План урока
Школа: | Тема: Обобщение по теме «Типы текстов» Тип урока: повторения и обобщения знаний |
Дата: 10.04.18г. | Имя учителя: Гриценко Г. В. |
Класс: 4 «А» | Количество присутствующих: | Отсутствующих: |
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока: | Обучающиеся обобщат знания по теме «Типы текстов», сумеют составить свои тексты. |
Цели урока: | К концу урока учащиеся: а).определяют, чем текст отличается от предложения (понимание), демонстрируют особенности типов текстов (применение); б). исследуют различные тексты по алгоритму (анализ) в).составят один из текстов, пользуясь опорой коллективно и индивидуально;(синтез) г) доказывают свой выбор и оценивают правильность построения текста в группах;(оценка) |
Языковые цели: | Данный урок способствует равзитию языковых компетенций: Слушание (аудирование) –видеоматериал при вхождении в тему, понимание основного содержания урока , выбор и понимание необходимой информации по ходу урока; Чтение – работа с источниками, алгоритмами, текстами; Письмо- планирование, написание, редактирование и корректировка текстов,написать мини – сочинение, исходя из уровня подготовленности.. Говорение - беседа в рамках урока, общение в группах в процессе выполнения заданий. |
Критерии оценивания | Учащийся: знает, чем текст отличается от предложений, особенности каждого типа текста, умеет различать и составлять тексты разные по типу, используя памятки и схемы – опоры. |
Межпредметные связи: | Данный урок связан с литературой, изо, музыка. |
Предварительные знания: | Данный урок связан с предыдущими темами в том, что на уроке используются все знания, полученные на предыдущих уроках по теме «Тексты, виды текстов. |
Предметная лексика и терминология: | Тексты - описания, рассуждения, повествования. |
Серия полезных фраз для диалога (письма) | Схемы - помощники |
Ход урока: |
Запланированные этапы урока | Запланированные мероприятия урока | Ресурсы: |
Начало урока 20 -25 минут Физминутка | 1.Эмоциональный настрой Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся, А потом все скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй, новый день!» 2.Вхождение в урок. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит к нам пришла... (весна) Итак, это …весна. (Учитель открывает доску, где размещены рисунки детей и название темы). -Прочитайте название темы про себя, шёпотом, с удовольствием, с восторгом, с нежностью. Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны, приведем в систему наши знания о видах текстов, составим свои тексте о весне, разные по типу. 2. Целеполагание: Знать… Уметь… 3. Формативное оценивание: Знать, что такое текст, отличие текстов от других единиц речи, уметь различать виды текстов описания, повествования, рассуждения, составить свой мини – текст. 4. Актуализация знаний. 1). Каллиграфическая минутка Ввв весна веснянка весенний веснушка (подберите родственные лова) 3). Словарная работа: П…года, пр…рода, вет…р, д..ревья, л…зурное, изумрудная…, праз…ник, к…никулы. - Составьте словосочетания, выделите главное слово. - А вы любите каникулы? Весной – самые длинные каникулы. 4). Письмо предложений: зрительный диктант, с комментированием, на слух. К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. (И. Токмакова) Ходит солнце золотое в чистых – чистых небесах. (Б. Асаналиса) Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. (А. Плещееев) - 1 предложение разобрать по членам и частям речи, дать характеристику предложения. Обобщение: - Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. «Зарядка для ног» | МР 3 «Пение птиц весной» https://www.youtube.com/watch?v=Is_dADkEnCs Слайд1 «Весна» Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Сообщение (подготовлен ное заранее) Приложение 1 Слайд 6 В группах видеоролик |
Середина урока 10 -12 минут 3 – 5 минут. 20минут Физминутка (о весне) 7 минут 13 минут 15минут 5 – 7 минут 8 минут 5минут | 1.Систематизация знаний о тексте и видах текстов. 1). Работа в группах. Самостоятельная работа. Они возвращаются на родину. Пришла весна .Птицы летят из жарких стран . Высоко в небе летят журавли. Путь их долог и труден. -Можно ли эти предложения назвать текстом? - Как вы думаете, какое будет следующее задание? - Докажите, что это текст, вспомните основные признаки текста. - Какой тип текста у вас получился? - Подберите заголовок. Что он отражает тему или основную мысль? 2) Индивидуальная работа. - Спишите 2 предложение, разберите его и дайте характеристику.