СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Отрицательные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием ЭОР, соответствует требованиям ФГОС

урок обобщения и систематизации знаний по теме "Отрицательные местоимения"

Задачами урока являются формирование умений классифицировать, обобщать, давать монологический ответ, сравнивать, способствовать развитию положительной мотивации к учению, развитию регулятивных универсальных учебных действий

Просмотр содержимого документа
«разработка урока»

План – конспект урока с использованием ЦОР

Тема: «Отрицательные местоимения»

Учитель: Апухтина Ирина Николаевна

Место работы: МОУ СОШ №1 пгт. Жешарт Усть – Вымский район Республика Коми

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 6

Номер урока в теме: 3

Базовый учебник: Т.А.Ладыженская

Цель урока: обобщение, систематизация и выявление уровня знаний учащихся по теме «Отрицательные местоимения».

Задачи:

  1. обучающие

  • используя ЦОР, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Отрицательные местоимения».

  1. развивающие

  • формирование умений классифицировать, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать;

  • способствовать развитию положительной мотивации к учебно – познавательной деятельности;

  • способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;

  1. воспитательные

  • воспитывать у учащихся понимание значимости орфографической зоркости, владения коммуникативной компетенцией и чувства любви к родному языку для развития духовно – нравственной личности.

Тип урока: урок – обобщение

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, взаимоконтроль, анализ и оценка ответов самими учащимися

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЦОР

Структура и ход урока: представлены в таблице №1





Таблица 1. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

( с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организационный момент


Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения


Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность












Приветствуют учителя


1 мин

2

Этап «Вызов»













№1 Интерактивный текст

Слово учителя:


Мы с вами настроились на работу, но вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на доске не заявлена тема, а представлен текст с заданием. Посмотрите на текст и задание к нему и скажите, можете ли вы выполнить работу, которая требуется. Поясните свой ответ










Позиция учителя - рядом



Несколько человек дают ответ о возможности или невозможности выполнения ими заданной работы







Предполагаемый ответ учащихся:

- Работу выполнить возможно, так как известен материал о том, что такое отрицательное местоимение и их правописание


Учащиеся выполняют задание:

- выбирают комментатора, оценивающего работу;

- нахождение местоимений выполняет один учащийся;

- правописание местоимений объясняет второй учащийся;

- в заключение комментатор даёт свою оценку;

4 мин

3

Определение темы и целей урока


Слово учителя:

Мы выполнили определённую работу. А с какой целью мы её выполняли? Чего мы могли достичь и, возможно, кто – то достиг в ходе её выполнения?

Возможно ли определить тему урока? А какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой?













Предполагаемые ответы учащихся:

- закрепили навык нахождения отрицательных местоимений;

- проверили знания по правописанию отрицательных местоимений;

- не столкнулись с новой проблемой, не выявили новой темы, возможно, тема урока «Обобщение по теме «Отрицательные местоимения»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, определяются с личными целями урока

3 мин.

4

Актуализация знаний





















№2 Интерактивная трёхуровневая таблица








№3 Интерактивная таблица


Учитель направляет учащихся на создание системы обобщения материала


Слово учителя:

Предложите пути решения поставленных задач.


Подобным предложением учитель ставит учащихся в систему выбора видов деятельности


- Обратимся к таблице. О чём она нам напоминает?


Демонстрация трёхуровневой таблицы








Демонстрация второй таблицы

- Что мы вспоминаем?



- Какой работой мы можем обобщить анализ этих таблиц?


- Приглашаю к доске четырёх человек. Почему?





Позиция учителя – рядом, наблюдает, корректирует







Предполагаемый ответ учащихся:

- следует повторить определение отрицательных местоимений, их функцию,

правописание




Комментируют таблицу, повторяя определение отрицательных местоимений и их функцию, вспоминая об отличии отрицательных и неопределённых местоимений

Повторяют правило написания отрицательных местоимений

Учащиеся выбирают словарный диктант.

Выбираются комментатор, четыре человека, которые будут работать у доски, и четыре контролёра для каждого участника. Участники выбирают для себя задание в соответствии со своей целью:

- закрепить материал, который уже хорошо понят;

- отработать материал, который вызывает затруднения. Также самостоятельно учащиеся выбирают группу слов для записи

- местоимения с НЕ;

- местоимения с НИ;

- отрицательные местоимения;

- неопределённые местоимения

Слова для диктанта предлагаются классом, который в свою очередь делится на четыре группы и работает вместе с одним из участников


Проверку и оценку проводят контролёры, комментатор делает выводы о проделанной работе с местоимением - словом

5 мин.

