СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Кодирование и обработка звуковой информации»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для изучения темы «Кодирование и обработка звуковой информации» базового курса информатики и ИКТ в 8 классе. Для лучшего понимания учениками процесса дискретизации звука в презентации используется визуализация этого процесса с помощью анимации, демонстрируются звуковые фрагменты, оцифрованные с различным качеством. Разработка включает сценарий урока, презентацию, тест по теме в виде веб-страницы, материал для практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Чайченков Сергей Викторович

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Грушевской СОШ Аксайского района Ростовской области


Урок по теме: «Кодирование и обработка звуковой информации»

Электронное пособие предназначено для изучения соответствующей темы базового курса информатики и ИКТ в 8 классе.

Тема «Кодирование и обработка звуковой информации» дается трудно ученикам основной школы. Для лучшего понимания учениками процесса дискретизации звука в ЭОР используется визуализация этого процесса с помощью анимации, демонстрируются звуковые фрагменты, оцифрованные с различным качеством.

Пособие включает сценарий урока, презентацию, тест в виде веб-страницы, материал для практической работы.



Просмотр содержимого документа
«Кодирование и обработка звука»

Урок «Кодирование и обработка звуковой информации»

(базовый курс ИИКТ, 8 класс, раздел «Мультимедиа»)


Автор: Чайченков Сергей Викторович, учитель информатики МБОУ Грушевской СОШ Аксайского района Ростовской области.

Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации».

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа).

Цель урока: изучение принципов кодирования звуковой информации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • объяснить различие между аналоговым и цифровым звуком;

  • познакомить с принципами кодирования звуковой информации;

  • сформировать представление о зависимости качества цифрового звука от частоты дискретизации и глубины кодирования звука;

  • сформировать умения нахождения объема звуковой информации;

  • сформировать навыки записи, редактирования и сохранения звука с нужным качеством.

Развивающая:

  • развивать мышление, память, внимательность, навыки использования прикладного программного обеспечения.

Воспитательная:

  • воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, информационную культуру.

Оборудование:

Рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран, микрофон, колонки.

Рабочее место ученика: компьютер, наушники с микрофоном.

Программное обеспечение: ОС Microsoft Windows XP, приложение Microsoft PowerPoint, компьютерная презентация «Кодирование и обработка звуковой информации», стандартное приложение «Звукозапись».

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин)

  2. Актуализация знаний (3 мин)

  3. Изучение нового материала (20 мин)

  4. Рефлексия, тестирование (7 мин)

  5. Практическая работа (10 мин)

  6. Домашнее задание (1 мин)

  7. Подведение итогов урока (1 мин)


Ход урока

I. Организационный момент (3 мин)

Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы (слайд 1).

Сегодня мы продолжим изучать, как различная информация представляется в компьютере. Вы все наверняка любите слушать музыку. А знаете ли вы … (слайд 2).

  • Что такое звук?

  • Как раньше хранили звуковую информацию?

  • Какие носители звуковой информации используются сейчас?

  • От чего зависит качество звука?

На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Для этого нам надо решить следующие задачи (слайд 3):

  • понять различие между аналоговым и цифровым звуком;

  • познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;

  • определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;

  • научиться находить объем звуковой информации;

  • сформировать навыки записи, редактирования и сохранения звука с нужным качеством.


II. Актуализация знаний (3 мин)

Принципы кодирования звуковой информации очень схожи с принципами кодирования графической информации, которые мы изучили недавно. Давайте вспомним их (слайд 4).

Фронтальная беседа по вопросам:

  • В каком виде должна быть представлена информация, чтобы её можно было обрабатывать при помощи компьютера?

  • Что такое дискретизация?

  • Приведите примеры представления информации в непрерывной (аналоговой) и в дискретной форме.

  • Что такое разрешение графического изображения?

  • Что такое глубина цвета?

Итак. При аналоговом представлении информации физическая величина изменяется плавно и непрерывно, принимая при этом бесконечное множество значений (слайд 5).

При дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно, принимая при этом конечное множество значений (слайд 6).

Дискретизация – это преобразование аналоговой формы информации в набор дискретных значений.


III. Изучение нового материала (20 мин)

(Слайд 7). Немного физики. Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой.

Человек воспринимает звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различных громкости и тона. Чем больше интенсивность (амплитуда) звуковой волны, тем громче звук (слайд 8) (игрушечная дудочка – труба). Чем больше частота колебаний, тем выше тон звука (слайд 9) (скрипка – контрабас).

(Слайд 10) (для любознательных).

Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 колебаний в секунду (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук). Частота измеряется в герцах (1 Гц – одно колебание в секунду).

Диапазон амплитуд, в котором человек может воспринимать звук, очень большой. Для измерения громкости звука применяется специальная единица «децибел» (дБ). Изменение громкости звука на 20 дБ соответствует изменению давления, создаваемого звуковой волной, в 10 раз.

  • Может ли компьютер обрабатывать аналоговый звук?

  • Что нужно сделать, чтобы звук можно было обработать с помощью компьютера?

(Слайд 11).

Чтобы компьютер смог обрабатывать звук, необходимо аналоговый (непрерывный) звуковой сигнал преобразовать в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Для этого в компьютере имеется звуковая карта (аудио-адаптер). Колебания звуковой волны преобразуются микрофоном в электрические колебания, которые с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП) преобразуется в дискретный сигнал, сохраняемый в памяти компьютера в виде двоичного кода.

При воспроизведении звука происходит обратный процесс. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) преобразует дискретные сигналы в аналоговые электрические колебания, воспроизводимые акустической системой в виде звуковых волн.

(Слайд 12).

Процесс преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный называется оцифровкой звука (временнóй дискретизацией).

В звуковой карте непрерывный сигнал измеряется через небольшие равные промежутки времени. Каждое измеренное значение сигнала кодируется двоичным кодом и остается неизменным до следующего измерения. В результате плавный непрерывный сигнал заменяется на ряд дискретных значений, кривая становится ступенчатой, т. е. происходит искажение информации.

