СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Цветок- орган семенного размножения растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок рассчитан на 2 часа с презентацией. Включает в себя практическую и теоритическую части.

Просмотр содержимого документа
«урок 6 класс»

























МБОУ «Мазунинская ООШ»















Урок

Цветок- орган семенного размножения растений

6 класс













Учитель биологии и химии

Кокшарова Людмила Егоровна





Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений.

  2. Начать формирование знаний о функциях частей цветка.

  3. Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека.

Развивающие:

  1. Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции.

  2. Развивать экологическое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство, продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемный.

Оборудование, материалы и источники информации: ПК, CD “Образовательный комплекс 1С:Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, слайды, изображения цветков, рабочие листы учащихся, оборудование для лабораторной работы (чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы, лупы, цветки глоксинии, выставка рисунков цветков, выполненных учащимися в качестве опережающего задания, выставка цветущих растений.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте их. Садитесь пожалуйста. Всех я очень рада видеть.



Эмоциональный катализатор.



А приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как распускается цветок? Сейчас мы сможем увидеть это чудо. (Демонстрация видеофрагмент “Распускание цветка” (, видеофрагмент “Распускание цветка”). (слайд №1)



Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например… Он берет крупинку мягкой черной земли.

Затем он берет дождя дождинку,

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитой.

Все смешает потом (но где?!)

(Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?),

И вот из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Ребята сейчас прозвучали строки из стихотворения В УЗЕЛ СВЯЗАНЫ НИТИ

Владимира Алексеевича Солоухина



Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.

И так, тема нашего урока: ЦВЕТОК –орган семенного размножения растений (слайд №2)



Задачи урока (слайд №3)

Изучить строение цветка и познакомиться с их многообразием

Выяснить, какие части цветка самые главные.

Проверка домашнего задания.

Ребята вам было задано нарисовать дома ваш любимый цветок. Посмотрите, какая красивая у нас получилась выставка, каких только нет здесь цветов! И все они очень яркие, красивые. Кто хочет рассказать, какой он цветок нарисовал и какие его части изобразил? Какие части цветка вы считаете самыми главными? (высказывания учащихся).

А теперь мы с вами изучим строение цветка и узнаем, какие части цветка являются самыми важными на самом деле.

Объяснение нового материала: строение и функции частей цветка.

Демонстрация на слайде анимированного рисунка «Строение цветка»(слайд №4)

-Подробно разобрать строение цветка.

-цветоножка, цветоложе, чашелистики (чашечка),лепестки (венчик)

-Ребята! Посмотрите на цветки, которые у вас на столе. Чем они отличаются?

(У одного есть чашелистики, а у другого нет)

-Знакомство с понятием околоцветник (простой венчиковидный, простой чашечковидный, двойной)(слайд №5)

-Ребята! Посмотрите на венчики цветов, которые у вас на столе. Чем они различаются?(сростнолепестный и раздельнолепестный венчики)слайд №6

- Пестик(рыльце, столбик, завязь), тычинка(тычиночная нить, пыльник)

-А всегда ли в цветке бывают и тычинки и пестик? Знакомство ребят с однополыми и обоеполыми цветками – слайд №7

-однодомные и двудомные растения-слайд №8

А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы.

Лабораторная работа

Строение и функции частей цветка

Цель работы: изучить строение цветка.

Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, препаровальные иглы, пинцеты.

Инструкция:

Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.

Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:

Строение цветка -Глоксинии____________________

Части цветка

Число частей цветка

Цветоножка

 

Цветоложе

 

Чашелистики

 

Лепестки венчика

 

Тычинки

 

Пестики

 



Ответьте на вопросы (подчеркните нужный ответ):

Какой околоцветник у этого цветка – простой или двойной?

Какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная?

Какой венчик – раздельнолепестный или сростнолепестный?

Рассмотрите под лупой тычинки. Из каких частей они состоят? Что образуется в пыльниках? Какова их функция?

Внимательно рассмотрите пестик. Из каких частей он состоит? Что образуется из семяпочек?

Заполните таблицу:



Тычинка состоит из

Пестик состоит из:


:

1.______________

2.______________

1. _________________

2. _________________

3. _________________















Подпишите части цветка на рисунке:

Сделайте вывод о том, какие части цветка являются главными и почему.







Знаешь ли ты строение цветка.



Прочитайте внимательно текст и исправьте ошибки

Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит

название венчик. Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки.

Чашечка цветка образована лепестками, а венчик чашелистиками .

Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка.

Главные части цветка – это завязь и венчик. Тычинка состоит из тычиночной

нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки .





















А сейчас давайте поиграем.

В случае правильного утверждения поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой ,а если утверждение неправильное, то протягиваете руки вперёд. Задания выполняются не менее 1 минуты).

