СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Зубы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Зубы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Зубы"»

«СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЗУБОВ»

(8 класс)

Дидактическая цель – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи: образовательные (предметные) – дать понятие о форме, строении и функциях зубов; объяснить причины смены молочных зубов на постоянные; развивающие (метапредметные): закрепить умение работы с учебной и дополнительной литературой; развивать умения внимательно слушать своих товарищей; продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе. Воспитательные (личностные): обосновать соблюдение гигиенических правил ухода за зубами; продолжить формирование сознательного отношения к здоровью; продолжить формирование познавательного интереса.

Методы: частично-поисковый; исследовательский.

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающие.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.

Средство обучения: учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-Граф

Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока.


Ход урока

«Никогда не переставай улыбаться,

даже когда тебе грустно.

Кто-то может влюбиться в твою улыбку…»

Г.Г.Маркес


Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Что больше всего привлекает в улыбке ваше внимание? Это зубы.

Действительно, красивая улыбка – здоровые зубы. Сегодня на телеканале «Теле 45 минут», вы увидите передачи, подготовленные ребятами. Они познакомят со строением и значением зубов. По ходу просмотра телезрители делают краткие записи в тетради.


Телепередача «Хочу знать»


Ведущий: Юный телезритель в своем письме пишет о том, что он узнал, как предки человека питались смешанной пищей и имели зубы, характерные для всеядных животных. Многие челюсти и крепкие зубы у обезьянолюдей были органом защиты и нападения, аппаратом для дробления сырой и грубой пищи. Его интересует строение и значение зубов современного человека.

В поисках ответа мы отправляемся в стоматологический центр.

Врач – стоматолог: Зуб – это орган, обеспечивающий механическую обработку пищи в процессе жевания.

Каждый зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронка зуба покрыта богатой неорганическими солями тканью – эмалью. В ней нет ни живых клеток, ни рецепторов. Здоровая эмаль желтовато-белого цвета.

Под эмалью лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой – дентин. Это уже живая ткань, близкая по составу к кости. Дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба. Они связаны с нервами, по кровеносным сосудам к ним поступают питательные вещества, благодаря чему в дентине постоянно обновляется известковый состав.

Корень зуба покрыт костным веществом – цементом. В нем, также, как и в дентине, есть клетки, и происходит обмен веществ. Корень зуба находится в зубной лунке и со всех сторон окружен десной. Ткани вокруг зуба называются пародонтом.

Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней есть чувствительные нервы, воспринимающие давление на зуб, температуру и боль, когда разрушается, а также кровеносные сосуды, обеспечивающие его питание.

В связи с выполняемыми функциями различают три типа зубов:

  • Резцы – передние зубы плоской формы, которые прорезаются первыми у детей, служат для откусывания пищи.

  • Клыки – заостренные зубы, которые служат для разрывания жесткой пищи. Как и резцы, они имеют простые одиночные корни.

  • Малые и большие коренные зубы - задние зубы с бугристой жевательной поверхностью, служат для пережевывания и перетирания пищи и имеют корни с несколькими отростками.

Человек рождается без зубов. Первые зубы появляются в 6-9 месяцев. Их называют молочными. К 2 годам у ребенка уже 20 зубов. С 6-7 летнего возраста начинается замена молочных зубов на постоянные.

Смена зубов происходит из-за того, что челюсти ребенка и по своим размерам, и по форме отличаются от челюстей взрослого человека. Постоянные зубы закладываются очень рано. Их зачатки формируются у корней молочных. К моменту смены молочных зубов постоянные начинают расти. Они сдавливают корни молочных, преграждая путь крови. Лишившись питания, молочный зуб погибает. Корни его рассасываются, а верхняя часть отделяется. У выпавшего зуба вместо корней зияет дыра. Процесс смены зубов в основном заканчивается к 12-14 годам. Последний коренной зуб прорезается обычно к 18-20 годам, а иногда и позднее, когда человек «благодаря учению приобретает мудрость» - так думал великий древний врач. Этот зуб Гиппократ назвал зубом «мудрости».


Телепередача «Специальный корреспондент»


Ведущий: Как не тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес. Кариес – патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходят деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием полости.

Статистические данные показывают, что в детском возрасте оно занимает первое место среди хронических заболеваний, и встречается в 5-8 раз чаще, чем заболевание, занимающее второе место по распространенности – бронхиальная астма. По данным разных авторов около 80% подростков на момент окончания школы имеют кариозные полости. Данные факты и послужили основанием для расследования.

