ОТКРЫТЫЙ УРОК
Класс: 11
Предмет: биология–информатики
Тема: «Происхождение человека. Этапы его становления»
Человек – это звучит гордо!
М. Горький
Цели урока: 1. продолжение работы над темой;
2. привитие навыков работы в группах;
3. формирование критического отношения к найденной информации, научить проверять ее достоверность, сопоставлять несколько источников;
4. формирование умений и навыков анализа данных и представления их в четком виде с визуальным сопровождением;
5. привитие навыков использования ИКТ для комплексного решения задач;
6. развитие алгоритмического, логического и критического мышления;
7. закрепление навыков социализации школьников.
Задачи: 1. проследить этапы развития знаний о сущности и
происхождении человека;
2. проработав с различными источниками информации, выделить ведущие идеи, конкретизировать их фактами и самостоятельно построить свою познавательную деятельность;
3. провести анализ информации, собранной участниками группы по заданному направлению;
4. создать презентацию, представляющую результат работы группы;
5. показать владение материалом, умения выступать публично, представлять работу группы, анализировать выступление, оценивать работу других групп.
Метод урока: проектно-исследовательский
Форма работы на уроке: групповая
Ход урока:
Организационный момент.
(учитель биологии) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок биологии. Он проходит в компьютерном классе, а это значит, что на уроке вам потребуются знания, умения и навыки использования ИКТ. Вести урок мы будем вдвоем. А еще на уроке у нас присутствуют гости, которые будут наблюдать за нашей с вами работой. Это представители ТОИПКиПРО.
Постановка целей и задач урока.
Тема нашего урока – «Происхождение человека. Этапы его становления». Над этой темой мы работаем уже несколько уроков. Вы работали с различными источниками информации, выделяли ведущие идеи, искали конкретные факты, т.е. собирали материал по этой теме. Каждая группа работала над каким-то одним этапом эволюции человека. Сегодня на уроке вы должны, собрав вместе весь найденный материал, провести его анализ и представить работу группы по существу, кратко и наглядно, создав предварительно электронную презентацию вашего выступления.
Так как вы работаете над различными частями одной темы, одного проекта, то мне бы хотелось, чтобы в вашем выступлении были отражены следующие моменты:
исторический возраст предков человека на каждом этапе эволюции, где и когда были найдены их останки;
объем мозга и их умственные способности;
орудия труда, которыми пользовались представители каждого этапа эволюции;
образ жизни, который они вели.
(учитель информатики) Знание технологии создания различного рода презентаций и умение ею пользоваться – это не просто дань моде или стремление к занимательности. Вы уже без 5 минут выпускники, и в деловой жизни вам придется не раз прибегать к разного рода приемам, помогающим заинтересовать людей в сотрудничестве или предлагаемой продукции. 50 % успеха в бизнесе зависит от умения заинтересовать слушателей, инвесторов, потребителей, как можно более интересно преподнести материал. Но для этого нужны некоторые навыки и умения. Наш урок как раз и поможет приобрести вам такие навыки.
С общими правилами построения презентации вы знакомы. Хочу дополнить план презентации следующими пунктами:
1. вначале представления работы обязательно всегда должен присутствовать титульный лист, на котором указывается название работы и авторы работы;
2. в конце презентации обязательно должен присутствовать слайд, содержащий краткие выводы, обобщение, итоги представленной работы.
Итого – 6 слайдов, как минимум. Если по каким-то разделам вы сочтете нужным не 1, а несколько слайдов – пожалуйста, ваше право.
Работаем по группам. Важен момент распределения обязанностей в группах. Подумайте, кто будет руководить работой, кто будет создавать презентацию, договоритесь, кто из вас будет докладчиком, а кто помощником в сопровождении доклада. Время на работу по созданию презентации у вас – до конца первого часа.
Практическая работа за компьютерами по созданию презентации.
Прежде чем вы приступите к работе, напоминаю вам правила работы за компьютером:
не прикасаться к питающим проводам и разъемам соединительных кабелей;
при появлении необычного звука, запаха гари немедленно прекратить и работу и сообщить мне;
самостоятельно не пытаться устранять неисправности и в целях экономии времени в случае ошибки в работе обращаться ко мне.
На Рабочем столе вашего ПК находится папка «Человек». В ней помещены рисунки, подобранные вами к теме урока. Вы для оформления используете эти рисунки. Можно поискать информацию в Интернете. Сохраняете презентацию в эту же папку по названию работы. И первая заповедь пользователя – сохранять каждые 5 минут.
Работа учащихся за ПК по созданию презентации.
Представление результатов работы групп.
(учитель биологии) Мы приступаем к представлению результатов работы групп. Выступающие представляют свой доклад в течение 5-7 минут, не более. Остальные не являются пассивными слушателями, а, внимательно прослушав выступления, задаете, если нужно, уточняющие вопросы, анализируете выступления. В конце вы отметите наиболее удачную, с вашей точки зрения, презентацию. Кроме этого подумайте и подготовьте к концу урока ответ на вопрос: «Довольны ли вы своей работой, понравилась ли вам такая работа?» - и выскажете ваши пожелания.
История возникновения человека сложна и противоречива. Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период кайнозойской эры, который начался примерно 60 млн лет назад.
Выступление групп.
Обсуждение выступлений.
В ходе обсуждения могут быть заданы следующие вопросы:
(биология)
1. Чем отличается поведение в природе стада обезьян от поведения человеческого общества?
2. Какое значение имело использование огня для эволюции наших предков?
3. Можно ли и нужно ли моделировать процесс происхождения человека?
4. Могут ли современные обезьяны превратиться в человека?
5. Возможна ли селекция человека?
6. Где можно получить информацию подробнее?
7. Подумайте, какую роль в эволюции сыграло расселение человека на Земле?
(информатика)
Какая презентация, на ваш взгляд, является наиболее удачной и почему?
Можно ли из ваших презентаций создать одну?
К какому классу программного обеспечения относится презентационная графика?
С какими видами информации можно работать в презентационной графике?
Сложно ли создавать презентацию выступления, доклада?
Как приобретенные навыки могут быть использованы в дальнейшем?
Заключение. Подведение итогов урока.
(учитель биологии) Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком мало в их распоряжении ископаемых останков, да и те далеко неполные. Мы сегодня рассмотрели одну из версий эволюции человека.
(учитель информатики) Работу по оформлению собранного вами материала в виде реферата мы продолжим на следующих уроках при изучении текстового редактора WORD.
Понравилась ли вам такая форма работы? Ваши пожелания к уроку? (Ответы детей).
Спасибо всем за работу. Урок окончен. До свидания.