СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Праздники и праздничные обряды».

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: знакомство с новым материалом. Задачи:  1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира 2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира 3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем. 4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении. УУД:     самоопределение     целеполагание     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками     выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью     учёт разных мнений     анализ, сравнение, обобщение      извлечение из текстов необходимой информации     выполнение действий по алгоритму     контроль и оценка процесса и результатов деятельности     самооценка на основе критерия успешности     адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность. Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.  Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Праздники и праздничные обряды».»

МКОУ «Горшеченская СОШ №2»







ОДНКНР. 5 класс.

Урок по теме: «Праздники и праздничные обряды».

Урок – исследование.





Урок подготовлен учителем искусства и основ православной культуры

I квалификационной категории

Нестеровым Александром Ивановичем.













































Горшечное, 2018 год



Тип урока: знакомство с новым материалом.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.

4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

УУД:

  • самоопределение

  • целеполагание

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  • учёт разных мнений

  • анализ, сравнение, обобщение

  • извлечение из текстов необходимой информации

  • выполнение действий по алгоритму

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • самооценка на основе критерия успешности

  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.





Ход урока.

1-ый этап. Организационный.

Вступительное слово учителя.

Добрый день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, но хочу еще раз в это убедиться.

Кричалка

-Парам – парей!

-Хэй!

-Парам-парей!

-Хэй, хэй, хэй!

-Настроение каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Да!

-Все без исключения?

-Да!

-К уроку все готовы?

-Да!

-Молодцы!

-Ура!

Учитель: сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха ни пера. Что я вам пожелала? С какими событиями в жизни человека это связано?

В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! ". На что добытчик обычно отвечал: "К черту! ". Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е. принести побольше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя».

Можно сказать, что это ритуал?

А что такое ритуал?

А какие ритуалы вам известны?

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

1. Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме) - Перед вами на парте лежат календари. Как они называются? Найдите в них даты своего рождения и рассмотрите листок календаря. Какие дни в них отмечены? Что мы делаем в праздничные дни?

(Учащиеся после должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о празднике).

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о праздниках). Сформулируем тему нашего урока («Праздники и праздничные обряды» - записать её в тетрадь).

Предлагаю поработать в группах. Помним о правилах работы. Следим за временем и не забываем о культуре поведения. Распределяем роли.

(Рабочая карта)

Поработаем в парах. 1-я пара подбирает ассоциации к слову «праздник» на ромашке

2-я дает определение слову « религиозный праздник»

Оформитель записывает вывод.

Ответы групп:

Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).

   ПРАЗДНИК, -а, м. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-че-го-нибудь Первомай — праздник весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный праздник (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоено данной церкви). Праздник Рождества. Христианские, церковные праздники. 3. Выходкой, нерабочий день. Праздник Нового года. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь Семейный п:.На душе праздник (перен.:радостно). 5. День игр,развлечений. Спортивный праздник Праздник песни.

Учитель:  Ребята, совпали ваши представления  о празднике с тем, что предлагает словарь?

Символом какого праздника является ромашка? (День семьи, любви и верности, память о святых Петре и Февронии)

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

 Учитель: Вспомните, какие религиозные праздники вам известны?

Задание группам: попробуйте распределить праздники в зависимости от того, к какой религии они относятся (учитель записывает на доске со слов детей)

Распеделить праздники в зависимости от того, к какой религии они относятся слова
иудаизм православие ислам буддизм
Шавуот ,Суккот, Пейсах, Ханука, Рождество

Пасха, Вознесение,

Курбан-Байрам

Ураза-Байрам,

Дончод-хурал, Сагаалган.



Слова для справок: Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.

Учитель: давайте теперь разберемся, правильный ли выбор мы сделали? Сравнить с эталоном. Что вам помогло определить? Что помешало?

 А теперь давайте подумаем вместе, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как отмечают праздники в разных религиях

  -что общего у них;

  - чем отличаются;

-каково их значение

- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения. Индивидуальные домашние задания. (2 минуты на выступление, группы ставят отметки). Для этого послушаем ребят, которые внимательно поработали с текстом дома, проследили за особенностями праздников и обрядами. Оценим их работу по критериям.

Прочитайте материал учебника по теме Какие праздники отмечаются. Запишите в таблицу найденные сведения. Найдите, что является общим для этих праздников Чем они отличаются. Обсудите результаты исследования в группе, сделайте общий вывод. Расскажите одноклассникам о результатах своего исследования и выводах.



6-й этап. Контроль. Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили.

1.Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник.

2. Расположите эти праздники в хронологическом порядке.

(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)

7-й этап. Самооценка и оценка других групп. (По плану)

8-й этап. Итог

– Назовите тему урока.

-С чем же связаны религиозные праздники народов России? (Праздники связаны с важными событиями в прошлом).

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

-Что показалось вам самым интересным и важным?

Рефлексия

-Ребята, а как вы думаете, что воспитывают религиозные праздники?

-Посмотрите на этот шар. Он очень хрупкий. Можно ли сравнить его с человеком. Каждый человек любит какие слова? Вот сейчас мы будем передавать этот шар друг другу очень бережно и говорить добрые слова.Учитель передаёт шар – сострадание…

Задание на дом:

Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках . Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).Узнайте, какие еще есть праздники.

Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение

Интернет-ресурсы:

1.http://www.pravmir.ru/pasxa.html

2.http://www.pravmir.ru/category/cerkov/doroga-k-xramu/prazdniki/voznesenie/

3.http://ru.wikipedia.org/wiki