СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Лексика и фразеология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать на уроках русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе по теме "Лексика и фразеология"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Лексика и фразеология»

Урок по теме «Лексика и фразеология. Подготовка к ЕГЭ»

Автор-составитель Агальцова Т.Б.

  1. Цель урока: повторить основные вопросы лексики; разобрать задания ЕГЭ по теме «Лексика и фразеология»

ХОД УРОКА.

  1. Повторение темы «Лексика». Фронтальный опрос.

Что изучает лексика? (Словарный состав языка)

Каково общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные)

Какие группы слов по значению вам известны? Дайте определение каждой группе.

Синонимы, антонимы, Омонимы, Паронимы, Архаизмы, Историзмы, неологизмы, Диалектизмы, Профессионализмы.

(Задание целесообразно дать по группам. Определения должны приводится обязательно с примерами. Одним из эффективных методов работы будет составление таблицы по мере ответа каждой группы)

Группы слов

Определение

Примеры

синонимы



антонимы



Омонимы



Паронимы



Архаизмы



Историзмы



Неологизмы



Диалектизмы



Профессионализмы








Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

  1. Упражнение на закрепление темы.

Определите, что собой представляет каждая пара слов. (омонимы, паронимы, синонимы, антонимы)

Мягкий-жесткий, запустить (ракету)-запустить (учебу); искусный-искусственный, искусный-умелый, (крепкий) брак-брак (в работе); доктор- врач, усвоить-освоить, горячий-жаркий, трудолюбие-лень, край(обрыва)-край(область), невежа-невежда, взрослый-детский, глиняный-глинистый, дефект-недостаток, радость-грусть, ненастный-пасмурный, горн(музыкальный инструмент)-горн(в кузнице).

  1. Задания ЕГЭ.

В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить слово гордость?

  1. Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутвердждения.

  2. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

  3. Непомерная гордыня обуяла этого человека.

  4. Новый клуб-гордыня поселка.

(В данном случае ошибка в 4 предложении)

Следующее задание основано на верном определении лексического значения слов.

На этапе подготовки при необходимости для отработки подобных заданий можно обращаться к различному виду словарей, в первую очередь, толковых



Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(3) была выдвинута идея
о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

  

 1) 

Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья.
М. для литья. Модели для скульптур
.

  

 2) 

Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

  

 3) 

Схема, описание какого-н. физического объекта или явления (спец.).
М. атома. М. искусственного языка.

  

 4) 

Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.




Особого внимания требуют фразеологизмы. Повторить еще раз определения и основные свойства фразеологизмов, необходимые для более четкого нахождения таковых в тексте. Выполнения заданий.

Укажите предложение, в котором находится фразеологизм.

  1. Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и бывало с перерывами. 2. Однажды Катерина Ивановна попоросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость. 3. Они громко трещали и шевелились под ногами , на зеленеющей заре зажглась звезда. 4. Не ровен час , так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(Находим фразеологизм в предложении 4 не ровен час).



Домашнее задание. Домашнее задание может быть дифференцированным. Подготовить сообщение о группах слов. На рабочих листах отработать материал. Можно обратиться к открытому банку заданий с сайта ФИПИ по теме урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!