Урок по теме : «Свойства и применение водорода».
Цель урока: изучить свойства водорода и его применение; сформировать умение безопасной работы с водородом.
Задачи урока:
Обучающие: изучить физические и химические свойства водорода, сформировать умение составлять уравнения химических реакций, рассмотреть области применения водорода; объяснить правила техники безопасности при работе с водородом.
Развивающие: развитие умений использования химической номенклатуры, развитие научного мышления, умения сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Подготовка класса к уроку.
Актуализация знаний.
1.Ребята, начнем мы наш урок с загадки, затем-скажем тему урока:
(слайд ):
Я, газ!
Легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду!(Водород).
Тема урока (на экране)
сегодня на уроке мы изучим физические и химические свойства водорода, скажем области применения.
Водород настолько важен и распространен ,что о нем говорят даже в стихах.
2. Дети рассказывают стихи о водороде на разных языках.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1. Какова общая характеристика водорода?
2. Где находится водород в природе?
Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество. Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Если посмотреть на схему распространения химических элементов, то можно увидеть, что доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы. Однако, роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17%.
Множество органических веществ, представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ метан СН4, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, витамины и другие органические вещества. В теле человека около 10% водорода .
В космосе водород - главный элемент.
Например, ближайшая к нам звезда Галактики, которую мы знаем под именем "Солнце", на 70% своей массы состоит из водорода. Атомов водорода во Вселенной в несколько десятков тысяч раз больше, чем всех атомов всех металлов, вместе взятых.
Даже его товарищ по периоду, очень легкий и широко распространенный элемент гелий (в переводе с греческого "солнечный") содержится на Солнце в количестве, в пять раз меньшем, чем водород…
В земной атмосфере тоже есть немного водорода в виде простого вещества - газа состава Н2. Водород много легче воздуха, и поэтому его находят в верхних слоях атмосферы.
Но гораздо больше на Земле связанного водорода: ведь он входит в состав воды, самого распространенного на нашей планете сложного вещества. Водород, связанный в молекулы, содержат и нефть, и природный газ, многие минералы и горные породы. Водород входит в состав всех органических веществ.
Русское название водорода указывает, что он "рождает" воду; латинское "гидрогениум" означает то же самое.
Водород был открыт в 1766 году английским химиком Генри Кавендишем, который установил, что при взаимодействии металлов с разбавленными кислотами выделяется некий "горючий воздух" (в те времена все газы называли "воздухом"). Наблюдая горение водорода на воздухе, Кавендиш установил, что в результате появляется вода. Это было в 1782 году.
3. Какова биологическая роль водорода?
Водород вместе с азотом, кислородом и углеродом входит в группу так называемых элементов-органогенов.
Именно из этих элементов в основном и состоит организм человека. Доля водорода в нем по массе достигает 10%, а по числу атомов 50% (каждый второй атом в организме – водород).
Водород и самый распространенный элемент в нашей вселенной – его доля составляет около 75% по массе и 92% по числу атомов. В отличие от кислорода, существующего как в природе, так и в организме в свободном виде, водород почти полностью находится в виде его соединений (основное соединение водорода – вода).
Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма важны соединения, в состав которых он входит, а именно вода, белки, жиры, углеводы, витамины, биологически активные вещества (за исключением минералов) и т.д. Наибольшую ценность, конечно, представляет соединение водорода с кислородом – вода, которая фактически является средой существования всех клеток организма.
4. Как получают водород в лаборатории и в промышленности ?
А) 2H2O ----2H2 +O2 (пост. ток)
Б) Zn + 2HCI-----ZnCI2 +H2
В промышленности водород получают из метана СН4 или из воды.
5. Как собирают водород?
Методом вытеснения воздуха или воды в пробирку ,поднятую вверх дном.
6. Решить задачу:
сравнить массовую долю водорода в метане CH4 (1ряд), воде Н2О(2ряд),ацетилене С2Н2 (3ряд).
Ответ:w (H) в CH4=25%; w(Н) в H2O=11%;w(H) в C2H2=7,7%.
7. Тестовые задания ( на экране).
8. Видеоролик о водороде (беседа с обучающимися 11 классов).
III. Изучение нового материала:
1.Физические свойства водорода .
О каких свойствах этого газообразного вещества идет речь в услышанных стихах ?
Презентации и видеоматериалы из интернета обучающихся.
физические свойства водорода: газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.
Водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов); имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С); обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух).
2.Химические свойства Н2:
А) Горение водорода.
(Видеоролик, слайд ). Водород – очень интересное вещество. Он может легко окисляться. Это происходит, когда водород сжигают в кислороде,
2H2 + O2 = 2H2O,
реакция протекает со взрывом, смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучий газ (слайд ).
Из истории: Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье. Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. « Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», - так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
Б)Поэтому, прежде чем поджигать водород, необходимо проверить его чистоту. Меры безопасности при работе с водородом. Если в лаборатории или в
производстве возможна утечка водорода, во избежание взрыва систематически и тщательно проверяют чистоту воздуха (слайд ).
В)Взаимодействие с другими неметаллами.
Закончите уравнения химических реакций, зная, что водород в соединениях одновалентен, хлор – одновалентен, сера – двухвалентна (слайд ).
Проверьте правильность решения (слайд ).
Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.
H2 + S = H2S
Г)Взаимодействие с оксидами некоторых металлов.
H2 + CuO H2O + Cu. Это окислительно-восстановительная реакция (слайд 12). Происходит восстановление меди. Н2 – восстановитель.
Демонстрация опыта (видеоролик из интернета).
Д) Взаимодействие с активными металлами с образованием гидридов.
2Na+H2----2NaH
3.Применение водорода. Работа со схемой (слайд)
Исходя из физических и химических свойств водорода назовем применение этого газообразного вещества.
Применение водорода обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:
Водород-экологически чистое топливо.
Производство изделий из кварцевого песка
Для получения жидкого топлива из каменных углей
Получение молибдена, вольфрама и других металлов
В качестве горючего в современной ракетной технике
Получение высоких температур
Хладагент в специальных физических проборах
Атомно-водородной сварке тугоплавких сталей и сплавов
Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. (и др. различные области применения этого газа)
IV. Закрепление
1. Химический диктант. Пронумеруйте 8 строчек в столбик. Записывайте возле каждого номера формулу нужного газа – О2 или Н2.
1. Легкий газ
2. Тяжелый газ
3. Газ, поддерживающий горение
4.Газ при смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях.
5.Собирают вытеснением воздуха.
6. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд
7. Собирают методом вытеснения воды.
8. Собирают в сосуд, поставленный на дно.
2. Упражнение на стр.101 № 3.
3.Тестовые задания стр. 101.
4.Дидактический материал стр.22 вар. № 2
5.Игра: « крестики –нолики».
V. Итоги урока. Выводы .
VI. Домашнее задание: пар-ф 29, дид. материал стр.22 в.№3,4.
Выставление оценок.