(1 человек за доской, самопроверка) 2). По-разному можно текст создавать: Можно красиво всё описать, Можно проблему поднять, рассуждать, Можно и случай какой рассказать. Каждый получим с особым лицом. В каждом особую прелесть найдём. Ну, а поможет речи нам тип, Ведь урок наш этой темой проник. - А какие типы текстов вы ещё знаете? 2). Работа в парах. - Расскажите в парах об 1 типе текста (взаимопроверка, оценивание) 2 урок 3). Работа с текстами. - Прочитайте тексты, определите их типы, докажите. (группы зачитывают тексты, определяют их тип, доказывают, все остальные группы слушают и оценивают выступления товарищей.) - Озаглавьте. АМО «Две звезды и 1 пожелание») 4). Самостоятельная работа. - Выпишите из текстов понравившиеся предложения – 1 -2. - Зачитайте. 5).Подготовка к творческой работе. 1.Выявление отношения детей к весне Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Это мы увидели из различных текстов и в ходе работы в течение всей недели. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему. (подготовленные дети зачитывают строки из стих.) Музыканты пишут музыку, художники свои картины, в которых они выражают своё отношение к этому времени года. – На уроке рисования вы в своих рисунках изобразили весну. Рассмотрите выставку работ. Какие чувства вызывает у вас приход весны? - Что вас радует весной? - Закройте глаза, представьте себе весну. С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему? 2. Отбор языкового материала. - Выберите из своей «весенней копилки» слова и выражения, которые кажутся вам наиболее яркими, выражают ваше отношение к этому времени года. - Поделитесь ими в парах, группах. 3 урок 6). Самостоятельная творческая работа учащихся. Мы увидели, что каждый человек по–своему воспринимает это время года. Зависит это от настроения, от состояния природы в момент наблюдения, от времени суток и т. д. - Попробуйте составить небольшие творческие зарисовки на тему: «Весна» - Подумайте, какой тип текста подходит к вашему сочинению? - Можно использовать понравившиеся слова, выражения, предложении из текстов и из своей копилочки, а также схемы – опоры, которые вы выбрали до урока. 1.Сам. работа (индивидуальная) В течение 10 – 15 минут учащиеся на черновиках свободно пишут о том, что навеяла на них весна (по желанию используют помощь виде схем - опор). - Старайтесь писать, не останавливаясь, не исправляя написанное. - Фиксируйте только то, что приходит в голову. 2. Правка текста (в парах) (Можно работать в парах или в группах по желанию, или если совпадает тип текста, или они пользуются одинаковыми памятками, схемами) Вопросы для работы в парах, группах: -Послушайте, какое у меня начало. Как можно было написать лучше? - Не кажется ли вам, что в моём тексте что–то непонятно? - Связаны ли части моего текста между собой? - Соответствует ли сочинение выбранному типу текста. 3.Самостоятельная правка текста и запись его. 4. Презентация (по желанию после озвучивания в группах) АМО «Авторский стул». - Найдите то, что вам понравилось, заинтересовало в сочинениях. - Задайте автору интересующие вас вопрос. | Приложение 2 Слайд 7 Приложение1 Слайд 8 Схема – опора для проверки ФО в паре Приложение 3 Приложение 4 Слайд 9 -12 ФО в группах Видеоролик Чайковский «Весна» https://www.youtube.com/watch?v=KoBbD2-1Zdc Приложение 5 -стихи Выставка рисунков ФО Дифференцированная работа Приложение 6 Слайд 13 Слайд 14 ФО |
Конец урока 5 -7 минут | 1.Подведение итогов урока. Подведем сейчас итог, может зря прошёл урок? -Какие типы текста мы сегодня вспомнили? -Какие типы текста вам больше нравятся? Почему? -Когда вы будете применять описания? -Когда вам понадобятся рассуждения? Рефлексия «Солнышко» Слайд 15 Оценивание работы на листах контроля. (Приложение 7) 2.Домашнее задание (дописать, если не успели, или появилось желание переделать сочинение) |
Дополнительная информация: |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и безопасность |
При взаимодействии ученик – ученик, ФО поддержка учащимся со стороны учителя, дифференцированные виды помощи при написании сочинений. | Через дискрипторы – оценивание работы в группах, обратная связь на рефлексии, ФО. | Физминутки, ТБ при работе с ИКТ. |
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложилась ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?) | Используйте данный раздел для размышления над уроком. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки |
