СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Весна идёт, весне дорогу!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время урока у детей происходит коррекция развития слухового и зрительного восприятия, внимания, аналитико - синтетической деятельности, памяти, коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Весна идёт, весне дорогу!"»

Коррекция и расширение представлений о событиях и явлениях окружающего мира

3 класс


Тема: Весна идёт, весне дорогу!


Цель: формирование у воспитанников представлений об весенних изменениях в природе.


Задачи:

  1. Продолжать учить воспитанников узнавать и называть признаки весны в живой и неживой природе;

  2. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, аналитико-синтетической деятельности, памяти, коммуникативных навыков; развитие мелкой моторики пальцев рук.

  3. Воспитывать у детей чувство любви к природе и стремление сохранить окружающий мир.


Оборудование: карточки с заданиями, карточки с изображением весенних месяцев, кроссворд « Весенние подарки », рисунок « Весна », набор картинок для рисунка « Весна », презентация «Привет, Весна!».


Ход занятия


  1. Организационный момент (слайд 1)


Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлёпает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро, быть теплу!» -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Л. Аким


-Вы догадались, к какому времени года мы отправимся в гости?

-После какого времени года приходит весна?


  1. Вводная беседа


Сегодня на занятии мы будем говорить о приметах весны, весенней погоде, об изменениях в жизни растений и животных весной. Вы будете выполнять разные интересные задания, составлять весеннюю картину и в конце занятия посмотрим, что у нас получится.



III. Весенние месяцы (слайд 3)

  1. - В цепочке букв (на карточках) спрятались слова. Найдите и подчеркните их.


Р З К А В Г У С Т Д Б М А Р Т Ш Е Д

М А П Р Е Л Ь С Т Л М А Й У П

- Какие слова у вас получились?

- Какое слово лишнее? Почему

- Назовите весенние месяцы по порядку.


2. Чтение воспитанниками стихотворений о каждом месяце


МАРТ (слайд 4)

Ручейки бегут быстрее

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц …


АПРЕЛЬ (слайд 5)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл …


МАЙ (слайд 6)

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет,

В зелень наш оделся край –

Нас теплом встречает …


(Выставление иллюстраций с изображением весенних месяцев на доске)


  1. Развитие мелкой моторики


Солнце ярче засияло Поочередно сильно сжать пальцы

Отступают холода

Значит снова на свиданье на правой, левой руках.

К нам торопиться весна



Птицы радостно запели, Разжать и тихонько положить

С крыш закапала капель, руки на стол

На деревьях почки вскрылись

НА дворе уже апрель.



Вся природа оживилась, Постукивание пальцами о парту.

Зазвенели ручейки, Поглаживание кисти правой,

На проталинах весенних а затем левой руки.

Появляются цветы.



V. Весенние изменения в неживой природе (слайд 7)


  • Весной становится теплее, повышается температура воздуха.

  • Дни становятся длиннее (увеличивается световой день).

  • Снег тает.

  • Оттаивает почва.

  • На реках тает лёд. Начинается ледоход. А потом и половодье.

  • Небо голубое и высокое.


VI. Весенние изменения в жизни растений (слайд 8)


1. – Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев?


  • На деревьях появляются почки, а потом и первые зеленые листочки.

  • Начинает пробиваться первая зеленая травка.

  • Появляются первые раннецветущие растения.


- Посмотрите, какие растения появляются из-под снега первыми? (слайд 9)


VII. Физминутка


Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.


Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер качает листву.


В стороны руки, плавно помашем –

Птицы с юга летят.


Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.


Руки опустили и присели,

Заниматься тихо сели.


VIII. Весенние изменения в жизни животных


1.Возвращение перелётных птиц (слайд 10)

Наступила весна и перелётные птицы возвращаются в родные края. Такое поведение птиц обусловлено их природой. Наступила пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов. Возвращение пернатых домой свидетельствует о прекращении холодов. Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, и стараются успеть прибыть к начавшемуся ледоходу. Ещё снег не сошёл на полях, а грачи, прилетевшие на зов весны, уже деловито расхаживают по оттаявшим дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство. Существует примета: «Грачи прилетели, значит через месяц снег сойдет.» и как правило так всегда и происходит. Вслед за грачами прилетают скворцы. В народе говорится: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!». Скворец это небольшая птица достигающая в длину не более 20 см, но имеющая размах крыльев в двое больше. Интересной особенностью этой птицы является длинный, чуть изогнутый и острый клюв черного цвета, меняющий свой окрас на желтый во время сезона размножения. У скворцов первыми прилетают самцы и обустраивают гнездышко, а самки присоединяются позже. Следующими прилетят жаворонки. Жаворонки поют звонкие песни, которые означают приход весны.


(Приклеивание деталей картины – птицы)



2. Логические задачи (слайд 11)


1. КАК УЗНАЮТ ЖИВОТНЫЕ О ПРИХОДЕ ВЕСНЫ?

- Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. 

Вышли они из норы или берлоги и пошли искать  более сухие места.

- Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

-Прослушайте стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь»

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны,

И, наверно, видел сны.


Вдруг проснулся косолапый

Слышит: каплет! – Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!


Заспешил медведь наружу

Заливает – не до сна!

Вылез он и видит:

Лужи, тает снег…

Пришла весна!


Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


2. ОТКУДА НА КУСТЕ ЗАЯЧЬЯ ШЕРСТЬ?

- Давайте представим, что мы оказались в весеннем лесу. Идем мы по тропинке тихо-тихо, чтобы всё слышать, всё видеть, никого не спугнуть. И вот – впереди – что это? Видите? Клок заячьей шерсти на кусте! А вот еще один  клок от заячьей зимней шубы – висит на веточке.  

- Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось и почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (Чаще всего дети решают, что зайцев съели лисы и волки, а шубу есть не стали, и остались от зайчиков  «рожки да ножки», то есть только клочки шерсти).

- Нет, зайчики целы и невредимы, бегают по лесу. А вот шубку они поменяли с белой на серую!

Какие еще необычные и важные события происходят в жизни животных весной? Расскажите о том, что   многие животные весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев.  Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

- Почему зайчику хочется побыстрее сменить шубку на весеннюю?

А вот несколько лесных разговоров о линьке, которые можно разыграть с детьми помощью театра картинок. Или сделать простейший пальчиковый театр (как просто и очень быстро сделать пальчиковый театр  вместе с детьми читайте здесь)

Э. Шим. Заяц и Крот

«- Заяц, ты хвост потерял!
— Где?!
— Вон валяется
— Эх, слепой ты, Крот! Это не хвост… Это зимней шубы клочок. Я уже зимнюю шубу – то износил, распускаю теперь на клочки да на прядочки!»

Э. Шим. Заяц и ежик

«- Ежик, все звери весной линяют – и барсуки, и лисицы, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ежик, в старой шубе ходишь!
— Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только  в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!»



(Приклеивание деталей картины – животные


IX. Кроссворд « ВЕСНА» (слайды 13)


1. Растёт она вниз головой

Не летом, а ранней весной.

Но солнце её припечёт

Заплачет она и умрёт. (сосулька)


2. Весной у пня

Суета, беготня

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (муравьи)


3. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)


4. Белые горошки

На зелёной ножке. (ландыши)


5. На шесте – дворец,

Во дворце – певец. (скворец)


6. На откосе, на лугу

Босиком по снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки. (мать-и-мачеха)


(Приклеивание деталей картины - Животные и растения)


  1. Итог занятия

- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.

- Какое время года изображено на ней?

- Какие приметы весны вы знаете?

- Какие происходят изменения в жизни растений и животных весною?

- Давайте составим по картине рассказ.