Тема: Формулы сокращённого умножения.
Цели и задачи:
Учебные:
теоретические
повторить способы разложения многочлена на множители;
правила квадрата суммы и разности двух выражений;
правила решения уравнений.
практические
1) учить осознанно различать формулы сокращенного умножения;
2) формировать умение применять их при алгебраических преобразованиях, решении уравнений;
3)воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
4)применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
5)наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
6)объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
7)закреплять и повторять ранее пройденный материал.
Развивающие:
- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычисления;
- развивать память, логическое и пространственное мышление, эрудицию, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
Воспитывающие:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение
помогать товарищам.
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы начнём знакомство с формулами сокращённого умножения. Мы с вами уже умеем умножать многочлен на многочлен, и знаем, что это очень трудоёмкая и долгая операция, требующая большого внимания. Однако в некоторых случаях умножение одного многочлена на другой приводит к компактному, легко запоминающемуся результату. В этих случаях предпочтительнее не умножать каждый раз один многочлен на другой, а пользоваться готовым результатом. Сегодня мы рассмотрим два таких случая и познакомимся с двумя очень важными формулами. Но, сначала поработаем устно .
Актуализация опорных знаний.
Устные упражнения.
1. Найдите квадраты выражений.
b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3.
2. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
4. Объясните, как умножить многочлен на многочлен.
5..Выполните действия
1 | 2 | 3 |
(m + n)(m + n) | (m + n)2 | m2 + 2mn + n2 |
(c + d)(c + d) | (c + d)2 | c2 + 2cd + d2 |
(8 + m)(8 + m) | (8 + m)2 | 64 + 16m + m2 |
(n + 5)(n + 5) | (n + 5)2 | n2 + 10n + 25 |
(х + у)(х + у) | (х + у)2 | х2 + 2ху + у2 |
(p + q)(p + q) | (p + q)2 | P2 + 2pq + q2 |
Вопросы: 1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах? (произведение двух одинаковых двучленов; в результате получился трехчлен)
2) Можно ли выражения в I cтолбце записать короче? ( Можно)
Получив ответы, учитель открывает II столбец.
( Открыть II столбец)
- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двухчленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму. (2 столбец таблицы).
Обсуждение полученных результатов
Анализ III столбца:
После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (ответ: трёхчлен)
Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени?
1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член – квадрат второго выражения.
Итог.Записываем формулы в тетради.
(а+b)² =а² +2аb+b²
(а-b)² =а² -2аb+b²
-Как прочитать формулы на обычном языке?
Квадрат суммы (разности) двух выражений равен сумме их квадратов плюс (минус) их удвоенное произведение.
Закрепление изученного материала.
Устно №461, №462 стр. 59
№ 461. Раскройте скобки:
а) (а + х)² = а²+2ах+х² б) (b-y)² =b²-2by+y² в) (c+d)² =c²+2cd+d²
г) (m-n)²=m²-2mn+n²
№462
а) (х+1)²=х²+2х+1 б) (у-2)²=у²-4у+у² в) (а-5)²=а²-10а+25
г) (с+8)²=с²+16с+64
(слайд 9)
Задание 1. Заполни пропуски (поставь знак «+» или «-»):
1.(р – а)² = р² □2ра □а²
2.(8 – у)² = 64 □16у□у²
3.(s + z)² = s²□2sz□z²
4.(t + f)² = t² □2tf □f²
5.(d – m)(d – m) = d²□2dm□m²
Задание 2. Заполни пропуски и продолжи решение:
а) (5 + m)² = □² + 2□□ +□ ²=__________
б) (2c – d)² =□ ² - 2□□+□²=_____________
в) (3p + 4k)² =□ ² + □□□+ 16k²=_________
г) (6а
+□)² =□ ² + 2□□ + 25х²=_________
д) (□- 4х
)² = 25х
у² - 2□□+□ ²=__________
(слайд 11)
В тетради №;465
№465 (на доске и в тетрадях):
а)(2а+1)²=4а²+4а+1
б)(3с –2)²=9с²-12с+4
в)(6х-3)²=36х²-36х+9
г)(7у +6)²=49у²+84у+36
Итог урока. (слайд 12)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Для чего необходимо знать изученные нами сегодня формулы?
3. Как вы думаете, почему данные формулы называются формулами сокращённого умножения?