Наша съемочная группа посетила врача-стоматолога больницы и выяснила, что по данным осмотра из 100% учащихся старших классов у 21% ребят была выявлена начальная стадия кариеса, т.е. появление матового, белого, светло-коричневого, темно-коричневого пятен; у 15% учащихся - поверхностная стадия кариеса, т.е. дефект эмали; у 10% - средняя стадия развития кариеса, т.е. дефект эмали и дентина. Лишь 54% старшеклассников имеют здоровые зубы.

Как следует из приведенных выше данных, кариес имеет неодинаковую распространенность и интенсивность. Обусловлено это рядом факторов:

  • характер питания (количество углеводов);

  • режим питания;

  • гигиена полости рта;

  • сдвиги в функциональном состоянии организма;

  • недостаточное количество фтора, поступающего в организм и т.д.


Анализируя результаты теста, который был предложен учащимся старших классов, было выявлено, что 30% ребят способствуют укреплению здоровья зубов, 42% подростков лишь поддерживают имеющийся уровень здоровья зубов, а 28% учащимся необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья зубов и может привести к его полной утрате.


Телепередача «Здоровье»


Ведущий: «Здоровые зубы – здоровое тело». Что же стоит за словами этого изречения? Это лишь несколько простых правил, которые необходимо соблюдать каждому.

  1. Чистить зубы 2 раза день – после завтрака и ужина.

  2. Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут.

  3. Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор.

  4. Полоскать рот после любой еды.

  5. Интенсивно пережевывать сырые овощи и фрукты.

  6. Меньше употреблять сахаросодержащие продукты.

  7. Употреблять больше продуктов, содержащих витамины В и С, и минеральные элементы.

  8. Для профилактики болезней зубов 2 раза в год посещайте врача – стоматолога.

Привычки сами по себе не создаются, их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.


Телепередача «Контрольная закупка»


Ведущий: Зачем здоровому человеку тратиться на дорогую пасту, когда все его проблемы могут быть разрешены более дешевой? Каков же выбор старшеклассников?

Перед учащимися были представлены четыре вида зубных паст. Большинство учащихся свое предпочтение отдали зубным пастам №1 (blend-a-med) и №3 (colgat), так как при выборе доверяют рекламе. №2 (32 норма) выбрали ребята, которые пользуется им по рекомендации зубного врача. Пастой под №4 (семейная) старшеклассники не пользуются, потому что считают ее дешевой и малоэффективной. Для решения проблемы правильного выбора пасты мы обратились к врачу-стоматологу.

Врач - стоматолог: Зубная паста – желеобразная масса (паста или гель) для чистки зубов. Все пасты делятся на две группы: гигиенические и лечебно – профилактические.

Гигиенические пасты – предназначены только для очищения зубов от налета пищи, а также придания полости рта приятного запаха, так как они никаких активных компонентов, зачищающих зубы от кариеса, не содержат. Их рекомендуют тем, кто имеет здоровые зубы, а также не имеет причин для возникновения болезней зубов и регулярно посещает стоматолога.

Лечебно – профилактические пасты очищают поверхность зубов, отбеливают и восстанавливают зубную эмаль, подавляют микрофлору, вызывающий кариес и пародонтит.

Выбор пасты дело сугубо индивидуальное. Значение имеют возраст (детские пасты отличаются от взрослых), состояние зубов и даже время года (весной у многих обостряется пародонтит). Есть люди, у которых определенные пасты вызывают аллергию, раздражение слизистой (причиной могут быть консерванты или вещества, создающие пенистость). Поэтому прежде отправляться в магазин или аптеку, надо проконсультироваться со своим врачом.



Телеигра «Поле чудес»


Задание №1. Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в XVII веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов белым кристаллическим веществом. Какое вещество он использовал для чистки зубов?

С

О

Л

Ь

Задание №2. Назовите растение, которое является героем рождественской сказки Ганса Христиана Андерсена и используется для лечения десен.


Д

У

Б

Задание №3. В России со времен Петра Великого люди использовали природное вещество для ежедневной гигиены полости рта. Микрочастицы вещества бережно удаляют зубной налет, возвращают зубам природную белизну и блеск, являются источником кальция для укрепления эмали зубов. О каком природном веществе идет речь?


М

Е

Л

Задание №4. Назовите заболевание, которое в переводе с греческого языка обозначает «воспаление около зуба».


П

А

Р

О

Д

О

Н

Т

И

Т


Итоги. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Домашнее задание. Изучить §31. Ответить на вопросы 1-6 на стр131 учебника. Выполнить дома опыт с расческой, разъясняющий правила чистки зубов.


Литература: 1) Драгомилов А.Г, Маш Р.Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. Вента – Граф, 2007. 2) Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособия для учащихся. – М. Просвещение, 1983. 3) Воронин Л.Г, Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!