  • От чего будет зависеть качество оцифрованного звука?

(Слайд 13).

Искажения сигнала можно уменьшить, если измерять уровень звукового сигнала чаще или увеличить количество возможных дискретных значений сигнала (использовать более длинный двоичный код).

  • Сколько различных уровней амплитуды звука можно закодировать 4 битами?

(Слайд 14).

Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за 1 секунду. Измеряется в герцах (Гц). 1 Гц = 1/сек. (одно измерение в секунду).

На практике применяют значения частоты дискретизации от 8000 Гц (8 кГц) до 48000 Гц (48 кГц), что соответствует изменению качества звука от качества телефонной связи до качества аудио-CD.

(Слайд 15).

Глубина кодирования звука (разрядность дискретизации) – это длина двоичного кода, используемого для кодирования каждого измеренного дискретного уровня громкости звука. От глубины кодирования зависит количество дискретных значений сигнала от нуля до максимума.

N = 2i, где N – количество дискретных уровней звука, i – глубина кодирования (бит).

Обычно звуковые карты могут использовать только два значения глубины кодирования:

8 бит (28=256 уровней)

16 бит (216=65536 уровней)

  • Какие параметры аналогичны частоте дискретизации и глубине кодирования звука при кодировании графики?

(Слайд 16).

Демонстрация качества звука при различных значениях частоты дискретизации и глубины кодирования на заранее подготовленных примерах. Обращается внимание учащихся на объемы соответствующих файлов.

(Слайд 17).

Из примеров мы увидели, что с увеличением качества звука растет информационный объем файла.

  • В каких случаях важно уметь рассчитывать объем звукового файла?

Как же его рассчитать?

I – объем звукового файла (бит);

F – частота дискретизации (Гц);

i – глубина кодирования звука (бит);

t – время звучания (сек);

k – количество каналов в записи (k = 1 – моно, k = 2 – стерео).

При записи в режиме «стерео» используются 2 микрофона, хранятся 2 независимых звуковых канала, воспроизводятся 2 акустическими колонками. Это дает возможность слышать «объемный» звук. При этом объем файла будет в 2 раза больше.

  • Вывод: Чем выше качество звука, тем больше объём файла!

(Слайд 18).

Пример задачи: (при отсутствии времени без записи в тетрадь)

Определить объём высококачественного звукового файла со следующими параметрами: частота дискретизации 48 кГц, глубина кодирования 16 бит, время звучания 10 секунд, стерео.

Группа 30

(Слайд 19).

Оцифрованный звук можно сохранять как с полным качеством, так и в форматах со сжатием, при этом информационный объем файлов уменьшается за счет уменьшения качества звука. Наиболее популярные форматы звуковых файлов:

    • WAV (Waveform audio format) – без сжатия, можно выбрать частоту дискретизации и глубину кодирования для уменьшения размера файла.

    • MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3) – сжатие с потерей информации (ухудшается качество).

    • WMA (Windows Media Audio) – потоковый звук, сжатие с потерей информации.

Например, те же 10 секунд стереозвука в формате MP3 (битрейт 96 Кбит/с) будут занимать всего 120 Кбайт.

(Слайд 20).

Решим ещё одну задачу: (при отсутствии времени без записи в тетрадь)

Сколько минут высококачественного звука можно записать на CD диск
(частота дискретизации 44,1 кГц, глубина кодирования 16 бит, стерео).

Группа 24

  • Почему на диске MP3 в несколько раз больше?


IV. Рефлексия, тестирование (7 мин)

Давайте еще раз попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале урока (слайд 21):

  • Что такое звук?

  • Как раньше хранили звуковую информацию?

  • Какие носители звуковой информации используются сейчас?

  • От чего зависит качество звука?


Для закрепления изученного материала ученикам предлагается сесть за компьютеры и выполнить небольшой тест в форме веб-страницы (файл код_звука.htm). Тест создан с помощью программного комплекса NetTest v2.8 (К.Поляков, kpolyakov.spb.ru).




V. Практическая работа (10 мин)

Для работы со звуком используется специальное программное обеспечение. Чтобы прослушивать звуковые файлы, нужны звуковые проигрыватели. Например, стандартный проигрыватель Windows Media, популярный проигрыватель WinAmp и другие (слайд 22).

Звуковые редакторы позволяют записывать и редактировать звуковые файлы. Звуковой сигнал представлен в визуальной форме, поэтому можно легко осуществлять операции копирования, перемещения, удаления звуковых фрагментов, накладывать звуковые дорожки друг на друга (микширование звука), применять различные звуковые эффекты, сохранять в различных звуковых форматах. Например, это можно сделать с помощью коммерческой программы Adobe Audition или свободно распространяемой программы Audacity (слайд 23).


Выполним небольшую практическую работу в стандартном приложении Звукозапись.

1. Откройте приложение Звукозапись (Пуск – Программы – Стандартные – Развлечения – Звукозапись) (слайд 24)

2. Откройте звуковой файл (Файл – Открыть… – Мои документы – Моя музыка – Высоцкий.wav) (слайд 25)


3. Посмотрите свойства этого файла (Файл – Свойства – Формат аудио: PCM 48 кГц; 16 бит; Стерео) (слайд 26)

4. Сохраните файл в той же папке с новым именем и характеристиками, заданными в таблице (Файл – Сохранить как… – Изменить… – Атрибуты). Посмотрите свойства файла (пункт 3) и запишите их в таблицу (слайд 27)

5. Снова откройте исходный файл (пункт 2) и повторите пункт 4 нужное количество раз (слайд 28)


Имя файла

Частота дискре-тизации,
кГц

Глубина кодиро-вания,
бит

Дли-тель-ность,
с

Режим (моно - стерео)

Объем файла,
байт

Рассчитанный объем файла,
байт

Высоцкий

48

16

10

стерео

1920438


Высоцкий 48-8-с

48

8

10

стерео



Высоцкий 24-8-м

24

8

10

моно



Высоцкий 8-8-м

8

8

10

моно




VI. Домашнее задание (1 мин) (слайд 29)

1) Учебник Босовой Л.Л. §5.1.3.

