СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме : " Водород. Свойства и применение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок с применением информационно-коммуникационных технологий

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме : " Водород. Свойства и применение"»

Урок по теме : «Свойства и применение водорода».


  • Цель урока: изучить свойства водорода и его применение; сформировать умение безопасной работы с водородом.

  • Задачи урока:

  • Обучающие: изучить физические и химические свойства водорода, сформировать умение составлять уравнения химических реакций, рассмотреть области применения водорода; объяснить правила техники безопасности при работе с водородом.

  • Развивающие: развитие умений использования химической номенклатуры, развитие научного мышления, умения сравнивать, делать выводы.

  • Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения. 



Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Подготовка класса к уроку.

Актуализация знаний.

1.Ребята, начнем мы наш урок с загадки, затем-скажем тему урока:

(слайд ):

Я, газ!

Легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду!(Водород).

Тема урока (на экране)

сегодня на уроке мы изучим физические и химические свойства водорода, скажем области применения.

Водород настолько важен и распространен ,что о нем говорят даже в стихах.

2. Дети рассказывают стихи о водороде на разных языках.



II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:



1. Какова общая характеристика водорода?

2. Где находится водород в природе?

Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Если посмотреть на схему распространения химических элементов, то можно увидеть, что доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы. Однако, роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17%. 

Множество органических веществ, представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ метан СН4, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, витамины и другие органические вещества. В теле человека около 10% водорода .


В космосе водород - главный элемент.

Например, ближайшая к нам звезда Галактики, которую мы знаем под именем "Солнце", на 70% своей массы состоит из водорода. Атомов водорода во Вселенной в несколько десятков тысяч раз больше, чем всех атомов всех металлов, вместе взятых.


Даже его товарищ по периоду, очень легкий и широко распространенный элемент гелий (в переводе с греческого "солнечный") содержится на Солнце в количестве, в пять раз меньшем, чем водород…

В земной атмосфере тоже есть немного водорода в виде простого вещества - газа состава Н2Водород много легче воздуха, и поэтому его находят в верхних слоях атмосферы.

Но гораздо больше на Земле связанного водорода: ведь он входит в состав воды, самого распространенного на нашей планете сложного вещества. Водород, связанный в молекулы, содержат и нефть, и природный газ, многие минералы и горные породы. Водород входит в состав всех органических веществ.

Русское название водорода указывает, что он "рождает" воду; латинское "гидрогениум" означает то же самое.


Водород был открыт в 1766 году английским химиком Генри Кавендишем, который установил, что при взаимодействии металлов с разбавленными кислотами выделяется некий "горючий воздух" (в те времена все газы называли "воздухом"). Наблюдая горение водорода на воздухе, Кавендиш установил, что в результате появляется вода. Это было в 1782 году.


3. Какова биологическая роль водорода?


Водород вместе с азотом, кислородом и углеродом входит в группу так называемых элементов-органогенов. 

Именно из этих элементов в основном и состоит организм человека. Доля водорода в нем по массе достигает 10%, а по числу атомов 50% (каждый второй атом в организме – водород). 

Водород и самый распространенный элемент в нашей вселенной – его доля составляет около 75% по массе и 92% по числу атомов. В отличие от кислорода, существующего как в природе, так и в организме в свободном виде, водород почти полностью находится в виде его соединений (основное соединение водорода – вода).



Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма важны соединения, в состав которых он входит, а именно вода, белки, жирыуглеводывитамины, биологически активные вещества (за исключением минералов) и т.д. Наибольшую ценность, конечно, представляет соединение водорода с кислородом – вода, которая фактически является средой существования всех клеток организма.



4. Как получают водород в лаборатории и в промышленности ?



А) 2H2O ----2H2 +O2 (пост. ток)

Б) Zn + 2HCI-----ZnCI2 +H2

В промышленности водород получают из метана СН4 или из воды.



5. Как собирают водород?

Методом вытеснения воздуха или воды в пробирку ,поднятую вверх дном.



6. Решить задачу:

сравнить массовую долю водорода в метане CH4 (1ряд), воде Н2О(2ряд),ацетилене С2Н2 (3ряд).



Ответ:w (H) в CH4=25%; w(Н) в H2O=11%;w(H) в C2H2=7,7%.



7. Тестовые задания ( на экране).



8. Видеоролик о водороде (беседа с обучающимися 11 классов).





III. Изучение нового материала:





1.Физические свойства водорода .



О каких свойствах этого газообразного вещества идет речь в услышанных стихах ?

Презентации и видеоматериалы из интернета обучающихся.

физические свойства водорода: газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.  
Водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов); имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С); обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух).



2.Химические свойства Н2:



А) Горение водорода.

(Видеоролик, слайд ). Водород – очень интересное вещество. Он может легко окисляться. Это происходит, когда водород сжигают в кислороде,

2H2 + O2 = 2H2O,

реакция протекает со взрывом, смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучий газ (слайд ).



Из истории: Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье. Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. « Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», - так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.

Б)Поэтому, прежде чем поджигать водород, необходимо проверить его чистоту. Меры безопасности при работе с водородом. Если в лаборатории или в

производстве возможна утечка водорода, во избежание взрыва систематически и тщательно проверяют чистоту воздуха (слайд ).

В)Взаимодействие с другими неметаллами.

Закончите уравнения химических реакций, зная, что водород в соединениях одновалентен, хлор – одновалентен, сера – двухвалентна (слайд ).

Проверьте правильность решения (слайд ).

Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.

H2 + S = H2S

Г)Взаимодействие с оксидами некоторых металлов.

H2 + CuO  H2O + Cu. Это окислительно-восстановительная реакция (слайд 12). Происходит восстановление меди. Н2 – восстановитель.

Демонстрация опыта (видеоролик из интернета).

Д) Взаимодействие с активными металлами с образованием гидридов.

2Na+H2----2NaH



3.Применение водорода. Работа со схемой (слайд)



Исходя из физических и химических свойств водорода назовем применение этого газообразного вещества.

Применение водорода обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях: 



  • Синтез аммиака 

  • Синтез соляной кислоты 

  • Синтез метилового и других спиртов 


  • Гидрогенизация растительных масел (получение маргарина) 

  • Водород-экологически чистое топливо.
    Производство изделий из кварцевого песка 


  • Для получения жидкого топлива из каменных углей 


  • Получение молибдена, вольфрама и других металлов 


  • В качестве горючего в современной ракетной технике 


  • Получение высоких температур 


  • Хладагент в специальных физических проборах 


  • Атомно-водородной сварке тугоплавких сталей и сплавов 


Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. (и др. различные области применения этого газа)













IV. Закрепление



1. Химический диктант. Пронумеруйте 8 строчек в столбик. Записывайте возле каждого номера формулу нужного газа – О2 или Н2.  

                

  • 1. Легкий газ

  • 2. Тяжелый газ

  • 3. Газ, поддерживающий горение

  • 4.Газ при смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях.

  • 5.Собирают вытеснением воздуха.

  • 6. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд

  • 7. Собирают методом вытеснения воды.      

  • 8. Собирают в сосуд, поставленный на дно.


2. Упражнение на стр.101 № 3.


3.Тестовые задания стр. 101.


4.Дидактический материал стр.22 вар. № 2

5.Игра: « крестики –нолики».



V. Итоги урока. Выводы .

VI. Домашнее задание: пар-ф 29, дид. материал стр.22 в.№3,4.

Выставление оценок.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!