СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок погружения. Русский язык. 4 класс. Тема: Типы текстов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок погружения является уроком обобщения по теме, проводится в течение 3 учебных часов. 

   К концу урока учащиеся:

а).определяют, чем текст отличается от предложения (понимание), демонстрируют особенности типов текстов (применение);

б). исследуют различные тексты по алгоритму (анализ)

в).составят один из текстов, пользуясь опорой коллективно и индивидуально;(синтез)

г) доказывают свой выбор и оценивают  правильность построения текста в группах;(оценка)

Данный урок способствует равзитию языковых компетенций:

  • Слушание (аудирование) –видеоматериал при вхождении в тему, понимание основного содержания урока , выбор и понимание необходимой информации по ходу урока;
  • Чтение –  работа с источниками, алгоритмами, текстами;
  • Письмо- планирование, написание, редактирование и корректировка текстов,написать мини – сочинение, исходя из уровня подготовленности..
  • Говорение  -  беседа в рамках урока, общение в группах в процессе выполнения заданий.

Просмотр содержимого документа
«Урок погружения. Русский язык. 4 класс. Тема: Типы текстов.»

План урока

Школа:


Тема: Обобщение по теме «Типы текстов»

Тип урока: повторения и обобщения знаний

Дата: 10.04.18г.

Имя учителя: Гриценко Г. В.

Класс: 4 «А»

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока:

Обучающиеся обобщат знания по теме «Типы текстов», сумеют составить свои тексты.

Цели урока:


К концу урока учащиеся:

а).определяют, чем текст отличается от предложения (понимание), демонстрируют особенности типов текстов (применение);

б). исследуют различные тексты по алгоритму (анализ)

в).составят один из текстов, пользуясь опорой коллективно и индивидуально;(синтез)

г) доказывают свой выбор и оценивают правильность построения текста в группах;(оценка)

Языковые цели:

Данный урок способствует равзитию языковых компетенций:

  • Слушание (аудирование) –видеоматериал при вхождении в тему, понимание основного содержания урока , выбор и понимание необходимой информации по ходу урока;

  • Чтение – работа с источниками, алгоритмами, текстами;

  • Письмо- планирование, написание, редактирование и корректировка текстов,написать мини – сочинение, исходя из уровня подготовленности..

  • Говорение - беседа в рамках урока, общение в группах в процессе выполнения заданий.


Критерии оценивания

Учащийся: знает, чем текст отличается от предложений, особенности каждого типа текста, умеет различать и составлять тексты разные по типу, используя памятки и схемы – опоры.

Межпредметные связи:

Данный урок связан с литературой, изо, музыка.

Предварительные знания:

Данный урок связан с предыдущими темами в том, что на уроке используются все знания, полученные на предыдущих уроках по теме «Тексты, виды текстов.

Предметная лексика и терминология:

Тексты - описания, рассуждения, повествования.

Серия полезных фраз для диалога (письма)


Схемы - помощники

Ход урока:

Запланированные этапы урока

Запланированные мероприятия урока

Ресурсы:

Начало урока

20 -25 минут




























































Физминутка

1.Эмоциональный настрой

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

А потом все скажем дружно:

«Здравствуй, здравствуй, новый день!»

2.Вхождение в урок.

  • Загадка.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла... (весна)

  • Мини – физминутка «Весна»

Итак, это …весна. (Учитель открывает доску, где размещены рисунки детей и название темы).

-Прочитайте название темы про себя, шёпотом, с удовольствием, с восторгом, с нежностью.

Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны, приведем в систему наши знания о видах текстов, составим свои тексте о весне, разные по типу.


2. Целеполагание:

Знать… Уметь…


3. Формативное оценивание:

  • Знать, что такое текст, отличие текстов от других единиц речи,

  • уметь различать виды текстов описания, повествования, рассуждения,

  • составить свой мини – текст.


4. Актуализация знаний.

1). Каллиграфическая минутка

Ввв весна веснянка весенний веснушка (подберите родственные лова)


3). Словарная работа:

П…года, пр…рода, вет…р, д..ревья, л…зурное, изумрудная…, праз…ник, к…никулы.

- Составьте словосочетания, выделите главное слово.

- А вы любите каникулы? Весной – самые длинные каникулы.




4). Письмо предложений: зрительный диктант, с комментированием, на слух.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами. (И. Токмакова)


Ходит солнце золотое в чистых – чистых небесах. (Б. Асаналиса)


Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало. (А. Плещееев)

- 1 предложение разобрать по членам и частям речи, дать характеристику предложения.


Обобщение: - Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите.


«Зарядка для ног»

МР 3 «Пение птиц весной»

https://www.youtube.com/watch?v=Is_dADkEnCs


Слайд1

«Весна»













Слайд 2



Слайд 3








Слайд 4




Слайд 5



Сообщение (подготовлен

ное заранее)

Приложение 1




Слайд 6












В группах



видеоролик

Середина урока

10 -12 минут



























3 – 5 минут.