2) Рассчитать объёмы файлов, полученные в практической работе. Сравнить с реальным объёмом.


VII. Подведение итогов урока (1 мин) (слайд 30)

Решены ли поставленные задачи?

  • понять различие между аналоговым и цифровым звуком;

  • познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;

  • определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;

  • научиться находить объем звуковой информации;

  • сформировать навыки записи, редактирования и сохранения звука с нужным качеством.



Просмотр содержимого презентации
«Кодирование и обработка звука»

Кодирование и обработка  звуковой информации С. В. Чайченков, учитель информатики МБОУ Грушевской СОШ, 2014

Кодирование и обработка звуковой информации

С. В. Чайченков, учитель информатики МБОУ Грушевской СОШ, 2014

Знаете ли вы …  Что такое звук?  Как раньше хранили звуковую информацию?  Какие носители звуковой информации используются сейчас?  Чем отличается «живой» звук от «цифрового»?  От чего зависит качество звука? Сегодня мы продолжим изучать, как различная информация представляется в компьютере. Вы все наверняка любите слушать музыку. А знаете ли вы … Что такое звук? Как раньше хранили звуковую информацию? Какие носители звуковой информации используются сейчас? От чего зависит качество звука? На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Знаете ли вы …

  • Что такое звук?
  • Как раньше хранили звуковую информацию?
  • Какие носители звуковой информации используются сейчас?
  • Чем отличается «живой» звук от «цифрового»?
  • От чего зависит качество звука?

Сегодня мы продолжим изучать, как различная информация представляется в компьютере. Вы все наверняка любите слушать музыку. А знаете ли вы …

  • Что такое звук?
  • Как раньше хранили звуковую информацию?
  • Какие носители звуковой информации используются сейчас?
  • От чего зависит качество звука?

На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Задачи урока  понять различие между аналоговым и цифровым звуком;  познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;  определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;  научиться находить объем звуковой информации;  сформировать навыки записи и сохранения звука с нужным качеством. Для этого нам надо решить следующие задачи: понять различие между аналоговым и цифровым звуком; познакомиться с принципами кодирования звуковой информации; определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука; научиться находить объем звуковой информации; сформировать навыки записи, редактирования и сохранения звука с нужным качеством.

Задачи урока

  • понять различие между аналоговым и цифровым звуком;
  • познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;
  • определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;
  • научиться находить объем звуковой информации;
  • сформировать навыки записи и сохранения звука с нужным качеством.

Для этого нам надо решить следующие задачи:

  • понять различие между аналоговым и цифровым звуком;
  • познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;
  • определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;
  • научиться находить объем звуковой информации;
  • сформировать навыки записи, редактирования и сохранения звука с нужным качеством.

Давайте вспомним…  В каком виде должна быть представлена информация, чтобы её можно было обрабатывать при помощи компьютера?  Что такое аналоговая и дискретная информация?  Приведите примеры представления информации в непрерывной (аналоговой) и в дискретной форме.  Что такое разрешение графического изображения?  Что такое глубина цвета? Принципы кодирования звуковой информации очень схожи с принципами кодирования графической информации, которые мы изучили недавно. Давайте вспомним их. В каком виде должна быть представлена информация, чтобы её можно было обрабатывать при помощи компьютера?  Что такое дискретизация?  Приведите примеры представления информации в непрерывной (аналоговой) и в дискретной форме.  Что такое разрешение графического изображения?  Что такое глубина цвета?

Давайте вспомним…

  • В каком виде должна быть представлена информация, чтобы её можно было обрабатывать при помощи компьютера?
  • Что такое аналоговая и дискретная информация?
  • Приведите примеры представления информации в непрерывной (аналоговой) и в дискретной форме.
  • Что такое разрешение графического изображения?
  • Что такое глубина цвета?

Принципы кодирования звуковой информации очень схожи с принципами кодирования графической информации, которые мы изучили недавно. Давайте вспомним их.

  • В каком виде должна быть представлена информация, чтобы её можно было обрабатывать при помощи компьютера?
  • Что такое дискретизация?
  • Приведите примеры представления информации в непрерывной (аналоговой) и в дискретной форме.
  • Что такое разрешение графического изображения?
  • Что такое глубина цвета?

Аналоговая и дискретная форма информации При аналоговом представлении информации физическая величина изменяется плавно и непрерывно, принимая при этом бесконечное множество значений. При аналоговом представлении информации физическая величина изменяется плавно и непрерывно, принимая при этом бесконечное множество значений.

Аналоговая и дискретная форма информации

При аналоговом представлении информации физическая величина изменяется плавно и непрерывно, принимая при этом бесконечное множество значений.

При аналоговом представлении информации физическая величина изменяется плавно и непрерывно, принимая при этом бесконечное множество значений.

Аналоговая и дискретная форма информации При дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно, принимая при этом конечное множество значений. Дискретизация – это преобразование аналоговой формы информации в набор дискретных значений. При дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно, принимая при этом конечное множество значений. Дискретизация – это преобразование аналоговой формы информации в набор дискретных значений.

Аналоговая и дискретная форма информации

При дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно, принимая при этом конечное множество значений.

Дискретизация – это преобразование аналоговой формы информации в набор дискретных значений.

При дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно, принимая при этом конечное множество значений. Дискретизация – это преобразование аналоговой формы информации в набор дискретных значений.

Немного физики Звук – это колебания воздуха или любой другой среды,  в которой он распространяется. Звуковой сигнал характеризуется непрерывно меняющейся амплитудой ( громкостью звука ) и тоном ( частотой колебаний ). Немного физики. Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Человек воспринимает звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различных громкости и тона.  7

Немного физики

Звук – это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется.

