Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Лексика и фразеология»
Урок по теме «Лексика и фразеология. Подготовка к ЕГЭ»
Автор-составитель Агальцова Т.Б.
Цель урока: повторить основные вопросы лексики; разобрать задания ЕГЭ по теме «Лексика и фразеология»
ХОД УРОКА.
Повторение темы «Лексика». Фронтальный опрос.
Что изучает лексика? (Словарный состав языка)
Каково общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные)
Какие группы слов по значению вам известны? Дайте определение каждой группе.
Синонимы, антонимы, Омонимы, Паронимы, Архаизмы, Историзмы, неологизмы, Диалектизмы, Профессионализмы.
(Задание целесообразно дать по группам. Определения должны приводится обязательно с примерами. Одним из эффективных методов работы будет составление таблицы по мере ответа каждой группы)
Группы слов | Определение | Примеры |
синонимы | | |
антонимы | | |
Омонимы | | |
Паронимы | | |
Архаизмы | | |
Историзмы | | |
Неологизмы | | |
Диалектизмы | | |
Профессионализмы | | |
| | |
Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
Упражнение на закрепление темы.
Определите, что собой представляет каждая пара слов. (омонимы, паронимы, синонимы, антонимы)
Мягкий-жесткий, запустить (ракету)-запустить (учебу); искусный-искусственный, искусный-умелый, (крепкий) брак-брак (в работе); доктор- врач, усвоить-освоить, горячий-жаркий, трудолюбие-лень, край(обрыва)-край(область), невежа-невежда, взрослый-детский, глиняный-глинистый, дефект-недостаток, радость-грусть, ненастный-пасмурный, горн(музыкальный инструмент)-горн(в кузнице).
Задания ЕГЭ.
В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить слово гордость?
Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутвердждения.
Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
Непомерная гордыня обуяла этого человека.
Новый клуб-гордыня поселка.
(В данном случае ошибка в 4 предложении)
Следующее задание основано на верном определении лексического значения слов.
На этапе подготовки при необходимости для отработки подобных заданий можно обращаться к различному виду словарей, в первую очередь, толковых
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (3) была выдвинута идея о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира. МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж. |
| 1) | Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур. | | 2) | Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля. | | 3) | Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка. | | 4) | Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м. | |
Особого внимания требуют фразеологизмы. Повторить еще раз определения и основные свойства фразеологизмов, необходимые для более четкого нахождения таковых в тексте. Выполнения заданий.
Укажите предложение, в котором находится фразеологизм.
Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и бывало с перерывами. 2. Однажды Катерина Ивановна попоросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость. 3. Они громко трещали и шевелились под ногами , на зеленеющей заре зажглась звезда. 4. Не ровен час , так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(Находим фразеологизм в предложении 4 не ровен час).
Домашнее задание. Домашнее задание может быть дифференцированным. Подготовить сообщение о группах слов. На рабочих листах отработать материал. Можно обратиться к открытому банку заданий с сайта ФИПИ по теме урока.