20минут






Физминутка

(о весне)

7 минут





13 минут






























15минут











5 – 7 минут











8 минут



5минут











1.Систематизация знаний о тексте и видах текстов.

1). Работа в группах. Самостоятельная работа.

Они возвращаются на родину.

Пришла весна .Птицы летят из жарких стран .

Высоко в небе летят журавли. Путь их долог и труден.


-Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Как вы думаете, какое будет следующее задание?

- Докажите, что это текст, вспомните основные признаки текста.

- Какой тип текста у вас получился?

- Подберите заголовок. Что он отражает тему или основную мысль?

2) Индивидуальная работа.

- Спишите 2 предложение, разберите его и дайте характеристику.(1 человек за доской, самопроверка)


2). По-разному можно текст создавать:

Можно красиво всё описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдём.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь урок наш этой темой проник.

- А какие типы текстов вы ещё знаете?


2). Работа в парах.

- Расскажите в парах об 1 типе текста (взаимопроверка, оценивание)


2 урок


3). Работа с текстами.

- Прочитайте тексты, определите их типы, докажите.

(группы зачитывают тексты, определяют их тип, доказывают, все остальные группы слушают и оценивают выступления товарищей.)

- Озаглавьте.

АМО «Две звезды и 1 пожелание»)


4). Самостоятельная работа.

- Выпишите из текстов понравившиеся предложения – 1 -2.

- Зачитайте.


5).Подготовка к творческой работе.


1.Выявление отношения детей к весне

Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Это мы увидели из различных текстов и в ходе работы в течение всей недели. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему. (подготовленные дети зачитывают строки из стих.)

Музыканты пишут музыку, художники свои картины, в которых они выражают своё отношение к этому времени года.

– На уроке рисования вы в своих рисунках изобразили весну. Рассмотрите выставку работ. Какие чувства вызывает у вас приход весны?

- Что вас радует весной?

- Закройте глаза, представьте себе весну. С каким цветом она у вас ассоциируется? Почему?

2. Отбор языкового материала.

- Выберите из своей «весенней копилки» слова и выражения, которые кажутся вам наиболее яркими, выражают ваше отношение к этому времени года.

- Поделитесь ими в парах, группах.


3 урок

6). Самостоятельная творческая работа учащихся.

Мы увидели, что каждый человек по–своему воспринимает это время года. Зависит это от настроения, от состояния природы в момент наблюдения, от времени суток и т. д.

- Попробуйте составить небольшие творческие зарисовки на тему: «Весна»

- Подумайте, какой тип текста подходит к вашему сочинению?

- Можно использовать понравившиеся слова, выражения, предложении из текстов и из своей копилочки, а также схемы – опоры, которые вы выбрали до урока.


1.Сам. работа (индивидуальная)

В течение 10 – 15 минут учащиеся на черновиках свободно пишут о том, что навеяла на них весна (по желанию используют помощь виде схем - опор).

- Старайтесь писать, не останавливаясь, не исправляя написанное.

- Фиксируйте только то, что приходит в голову.


2. Правка текста (в парах)

(Можно работать в парах или в группах по желанию, или если совпадает тип текста, или они пользуются одинаковыми памятками, схемами)


Вопросы для работы в парах, группах:

-Послушайте, какое у меня начало. Как можно было написать лучше?

- Не кажется ли вам, что в моём тексте что–то непонятно?

- Связаны ли части моего текста между собой?

- Соответствует ли сочинение выбранному типу текста.


3.Самостоятельная правка текста и запись его.


4. Презентация (по желанию после озвучивания в группах) АМО «Авторский стул».

- Найдите то, что вам понравилось, заинтересовало в сочинениях.

- Задайте автору интересующие вас вопрос.

Приложение 2


Слайд 7


Приложение1













Слайд 8










Схема – опора для проверки

ФО в паре

Приложение 3





Приложение 4


Слайд 9 -12



ФО в группах








Видеоролик

Чайковский «Весна»

https://www.youtube.com/watch?v=KoBbD2-1Zdc

Приложение 5

-стихи

Выставка рисунков









ФО





















Дифференцированная работа

Приложение 6










Слайд 13








Слайд 14

ФО




Конец урока

5 -7 минут

1.Подведение итогов урока.

Подведем сейчас итог, может зря прошёл урок?

-Какие типы текста мы сегодня вспомнили?

-Какие типы текста вам больше нравятся? Почему?

-Когда вы будете применять описания?

-Когда вам понадобятся рассуждения?

Рефлексия «Солнышко» Слайд 15

Оценивание работы на листах контроля. (Приложение 7)

2.Домашнее задание (дописать, если не успели, или появилось желание переделать сочинение)



Дополнительная информация:

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и безопасность

При взаимодействии ученик – ученик, ФО поддержка учащимся со стороны учителя, дифференцированные виды помощи при написании сочинений.