Звуковой сигнал характеризуется непрерывно меняющейся амплитудой ( громкостью звука ) и тоном ( частотой колебаний ).

Немного физики. Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой.

Человек воспринимает звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различных громкости и тона.

7

Громкость звука Амплитуда Чем больше интенсивность ( амплитуда ) звуковой волны, тем громче звук (игрушечная дудочка – труба). Время 7 8

Громкость звука

Амплитуда

Чем больше интенсивность ( амплитуда ) звуковой волны, тем громче звук (игрушечная дудочка – труба).

Время

7

8

Частота звука Амплитуда Чем больше частота колебаний , тем выше тон звука (скрипка – контрабас). Время 8 9

Частота звука

Амплитуда

Чем больше частота колебаний , тем выше тон звука (скрипка – контрабас).

Время

8

9

Как измерить звук?  (материал для любознательных) Тихо Громко Амплитуда Для любознательных . Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 колебаний в секунду (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук). Частота измеряется в герцах (1 Гц – одно колебание в секунду). Диапазон амплитуд, в котором человек может воспринимать звук, очень большой. Для измерения громкости звука применяется специальная единица « децибел » (дБ). Изменение громкости звука на 20 дБ соответствует изменению давления, создаваемого звуковой волной, в 10 раз. Время (децибел) Низкий тон Высокий тон  Частота 20000 Гц 20 Гц 9

Как измерить звук? (материал для любознательных)

Тихо

Громко

Амплитуда

Для любознательных . Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 колебаний в секунду (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук). Частота измеряется в герцах (1 Гц – одно колебание в секунду).

Диапазон амплитуд, в котором человек может воспринимать звук, очень большой. Для измерения громкости звука применяется специальная единица « децибел » (дБ). Изменение громкости звука на 20 дБ соответствует изменению давления, создаваемого звуковой волной, в 10 раз.

Время

(децибел)

Низкий тон

Высокий тон

Частота

20000 Гц

20 Гц

9

Схема кодирования и декодирования звука Компьютер ОЗУ 1100111100001110011111001111100011100001 01011010 01011010 Звуковая карта АЦП ЦАП Может ли компьютер обрабатывать аналоговый звук? Что нужно сделать, чтобы звук можно было обработать с помощью компьютера? Чтобы компьютер смог обрабатывать звук, необходимо аналоговый (непрерывный) звуковой сигнал преобразовать в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Для этого в компьютере имеется звуковая карта ( аудио-адаптер ). Колебания звуковой волны преобразуются микрофоном в электрические колебания, которые с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП) преобразуется в дискретный сигнал, сохраняемый в памяти компьютера в виде двоичного кода. При воспроизведении звука происходит обратный процесс. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) преобразует дискретные сигналы в аналоговые электрические колебания, воспроизводимые акустической системой в виде звуковых волн. АЦП – аналого-цифровой преобразователь ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь

Схема кодирования и декодирования звука

Компьютер

ОЗУ

1100111100001110011111001111100011100001

01011010

01011010

Звуковая карта

АЦП

ЦАП

  • Может ли компьютер обрабатывать аналоговый звук?
  • Что нужно сделать, чтобы звук можно было обработать с помощью компьютера?

Чтобы компьютер смог обрабатывать звук, необходимо аналоговый (непрерывный) звуковой сигнал преобразовать в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Для этого в компьютере имеется звуковая карта ( аудио-адаптер ). Колебания звуковой волны преобразуются микрофоном в электрические колебания, которые с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП) преобразуется в дискретный сигнал, сохраняемый в памяти компьютера в виде двоичного кода.

При воспроизведении звука происходит обратный процесс. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) преобразует дискретные сигналы в аналоговые электрические колебания, воспроизводимые акустической системой в виде звуковых волн.

АЦП – аналого-цифровой преобразователь

ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь

Временн á я дискретизация звука A (амплитуда) (7) 111 (6) 110 Аналоговый сигнал (5) 101 Дискретный сигнал (4) 100 (3) 011 (2) 010 Процесс преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный называется оцифровкой звука (временнóй дискретизацией) . В звуковой карте непрерывный сигнал измеряется через небольшие равные промежутки времени. Каждое измеренное значение сигнала кодируется двоичным кодом и остается неизменным до следующего измерения. В результате плавный непрерывный сигнал заменяется на ряд дискретных значений, кривая становится ступенчатой, т. е. происходит искажение информации. От чего будет зависеть качество оцифрованного звука? От чего будет зависеть  качество оцифрованного звука? (1) 001 (0) 000 t (время)  Память 000 100 110 101 100 011 011 100

Временн á я дискретизация звука

A (амплитуда)

(7) 111

(6) 110

Аналоговый сигнал

(5) 101

Дискретный сигнал

(4) 100

(3) 011

(2) 010

Процесс преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный называется оцифровкой звука (временнóй дискретизацией) .

В звуковой карте непрерывный сигнал измеряется через небольшие равные промежутки времени. Каждое измеренное значение сигнала кодируется двоичным кодом и остается неизменным до следующего измерения. В результате плавный непрерывный сигнал заменяется на ряд дискретных значений, кривая становится ступенчатой, т. е. происходит искажение информации.

  • От чего будет зависеть качество оцифрованного звука?

От чего будет зависеть качество оцифрованного звука?

(1) 001

(0) 000

t (время)

Память

000

100

110

101

100

011

011

100

Временн á я дискретизация звука A (амплитуда) (14) 1110 (13) 1101 (12) 1100 (11) 1011 (10) 1010 (9) 1001 (8) 1000 (7) 0111 (6) 0110 (5) 0101 Искажения сигнала можно уменьшить, если измерять уровень звукового сигнала чаще или увеличить количество возможных дискретных значений сигнала (использовать более длинный двоичный код). Сколько различных уровней амплитуды звука можно закодировать 4 битами?  (4) 0100 Сколько различных уровней амплитуды звука можно закодировать 4 битами? (3) 0011 (2) 0010 (1) 0001 (0) 0000 t (время)  Память 1011 1100 0101 1001 1000 0111 0110 0110 0110 0111 1000 1001 1011 1100 1000 0000 13

Временн á я дискретизация звука

A (амплитуда)

(14) 1110

(13) 1101

(12) 1100

(11) 1011

(10) 1010

(9) 1001

(8) 1000

(7) 0111

(6) 0110

(5) 0101

Искажения сигнала можно уменьшить, если измерять уровень звукового сигнала чаще или увеличить количество возможных дискретных значений сигнала (использовать более длинный двоичный код).

