СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Литературное редактирование текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

?1)дать представление о практическом применении знаний по русскому языку;

?2) научить ценить слово

?3) дать возможность получить элементарное представление о редакционных профессиях: редактор, корректор;

?4) предоставить возможность самооценки: легко ли работать в коллективе? Какая роль больше подходит – лидера или исполнителя?

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Литературное редактирование текста»»

Урок по теме «Литературное редактирование текста» Русский язык 5 класс

Урок по теме «Литературное редактирование текста»

Русский язык 5 класс

Цели:  1)дать представление о практическом применении знаний по русскому языку; 2) научить ценить слово 3) дать возможность получить элементарное представление о редакционных профессиях: редактор, корректор; 4) предоставить возможность самооценки: легко ли работать в коллективе? Какая роль больше подходит – лидера или исполнителя?

Цели: 

  • 1)дать представление о практическом применении знаний по русскому языку;
  • 2) научить ценить слово
  • 3) дать возможность получить элементарное представление о редакционных профессиях: редактор, корректор;
  • 4) предоставить возможность самооценки: легко ли работать в коллективе? Какая роль больше подходит – лидера или исполнителя?
Основные единицы языка  ЗВУК   СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные единицы языка

ЗВУК

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Можно ли данные предложения назвать текстом?  1. Стоял жаркий июльский день.  2. На мерзлую землю упал первый снег.  3. На территории лагеря находился клуб.

Можно ли данные предложения назвать текстом?

1. Стоял жаркий июльский день.

2. На мерзлую землю упал первый снег.

3. На территории лагеря находился клуб.

Чем отличается данный набор предложений от предыдущего?  Чудес?ное осенн.. утро в лесу. Берё..ки стоят в з..л..тых сарафанах. Сосны встречают нас ласковым ш..рохом. Клёны роняют резные листья.

Чем отличается данный набор предложений от предыдущего?

Чудес?ное осенн.. утро в лесу. Берё..ки стоят в з..л..тых сарафанах. Сосны встречают нас ласковым ш..рохом. Клёны роняют резные листья.

Первый признак текста : Предложения в тексте связаны по смыслу.

Первый признак текста :

Предложения в тексте связаны по смыслу.

Эти предложения связаны по смыслу?  Текст ли перед вами? Почему?  1. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Начался листопад. 4. Этот дождь шел неделями. 5. Леса моросили дождем облетевшей листвы.  Из данных предложений составьте текст.

Эти предложения связаны по смыслу? Текст ли перед вами? Почему?

1. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Начался листопад. 4. Этот дождь шел неделями. 5. Леса моросили дождем облетевшей листвы.

Из данных предложений составьте текст.

Проверь себя  Начался листопад.  Листья падали дни и ночи.  Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.  Леса моросили дождем облетевшей листвы.  Этот дождь шел неделями.

Проверь себя

Начался листопад.

Листья падали дни и ночи.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

Леса моросили дождем облетевшей листвы.

Этот дождь шел неделями.

Второй признак текста . Предложения в тексте расположены в определенном порядке.

Второй признак текста .

Предложения в тексте расположены в определенном порядке.

Озаглавьте текст.  Какова его основная мысль?  Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.  В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:  - Как вам не стыдно!  - А что стыдно! Мы ничего  не делали! – удивились мальчики.  - Вот это и плохо! –  гневно ответила женщина.

Озаглавьте текст. Какова его основная мысль?

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно! Мы ничего

не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо! –

гневно ответила женщина.

Третий признак текста текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить.

Третий признак текста

текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить.

Основные средства связи предложений в тексте. - повторяющиеся слова, - местоимения, - словам, близкие по смыслу (синонимы).

Основные средства связи предложений в тексте.

  • - повторяющиеся слова,
  • - местоимения,
  • - словам, близкие по смыслу (синонимы).
Как связаны предложения в данном тексте?  Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Эти неутомимые труженики перегораживают речки плотинами. Плотины помогают  бобрам держать воду  в реке.

Как связаны предложения в данном тексте?

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Эти неутомимые труженики перегораживают речки плотинами. Плотины помогают

бобрам держать воду

в реке.

