Тема: Диалектика. Законы диалектики.
Цель: 1. Дать понятие диалектики. Подвести к пониманию понятия закон. Изучить виды законов; категории диалектики.
2. Развивать умение обобщать учебный материал, делать выводы;
3. Воспитывать уважение к окружающей среде, к законам природы и общества;
Оборудование урока: презентация, мультимедийная установка, коллекция минералов, растения,
цветные карандаши.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением пиктограммного метода.
Межпредметные связи: химия, биология, история.
План изучения:
Диалектика. Понятие.
Закон. Понятие.
Законы диалектики.
Принципы диалектики.
Категории диалектики.
Творческое задание.
Ход урока:
1.слайд первый
Учитель дает понятие « Диалектика», обучающиеся записывают в тетрадь.
2.Дается характеристика идеям Аристотеля и Сократа, как основоположникам диалектики
Слайд второй, третий;
3. Учитель берет в руки минерал и просит обучающихся описать его, но при этом говорить нужно только то, что видишь. ( предмет черного цвета, неопределенной формы, похож на камень);
4. Скажите, можем ли знать, что происходит внутри этого предмета?
Нет, не можем.
5 Давайте посмотрим на другой предмет - Это кристаллическая решетка углерода и сравним уголь, который я держала в руках и кристаллическую решетку углерода, который является основой угля. ( ответ: уголь бесформенный, но это дело рук человека, а в решетке каждая молекула на своем месте).
Скажите, е если хотя бы одна молекула переместится на другое место, что произойдет?
(ответ: это будет уже другой элемент)
Слайд четвертый.
6. А сейчас давайте посмотрим на растения. Скажите, почему листья зеленого цвета?
(ответ: солнечный свет плюс хлорофилл, эффект фотосинтеза). Верно.
7. А можем ли мы с вами увидеть этот эффект? Нет не можем.
Мы с вами видим, сколько бы растений перед нами не было, у всех у них листья зеленого цвета, независимо от названия растения и оттенков зеленого цвета.
Слайд пятый.
Итак, давайте подведем итог нашего разговора: каждая молекула строго занимает свое место. Для того. Чтобы листья окрашивались в зеленый цвет, необходим солнечный свет и хлорофилл.
Почему же так происходит? Подумайте. Пожалуйста, мысли вслух!
(ответ: молекулы связаны между собой; фотосинтез происходит независимо не от чего и т.д.)
Это происходит потому, что внутри изучаемых нами предметов существует устойчивая связь.
А устойчивые связи находят свое выражение в законах.
Слайд шестой. Обучающиеся записывают понятие закон.
А ,сейчас, скажите мне, какие законы вы знаете? (ответ: математические, физические)
Слайд седьмой. Виды законов.
Слайд восьмой, девятый Закон единства и борьбы противоположностей. Учитель объясняет действие закона.
Слайд десятый, одиннадцатый .Закон перехода количественных изменений в качественные.
Учитель объясняет действие закона.
Слайд двенадцатый,
. Закон отрицания отрицания. Объясняется действие закона.
А сейчас, давайте вернемся к понятию Закон. Скажите , что такое закон? (обучающиеся отвечают)
Слайд тринадцатый, четырнадцатый.. Принципы диалектики.
Следовательно, в основе законов диалектики ,лежат принципы диалектики.
Слайд пятнадцатый. Категории диалектики.
Творческое задание. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте законы диалектики так, как вы их представляете. После окончания выполнения задания, обучающиеся объясняют свой рисунок.
Подведение итогов урока.
Спасибо за работу.