  • Сколько различных уровней амплитуды звука можно закодировать 4 битами?

(4) 0100

Сколько различных уровней амплитуды звука можно закодировать 4 битами?

(3) 0011

(2) 0010

(1) 0001

(0) 0000

t (время)

Память

1011

1100

0101

1001

1000

0111

0110

0110

0110

0111

1000

1001

1011

1100

1000

0000

13

Частота дискретизации звука –  это количество измерений громкости звука за 1 секунду. (одно измерение в секунду) 8000 Гц (8 кГц) – качество телефонной связи. 48000 Гц (48 кГц) – качество аудио- CD . Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за 1 секунду. Измеряется в герцах (Гц) . 1 Гц = 1/сек. (одно измерение в секунду). На практике применяют значения частоты дискретизации от 8000 Гц (8 кГц) до 48000 Гц (48 кГц), что соответствует изменению качества звука от качества телефонной связи до качества аудио-CD. 13 14

Частота дискретизации звука –

это количество измерений громкости звука за 1 секунду.

(одно измерение в секунду)

8000 Гц (8 кГц) – качество телефонной связи.

48000 Гц (48 кГц) – качество аудио- CD .

Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за 1 секунду. Измеряется в герцах (Гц) . 1 Гц = 1/сек. (одно измерение в секунду).

На практике применяют значения частоты дискретизации от 8000 Гц (8 кГц) до 48000 Гц (48 кГц), что соответствует изменению качества звука от качества телефонной связи до качества аудио-CD.

13

14

Разрядность дискретизации (глубина кодирования звука)  – это длина двоичного кода, используемого для кодирования каждого измеренного дискретного уровня громкости звука . N – количество дискретных уровней звука i – глубина кодирования звука (бит) Глубина кодирования звука (разрядность дискретизации) – это длина двоичного кода, используемого для кодирования каждого измеренного дискретного уровня громкости звука. От глубины кодирования зависит количество дискретных значений сигнала от нуля до максимума. N = 2 i , где N – количество дискретных уровней звука, i – глубина кодирования ( бит ). Обычно звуковые карты могут использовать только два значения глубины кодирования: 8 бит (28=256 уровней) 16 бит (216=65536 уровней) Какие параметры аналогичны частоте дискретизации и глубине кодирования звука при кодировании графики? 8 бит: 2 8 = 256 уровней 16 бит: 2 16 = 65536 уровней 14

Разрядность дискретизации (глубина кодирования звука)

это длина двоичного кода, используемого для кодирования каждого измеренного дискретного уровня громкости звука .

N – количество дискретных уровней звука

i – глубина кодирования звука (бит)

Глубина кодирования звука (разрядность дискретизации) – это длина двоичного кода, используемого для кодирования каждого измеренного дискретного уровня громкости звука. От глубины кодирования зависит количество дискретных значений сигнала от нуля до максимума.

N = 2 i , где N – количество дискретных уровней звука, i – глубина кодирования ( бит ).

Обычно звуковые карты могут использовать только два значения глубины кодирования:

8 бит (28=256 уровней)

16 бит (216=65536 уровней)

  • Какие параметры аналогичны частоте дискретизации и глубине кодирования звука при кодировании графики?

8 бит: 2 8 = 256 уровней

16 бит: 2 16 = 65536 уровней

14

Качество цифрового звука Примеры записи звука с различными параметрами: i  = 8 бит, F = 8 кГц i = 8 бит, F = 24 кГц i = 8 бит, F = 4 8 кГц i = 16  бит, F = 8 кГц i = 16  бит, F = 24 кГц i = 16  бит, F = 4 8 кГц (39 Кбайт) (117 Кбайт) (234 Кбайт) (78 Кбайт) (234 Кбайт) (468 Кбайт) Демонстрация качества звука при различных значениях частоты дискретизации и глубины кодирования на заранее подготовленных примерах. Обращается внимание учащихся на объемы соответствующих файлов .

Качество цифрового звука

Примеры записи звука с различными параметрами:

i = 8 бит, F = 8 кГц

i = 8 бит, F = 24 кГц

i = 8 бит, F = 4 8 кГц

i = 16 бит, F = 8 кГц

i = 16 бит, F = 24 кГц

i = 16 бит, F = 4 8 кГц

(39 Кбайт)

(117 Кбайт)

(234 Кбайт)

(78 Кбайт)

(234 Кбайт)

(468 Кбайт)

Демонстрация качества звука при различных значениях частоты дискретизации и глубины кодирования на заранее подготовленных примерах. Обращается внимание учащихся на объемы соответствующих файлов .

Расчёт объёма звукового файла I – объем звукового файла (бит); F – частота дискретизации (Гц); i – глубина кодирования звука (бит); t – время звучания (сек); k  – количество каналов в записи  ( k  = 1 – моно, k  = 2 – стерео). Из примеров мы увидели, что с увеличением качества звука растет информационный объем файла. В каких случаях важно уметь рассчитывать объем звукового файла? Как же его рассчитать? I – объем звукового файла (бит); F – частота дискретизации (Гц); i – глубина кодирования звука (бит); t – время звучания (сек); k – количество каналов в записи ( k = 1 – моно, k = 2 – стерео). При записи в режиме «стерео» используются 2 микрофона, хранятся 2 независимых звуковых канала, воспроизводятся 2 акустическими колонками. Это дает возможность слышать «объемный» звук. При этом объем файла будет в 2 раза больше. Вывод: Чем выше качество звука, тем больше объём файла! Чем выше качество звука, тем больше объём файла!