Проверь себя.   Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Эти неутомимые труженики перегораживают речки плотинами. Плотины помогают бобрам держать воду в реке.

Проверь себя.

Под городом Воронежем есть

бобровый заповедник.

Там на лесных речках живут бобры.

Эти неутомимые труженики

перегораживают речки плотинами.

Плотины помогают бобрам держать

воду в реке.

Что называется текстом? Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.

Что называется текстом?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.

Прежде, чем мы продолжим, прошу ответить на вопрос «Кто участвует в создании газеты, теле- и радиопередачи?» Читатели, слушатели и зрители – активные участники. Они пишут письма. Не все из них имеют нужные навыки.

Прежде, чем мы продолжим, прошу ответить на вопрос «Кто участвует в создании газеты, теле- и радиопередачи?»

  • Читатели, слушатели и зрители – активные участники. Они пишут письма. Не все из них имеют нужные навыки.
Этот текст необходимо отредактировать A) Но иногда, видимо, необходимо спорить. Б) На мой взгляд, нужно уметь защищать в споре хороший вкус, когда речь идет о музыке, об искусстве, о культуре речи. B) Говорят, о вкусах не спорят. Г) Когда же это необходимо? Какова тема нашего занятия?

Этот текст необходимо отредактировать

  • A) Но иногда, видимо, необходимо спорить.
  • Б) На мой взгляд, нужно уметь защищать в споре хороший вкус, когда речь идет о музыке, об искусстве, о культуре речи.
  • B) Говорят, о вкусах не спорят.
  • Г) Когда же это необходимо?
  • Какова тема нашего занятия?
Тема урока Литературное редактирование текста

Тема урока

Литературное редактирование текста

Сокращение. Необходимо в двух случаях. Во-первых, если в материале «много воды», то есть лишних слов, предложений, общих рассуждений ни о чем. Во-вторых, по техническим причинам, если материал не влезает в газету. В этом случае возможна одна из трех разновидностей сокращения.

Сокращение. Необходимо в двух случаях.

  • Во-первых, если в материале «много воды», то есть лишних слов, предложений, общих рассуждений ни о чем.
  • Во-вторых, по техническим причинам, если материал не влезает в газету. В этом случае возможна одна из трех разновидностей сокращения.
Виды редактирования Рубка хвоста - не влезает относительно большое количество строчек, например, 30-40. Если в конце материала не говорится ничего особенно важного или интересного, просто выбрасывается нужное количество строчек. Далее, если сокращение пришлось на середину предложения, оно тоже выкидывается до предыдущей точки. • Выщипывание - применяется, если нужно совсем немного сократить материал, строк на 5-10. В материале обязательно бывают «висячие» строки - хвостики из одного слова, трех, пяти букв. Их нужно «подтянуть», то есть найти в абзаце лишнее, ничего не говорящее слово, состоящее из такого же количества букв, и убрать его. • Сокращение абзацами - применяется, если текст требуется значительно урезать. Выкидываются целые абзацы, в которых есть отступление от темы. В интервью - это текст лишнего вопроса или неинтересного ответа, в представительном опросе - не самый интересный ответ.

Виды редактирования

  • Рубка хвоста - не влезает относительно большое количество строчек, например, 30-40. Если в конце материала не говорится ничего особенно важного или интересного, просто выбрасывается нужное количество строчек. Далее, если сокращение пришлось на середину предложения, оно тоже выкидывается до предыдущей точки.
  • • Выщипывание - применяется, если нужно совсем немного сократить материал, строк на 5-10. В материале обязательно бывают «висячие» строки - хвостики из одного слова, трех, пяти букв. Их нужно «подтянуть», то есть найти в абзаце лишнее, ничего не говорящее слово, состоящее из такого же количества букв, и убрать его.
  • • Сокращение абзацами - применяется, если текст требуется значительно урезать. Выкидываются целые абзацы, в которых есть отступление от темы. В интервью - это текст лишнего вопроса или неинтересного ответа, в представительном опросе - не самый интересный ответ.
Кто может заниматься правкой? Правкой-вычиткой может заниматься корректор Корректор- работник редакции, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки Другими видами правки занимаются корреспонденты и в большей мере редактор. Редактор — тот, кто занимается редактированием. Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации. Также  в числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.

