План-конспект урока по учебнику
«Математика. 5 класс».
Авторы: Н.Я. Виленкин и др.
Тема: «Проценты»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология урока: защита минипроектов.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Проценты" в 5 классе»
Учитель математики МБОУ «Чернореченская СОШ» Томского района Вохидова Л. Ф.
План-конспект урока по учебнику
«Математика. 5 класс».
Авторы: Н.Я. Виленкин и др.
Тема: «Проценты»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология урока: защита минипроектов.
Подготовка к уроку
1. Класс делится на 4 группы.
2. За каждой группой закрепляются классы, в которых они будут выполнять поставленные задачи.
3. В каждой группе, планируется работа и распределяются обязанности (собирает информацию – «журналист», выполняет расчёты – «аналитик», наглядное представление информации – «редактор»).
4. Каждая группа работает по изучению процентного соотношения мальчиков и девочек, национального состава в процентном содержании в закреплённых за ними классах, обрабатывает результаты, строит диаграмму. На выполнение работы отводится 4 дня.
Тема | Проценты |
Цели темы Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | обобщить теоретические знания по теме «Проценты»; продолжить формирование умения находить процент от числа и числа по его процентам; систематизировать практический навык вычисления процента; обобщить методы решения практических задач на проценты. развитие умения обобщать и конкретизировать свойства изучаемых объектов; показать широту применения в жизни процентных вычислений посредством решения задач с целью развития активной познавательной деятельности обучающихся; развитие вычислительных навыков; способствовать активизации рефлексии обучающихся. содействовать формированию системы знаний, понятий, обеспечивающих всестороннее развитие личности; воспитание умения работать в группе, уважая мнение и достоинство каждого члена группы; воспитание толерантности, уважения традиций и обычаев других национальностей. |
Планируемый результат | знать понятие «процент»; уметь находить процент от числа и число по его проценту; правильно употреблять в речи математические понятия; уметь строить диаграммы в соответствии с вычисленными значениями. |
Основные понятия | Процент, среднее арифметическое, диаграмма. |
Межпредметные связи | статистика, экономика. |
Ресурсы: - основные: -дополнительные: | учебник наглядный материал, выполненный учащимися. |
Организация пространства | Работа групповая. |
Этап урока | Продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД | Примечание |
Организационный момент | 3 мин | Приветствую учащихся: Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. | Настраиваются на работу, формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: Самоопределение к деятельности, целеполагание Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: Мотивация учения | |
Обобщение и систематизация знаний | 25 мин | Организую защиту минипроектов, подготовленных обучающимися. Организую обсуждение выступлений. | Руководитель каждой группы выступает у доски с результатами своей работы. Он рассказывает, каково процентное соотношение мальчиков и девочек, учащихся различных национальностей в классах, закреплённых за его группой. И, как итог работы, показываются выполненные диаграммы. | Познавательные: 1)Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; 2) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) формирования учебной и компетентности в области использования процентов при решении задач. 4)поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации выступления перед аудиторией, самоконтроль, самоанализ. Коммуникативные: Развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Каждая группа представляет наглядные записи вычислений, а также диаграммы, показывающие процентное соотношение мальчиков и девочек, уч-ся различных национальностей (Допускается электронный вариант через проектор, а также можно выполнить работу в виде рисунка, плаката). |
Самостоятельная работа в группах. | 10 мин | Предлагаю по вычисленным результатам каждой группы подсчитать процентное соотношение учащихся разных национальностей по всей школе. Корректирую работу. | Учатся применять полученные знания, строят логические цепи рассуждений, выполняют вычисления. | Познавательные: Развитие вычислительных навыков, логического мышления, умение систематизировать знания, делать выводы. Коммуникативные: Выражают свои мысли, аргументируют свое мнение Личностные: Сотрудничество с одноклассниками и учителем, осознание ответственность за работу группы. | На доске запись: сколько всего обучающихся в школе. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | 5 мин | Организую проведение учащимися рефлексии деятельности | Проводят рефлексию своей деятельности на уроке (отвечают на вопросы), в каждой группе руководитель оценивает работу каждого участника. | Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; самооценка, взаимооценка. Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Выражают свои мысли в письменной форме | Раздаются карточки с вопросами. |
Домашнее задание | 2 мин | Обеспечиваю понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Коммуникативные: Умеют использовать речь для поиска и сбора необходимой информации | По итогам самостоятельной работы построить круговую диаграмму для всей школы, составить задачу на проценты. |
Вопросы для рефлексии.
1. Сегодня на уроке у меня было хорошее (плохое) настроение, т. к. ___________________________________________________________
2. Я был активен (не активен на уроке).
3. Я доволен (не доволен) собой, т.к. ___________________________________
4. Мне понравилось (не понравилось) работать в группе.
5. Я знаю и могу решать задачи на проценты (ДА или НЕТ).
6. Мне этот учебный материал нужен для ______________________________
Предложенная работа была проведена в условиях малокомплектной школы. Учащиеся в каждом классе вычислили процентное соотношение мальчиков и девочек, процентное соотношение учащихся различных национальностей (русских, татар, немцев и т.д.).
В условиях крупной школы данную работу можно провести на параллели, например, 5-х классов. Аналогичную работу можно провести по занятости ребят во внеурочное время, посещению кружков и секций (музыка, ИЗО, спорт и т.д.). Можно ребятам самим предложить, статистику какого вопроса они хотели бы изучить.
Итогом данной работы стали результаты вычислений процентного содержания мальчиков и девочек, учащихся различных национальностей по всей школе в общем. По этим результатам были построены итоговые диаграммы.
Вывод: В селе Чёрная Речка коренным населением считаются татары. Но в настоящее время почти 50% населения составляют русские. В селе также проживают немцы, узбеки, корейцы. За всю историю села эти народы жили в дружбе и согласии, в тесной связи друг с другом. Никогда не имело большого значения, какой ты национальности. Об этом говорит большой процент смешанных браков.