в саду, и вдоль дороге,

Здесь всегда растут они –

И полезны, и вкусны,

Но зато они

Всем пригодны для еды.

Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

- По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод – это «зрелый цветок».

- По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод – это «зрелый цветок».

Плоды у растений, как и их цветки очень разнообразны, как по форме так и по окраске. Количеству семян и многим другим признакам.

Плоды у растений, как и их цветки очень разнообразны, как по форме так и по окраске. Количеству семян и многим другим признакам.

- Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

- Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

ПЛОДЫ Плоды бывают сухие и сочные. По мере созревания одних плодов их стенки теряют влагу, и тогда образуются сухие плоды, например зерновка, или наоборот, накапливают ее это сочные плоды. Виды плодов представлены у вас в коллекции. (Учащиеся рассматривают коллекцию «Виды плодов».)

ПЛОДЫ

Плоды бывают сухие и сочные. По мере созревания одних плодов их стенки теряют влагу, и тогда образуются сухие плоды, например зерновка, или наоборот, накапливают ее это сочные плоды. Виды плодов представлены у вас в коллекции. (Учащиеся рассматривают коллекцию «Виды плодов».)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!