Расчёт объёма звукового файла

I – объем звукового файла (бит);

F – частота дискретизации (Гц);

i – глубина кодирования звука (бит);

t – время звучания (сек);

k – количество каналов в записи ( k = 1 – моно, k = 2 – стерео).

Из примеров мы увидели, что с увеличением качества звука растет информационный объем файла.

  • В каких случаях важно уметь рассчитывать объем звукового файла?

Как же его рассчитать?

I – объем звукового файла (бит);

F – частота дискретизации (Гц);

i – глубина кодирования звука (бит);

t – время звучания (сек);

k – количество каналов в записи ( k = 1 – моно, k = 2 – стерео).

При записи в режиме «стерео» используются 2 микрофона, хранятся 2 независимых звуковых канала, воспроизводятся 2 акустическими колонками. Это дает возможность слышать «объемный» звук. При этом объем файла будет в 2 раза больше.

  • Вывод: Чем выше качество звука, тем больше объём файла!

Чем выше качество звука, тем больше объём файла!

Задача 1 Определить объём высококачественного звукового файла со следующими параметрами: частота дискретизации 48 кГц,  глубина кодирования 16 бит, время звучания 10 секунд, стерео.  Решение: F = 4 8  кГц = 48000 Гц I = 4 80 00 Гц ∙ 16 бит ∙ 10 сек ∙ 2 = = 15360000 бит = 1920000 байт ≈ ≈ 1875 Кбайт ≈ 1,83 Мбайт  Ответ: I ≈ 1 ,83 Мбайт  Дано: F = 4 8  кГц i = 16 бит t = 1 0  сек k = 2 Пример задачи: (при отсутствии времени без записи в тетрадь) Определить объём высококачественного звукового файла со следующими параметрами: частота дискретизации 48 кГц, глубина кодирования 16 бит, время звучания 10 секунд, стерео.  Найти: I

Задача 1

Определить объём высококачественного звукового файла со следующими параметрами: частота дискретизации 48 кГц, глубина кодирования 16 бит, время звучания 10 секунд, стерео.

Решение:

F = 4 8 кГц = 48000 Гц

I = 4 80 00 Гц ∙ 16 бит ∙ 10 сек ∙ 2 =

= 15360000 бит = 1920000 байт ≈

1875 Кбайт ≈ 1,83 Мбайт

Ответ: I ≈ 1 ,83 Мбайт

Дано:

F = 4 8 кГц

i = 16 бит

t = 1 0 сек

k = 2

Пример задачи: (при отсутствии времени без записи в тетрадь)

Определить объём высококачественного звукового файла со следующими параметрами: частота дискретизации 48 кГц, глубина кодирования 16 бит, время звучания 10 секунд, стерео.

Найти: I

Форматы звуковых файлов

  • WAV ( Waveform audio format) – без сжатия, можно выбрать частоту дискретизации и глубину кодирования для уменьшения размера файла. MP3 ( MPEG-1 Audio Layer 3 ) – сжатие с потерей информации. WMA ( Windows Media Audio ) – потоковый звук, сжатие с потерей информации.
  • WAV ( Waveform audio format) – без сжатия, можно выбрать частоту дискретизации и глубину кодирования для уменьшения размера файла.
  • MP3 ( MPEG-1 Audio Layer 3 ) – сжатие с потерей информации.
  • WMA ( Windows Media Audio ) – потоковый звук, сжатие с потерей информации.

Для любознательных . Оцифрованный звук можно сохранять как с полным качеством, так и в форматах со сжатием, при этом информационный объем файлов уменьшается за счет уменьшения качества звука. Наиболее популярные форматы звуковых файлов :

  • WAV (Waveform audio format) – без сжатия, можно выбрать частоту дискретизации и глубину кодирования для уменьшения размера файла. MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3) – сжатие с потерей информации (ухудшается качество). WMA (Windows Media Audio) – потоковый звук, сжатие с потерей информации.
  • WAV (Waveform audio format) – без сжатия, можно выбрать частоту дискретизации и глубину кодирования для уменьшения размера файла.
  • MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3) – сжатие с потерей информации (ухудшается качество).
  • WMA (Windows Media Audio) – потоковый звук, сжатие с потерей информации.

Например, те же 10 секунд стереозвука в формате MP 3 (битрейт 96 Кбит/с ) будут занимать всего 120 Кбайт.

Пример звука в формате MP3 (битрейт 96 Кбит/с ) :

В.Высоцкий – Кони привередливые (10 сек, 120 Кбайт)

Задача 2 Сколько минут высококачественного звука можно записать на CD диск  ( частота дискретизации 44,1 кГц,  глубина кодирования 16 бит, стерео ) .  Решение: F = 44,1 кГц = 44100 Гц V = 700 Мбайт = 734003200 байт  i = 16 бит = 2 байта t = V / (F ∙ i ∙ k) t = 734003200 байт /  (44100 Гц ∙ 2 байт ∙ 2 ) ≈ ≈ 4160 сек ≈ 70 мин  Ответ: t ≈ 70 мин.  Дано: F = 44,1 кГц i = 16 бит k = 2 V = 700 Мбайт Решим ещё одну задачу: (при отсутствии времени без записи в тетрадь) Сколько минут высококачественного звука можно записать на CD диск  (частота дискретизации 44,1 кГц, глубина кодирования 16 бит, стерео). Почему на диске MP3 в несколько раз больше?  Найти: t Почему на диске MP 3 в несколько раз больше?

Задача 2

Сколько минут высококачественного звука можно записать на CD диск ( частота дискретизации 44,1 кГц, глубина кодирования 16 бит, стерео ) .

Решение:

F = 44,1 кГц = 44100 Гц

V = 700 Мбайт = 734003200 байт

i = 16 бит = 2 байта

t = V / (F ∙ i ∙ k)

t = 734003200 байт / (44100 Гц ∙ 2 байт ∙ 2 )

4160 сек ≈ 70 мин

Ответ: t ≈ 70 мин.