5

Этап перехода от простых работ к работам повышенной сложности


В четырёх созданных на предыдущем этапе урока группах раздаются карточки (см. приложение 1)

- В чём заключается проблема материала представленного на карточках?





Предположите, к какой синтаксической единице мы должны обратиться далее. Какой вопрос должны решить в ходе работы с ней? Каким может оказаться дополнительное задание?


На интерактивной доске демонстрируются предложения (режим экрана) Приложение 2









- Вы уже предположили заключительный аккорд?

Мы снова работаем в группах. Раздаётся материал (см. приложение 3 ) Используя материал на карточках, создайте совместно текст, объясните особенность этого текста

Предполагаемые ответы:

- использование отрицательных местоимений во фразеологизмах, объяснение фразеологизмов


Учащиеся дают свои объяснения после обсуждения в группах

Предполагаемый ответ:

- Предложение. Какова синтаксическая роль отрицательных местоимений?

Расставить знаки препинания


Два человека работают на доске, самостоятельно комментируя свои действия, класс работает в тетрадях, попутную проверку проводит один ученик


Предполагаемый ответ:

- Текст.


В классе снова определяются четыре сложившиеся группы, но материал предлагается в двух вариантах с целью дальнейшего сравнения созданных текстов

Группы составляют тексты, представляют их одноклассникам, объясняют, что отрицательные местоимения могут служить и для создания текстов – характеристик как положительных, так и отрицательных

10 мин.

6

Итоги урока


Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля

Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока

2 мин.

7

Этап контроля

ЭУМ контрольного типа

Учитель наблюдает

Учащиеся выполняют контрольные задания по модулю

10 мин.

8

Объяснение домашнего задания


Предлагает домашнее задание и объясняет его.

Предлагается три варианта домашнего задания:

  1. Составить словарный диктант по теме «Правописание отрицательных местоимений» из 20 слов

  2. Написать небольшое сочинение – рассуждение на тему «Отрицательные местоимения в нашей речи»

  3. Выполнить упражнение учебника по заданию

Учащиеся записывают его

2 мин.

9

Рефлексия


Задаёт вопросы:

- Что было сегодня на уроке главным, важным для вас?

- А что было интересным?

Можете ли вы, используя отрицательные местоимения, ответить на вопросы:

-Кому нужно ещё раз обратиться к этой теме?

- Какая проблема осталась после урока?

- Кто уйдёт с урока в плохом настроении?

Учащиеся отвечают на вопросы

2 мин.































Таблица 2. Перечень используемых на данном этапе ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивный текст-задание "Объясните написание выделенных местоимений" (N 10694)

Интерактивное задание

Работа по заданию

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c93557f2-be0c-4ac7-a201-516b0fd8b552/%5BRUS6_129%5D_%5BIM_175%5D.swf

2

Таблица «Отрицательные местоимения» ( N 140231)

Интерактивная трёхуровневая таблица

Наблюдение, воспроизведение ранее усвоенного материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c8ed329e-c0a7-49ed-8e18-0af11fa6f7a6/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_09-AT%5D.swf

3

Правописание отрицательных местоимений (N 110367)

Интерактивная таблица

Наблюдение, репродукция усвоенного ранее материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d99eb9-7d1d-4cc0-aa74-f623b4d1d16e/%5BRUS6_129%5D_%5BIA_174%5D.swf

4

Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределённых местоимениях

ЭУМ контрольного типа

Итоговый контроль

http://fcior.edu.ru/card/15600/pravopisanie-ne-i-ni-v-otricatelnyh-i-neopredelennyh-mestoimeniyah.html






























Приложение 1

Карточка 1

(Н…)чего сказать, (н…)(с)того (н…)(с)сего, без (н…)каких.

Карточка 2

От (н…)чего делать, (н…)чего себе, (н…)какими силами.

Карточка 3

(Н…)каких гвоздей, всего (н…)чего, (н…)чего не попишешь.

Карточка 4

(Н…)чего греха таить, (н…)за что (н…)про что, (н…) то (…) сё.


Приложение 2 для интерактивной доски

Предложения

Приложение 3

Карточки 1, 2

Никого не пригласила, ни у кого не узнавала, ни о ком не расспрашивала, ничему не радовалась, ни с кем не встречалась.

Карточки 3, 4

Не делал ничего плохого, ничто его не раздражало, ни с кем не ссорился, не пренебрегал ничьими советами, не боялся никаких препятствий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!