СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Причастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Причастный оборот". Тест по теме.

Просмотр содержимого документа
«причастный оборот»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Причастный оборот»

Базовый учебник: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /

[ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2017.

Цель урока: дать понятие о причастном обороте, об определяемом и зависимом словах;

познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении.

Задачи:

- обучающие: - формирование опорной системы знаний по теме «Причастие»;

- обобщение понятия о причастии как части речи;

- формирование понятий: причастный оборот, определяемое слово;

- развивающие: развитие умения

- анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, обобщать;

- устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом;

- распознавать и графически обозначать причастный оборот на письме;

- определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову;

- воспитательные: - воспитание способности выражать собственное мнение при изучении нового материала;

- воспитание умения учиться, дисциплинированности, требовательности к себе;

- воспитание чувства прекрасного.


Тип урока: урок изучения нового материала


Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая


Необходимое техническое оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, пульты для опроса, выход в Интернет.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный

1. Приветствует учащихся и настраивает на активную работу на уроке.

2. Определяет задачи и раскрывает обучающие цели урока.

3. Мотивирует детей на восприятие темы урока и готовит их к индивидуальной и коллективной работе.

1. Слушают и осмысливают задачи

2. Ставят цели предстоящего урока.

3. Готовятся к проверке домашнего задания.

4. Записывают дату и вид работы.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Определяет степень усвоения материала предыдущего урока, уровень выполнения домашнего задания.

Читают предложения. Отвечают на вопросы.

3

3

Подготовка к активному сознательному усвоению знаний


1. Объявляет тему урока

(слайд 6 Приложение 4).

2. Создаёт проблемную ситуацию: учебник с.37 параграф 14

3. Разрешение проблемной ситуации 4. Анализ полученного решения .

1. Записывают тему урока

2. Наблюдают, анализируют параграф учебника и пытаются решить проблему: ответить на вопрос учителя, опираясь на собственные наблюдения

3. Делают вывод

5

4

Этап усвоения новых знаний.


1.Организует работу с учебником, с ЦОР.

2. Помогает составить алгоритм.

3. Наблюдает за работой учащихся, стимулирует учебные действия учащихся.

4. Консультирует учащихся.

5. Обобщает этап усвоения новых знаний

1.Работают с учебником, составляют алгоритм.

2. Работают с ЦОР.

3. Задают вопросы по новому материалу.

4. Осваивают теоретическую часть.

5. Готовятся к выполнению практического задания для закрепления знаний.


10

5

Этап закрепления новых знаний


1. Проверяет степень усвоения теоретического материала урока и помогает учащимся увидеть их успехи.

2. Организует работу учащихся с ЦОР.

3. Консультирует учащихся

1.Выполняют задания из учебника и карточек.

2. Сами оценивают качество выполненной работы, консультируясь с учителем

15

6

Этап проверки усвоения материала

Организует работу на пультах.

Работают на пультах.

6

7

Этап информации учащихся о домашнем задании.


1.Объявляет домашнее задание, объясняет.

Записывают домашнее задание.

2. Задают вопросы по домашнему заданию.


1

8

Этап подведения итогов урока.


1. Оценивает общую деятельность учащихся и подводит итог урока.

2. Побуждает учащихся к рефлексии, формулировке выводов и обобщений.

3. Благодарит учащихся за урок.


Слушают и осмысливают итоги урока.

2. Выражают своё отношение к уроку (самоанализ).


3

Учитель: Ребята, я подготовила 3 варианта заданий. 1 вариант - для сильных, 2 вариант и 3 вариант. Желаю всем удачи! В конце урока проверим освоение материала, проведем тест при помощи пультов.


2 вариант.

Задания

  1. Распределите словосочетания в две колонки.

прич.+ зав. слово; главн. слово+ прич


Поросшие мохом, кипящую смолу, росшие незабудки, ожидающие посадки, направленное действие, наполняемые водой, опаздывающий мальчик, опоздавший на урок.


  1. Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение.

Охотник, смотревший с берега реки на ту сторону, увидел неизвестный предмет. Дующий с берега ветер лениво теребил паруса корабля.


  1. Замените сложные предложения простыми с причастными оборотами.

1.Цветок, который светится в темноте, всем нравится. 2.Мы увидели храм, который окружен колоннами. 3. В небо поднимался самолет, который улетал в другую страну.

4. Выполните упр.86 по учебнику.


1 вариант.

Задания

  1. Выпишите словосочетания из упражнения 85 и распределите их в две колонки.

прич.+ зав. слово; главн. слово+ прич

  1. К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова: Висевший в воздухе, усыпанные листьями, решённая учеником.


  1. Найти в тексте причастные обороты, отметить определяемое слово, подчеркнуть, вставить пропущенные орфограммы, запятые.
    Поднявшийся ветер вдруг стих. Повисли п..руса на к..рабле находивш..мся д..леко в океане. Обесп..коенный происх..дящ..м капитан вышел на мостик. Часть неба была обложена тучами (не) предвещавш..ми н..чего хорошего. Капитан пр..казал убрать п..руса и к.. манда встр..воженная его распоряжением быстро пр..ступила к работе.