Дано:

F = 44,1 кГц

i = 16 бит

k = 2

V = 700 Мбайт

Решим ещё одну задачу: (при отсутствии времени без записи в тетрадь)

Сколько минут высококачественного звука можно записать на CD диск (частота дискретизации 44,1 кГц, глубина кодирования 16 бит, стерео).

  • Почему на диске MP3 в несколько раз больше?

Найти: t

Почему на диске MP 3 в несколько раз больше?

Знаете ли вы теперь …  Что такое звук?  Как раньше хранили звуковую информацию?  Какие носители звуковой информации используются сейчас?  Чем отличается «живой» звук от «цифрового»?  От чего зависит качество звука? Давайте еще раз попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале урока (слайд 21) : Что такое звук? Как раньше хранили звуковую информацию? Какие носители звуковой информации используются сейчас? От чего зависит качество звука? Для закрепления изученного материала ученикам предлагается сесть за компьютеры и выполнить небольшой тест в форме веб-страницы (файл код_звука.htm). Тест «Кодирование звука»

Знаете ли вы теперь …

  • Что такое звук?
  • Как раньше хранили звуковую информацию?
  • Какие носители звуковой информации используются сейчас?
  • Чем отличается «живой» звук от «цифрового»?
  • От чего зависит качество звука?

Давайте еще раз попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале урока (слайд 21) :

  • Что такое звук?
  • Как раньше хранили звуковую информацию?
  • Какие носители звуковой информации используются сейчас?
  • От чего зависит качество звука?

Для закрепления изученного материала ученикам предлагается сесть за компьютеры и выполнить небольшой тест в форме веб-страницы (файл код_звука.htm).

Тест «Кодирование звука»

Звуковые проигрыватели Для работы со звуком используется специальное программное обеспечение. Чтобы прослушивать звуковые файлы, нужны звуковые проигрыватели . Например, стандартный проигрыватель Windows Media, популярный проигрыватель WinAmp и другие.  Проигрыватель Windows Media

Звуковые проигрыватели

Для работы со звуком используется специальное программное обеспечение. Чтобы прослушивать звуковые файлы, нужны звуковые проигрыватели . Например, стандартный проигрыватель Windows Media, популярный проигрыватель WinAmp и другие.

Проигрыватель Windows Media

Звуковые редакторы Звуковые редакторы позволяют записывать и редактировать звуковые файлы. Звуковой сигнал представлен в визуальной форме, поэтому можно легко осуществлять операции копирования, перемещения, удаления звуковых фрагментов, накладывать звуковые дорожки друг на друга (микширование звука), применять различные звуковые эффекты, сохранять в различных звуковых форматах. Например, это можно сделать с помощью коммерческой программы Adobe Audition или свободно распространяемой программы Audacity .  Звуковой редактор Audacity

Звуковые редакторы

Звуковые редакторы позволяют записывать и редактировать звуковые файлы. Звуковой сигнал представлен в визуальной форме, поэтому можно легко осуществлять операции копирования, перемещения, удаления звуковых фрагментов, накладывать звуковые дорожки друг на друга (микширование звука), применять различные звуковые эффекты, сохранять в различных звуковых форматах. Например, это можно сделать с помощью коммерческой программы Adobe Audition или свободно распространяемой программы Audacity .

Звуковой редактор Audacity

Практическая работа Запись Стоп Воспроизведение 1. Откройте приложение Звукозапись   ( Пуск – Программы – Стандартные – Развлечения – Звукозапись ) Выполним небольшую практическую работу в стандартном приложении Звукозапись . 1. Откройте приложение Звукозапись ( Пуск – Программы – Стандартные – Развлечения – Звукозапись ).

Практическая работа

Запись

Стоп

Воспроизведение

1. Откройте приложение Звукозапись ( Пуск – Программы – Стандартные – Развлечения – Звукозапись )

Выполним небольшую практическую работу в стандартном приложении Звукозапись .

1. Откройте приложение Звукозапись ( Пуск – Программы – Стандартные – Развлечения – Звукозапись ).

Практическая работа 2. Откройте звуковой файл  ( Файл – Открыть… – Мои документы – Моя музыка – Высоцкий.wav ) 2. Откройте звуковой файл ( Файл – Открыть… – Мои документы – Моя музыка – Высоцкий.wav ).

Практическая работа

2. Откройте звуковой файл ( Файл – Открыть… – Мои документы – Моя музыка – Высоцкий.wav )

2. Откройте звуковой файл ( Файл – Открыть… – Мои документы – Моя музыка – Высоцкий.wav ).

Практическая работа 3. Посмотрите свойства этого файла  ( Файл – Свойства – Формат аудио: PCM 48 кГц; 16 бит; Стерео ). 3. Посмотрите свойства этого файла ( Файл – Свойства – Формат аудио: PCM 48 кГц; 16 бит; Стерео ).

Практическая работа

3. Посмотрите свойства этого файла ( Файл – Свойства – Формат аудио: PCM 48 кГц; 16 бит; Стерео ).

3. Посмотрите свойства этого файла ( Файл – Свойства – Формат аудио: PCM 48 кГц; 16 бит; Стерео ).

Практическая работа 4. Сохраните файл в той же папке с новым именем и характеристиками, заданными в таблице на рабочем листе  ( Файл – Сохранить как… – Изменить… – Атрибуты ).   Нажмите Ок , введите имя файла, нажмите Сохранить. Посмотрите свойства файла и запишите их в таблицу  ( Файл – Свойства – Формат аудио) 4. Сохраните файл в той же папке с новым именем и характеристиками, заданными в таблице ( Файл – Сохранить как… – Изменить… – Атрибуты ). Посмотрите свойства файла (пункт 3) и запишите их в таблицу. 5. Снова откройте исходный файл и повторите пункт 4 нужное количество раз.

