Урок построен с использованием ЭОР, соответствует требованиям ФГОС
урок обобщения и систематизации знаний по теме "Отрицательные местоимения"
Задачами урока являются формирование умений классифицировать, обобщать, давать монологический ответ, сравнивать, способствовать развитию положительной мотивации к учению, развитию регулятивных универсальных учебных действий
Просмотр содержимого документа
«разработка урока»
План – конспект урока с использованием ЦОР
Тема: «Отрицательные местоимения»
Учитель: Апухтина Ирина Николаевна
Место работы: МОУ СОШ №1 пгт. Жешарт Усть – Вымский район Республика Коми
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 6
Номер урока в теме: 3
Базовый учебник: Т.А.Ладыженская
Цель урока: обобщение, систематизация и выявление уровня знаний учащихся по теме «Отрицательные местоимения».
Задачи:
обучающие
развивающие
формирование умений классифицировать, давать монологический ответ, обобщать, сравнивать;
способствовать развитию положительной мотивации к учебно – познавательной деятельности;
способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;
воспитательные
Тип урока: урок – обобщение
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, взаимоконтроль, анализ и оценка ответов самими учащимися
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЦОР
Структура и ход урока: представлены в таблице №1
Таблица 1. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР ( с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | | Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность | Приветствуют учителя | 1 мин |
2 | Этап «Вызов» | №1 Интерактивный текст | Слово учителя: Мы с вами настроились на работу, но вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на доске не заявлена тема, а представлен текст с заданием. Посмотрите на текст и задание к нему и скажите, можете ли вы выполнить работу, которая требуется. Поясните свой ответ Позиция учителя - рядом | Несколько человек дают ответ о возможности или невозможности выполнения ими заданной работы Предполагаемый ответ учащихся: - Работу выполнить возможно, так как известен материал о том, что такое отрицательное местоимение и их правописание Учащиеся выполняют задание: - выбирают комментатора, оценивающего работу; - нахождение местоимений выполняет один учащийся; - правописание местоимений объясняет второй учащийся; - в заключение комментатор даёт свою оценку; | 4 мин |
3 | Определение темы и целей урока | | Слово учителя: Мы выполнили определённую работу. А с какой целью мы её выполняли? Чего мы могли достичь и, возможно, кто – то достиг в ходе её выполнения? Возможно ли определить тему урока? А какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой? | Предполагаемые ответы учащихся: - закрепили навык нахождения отрицательных местоимений; - проверили знания по правописанию отрицательных местоимений; - не столкнулись с новой проблемой, не выявили новой темы, возможно, тема урока «Обобщение по теме «Отрицательные местоимения» Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, определяются с личными целями урока | 3 мин. |
4 | Актуализация знаний | №2 Интерактивная трёхуровневая таблица №3 Интерактивная таблица | Учитель направляет учащихся на создание системы обобщения материала Слово учителя: Предложите пути решения поставленных задач. Подобным предложением учитель ставит учащихся в систему выбора видов деятельности - Обратимся к таблице. О чём она нам напоминает? Демонстрация трёхуровневой таблицы Демонстрация второй таблицы - Что мы вспоминаем? - Какой работой мы можем обобщить анализ этих таблиц? - Приглашаю к доске четырёх человек. Почему? Позиция учителя – рядом, наблюдает, корректирует | Предполагаемый ответ учащихся: - следует повторить определение отрицательных местоимений, их функцию, правописание Комментируют таблицу, повторяя определение отрицательных местоимений и их функцию, вспоминая об отличии отрицательных и неопределённых местоимений Повторяют правило написания отрицательных местоимений Учащиеся выбирают словарный диктант. Выбираются комментатор, четыре человека, которые будут работать у доски, и четыре контролёра для каждого участника. Участники выбирают для себя задание в соответствии со своей целью: - закрепить материал, который уже хорошо понят; - отработать материал, который вызывает затруднения. Также самостоятельно учащиеся выбирают группу слов для записи - местоимения с НЕ; - местоимения с НИ; - отрицательные местоимения; - неопределённые местоимения Слова для диктанта предлагаются классом, который в свою очередь делится на четыре группы и работает вместе с одним из участников Проверку и оценку проводят контролёры, комментатор делает выводы о проделанной работе с местоимением - словом | 5 мин. |