Кто может заниматься правкой?

  • Правкой-вычиткой может заниматься корректор
  • Корректор- работник редакции, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки
  • Другими видами правки занимаются корреспонденты и в большей мере редактор.
  • Редактор — тот, кто занимается редактированием.
  • Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации. Также  в числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.
Сегодня мы попробуем свои силы в двух видах правки: вычитка и сокращение. Деловая игра «Редакция» 1 группа: Отдел международной информации   Заболела наборщица; старшеклассницу, закончившую курс обучения компьютерному набору и проходящую практику в редакции, попросили напечатать информацию. Чтобы не обнаружить свою пунктуационную  малограмотность, практикантка напечатала текст без знаков препинания. Задания: 1. Озаглавить текст. 3. Дописать один абзац – вывод из материала..

Сегодня мы попробуем свои силы в двух видах правки: вычитка и сокращение.

  • Деловая игра «Редакция»
  • 1 группа: Отдел международной информации
  •   Заболела наборщица; старшеклассницу, закончившую курс обучения компьютерному набору и проходящую практику в редакции, попросили напечатать информацию. Чтобы не обнаружить свою пунктуационную  малограмотность, практикантка напечатала текст без знаков препинания.
  • Задания:
  • 1. Озаглавить текст.
  • 3. Дописать один абзац – вывод из материала..
Текст Ах, как мечтают многие попасть в Америку, которая представляется некоторым подросткам чем – то вроде земного рая для молодежи. Так ли это? Почти во всех школах США действует распоряжение о том, что пить, курить в общественных местах запрещено, иначе солидный штраф. Зато машину можно водить, как только исполнится 16 лет Счастливчики! Опаздывать в школу никто не смеет. В школу являются за 20-30 минут и бегут в кабинет, где отмечают время прихода. Если же этого не сделать,  то еще до начала занятий позвонят домой и спросят, что случилось. Американским школьникам не понять, как можно не выполнить домашнее задание. Ведь за учебу они платят с первого класса. Учебный день у всех заканчивается в 15 часов. Замученных  учеников у школы ждет колонна оранжевых автобусов, развозящих всех, кого не забирают и у кого нет своей машины, по домам.

Текст

Ах, как мечтают многие попасть в Америку, которая представляется некоторым подросткам чем – то вроде земного рая для молодежи. Так ли это?

Почти во всех школах США действует распоряжение о том, что пить, курить в общественных местах запрещено, иначе солидный штраф. Зато машину можно водить, как только исполнится 16 лет Счастливчики!

Опаздывать в школу никто не смеет. В школу являются за 20-30 минут и бегут в кабинет, где отмечают время прихода. Если же этого не сделать,  то еще до начала занятий позвонят домой и спросят, что случилось.

Американским школьникам не понять, как можно не выполнить домашнее задание. Ведь за учебу они платят с первого класса.

Учебный день у всех заканчивается в 15 часов. Замученных  учеников у школы ждет колонна оранжевых автобусов, развозящих всех, кого не забирают и у кого нет своей машины, по домам.

2 группа: Отдел информации по России Информация передавалась  специальным корреспондентом по телефону, принял ее практикант. Записал то, что смог расслышать. З адания: 1..Вставить нерасслышанные слова. 2.Дописать конец материала. 3. Выделить абзацы, озаглавить, проверить, нет ли орфографических, пунктуационных ошибок.

