Здравствуйте, присаживайтесь. Начнем урок с проверки домашнего задания. Прочитайте задачу, записанную на экране (слайд 1). Можем мы ее сейчас решить? А почему, нам что-то не знакомо? Тогда как мы сформулируем тему нашего урока? (слайд 2) | Задают вопросы по заданиям, которые вызвали затруднения. Читают задачу Нет. Мы не знаем, что такое проценты с точки зрения математики и как с ними работать. Проценты. Записывают в тетрадях дату, тему урока. Выяснить, что понимают под процентами. Научиться решать задачи содержащие проценты. |
Мы очень часто встречаемся с этим понятие в повседневной жизни (слайд 3). Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение темы «Процент» необходимо не только в рамках предмета математики, но и для удовлетворения бытовых потребностей любого человека. Прежде чем приступить к изучению новой темы, решим устно задачи. У меня было 500 рублей. На тетрадь я потратил своих денег. Сколько рублей стоила тетрадь? На конфеты я потратил 25 рублей, что составило имевшихся у меня денег. Сколько денег было? | В магазине, в банке и т.д.  Ответ: 5 рублей стоила тетрадь.  Ответ: было 2500 рублей. |
В первой задаче, мы с вами находили сотую часть, а во второй нам была известна сотая часть, мы находили целое. Еще в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. В математике сотую часть любой величины: пути, массы, объема и т.п - процент.  Придумана даже специальная запись (символ, обозначение) слова «процент» - %. Чтобы узнать, откуда к нам пришло слово процент разгадаем кроссворд (приложение 1). Слово «процент» происходит от латинского слова «центи», указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз (слайд 6-11). Сейчас мы выполним небольшое задание (слайд 12-15). Задание №1. Даны квадраты , необходимо закрасить 20 %, 50%; 100%. Задание №2. Необходимо указать: сколько процентов площади квадрата составляет площадь закрашенной фигуры. какую часть площади квадрата составляет площадь закрашенной фигуры? Каждому ученику выдается лист с изображением частично закрашенных квадратов (Приложение 2). Физкультминутка (слайд 16): Следует особо обратить внимание на то, что дробь и процент выражают одно и то же отношение между целым и частью, поэтому мы должны уметь переходить от дроби к процентам и наоборот.   Прочитайте правило в учебнике на странице 237. Работа с учебником № 1562.  Проговорите еще раз правило. Что нужно сначала сделать? Как обыкновенную дробь представить в виде десятичной?  Прочитайте правило в учебнике на странице 237. Работа с учебником №1561.  | Записывают в тетради  Фронтально отвечают на вопросы кроссворда. Один из учащихся вслух зачитывает историческую справку. Решение осуществляется учащимися «по цепочке» с комментариями. Выполняют задания, записывая ответы на листах. Все поле 100%, закрашено 30 %, следовательно, не закрашено 70%. С помощью процентов можно выразить отношение между двумя величинами: частью и целым. Удобно то, что мы имеем дело не с дробями, а с целыми числами, хотя речь идёт о той же величине. Вся величина 100 %. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты надо умножить ее на 100 . Читают правило в учебнике. 1 пример разбираем на доске, остальные самостоятельно с последующей проверкой. Проговаривают правило. Представить ее в виде десятичной дроби. Разделить числитель на знаменатель. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. 1 пример разбираем на доске, остальные самостоятельно с последующей проверкой. |
Вернемся к первой задаче, которую мы не смогли решить в начале урока (слайд 22). | Переведем проценты в обыкновенную дробь. Получим, что 65 % =  Ответ: 6500 человек приняли участие в выборах. Формулируют определение процента, правила перевода десятичной дроби в проценты и наоборот. |