СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ И СЛАВЫ - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 327 от 8 июля 2019 года 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы.

В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Минпросвещения России рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок Победы в День знаний в 2019 году.

Данный урок соответствует методическим рекомендациям по проведению в общеобразовательных организациях Урока Победы.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ И СЛАВЫ - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-сад №22 с. им. Тельмана»















УРОК ПОБЕДЫ,

ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ И СЛАВЫ - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов







Разработала

Краснояружская О.В., учитель начальных классов

























2019г.





Актуальность темы

Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны.

Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения россиян, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии «Бессмертный полк». Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить в открытом противостоянии с врагом, что наша страна всегда обладала особой привилегией проводить независимую, суверенную политику, отстаивая собственные национальные интересы и интересы более справедливого миропорядка.

Являясь правопреемницей СССР, вдохновляемая Великой Победой наших предков, Российская Федерация выступает сегодня как активная сила, противостоящая попыткам дестабилизации ситуации в мире в целом и в отдельных его регионах, фактически предлагая альтернативный путь развития мирового сообщества в современную эпоху.

Урок Победы проводится в соответствии с принятыми нормативными документами:

т. Указ Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 года «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы»;

  1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Задачи проведения Урока Победы:

  1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР — страны- победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

  2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовно- нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

  3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.

  1. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально- региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Личностные результаты образования:

— формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

— воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

— воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

— воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты образования:

— умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

— умение выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты образования:

— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

— способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;

— Проявление творческих задатков, способностей и навыков

социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе

работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной ВОЙНЫ.

Вступительное слово педагога

Множество войн и других тяжелых испытаний выпало на долю нашей страны за долгие века, многие из которых угрожали самому факту существования народа и государства. Совместными усилиями народы нашей страны неоднократно разрушали захватнические планы агрессоров с запада и с востока, мечтавших об имперском статусе или мировом господстве и видевших в сильной и независимой России препятствие на этом пути.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов занимает особое, исключительное место в отечественной истории. СССР не только отстоял свободу и независимость в борьбе с самым мощным, наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма и антикоммунизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.

В агрессии против СССР принимали участие войска практически всех стран Европы, порабощенных нацистами или имевших собственные фашистские режимы: Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии, Словакии, Хорватии, французские батальоны, испанская «голубая дивизия», соединения и части добровольцев ряда других стран. Для нападения на СССР Германия и ее союзники выделили армию вторжения, насчитывающую 4,4 млн. человек, объединенных в 190 дивизий. Всего же вражеская группировка включала свыше 7 млн. человек.

Какое будущее уготовил нашему народу Гитлер? Для ответа на этот вопрос можно организовать просмотр и обсуждение видеороликов:

  1. Карта Великой Отечественной войны. История побед и поражений, 1941-1945. Фильм 1975 г., созданный в 30-ю годовщину Великой Победы. Для 3-4 классов, 3 мин.



Ход занятия:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает,

Накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
Может любить Родину,

Узнать ее, стать подлинным патриотом». С. Михалков.


Педагог: Ребята, назовите село, в котором мы живем? (с. им. Тельмана)
В какой стране находится наше село? (Россия)
Мы с любовью называем свою страну - Россия, Родина - мать, Матушка - Русь. Еще Родину называют Отечество, Отчизна, Отчий дом. Крепко любили русские люди свою Родину.

О ней сложили пословицы.

Педагог: Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?

- «Жить - Родине служить»

- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

- «Родина - Мать, умей за нее постоять»

- «Береги землю родимую, как мать родную».

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о событии, которое отмечать будет вся страна. Это 75-летие со Дня Победы. Мы родились и выросли на мирное время. Никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных домов, не знаем, что такое холодный дом и скудный военный паек. О войне мы знаем лишь из книг, фильмов и рассказов ветеранов.

Как же начиналась война?

Педагог: Много лет назад так же мирно жили люди, дети играли и учились, взрослые работали, пахали землю, сеяли хлеб. На рассвете 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и села, порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались школы, детские сады, больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

Таким образом, речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену...