1. Цветок – видоизменённый побег. +
2. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. +
3. Пестик – мужской половой орган, а тычинка – женский. -
4. Венчик состоит из чашелистиков. -
5. Цветок – орган семенного размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод. +
6. Часто ярко окрашен пестик. -
7. Чашечка состоит из лепестков венчика. -
8. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. +
9. Однополые цветки, это те, у которых есть только тычинки или пестик. +
10. У двудомных растений пестичные и тычиночные цветки формируются на одном растении. -
11. Раздельнополые цветки, это те у которых есть только тычинки или только пестик. +
12. У однодомных растений пестичные и тычиночные цветки формируются на одном растении. +
14.Околоцветник состоит только из венчика или только из чашечки. –



Рефлексия : Итак, мы с вами знаем теперь строение цветка и ответили на проблемный вопрос нашего урока: какие части цветка являются главными. Давайте вернемся к нашему домашнему заданию: какие части цветка вы изобразили на своих рисунках? Все ли изобразили главные части цветка? (проводится беседа, в ходе которой учащиеся подводятся к заключению, что не все изобразили главные части цветка, большинство изобразили только вспомогательные – чашечку и венчикУчитель подчеркивает, что так произошло потому, что не хватало необходимых знаний о строении цветка).

-Что нового узнали на уроке?

В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вам символический подарок. Это пакетики с семенами цветов.

Домашнее задание:

Параграф №46 ,прочитать

Творческое задание на выбор.1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте кроссворд на тему «Строение цветка» (не меньше 10 слов).

3.Сообщение «Цветки-рекордсмены»





Приложение к уроку

Цветок — репродуктивный орган цветковых растений, служащий для семенного размножения

Цветоножка. - часть стебля, на которой расположен цветок.

Цветоло́же  — верхняя расширенная часть цветоножки, на которой располагаются все органы цветка. 

Околоцветник — венчик и чашечка цветка. Защищает пестик и тычинки от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей.

Простой околоцветник – околоцветник, представленный только венчиком или только чашечкой

Двойной околоцветник – околоцветник растений, представленный и чашечкой, и венчиком

Венчик — совокупность лепестков цветка, внутренняя часть околоцветника.

Лепесток — часть венчика — внутреннего круга околоцветника. Лепестки насекомоопыляемых растений имеют, как правило, относительно крупный размер и яркую окраску.

Сростнолепестный венчик – это венчик, лепестки которого срастаются между собой на большем или меньшем протяжении.

Раздельнолепестный венчик — венчик, состоящий из свободных (несросшихся) лепестков 

Чашечка — совокупность чашелистиков, наружная часть околоцветника

Чашелистики — наружные элементы околоцветника, обычно имеют зелёный цвет

Раздельнолистная чашечка-это чашечка, состоящая из свободных (несросшихся) чашелистиков.

Сростнолистная чашечка- это чашечка, у которой чашелистики  частично или полностью срослись друг с другом.

Пестик — женская часть цветка, участвующая в образовании плода.

Рыльце — верхняя часть пестика, служащая для улавливания пыльцы

Завязь — нижняя расширенная часть пестика, содержащая семязачатки.

Тычинка — мужская часть цветка, образующая пыльцу

Спермии — безжгутиковые мужские половые клетки у семенных растений, не способные к активному передвижению.

Однополые цветки- цветки, в которых имеются только тычинки, но нет пестика (пестиков) или имеется только пестик (пестики), но нет тычинок. В первом случае цветки называют тычиночными (мужскими), во втором — пестичными (женскими).

Обоеполые (двуполые) цветки –это цветки,которые имеют как тычинки, так и пестики.

Двудомные растения — растения, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки или другие органы размножения (мужские и женские) у нецветковых растений находятся на разных растениях. Например: крапива, облепиха, тополь.

Однодомные растения — растения, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки или другие органы размножения (мужские и женские) у нецветковых растений находятся на одном и том же растении. Например: берёза, лещина, ель, сосна, мох кукушкин лён

















































Самоанализ

Цветок- орган семенного размножения растений





Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений.

  2. Начать формирование знаний о функциях частей цветка.

  3. Расширить знания учащихся о значении цветущих растений в жизни человека.

Развивающие:

  1. Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции.

  2. Развивать экологическое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство, продолжить формирование убежденности учащихся в познаваемости мира и огромном значении биологических и экологических знаний в жизни человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемный.

Вид урока: комбинированный, с использованием компьюторных технологий, таблиц, рисунков, моделей.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Приемы обучения: беседа, рассказ, работа с учебником, лабораторная работа.

Оборудование: живые цветки глоксинии, чашка Петри, пинцет



Цели урока я достигла. Ребята узнали о строении цветка, о функции частей цветка.

Нашли все части цветка на натуральных объектах.

Просмотр содержимого презентации
«Урок биологии 6 класс»

Цветок –  орган семенного размножения растений  Учитель биологии и  химии МБОУ «Мазунинская ООШ»  Кокшарова Людмила Егоровна

Цветок – орган семенного размножения растений Учитель биологии и химии МБОУ «Мазунинская ООШ» Кокшарова Людмила Егоровна

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Изучить строение цветка,
  • Познакомиться с разнообразием цветков,
  • Выяснить, какие части цветка самые главные.
Строение цветка

Строение цветка

Растения однодомные двудомные    Женские и мужские цветки на одном растении  Женские и мужские цветки на разных растениях

Растения

однодомные двудомные

Женские и мужские цветки на одном растении

Женские и мужские цветки на разных растениях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!