5 | Этап перехода от простых работ к работам повышенной сложности | | В четырёх созданных на предыдущем этапе урока группах раздаются карточки (см. приложение 1) - В чём заключается проблема материала представленного на карточках? Предположите, к какой синтаксической единице мы должны обратиться далее. Какой вопрос должны решить в ходе работы с ней? Каким может оказаться дополнительное задание? На интерактивной доске демонстрируются предложения (режим экрана) Приложение 2 - Вы уже предположили заключительный аккорд? Мы снова работаем в группах. Раздаётся материал (см. приложение 3 ) Используя материал на карточках, создайте совместно текст, объясните особенность этого текста | Предполагаемые ответы: - использование отрицательных местоимений во фразеологизмах, объяснение фразеологизмов Учащиеся дают свои объяснения после обсуждения в группах Предполагаемый ответ: - Предложение. Какова синтаксическая роль отрицательных местоимений? Расставить знаки препинания Два человека работают на доске, самостоятельно комментируя свои действия, класс работает в тетрадях, попутную проверку проводит один ученик Предполагаемый ответ: - Текст. В классе снова определяются четыре сложившиеся группы, но материал предлагается в двух вариантах с целью дальнейшего сравнения созданных текстов Группы составляют тексты, представляют их одноклассникам, объясняют, что отрицательные местоимения могут служить и для создания текстов – характеристик как положительных, так и отрицательных | 10 мин. |
6 | Итоги урока | | Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля | Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока | 2 мин. |
7 | Этап контроля | ЭУМ контрольного типа | Учитель наблюдает | Учащиеся выполняют контрольные задания по модулю | 10 мин. |
8 | Объяснение домашнего задания | | Предлагает домашнее задание и объясняет его. Предлагается три варианта домашнего задания: Составить словарный диктант по теме «Правописание отрицательных местоимений» из 20 слов Написать небольшое сочинение – рассуждение на тему «Отрицательные местоимения в нашей речи» Выполнить упражнение учебника по заданию | Учащиеся записывают его | 2 мин. |
9 | Рефлексия | | Задаёт вопросы: - Что было сегодня на уроке главным, важным для вас? - А что было интересным? Можете ли вы, используя отрицательные местоимения, ответить на вопросы: -Кому нужно ещё раз обратиться к этой теме? - Какая проблема осталась после урока? - Кто уйдёт с урока в плохом настроении? | Учащиеся отвечают на вопросы | 2 мин. |
Таблица 2. Перечень используемых на данном этапе ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Интерактивный текст-задание "Объясните написание выделенных местоимений" (N 10694) | Интерактивное задание | Работа по заданию | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c93557f2-be0c-4ac7-a201-516b0fd8b552/%5BRUS6_129%5D_%5BIM_175%5D.swf |
2 | Таблица «Отрицательные местоимения» ( N 140231) | Интерактивная трёхуровневая таблица | Наблюдение, воспроизведение ранее усвоенного материала | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c8ed329e-c0a7-49ed-8e18-0af11fa6f7a6/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_09-AT%5D.swf |
3 | Правописание отрицательных местоимений (N 110367) | Интерактивная таблица | Наблюдение, репродукция усвоенного ранее материала | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d99eb9-7d1d-4cc0-aa74-f623b4d1d16e/%5BRUS6_129%5D_%5BIA_174%5D.swf |
4 | Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределённых местоимениях | ЭУМ контрольного типа | Итоговый контроль | http://fcior.edu.ru/card/15600/pravopisanie-ne-i-ni-v-otricatelnyh-i-neopredelennyh-mestoimeniyah.html |
Приложение 1
Карточка 1
(Н…)чего сказать, (н…)(с)того (н…)(с)сего, без (н…)каких.
Карточка 2
От (н…)чего делать, (н…)чего себе, (н…)какими силами.
Карточка 3
(Н…)каких гвоздей, всего (н…)чего, (н…)чего не попишешь.
Карточка 4
(Н…)чего греха таить, (н…)за что (н…)про что, (н…) то (…) сё.
Приложение 2 для интерактивной доски
Предложения
![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/4/f943b24651a2a693c72c0f922a39d28c30917dab/no-name_0_1.png)
Приложение 3
Карточки 1, 2
Никого не пригласила, ни у кого не узнавала, ни о ком не расспрашивала, ничему не радовалась, ни с кем не встречалась.
Карточки 3, 4
Не делал ничего плохого, ничто его не раздражало, ни с кем не ссорился, не пренебрегал ничьими советами, не боялся никаких препятствий.