СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Деепричастие как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Деепричастие как часть речи"»

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Деепричастие как часть речи»

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Деепричастие как часть речи»

Лодорский водопад Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Ворча, Струясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, круша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая В свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды В сверкающем, быстром Лодоре!  Роберт Саути

Лодорский водопад

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая

В свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Лодоре! Роберт Саути

Задание к тексту 1. Какие части речи помогли автору словесно нарисовать водопад? 2. Подчеркните их, запишите в тетрадь те, которые наиболее эмоционально передают внутреннее состояние водопада.

Задание к тексту

1. Какие части речи помогли автору словесно нарисовать водопад?

2. Подчеркните их, запишите в тетрадь те, которые наиболее эмоционально передают внутреннее состояние водопада.

Деепричастие - самостоятельная  часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом - сказуемым.  Отвечает на вопросы   что делая?  что сделав? как? каким образом?  почему? и др.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом - сказуемым. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? и др.

Признаки глагола Признаки наречия 1. Совершенный и несовершенный вид 1. Не изменяется 2. Переходность и непереходность 2.Не согласуется, не управляется 3. Возвратность и невозвратность  3. В предложении бывает обстоятельством 4. Управляет зависимыми словами

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Совершенный и несовершенный вид

1. Не изменяется

2. Переходность и непереходность

2.Не согласуется, не управляется

3. Возвратность и невозвратность

3. В предложении бывает обстоятельством

4. Управляет зависимыми словами

Деепричастие объединяет  значения двух частей речи глагола и наречия.  Докажите это на примере Задание :  Образуйте от данных глаголов деепричастия, определите вид,  допишите пословицы

Деепричастие объединяет значения двух частей речи глагола и наречия. Докажите это на примере Задание : Образуйте от данных глаголов деепричастия, определите вид, допишите пословицы

«Познай себя через меня» по волосам не плачут. 1 Снявши  голову, 2  Что имеем, не храним, потерявши, плачем. 3 а, давши – держись. Не давши слова – крепись, Не зная броду, 4 не суйся в воду. 5 Не жди добра, сделав зло.

«Познай себя через меня»

по волосам не плачут.

1

Снявши голову,

2

Что имеем, не храним,

потерявши, плачем.

3

а, давши – держись.

Не давши слова – крепись,

Не зная броду,

4

не суйся в воду.

5

Не жди добра,

сделав зло.

«Ищите суффиксы» Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида Что делая? Основа глагола настоящего времени несовершенного вида + а (я) Что сделав? Основа неопределенной формы глагола совершенного вида + в(вши), ши, а (я)

«Ищите суффиксы»

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Что делая?

Основа глагола настоящего времени несовершенного вида + а (я)

Что сделав?

Основа неопределенной формы глагола совершенного вида + в(вши), ши, а (я)

«Пунктуационный разбор предложений» 1. Засыпая все неровности на земле, пошел снег.  2. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах.  3. Снег, погрузив все лесное царство в мир безмолвия и сновидений, создал бесконечные вереницы белых фигур.

«Пунктуационный разбор предложений»

  • 1. Засыпая все неровности на земле, пошел снег.
  • 2. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах.
  • 3. Снег, погрузив все лесное царство в мир безмолвия и сновидений, создал бесконечные вереницы белых фигур.
Деепричастный оборот Деепричастие Зависимое слово

Деепричастный оборот

Деепричастие

Зависимое слово

«Пора за дело!!!!!!!!!» Диагностика 1 группа Работа с тестом 2 группа Работа с текстом Вода падала на землю и пр…зрачная св…ркающая на солнце тихо ворча точно во…ображая себя сильным и бурным п…током быстро б…жала куда(то) (в)лево. (Не) далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу. Горячие лучи и раскале…ая почва жадно вып…вая её отн…мали (у) неё силу. Вся природа затаив дыхание зам…рла в ожидани… чего(то). Казалось что оно настанет сейчас и все измен…т к лучшему.

«Пора за дело!!!!!!!!!»

Диагностика

1 группа Работа с тестом

2 группа Работа с текстом

Вода падала на землю и пр…зрачная св…ркающая на солнце тихо ворча точно во…ображая себя сильным и бурным п…током быстро б…жала куда(то) (в)лево.

(Не) далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу. Горячие лучи и раскале…ая почва жадно вып…вая её отн…мали (у) неё силу. Вся природа затаив дыхание зам…рла в ожидани… чего(то). Казалось что оно настанет сейчас и все измен…т к лучшему.

Неправильное  употребление слов в речи ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни.   Д. И. Писарев

Неправильное употребление слов в речи ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни. Д. И. Писарев

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему «Что было бы с русским языком, если бы из речи исчезли все деепричастные обороты»

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему «Что было бы с русским языком, если бы из речи исчезли все деепричастные обороты»

Спасибо всем!

Спасибо всем!