Цели урока были реалистичными, все были достигнуты на уроке. Учащиеся привели в систему знания о тексте и типах текстов, большинство умеют доказательно мыслить, сумели не только определить текст, но и отобрать аргументы, доказывающие правильность выбор. Дифференциация сработала, на 3 уроке при выполнении творческой работы, обучающиеся по желанию пользовались схемами – опорами (ТРИЗ – технология) и с заданием справились все. Отдельным учащимся (слабым) я предложила план и опорные слова, которые помогли им при выполнении творческой самостоятельной работы. АМО «Авторский стул» помог учащимся критически переосмыслить свои работы, определить , что получилось и что не получилось (ФО «2 звезды и 1 пожелание») В течение урока была корректировка времени на выполнение заданий. ФО в конце урока вылилось в критериальное: задания предусматривали не только коллективную, но и самостоятельную индивидуальную работу. Все получили положительные оценки и удовлетворение от процесса обучения. В ходе урока при работе в группах я добавила новую роль «помощник лидера», который помогал в организации работы группы. |
Общая оценка 1.Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 2. Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 3.Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? Организация класса помогла уложиться во времени и добиться выполнения критериев успешности, исходя из уровня подготовленности и развития учащихся (это произошло, благодаря тщательного продумывания каждого этапа урока задания, построение урока в соответствии с пирамидой Блума. Урок был построен так, что учащиеся сами обучали друг друга. Продуманность распределения учащихся по группам, выбор лидера , четкая инструкция «ролей» в группах».псих. Главное при подготовке к уроку тщательно отобрать материал в соответствии с целями урока, продумать критерии успешности и тогда урок принесет удовлетворение всем участникам учебного процесса. Я увидела «новых» лидеров, которые сумели организовать работу в группу при проведении практической работы. Выделила учащихся, котрые не могут работать самостоятельно ( 2 ученика) и 1 ученика, которому лучше давать индивидуальное задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Безусловно, все дети мира просто обожают каникулы! И сейчас я вам расскажу, как же отдыхают ребята в других странах. Например, в Чехии каникулы у школьников бывают только зимой и летом. Летние каникулы продолжаются всего 2 месяца. Зимние каникулы в школах Китая продолжаются с конца декабря до начала февраля. В это время
в стране отмечается китайский новый год. В Индии самые жаркие месяцы – май и июнь, кроме того, в мае начинается сезон дождей, поэтому в школах объявляют каникулы. Занятия возобновляются в начале июля, когда жара становится чуть менее жестокой. Следующие каникулы в декабре, после чего учеба продолжается до марта. Летние каникулы в Австралии начинаются за пару недель до Рождества.
19 веке в США у детей не было летних каникул в современном понимании. Дети из сельских регионов уезжали помогать родителям во время сбора урожая, а «городские» получали неделю отдыха каждые три месяца учебы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Они возвращаются на родину.
Пришла весна .Птицы летят из жарких стран .
Высоко в небе летят журавли. Путь их долог и труден.
-Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Докажите, почему?
- Как вы думаете, какое будет следующее задание?
- Какой тип текста у вас получился?
- Подберите заголовок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Соотнесите слова со схемами: рассказывает, описывает, рассуждает с каждым текстом.
1 группа. Текст-повествование.
(что? Где? Когда? С кем? Произошло)
1. В заголовке названо (или подразумевается) действие.
2. В первом предложении происходит завязка действия, хочется узнать, что было дальше.
3. Далее перечисляются действия, события.
4. В текст можно вставить слова «потом», «затем».
5. К тексту можно нарисовать несколько картинок.
2 – 4 группа. Текст-описание
(какой? Какая? Какое? Какие?)
1. В заголовке назван предмет описания.
2. В первом предложении назван предмет описания.
3. Далее перечисляются признаки предмета описания.
4. В текст нельзя вставить слова «потом», «затем».
5. К тексту можно задать вопрос: какой, какая
5. К тексту можно нарисовать только одну картинку.
6. Текст может заканчиваться выводом.
3 группа. Текст-рассуждение.
(как? Зачем? Почему?)
1. Тезис.
2. Доказательства.
3. Вывод.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1 группа. Текст – повествование.
