СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Преломление света. Физический смысл показателя преломления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по физике в 9 классе по теме"Преломлениесвета. Физический смысл показателя преломления" с использованием ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Преломление света. Физический смысл показателя преломления"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Преломление света. Физический смысл показателя преломления света».

9 класс


ФИО (полностью)

Ковалев Александр Иванович

Место работы

МБОУ Овстугская СОШ

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

1/18

Базовый учебник

«Физика», 9 класс, Перышкин Н.В., Гутник Е.М.


  1. Цель урока: познакомить учащихся с новыми понятиями геометрической оптики, на их примере показать использование физических законов в окружающем мире и организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы.

9. Задачи:

- обучающие:

а) повторить элементы знаний: явление преломления света, оптическая среда, луч падающий, луч преломленный, угол падения, угол преломления; законы преломления.

б) сформировать у учащихся новые элементы знаний: относительный показатель преломления света, абсолютный показатель света.

-развивающие: способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать; развивать умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности; развивать внимание учащихся.

-воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Тип урока : урок изучения нового материала (теория и применение).

Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

  2. Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, экран, документ-камера

12. Демонстрационные опыты:

Опыт №1: преломление света на границе раздела сред воздух-вода.

Опыт №2: преломление света на границе раздела сред воздух-вода.
13. Оборудование: стеклянная пластина, лист белой бумаги, деревянная ложка, сосуды с прозрачными и непрозрачными стенками.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент:


Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных

Рабочее место ученика.

2 мин

II.

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:

Просмотр фрагмента фильма Пираты Карибского моря (Зелёный луч).


Луч, подобный изумруду,

Золотого счастья ключ -

Я его еще добуду,

Мой зеленый слабый луч…

Чтобы разобраться, зеленый луч миф или реальное событие достаточно знаний средней школы, а именно знания законов преломления света. Открыли тетради и записали тему урока: «Преломление света. Физический смысл показателя преломления». Явление преломление и его законы мы с вами уже рассматривали в 8 классе, а сегодня вспомним в чем заключается явление преломление; его законы и изучим новые физические величины абсолютный и относительный показатели преломления. В конце урока ответим на вопрос: «Зеленый луч художественный образ или реальность?»

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 


3 мин

III.

Актуализация знаний.

Анимация «Преломление света» (1)


Выводит модуль на экран и организует обсуждение

1.Покажите луч падающий, луч преломленный, угол падения, угол преломления?

2.Дать определение угла падения, угла преломления.


Делают рисунок в тетрадь. Формулируют определения.


7 мин



Видеоролик-анимация «Преломление света»

(2)











Выводит модуль на экран и организует обсуждение

3. А почему свет меняет свое направление на границе раздела двух сред? Давайте сравним ваш ответ с ответом автора.

4. Давайте вспомним законы преломления света.

На экране высвечиваются по мере формулировки законы + формула

На столе представлено оборудование: сосуды с прозрачными и непрозрачными стенками, деревянная ложка, стеклянная призма. Придумайте эксперименты с помощью которых можно продемонстрировать явление преломления света.



Рассуждают.Отвечают на поставленный вопрос.


Записывают формулы.











IV.

Объяснение новых знаний


Интерактивные задачи (3)


Выводит модуль на экран и организует обсуждение Дается определение относительного показателя преломления света.

Дается определение абсолютного показателя преломления света и формула

Какая среда называется более оптически плотной? Менее оптически плотной?


 Записывают формулу в тетрадь.





Отвечают на вопросы.


Отвечая на вопрос, записывают определение в тетрадь.


10 мин























Интерактивные задачи (3)



Установите соотношения между углом преломления и показателем преломления.


Используя полученные знания, запишите новый вид закона преломления света.


Этот закон экспериментально открыл голландский ученый В. Снелиус.






Желающий у доски выводит конечную формулу.

 



IV.

Закрепление

Практическое применение знаний.




Интерактивные задачи (4)








Выводит модуль на экран и организует фронтальную и самостоятельную работу учащихся

Решение качественных задач – учитель демонстрирует задачу №1 и организует обсуждение.

Задача №2 предлагается учителем для с самостоятельного решения.

Задача №5 предлагается учителем для с самостоятельного решения.


Задача №6 предлагается учителем для с самостоятельного решения.




Смотрят и принимают участие в обсуждении

делают выводы, записывают условие и решение в тетради.






16 мин








V.

Подведение итогов урока







Подводит итоги урока, рефлексия, отмечает наиболее активных



5 мин

VI.

Домашнее задание


§56. Тест №1 (раздаточный материал на 4 варианта)



2 мин











ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Преломление света» (1)


Анимация

Рисунок илюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/81c36e1e-e156-f587-bf23-74e456c967df/00144677301280304.htm



2

«Преломление света» (1)


Видеоролик-анимация

Моделирование опыта, видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject=30

3

Задачи

Интерактивные задачи

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72e8317c-2bbb-451a-9e8e-c8a22451dfbf/162.swf

4.

Задачи

Интерактивные задачи

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0631a009-12b7-4392-9e60-d4a8c78dd66d/163.swf

5.

Собственные ресурсы

Смонтированный видио-фрагмент; презентация.