Открытый урок по трудовому обучению готовый
Мастер-класс
Тема урока: Новогодний венок
Цель урока: Содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, ценностных отношений обучающихся к традициям, обычаем русского народа через знакомство с обереговой культурой на примере изготовления Новогоднего венка.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку;
-определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
- выполнить самостоятельно Новогодний венок, уметь объяснить выполнение изделия;
- наблюдать и делать выводы;
- использовать приобретенные знания при выполнении задания.
3. Коммуникативные УУД:
- создать пространство эмоционально-ценностной комфортности и мотивации к предлагаемой деятельности;
- актуализировать систему представлений обучающихся об обереговой культуре через ценностное отношение к ней;
- комментировать учебное задание с использованием технологических терминов;
- комментировать действия при выполнения задания ;
- формулировать собственное мнение;
- работать в парах;
- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.
4. Личностные УУД:
-формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки. понимание смысла учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении заданий;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
- позитивное отношение к результатам обучения;
- привитие интереса к предмету.
Форма урока- мастер класс.
Задачи:
- создать пространство эмоционально-ценностной комфортности и мотивации к предлагаемой деятельности;
- актуализировать систему представлений обучающихся об обереговой культуре через ценностное отношение к ней;
- вовлечь обучающихся в творческую деятельность по разработке своего Новогоднего венка;
- обеспечить развитие познавательного интереса и творческих способностей в процессе практической деятельности;
- осуществить педагогическую поддержку и привести ребенка к созданию своего Новогоднего венка – оберега.
Оборудование:
презентация; стенд “Виды Новогодних венков”; технологические карты; инструменты и принадлежности ( заготовки для венков, новогодняя мишура, ножницы, клей, карандаши, проволока, лоскуты ткани, ленточки, бусы, орехи, шишки, новогодние украшения).
Слайд 1 Тема урока
Ход урока.
1. Организационный момент.
Уч-ль: Здравствуйте дорогие гости и учащиеся! Сегодня у нас с вами не простой урок , а ставший уже традицией , нестандартный урок, мастер-класс.
Слайд 2 ( картинки зимы, елка, игрушки, картинки с цветами)
- цветы
- посмотрите на доску, и скажите что здесь лишнее?
( картинки зимы, елка, игрушки, картинки с цветами)
Уч-ся - цветы
Уч-ль - почему вы думаете, что цветы лишние?
Уч-ся –потому что на картинках зима, скоро Новый год, а цветы бывают летом.
Уч-ль- Правильно. Молодцы!
Слайды 3 (с фотографиями зимы и Нового года.)
На этом фоне читаю:
Однажды день и час приходит,
Все ждут с надеждой их приход,
И это чудо происходит,
И это чудо ………….? – Новый год!
Это действительно чудесный праздник, связанный с надеждами на лучшее в грядущем году, ожиданием исполнения всех желаний. Не зря говорят: «Как встретишь Новый год, так его и проживешь». Новый год и Рождество – это те праздники, которые с предвкушением ожидают и дети, и взрослые. Для кого-то важны новогодние подарки, а кто-то надеется на исполнение заветного желания. В эти дни принято желать друг другу счастья, радости и добра. Это праздники, которые соединяют прошлое, настоящее и будущее, светлые мечты и новые цели.
В каждой стране есть свои законы, свои традиции, свои любимые праздники. Все они разные, неповторимые, привязанные к определённым датам и событиям, сформировавшиеся под влиянием религий и объявленные правителями много лет и даже веков назад. Однако есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара, всеми народами, конечно же, это Новый год.
Слайд 4 (немного истории. Фото Петра 1)
В России традиция празднования Нового года, была введена Петром 1, 1 января в 1700 году.
- А Вы знаете, как традиции новогодних праздников связаны с обереговой культурой?
Какие обереги традиционно используются в праздновании Нового года?
- Как вы считаете, нужно ли нам современным людям, живущим в век высоких технологий сохранять и продолжать традиции прошлого?
Уч-ся –Да!
Оберег это суеверие, в которое не надо верить или традиция, которую надо сохранять.
Слайды 5 ( На экране разные обереги).
Уч-ль: - На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Оберег — не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса. Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой.
