МКОУ «Горшеченская СОШ №2»
ОДНКНР. 5 класс.
Урок по теме: «Праздники и праздничные обряды».
Урок – исследование.
Урок подготовлен учителем искусства и основ православной культуры
I квалификационной категории
Нестеровым Александром Ивановичем.
Горшечное, 2018 год
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Задачи:
1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира
2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.
4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
УУД:
самоопределение
целеполагание
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
учёт разных мнений
анализ, сравнение, обобщение
извлечение из текстов необходимой информации
выполнение действий по алгоритму
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
самооценка на основе критерия успешности
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.
Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.
Ход урока.
1-ый этап. Организационный.
Вступительное слово учителя.
Добрый день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, но хочу еще раз в это убедиться.
Кричалка
-Парам – парей!
-Хэй!
-Парам-парей!
-Хэй, хэй, хэй!
-Настроение каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Да!
-Все без исключения?
-Да!
-К уроку все готовы?
-Да!
-Молодцы!
-Ура!
Учитель: сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха ни пера. Что я вам пожелала? С какими событиями в жизни человека это связано?
В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! ". На что добытчик обычно отвечал: "К черту! ". Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е. принести побольше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя».
Можно сказать, что это ритуал?
А что такое ритуал?
А какие ритуалы вам известны?
На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.
II. Мотивация учащихся к деятельности.
1. Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме) - Перед вами на парте лежат календари. Как они называются? Найдите в них даты своего рождения и рассмотрите листок календаря. Какие дни в них отмечены? Что мы делаем в праздничные дни?
(Учащиеся после должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о празднике).
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о праздниках). Сформулируем тему нашего урока («Праздники и праздничные обряды» - записать её в тетрадь).
Предлагаю поработать в группах. Помним о правилах работы. Следим за временем и не забываем о культуре поведения. Распределяем роли.
(Рабочая карта)
Поработаем в парах. 1-я пара подбирает ассоциации к слову «праздник» на ромашке
2-я дает определение слову « религиозный праздник»
Оформитель записывает вывод.
Ответы групп:
Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).
ПРАЗДНИК, -а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-че-го-нибудь Первомай — праздник весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный праздник (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоено данной церкви). Праздник Рождества. Христианские, церковные праздники. 3. Выходкой, нерабочий день. Праздник Нового года. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь Семейный п:.На душе праздник (перен.:радостно). 5. День игр,развлечений. Спортивный праздник Праздник песни.
Учитель: Ребята, совпали ваши представления о празднике с тем, что предлагает словарь?
Символом какого праздника является ромашка? (День семьи, любви и верности, память о святых Петре и Февронии)
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Учитель: Вспомните, какие религиозные праздники вам известны?
Задание группам: попробуйте распределить праздники в зависимости от того, к какой религии они относятся (учитель записывает на доске со слов детей)
Распеделить праздники в зависимости от того, к какой религии они относятся слова
иудаизм | православие | ислам | буддизм |
Шавуот ,Суккот, Пейсах, Ханука, | Рождество Пасха, Вознесение, | Курбан-Байрам Ураза-Байрам, | Дончод-хурал, Сагаалган. |
Слова для справок: Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.
Учитель: давайте теперь разберемся, правильный ли выбор мы сделали? Сравнить с эталоном. Что вам помогло определить? Что помешало?
А теперь давайте подумаем вместе, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:
- проследить, как отмечают праздники в разных религиях
-что общего у них;
- чем отличаются;
-каково их значение
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения. Индивидуальные домашние задания. (2 минуты на выступление, группы ставят отметки). Для этого послушаем ребят, которые внимательно поработали с текстом дома, проследили за особенностями праздников и обрядами. Оценим их работу по критериям.
Прочитайте материал учебника по теме Какие праздники отмечаются. Запишите в таблицу найденные сведения. Найдите, что является общим для этих праздников Чем они отличаются. Обсудите результаты исследования в группе, сделайте общий вывод. Расскажите одноклассникам о результатах своего исследования и выводах.
6-й этап. Контроль. Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили.
1.Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник.
2. Расположите эти праздники в хронологическом порядке.
(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)
-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)
7-й этап. Самооценка и оценка других групп. (По плану)
8-й этап. Итог
– Назовите тему урока.
-С чем же связаны религиозные праздники народов России? (Праздники связаны с важными событиями в прошлом).
– Какую цель мы ставили перед собой?
– Достигли этой цели?
– Давайте оценим свою работу.
-Что показалось вам самым интересным и важным?
Рефлексия
-Ребята, а как вы думаете, что воспитывают религиозные праздники?
-Посмотрите на этот шар. Он очень хрупкий. Можно ли сравнить его с человеком. Каждый человек любит какие слова? Вот сейчас мы будем передавать этот шар друг другу очень бережно и говорить добрые слова.Учитель передаёт шар – сострадание…
Задание на дом:
Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках . Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).Узнайте, какие еще есть праздники.
Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение
Интернет-ресурсы:
1.http://www.pravmir.ru/pasxa.html
2.http://www.pravmir.ru/category/cerkov/doroga-k-xramu/prazdniki/voznesenie/
3.http://ru.wikipedia.org/wiki