СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме валентные состояния атома углерода

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с понятиями гибридизация, научить определять по структурной формуле тип гибридизации и форму атома углерода

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме валентные состояния атома углерода»

Тема: «Валентные состояния атома углерода»

Цели урока:

Образовательная – вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме “Валентные состояния атома углерода, познакомить учащихся с понятием гибридизация и валентными состояниями атома углерода, научить определять по структурной формуле вещества гибридное состояние и форму атома углерода.

Развивающая – формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, делать выводы по теме; способствовать развитию мышления, познавательных и общетрудовых умений.

Воспитательная – формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; убеждать в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире.

Задачи урока:

  1. Изучить строение атома углерода в трёх валентных состояниях, понятие гибридизации; типы химической связи в молекулах алканов, алкенов, алкинов; пространственное строение молекул. Продолжить формирование умений в моделировании химических явлений.

  2. Развитие умений обобщать и систематизировать знания, относящиеся к разным классам углеводородов; выявлять сущность свойств углеводородов и взаимосвязь между химической связью в органических соединениях и их строением и составом.

  3. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения на примере молекулы метана, этилена, ацетилена. Развитие умений в установлении причинно-следственных связей.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации занятий: словесный (лекция), наглядный, проблемное изложение, работа с книгой, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний.На этапе актуализации знаний ученики вспоминают типы химической связи, кратность ковалентных связей, - связь и -связь, теорию строения органических веществ и то, что углерод в органических соединениях четырехвалентен.

III. Постановка цели и задач урока.

Атом углерода – основа всех органических соединений, поэтому его электронное строение представляет особый интерес при изучении органической химии.

  1. К доске выходит ученик и по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева дает характеристику строения атома углерода. (На доске представлена схема строения атома углерода) Уч- ся объясняет нормальное и возбужденное состояние атома углерода

IV. Изучение нового материала.

  1. Поглощенная энергия (при возбуждении атома углерода) затем с избытком компенсируется при образовании четырех химических связей. Как вы считаете, энергетические состояния этих электронов одинаковы?

  2. Ученики: поскольку это разные подуровни, то они должны отличаться энергиями.

  3. Учитель: на самом деле в симметрично построенных молекулах, таких как CH4 и CCIи др., четыре химические связи атома углерода с другими атомами практически одинаковы. Чтобы объяснить это противоречие, физиками было введено понятие о гибридизации (смешении) электронных орбиталей (слайд 3). Согласно этой гипотезе, электроны находятся не на “чистых” s- и р-орбиталях, а на усредненных, обладающих одинаковой энергией. Такие орбитали называют гибридными. При смешении одной 2s- и трех 2р-орбиталей образуются четыре одинаковые sp3-гибридные орбитали (слайды 4, 5).Их формы отличаются от форм исходных 2s- и 2р-орбиталей, один из “лепестков” этой орбитали значительно вытянут в одну сторону от ядра. Все они строго ориентированы в пространстве под углом 109о28', образуя геометрическую фигуру – тетраэдр.

  4. Заполнение таблицы «Валентные состояния атома углерода».

  5. Учитель: для атома углерода возможны три типа гибридизации, три валентных состояния атома углерода – sp3, sp2 и sp. Два новых состояния, чем отличаются от первого?

  6. Ученик: участвуют не все р-орбитали.

  7. Учитель объясняет второе валентное состояние и образование двойной связи. . А как же возникает тройная связь?

  8. Ученик: в sp-гибридизации должны перекрываться только 2s- и одна 2р-орбиталь.

  9. Учитель: объяснение третьего валентного состояния атома углерода (На протяжении прохождения нового материала учащиеся составляют таблицу в тетрадях с опорой на презентацию учителя (тема, понятие гибридизации, валентные состояния атома углерода).

V. Закрепление изученного материала.

  1. Собрать шаростержневые молекулы метана, этилена и ацетилена.

  2. Показать валентные углы.

  3. Назвать тип гибридизации для каждой связи.

  4. Какой тип гибридизации не существует и почему?

  5. Определите тип гибридизации каждого атома углерода в молекулах веществ

1) СН- СН- СН3; 2) СН2 = СН - СН2 - СН3; 3) СН  С - СН- СН3

VI. Рефлексия

  1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  2. Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?

VII. Домашнее задание §4, № 1, 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!