-Какие обереги нам известны?
(плетень, веник, домовой, баба-яга, домик, мешочек, лапоть и т.д.)
Появлению Новогоднего венка или Рождественского венка мы обязаны лютеранскому богослову Иоганну Хинриху Вихерну. Как гласит история, в начале 19 века он был наставником нескольких детей-сирот. Знаток богословия всячески расширял знания детей в сфере теологии, а чтобы религиозные догматы проще воспринимались ими, он придумывал разнообразные «наглядные пособия». Для отсчета дней поста перед Рождеством им и был придуман венок, вернее, это было обычное колесо, на котором расставлялись свечи (некий прообраз будущего рождественского венка), выполнявшие роль календарных дней – в будние дни зажигались маленькие свечи, а в выходные – большие. Так, когда-то рождественский венок заменял собой календарь, а уже спустя значительное количество времени, он превратился в символичный и красивый атрибут новогодних праздников.
Венок стали украшать всевозможным образом – еловыми ветками, новогодними игрушками, лентами и т.д. А еще, он поменял месторасположения – сейчас веночками украшают не только столы, но и подвешивают их на двери, окна. Так, сохранив статус символа зимних праздников, рождественский венок полностью утратил свое первоначальное предназначение и смысл и стал символом Нового Года.
Новогодний венок можно приобрести в магазине. Магазинные веночки отличаются качеством исполнения, и дорогим внешним видом. Но можно изготовить и самим из подручных материалов.
Слайды 6 (Стих)
Чем больше в будущее входим,
Тем, больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Давайте сформулируем тему нашего урока: « Новогодний венок»
-Уч-ль: Прошу вас высказать свои ожидания от нашего урока. Сформулируйте свою цель.
Уч- ся: Научится изготавливать Новогодний венок
Слайды 7 (Разновидности венков)
Я предлагаю нам сегодня культуры, придумать, и создать свой Новогодний венок , пофантазировать и придумать свою семейную сказку, загадать желания, и они обязательно сбудутся.
Слайд 8 ТБ
Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами
1. Ножницы должны быть хорошо заточены
2. Ножницы должны лежать справа от работающего.
3. Передавать ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
4. После работы ножницы убрать в рабочую коробочку.
Слайд 9, 10, 11, 12, (технологическая карта) Подготовительный этап
- Я предлагаю вам сегодня мастер – класс по изготовлению Новогоднего венка. Я сделала заготовки по технологической карте
- Давайте познакомимся с технологической картой по изготовлению.
1. Вырезать из пенопласта круг желаемого диаметра.
2. Вырезать средину круга.
3. Елочная мишура.
4. Клей.
5. Любые украшения по Вашему вкусу (ленты, банты, шишки и др. украшения)
Слайд 13
ФИЗМИНУТКА
Слайды 14, 15. 16, 17. 18.
Новый этап работы
4. Практическая работа.
- Давайте создадим свой новогодний венок, вы можете выбрать для изготовления свою модель или делать по готовым технологическим картам.
- Возьмите, необходимый вам материал. А для этого предлагаю отправиться в мастерскую Деда Мороза, за материалами для изготовления Новогоднего венка.
Наши гости могут принять участие в изготовлении Новогоднего венка
- Приступаем к работе. Я уверена, что у вас все получиться.
5. Презентация изделий.
Педагог оформляет выставку работ,
- Вы сделали прекрасные Новогодние венки .
- Что для вас было наиболее интересным при разработке и создании рождественского венка?
- В чем на ваш взгляд прелесть и своеобразие новогодней культуры? (мы ждем от Нового года: подарков , счастья, успехов.)
-Определитесь – ваши ожидания от урока – достигнуты
Слайды 19 снежинки.
- Выразите ваше отношение к сегодняшнему уроку при помощи снежинок, голубые- урок очень понравился, желтые- есть еще над чем поработать
На доске крепят снежинки.
Наш урок я хотела бы закончить словами
«Пусть ум и руки ваши творят чудеса,
И мир станет прекрасней от мудрости творца».
- Разрешите поздравить всех Вас с Новым годом!
Наступает Новый год.
Что он людям принесет?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он не хотел.
Всем спасибо!!!!