Практическая работа

4. Сохраните файл в той же папке с новым именем и характеристиками, заданными в таблице на рабочем листе ( Файл – Сохранить как… – Изменить… – Атрибуты ).

Нажмите Ок , введите имя файла, нажмите Сохранить.

Посмотрите свойства файла и запишите их в таблицу ( Файл – Свойства – Формат аудио)

4. Сохраните файл в той же папке с новым именем и характеристиками, заданными в таблице ( Файл – Сохранить как… – Изменить… – Атрибуты ). Посмотрите свойства файла (пункт 3) и запишите их в таблицу.

5. Снова откройте исходный файл и повторите пункт 4 нужное количество раз.

Практическая работа Имя файла Высоцкий Частота  дискр.,  кГц 48 Глубина кодир.,  бит Высоцкий 48-8-с 16 48 Дли-тель-ность,  с Высоцкий 24-8-м Режим (моно-стерео) 10 8 24 Высоцкий 8-8-м Объем файла,  байт стерео 10 8 8 1920380 стерео Рассчитанный объем файла,  байт 10 8 моно 10 моно Снова откройте исходный файл (пункт 2) и повторите пункт 4 нужное количество раз.

Практическая работа

Имя файла

Высоцкий

Частота дискр., кГц

48

Глубина кодир., бит

Высоцкий 48-8-с

16

48

Дли-тель-ность, с

Высоцкий 24-8-м

Режим (моно-стерео)

10

8

24

Высоцкий 8-8-м

Объем файла, байт

стерео

10

8

8

1920380

стерео

Рассчитанный объем файла, байт

10

8

моно

10

моно

Снова откройте исходный файл (пункт 2) и повторите пункт 4 нужное количество раз.

Домашнее задание 1) Учебник Босовой Л.Л. § 5.1.3. 2) Рассчитать объёмы файлов, полученные в практической работе. Сравнить с реальным объёмом. Домашнее задание

Домашнее задание

1) Учебник Босовой Л.Л. § 5.1.3.

2) Рассчитать объёмы файлов, полученные в практической работе. Сравнить с реальным объёмом.

Домашнее задание

Решены ли поставленные задачи?  понять различие между аналоговым и цифровым звуком;  познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;  определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;  научиться находить объем звуковой информации;  сформировать навыки записи и сохранения звука с нужным качеством.

Решены ли поставленные задачи?

  • понять различие между аналоговым и цифровым звуком;
  • познакомиться с принципами кодирования звуковой информации;
  • определить, от каких параметров зависит качество цифрового звука;
  • научиться находить объем звуковой информации;
  • сформировать навыки записи и сохранения звука с нужным качеством.

Использованные источники

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  • http://i01.fsimg.ru/8/tlog_box/1402/1402699.jpg - ноты
  • http://file.mobilmusic.ru/b4/18/bd/864643.jpg - ноты
  • http://stigmata.ru/photo_report/photo/odessa/music-notes-background-white-i12.jpg - ноты
  • http://www.artleo.com/images/201108/artleo.com_4714.jpg - ноты
  • http://ru.123rf.com/photo_6209307_figures-of-a-binary-code-are-considered-under-a-lens.html - двоичный код
  • http://talkingstreets.com/wp-content/uploads/2012/02/my-favourite-hobby.jpg - палитра
  • http://www.diskobol.ru/misc/history/vinyl0311.gif - пластинка
  • http://liveangarsk.ru/files/imagecache/attachbig/files/commentuploads/2images.jpg - проигрыватель
  • http://werbung.vol.at/wp-content/uploads/2011/10/antenne.png - кассета
  • http://static.diary.ru/userdir/3/0/8/0/308011/56865011.jpg - магнитофон
  • http://img.beatles.ru/news/201003/2010030220590645.jpg - лазерный диск
  • http://www.samsungodd.com/SPA/UploadFiles/Information/ODDTech/images/disc_img1_3.gif - лазерный диск
  • http://www.positive-feedback.com/Issue5/images/matson_Cary_CD308T_front_drawer_out.jpg - DVD плеер
  • http://th576.photobucket.com/albums/ss210/mohammadalfie/th_7.jpg - громкоговоритель
  • http://prizvaniye.ucoz.ru/gromkogovoritel.gif - громкоговоритель анимация
  • http://class-fizika.narod.ru/9_class/26/TFL.GIF - камертон анимация
  • http://www.nafanya-express.ru/data/123prod/6835437_sim_1.jpg - дудочка
  • http://img.wikimart.ru/img/catalog_model/f174/1731325/0_3874_mid2.jpeg - барабан
  • http://musicday.ru/published/publicdata/MUSICDAYRU/attachments/SC/products_pictures/YTR-4335G_enl.jpg - труба
  • http://s13.radikal.ru/i186/1109/52/c2dd29b10e82.jpg - ударная установка
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/4808/svetlera.85/0_52086_511dc6ee_L.jpg - скрипка
  • http://www.sasaudiolabs.com/bass.jpg - контрабас
  • http://www.svetomuz.ru/catalogue/img/314a3f67-961d-11df-a718-003048623742.jpg - туба
  • http://guitartime.ru/images/af/singer/ - анимации певцов
  • http://umniki.3dn.ru/telo/decibely.png - шкала децибел
  • http://sergei1975ru.files.wordpress.com/2011/01/ears_thumb.gif - уши
  • http://www.vasko.ru/upload/iblock/670/e49/0.jpg - микрофон
  • http://www.citilink.ru/_catalog_images/568912_v01_b.jpg - колонки
  • http://it-help.okis.ru/sell/it-help/original/22598.jpg - модуль памяти
  • http://vilka.ua/upload/shop/photo/big/Creative_Sound_Blaster_X-Fi_Xtreme_Audio_M30SB07920000.jpg - звуковая плата
  • http://www.evrostd.ru/uploads/products/max/10679.jpg - телефон
  • http://www.price-altai.ru/uploads/500000/4000/504280/p16ikbaeoh1ogp19rl1rp4jeb1fud1.jpg - музыкальный центр


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!