  1. Определите и исправьте ошибки в предложениях с прича­стными оборотамиЗапишите получившиеся предложения.
    На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.  На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.



  1.  Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распро­странённые определения. Место их до или после определяемого слова выбе­рите сами.

1)Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака(розовеющий от заката). 2) Откуда-то справа доно­сились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 3) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой).4) Пастух под­ходит к нашему костру (заночевавший в горах).5) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море).


3 вариант.

Задания

  1. Вставить пропущенные буквы, найти причастия, определить падежи.

В осыпающ…ся листве, о хранящ…ся письмах, над поросш…м болотом, на раскачивающ…ся березу, последн…ми листьями, спелого крыж…вника, на син…м небе, сражающ…ся отрядами.


  1. Образуйте причастия по образцу: который читает – читающий. Составьте с ними словосочетания, найдите главные слова.

Который убежал –

Который устал –

Который замолчал –

Который думает -


  1. Выполните упр.89 по учебнику.






Алгоритм «Причастный оборот»

1.Находим причастие.

2.От него задаем вопрос.

да нет





Причастный оборот Одиночное причастие



3. Где находится причастный оборот?





Перед определяемым словом После определяемого слова





Запятая

Не ставится Ставится
















Я умею

Надо

повторить

Не умею

Находить причастия




Отличать причастия от прилагательных




Склонять причастия




Находить причастный оборот




Выделять причастный оборот запятыми







Я умею

Надо

повторить

Не умею

Находить причастия




Отличать причастия от прилагательных




Склонять причастия




Находить причастный оборот




Выделять причастный оборот запятыми







Я умею

Надо

повторить

Не умею

Находить причастия




Отличать причастия от прилагательных




Склонять причастия




Находить причастный оборот




Выделять причастный оборот запятыми










Просмотр содержимого презентации
«причастный оборот»

Одиннадцатое октября  Причастный оборот.

Одиннадцатое октября Причастный оборот.

Кластер «Причастие» глагол прилагательное причастие Вид,время, возвратность род, число, падеж Зависимое слово Причастный оборот

Кластер «Причастие»

глагол

прилагательное

причастие

Вид,время,

возвратность

род, число, падеж

Зависимое слово

Причастный оборот

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ – ЭТО ПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМ СЛОВОМ. В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
  • ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ – ЭТО ПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМ СЛОВОМ.
  • В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
Алгоритм «Причастный оборот»

Алгоритм «Причастный оборот»

  •  
  • 1.Находим причастие.
  • 2.От него задаем вопрос.
  • да нет
  •  
  •  
  • Причастный оборот Одиночное причастие
  •  
  • 3. Где находится причастный оборот?
  •  
  •  
  • Перед определяемым словом После определяемого слова
  •  
  •  
  • Запятая
  • Не ставится Ставится
На какие вопросы отвечает причастие? 1 . Кто? Что? 2. Что делать? Что сделать? 3. Какой? Чей? 4. Какой? Какая? Какие?

На какие вопросы отвечает причастие?

1 . Кто? Что?

2. Что делать? Что сделать?

3. Какой? Чей?

4. Какой? Какая? Какие?

Найдите словосочетание причастие+существительное

Найдите словосочетание причастие+существительное

  • 1)играющий ребёнок
  • 2)заботливый отец
  • 3)крикливый мальчик
  • 4) добрая душа
Причастный оборот - это

Причастный оборот - это

  • 1)   два и более причастия в предложении,
  • 2) причастие с зависимыми словами,
  • 3) причастие с определяемым словом .
Чем является в предложении причастный оборот?

Чем является в предложении причастный оборот?

  • 1) подлежащим
  • 2) определением
  • 3) дополнением
  Найдите причастный оборот

  Найдите причастный оборот

  • 1 ) расшитый ковёр;
  • 2) захватывающий фильм;
  • 3) опалённый дыханием осени;
  • 4)нёсшийся ветер.
Найдите причастие с определяемым словом:

Найдите причастие с определяемым словом:

  • 1) полыхающая печь;
  • 2) певший звонко;
  • 3) пахнувший нефтью;
  • 4) затерявшийся в глуши .
Найдите причастие с зависимым словом

Найдите причастие с зависимым словом

  • 1)обладающий всем
  • 2)законченную работу
  • 3)в застывшем воздухе
  • 4)в глубокой яме
Найдите предложение с причастным оборотом

Найдите предложение с причастным оборотом

  • 1) Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.
  • 2) Бабочка, летающая над костром, была необычайно красива.
  • 3) К окну подошел улыбающийся мальчик .
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1в. – Напишите сочинение-миниатюру «Осенняя пора - очей очарование…»
  • 2в. – выпишите из художественного текста 5 предложений с причастным оборотом. Графически обозначьте оборот.
  • 3в.- Упр.86
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!