«Весна»
Остались позади короткие мрачные зимние дни. Кончилась вьюга, метель и … грусть.
Ярче, веселее становятся солнечные золотые лучи. На небе облака ярко-белого цвета, похожие на клубы дыма. Значительно прибавился день. Начинается таяние снега. Капельки, падающие с крыши, шумно звенят и сверкают на ослепительном солнце. На реках трескается лед, ломаясь на отдельные глыбы, постепенно разрушаясь и погружаясь в бегущие весенние воды.
2 группа. Текст – рассуждение.
«Весна»
Больше других времен года я люблю весну. И это не удивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение.
Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и несравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.
Вот почему я больше всего люблю это время года.
3группа Текст – описание.
Весна в моём городе.
После долгой зимы, в наш город наконец пришла долгожданная весна. Снег растаял, и только местами на асфальте блестели лужи талой воды. На тонких, потрепанных зимними морозами ветках, расселись синицы, оглашая округу своими звонкими голосами, весну приветствуя.
Воздух пахнет молодой листвой и свежестью, а солнце уже ощутимо пригревает. Из-под влажной земли пробиваются ростки молодой травы, на ветках набухают почки, всюду все оживает. Небо чистое и ясное, без единого облачка, после долгой зимы поражает своей голубизной. Лучи солнца играют на крышах домов, на окнах проезжающих машин.
Весь город с приходом весны преобразился!
4 группа. Текст – повествование. Здравствуй, весна!
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов.
Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей.
Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами.
Радостное чувство наполняет душу. ( Соколов-Микитов И. С.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Стихи об отношении к весне.
Е. Арутюнова
Солнцеклеш, солнцеворот!
Солнце к нам весну зовет.
Пригревает, распекает.
Зайчиков своих пускает.
Прыгают они повсюду.
Я им радуюсь, как чуду.
А.С. Пушкин хотя и называл весну «утром года», однако писал:
Я не люблю весну.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен.
… Суровою зимой я более доволен.
Поэт А. Блок с понятием «весна» связывал понятие «жизнь».
О, весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю
И приветствую звоном щита.
Е. Арутюнова
Солнцеклеш, солнцеворот!
Солнце к нам весну зовет.
Пригревает, распекает.
Зайчиков своих пускает.
Прыгают они повсюду.
Я им радуюсь, как чуду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Варианты помощи учащимся
Сочинение по картине.
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
Попробуйте войти в понравившуюся вам картину, представив себя маленьким человечком…
Войди в картину и найди понравившийся тебе уголок.
Опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь.
Используя опорную табличку, составь текст описания или повествования, или сказку.
Образ (Кто это? Девушка, молодая или старая женщина, юноша и т. д.) | |
Одежда, украшения. | |
На чём прилетит, приплывёт… | |
Характер… | |
Моё отношение к увиденному… | |
Составь сочинение, используя опорные слова:
Вариант 1.
РУЧЕЙ ВЕСНА ПТИЧКА и т.д.
- Расшифровывая каждую букву слова, составляется текст или стихотворение. Например:
«Родился маленький ручеёк,
Уже прорезался у него голосок.
Чем больше вокруг воды, тем глубже его родник.
Ещё немножко
И в поток он перерос».
Весело и радостно на душе,
Если войдёшь в поле по весне.
Снег растаял.
На полях вода.
А кру А кругом такая красота!
4. Продолжите синонимический ряд и составьте с этими словами текст.
- Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть…
5. Включите воображение!
а) «Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят».
( И. Никитин)
б) «Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей?»
( Л. Яхонтов)
- Закройте глаза, постарайтесь увидеть, что таится за этими строками и воспроизведите письменно.
6.Сочинение. Гимн весне.
Прочитайте миниатюру Н. Сладкова о птицах. Возможно, что она поможет вам написать хвалебное слово о весне.
Птицы – это песнь и полет!
Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства.
О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы.
7. Сочинение по началу. «О чем поведал весенний ручей?..»
Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.
Задание.
- А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.
- Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.
8.Составь текст – рассуждение, используя схему.
Что из этого
Доказательства:
Во – первых,…
Во – вторых,…
В – третьих,…
( кроме того)
следует?
![]()
Почему? Тезис
Потому что
Вывод:
вот почему…
поэтому…
итак…
значит…
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