2 группа: Отдел информации по России

  • Информация передавалась  специальным корреспондентом по телефону, принял ее практикант. Записал то, что смог расслышать.
  • З адания:
  • 1..Вставить нерасслышанные слова.
  • 2.Дописать конец материала.
  • 3. Выделить абзацы, озаглавить, проверить, нет ли орфографических, пунктуационных ошибок.
Текст Нынешний учебный год начался для педагогического колледжа №1….Екатеринбурга с неприятности: постановление губернатора исключило это учебное заведение из списка финансируемых. А ведь педколледж №1 слывет…лучшим...в зоне Урала и Сибири средним профессиональным образовательным учреждением, выпускники которого могут поступать… сразу на третий курс в Екатеринбургский педагогический институт…. или Уральский Государственный Университет…. Благодаря мерам, принятым общественностью..и педагогами, в настоящее время судьба педколледжа решена следующим образом.: в течение 2015 года он будет финансироваться, как и прежде, а найден…..Руководству же колледжа предложено заниматься в этой связи….развитием таких форм работы, которые бы способствовали привлечению внебюджетных средств. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.…..

Текст

Нынешний учебный год начался для педагогического колледжа №1….Екатеринбурга с неприятности: постановление губернатора исключило это учебное заведение из списка финансируемых. А ведь педколледж №1 слывет…лучшим...в зоне Урала и Сибири средним профессиональным образовательным учреждением, выпускники которого могут поступать… сразу на третий курс в Екатеринбургский педагогический институт…. или Уральский Государственный Университет….

Благодаря мерам, принятым общественностью..и педагогами, в настоящее время судьба педколледжа решена следующим образом.: в течение 2015 года он будет финансироваться, как и прежде, а найден…..Руководству же колледжа предложено заниматься в этой связи….развитием таких форм работы, которые бы способствовали привлечению внебюджетных средств. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.…..

Рекламное объявление для обеих групп В современных изданиях есть еще один обязательный отдел.  Отдел рекламы и объявлений. Он помогает зарабатывать средства. Предлагаю вашему вниманию вот такое шутливое объявление: ЗУБЫ? Наши стоматологи сделают все, чтобы вы навсегда забыли о них! Задание: Составить рекламное объявление для стоматологической клиники.

Рекламное объявление для обеих групп

  • В современных изданиях есть еще один обязательный отдел.  Отдел рекламы и объявлений. Он помогает зарабатывать средства. Предлагаю вашему вниманию вот такое шутливое объявление:

ЗУБЫ? Наши стоматологи сделают все, чтобы вы навсегда забыли о них!

  • Задание: Составить рекламное объявление для стоматологической клиники.
Редактирование иллюстраций для обеих групп Одновременно с работой над текстом редактор редактирует авторские оригиналы иллюстраций. Иллюстрация призвана помочь читателю лучше понять текст, дополнить его. С помощью иллюстрации выражается содержание, которое или невозможно, или сложно передать в текстовой форме. С этих позиций редактор и оценивает иллюстративный материал. Нарисуйте и вы наиболее подходящие иллюстрации к рекламному объявлению стоматологической клиники. Обоснуйте свой выбор.

Редактирование иллюстраций для обеих групп

  • Одновременно с работой над текстом редактор редактирует авторские оригиналы иллюстраций. Иллюстрация призвана помочь читателю лучше понять текст, дополнить его. С помощью иллюстрации выражается содержание, которое или невозможно, или сложно передать в текстовой форме. С этих позиций редактор и оценивает иллюстративный материал. Нарисуйте и вы наиболее подходящие иллюстрации к рекламному объявлению стоматологической клиники. Обоснуйте свой выбор.
Рефлексия   Что нового узнали на занятии?   Легко ли быть корректором, редактором?    Понравилась форма занятия?

Рефлексия

  •   Что нового узнали на занятии?
  •   Легко ли быть корректором, редактором?
  •    Понравилась форма занятия?
Домашнее задание На листе А4 разработать макет газеты; Придумать название; Прописать основные рубрики; Написать слово редактора. Какая это будет газета? Юмористическая, информационная, об экономике, о политике? Продумайте идею, разукрасьте свой макет в те цвета, которые отображают ее концепцию.

Домашнее задание

  • На листе А4 разработать макет газеты;
  • Придумать название;
  • Прописать основные рубрики;
  • Написать слово редактора.
  • Какая это будет газета?
  • Юмористическая, информационная, об экономике, о политике?
  • Продумайте идею, разукрасьте свой макет в те цвета, которые отображают ее концепцию.
Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!