Вопросы детям:

1. Ребята, скажите, как жили люди до войны?

2. Что случилось рано утром 22 июня 1941 года?

3. Зачем Гитлер приказал своим войскам захватить нашу страну?

Педагог: В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». (прослушивание 1куплета).

Звучит песня

Дети: Ты, знаешь, что была война,
Когда тебя на свете не было.
И сколько помнила страна,
Такой войны на свете не было.

Педагог: Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но и женщины, девушки и даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Отважные и упорные, они воевали наравне с мужчинами. Были и хорошими разведчиками, снайперами, водили тяжелые грузовики с боеприпасами, водили самолеты, были связистами и спасали раненых бойцов, вынося их с поля боя и оказывая медицинскую помощь.

Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины стали героями.
Педагог: Как вы думает, что такое «подвиг»?

Педагог: Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети: Герой
Педагог: За мужество и отвагу, солдат награждали орденами и медалями.

Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно... Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними — миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной…

Педагог: Бесстрашно сражались наши солдаты. Вперед, только вперед! Ведь солдаты защищали свой дом, своих матерей, жен, сестер, которые верили в них, в их храбрость, смелость.

Педагог: День памяти всех погибших за освобождение от фашистов отмечают по всей России (особые торжества проходят на Сахалине и Курильских островах) и в странах постсоветского пространства. Это дань уважения солдатам, которые жизнями заплатили за светлое будущее своих потомков. День окончания Второй Мировой войны был официально объявлен через день после капитуляции Японии. День окончания Второй мировой войны отмечают 2 сентября.

Видеоролик “Бессмертный полк”

Учитель демонстрирует слайды или видеоролики, на которых изображено шествие «Бессмертного полка». Проводится беседа:

  1. Знакомы ли вам эти кадры? Что такое «Бессмертный полк»?

  2. Принимали ли вы участие в шествии «Бессмертного полка»?

  3. Что вам известно о Великой Отечественной войне и Великой?

Победе нашего народа в ней?

  1. Как в ваших семьях хранится память о ветеранах войны? Что вы знаете о своих родственниках - участниках боев и тружениках тыла?

5. Как называлась наша страна в годы войны и до 1991 года? Кто такие советские люди?

Ратный подвиг советского солдата, спасшего народы Европы от фашистского ярма, запечатленный в камне в берлинском Трептов-парке, стал наряду с монументами «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде, памятниками советским солдатам в СССР и странах Европы одним из наиболее ярких художественных образов-символов нашей Победы.

Мы должны беречь ветеранов и помогать им. Если вы увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о их победе над фашизмом.

Беседа завершается показом слайда или видеоролика о мемориале в

Трептов-парке в Берлине. Учитель предлагает школьникам обсудить следующие вопросы:

  1. — Приходилось ли вам когда-нибудь видеть это изображение?

  2. — Почему в руках советского солдата меч и девочка, прильнувшая доверчиво к плечу воина? Что символизирует его меч?

  3. Символом чего является этот памятник? Что хотел сказать потомкам автор этого памятника Е.В. Вучетич?

В конце учитель анонсирует начало Года памяти и славы, его важнейшие мероприятия, в которых будут участвовать младшие школьники

Литература и источники Источники и литература по истории Великой Отечественной войны

1. Алексеев С.1. Рассказы о войне. — М.: Стрекоза, 2017. 2. Атлас Победы. Великая Отечественная война 1941-1945. — М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2016.

  1. Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1985.

  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. — М.: Лабиринт, 2019.

  3. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. — М.: Айрис-пресс, 2013.

  4. Видякин М.В., Касаткина Н.А., Усатова И.О. и др. Военно- патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. — Волгоград: Учитель, 2013.

  5. Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941-1945: Факты и документы. — М.: Олма-Пресс, 2001.

  6. Куманев Г.А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — М.: Русское слово, 2000.

  7. Лубченков Ю.Н. 7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне. — М.: Эксмо, 2010.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!