Через дискрипторы – оценивание работы в группах, обратная связь на рефлексии, ФО.

Физминутки, ТБ при работе с ИКТ.

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Что учащиеся выучили сегодня?

Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной?

Уложилась ли я в сроки?

Какие отступления были от плана урока и почему?)

Используйте данный раздел для размышления над уроком. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки

Цели урока были реалистичными, все были достигнуты на уроке.

Учащиеся привели в систему знания о тексте и типах текстов, большинство умеют доказательно мыслить, сумели не только определить текст, но и отобрать аргументы, доказывающие правильность выбор.

Дифференциация сработала, на 3 уроке при выполнении творческой работы, обучающиеся по желанию пользовались схемами – опорами (ТРИЗ – технология) и с заданием справились все. Отдельным учащимся (слабым) я предложила план и опорные слова, которые помогли им при выполнении творческой самостоятельной работы.

АМО «Авторский стул» помог учащимся критически переосмыслить свои работы, определить , что получилось и что не получилось (ФО «2 звезды и 1 пожелание»)

В течение урока была корректировка времени на выполнение заданий.

ФО в конце урока вылилось в критериальное: задания предусматривали не только коллективную, но и самостоятельную индивидуальную работу. Все получили положительные оценки и удовлетворение от процесса обучения.

В ходе урока при работе в группах я добавила новую роль «помощник лидера», который помогал в организации работы группы.


Общая оценка

1.Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

2. Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

3.Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне

подготовиться к следующему уроку?


  1. Организация класса помогла уложиться во времени и добиться выполнения критериев успешности, исходя из уровня подготовленности и развития учащихся (это произошло, благодаря тщательного продумывания каждого этапа урока задания, построение урока в соответствии с пирамидой Блума.

Урок был построен так, что учащиеся сами обучали друг друга.

  1. Продуманность распределения учащихся по группам, выбор лидера , четкая инструкция «ролей» в группах».псих.

Главное при подготовке к уроку тщательно отобрать материал в соответствии с целями урока, продумать критерии успешности и тогда урок принесет удовлетворение всем участникам учебного процесса.


  1. Я увидела «новых» лидеров, которые сумели организовать работу в группу при проведении практической работы. Выделила учащихся, котрые не могут работать самостоятельно ( 2 ученика) и 1 ученика, которому лучше давать индивидуальное задание.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Безусловно, все дети мира просто обожают каникулы! И сейчас я вам расскажу, как же отдыхают ребята в других странах. Например, в Чехии каникулы у школьников бывают только зимой и летом. Летние каникулы продолжаются всего 2 месяца. Зимние каникулы в школах Китая продолжаются с конца декабря до начала февраля. В это время

в стране отмечается китайский новый год. В Индии самые жаркие месяцы – май и июнь, кроме того, в мае начинается сезон дождей, поэтому в школах объявляют каникулы. Занятия возобновляются в начале июля, когда жара становится чуть менее жестокой. Следующие каникулы в декабре, после чего учеба продолжается до марта. Летние каникулы в Австралии начинаются за пару недель до Рождества.

19 веке в США у детей не было летних каникул в современном понимании. Дети из сельских регионов уезжали помогать родителям во время сбора урожая, а «городские» получали неделю отдыха каждые три месяца учебы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Они возвращаются на родину.

Пришла весна .Птицы летят из жарких стран .

Высоко в небе летят журавли. Путь их долог и труден.


-Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Докажите, почему?

- Как вы думаете, какое будет следующее задание?

- Какой тип текста у вас получился?

- Подберите заголовок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Соотнесите слова со схемами: рассказывает, описывает, рассуждает с каждым текстом.


1 группа. Текст-повествование.

(что? Где? Когда? С кем? Произошло)

1. В заголовке названо (или подразумевается) действие.

2. В первом предложении происходит завязка действия, хочется узнать, что было дальше.

3. Далее перечисляются действия, события.

4. В текст можно вставить слова «потом», «затем».

5. К тексту можно нарисовать несколько картинок.


2 – 4 группа. Текст-описание

(какой? Какая? Какое? Какие?)

1. В заголовке назван предмет описания.

2. В первом предложении назван предмет описания.

3. Далее перечисляются признаки предмета описания.

4. В текст нельзя вставить слова «потом», «затем».

5. К тексту можно задать вопрос: какой, какая

5. К тексту можно нарисовать только одну картинку.

6. Текст может заканчиваться выводом.

3 группа. Текст-рассуждение.

(как? Зачем? Почему?)

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.







ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1 группа. Текст – повествование.

«Весна»

Остались позади короткие мрачные зимние дни. Кончилась вьюга, метель и … грусть.

Ярче, веселее становятся солнечные золотые лучи. На небе облака ярко-белого цвета, похожие на клубы дыма. Значительно прибавился день. Начинается таяние снега. Капельки, падающие с крыши, шумно звенят и сверкают на ослепительном солнце. На реках трескается лед, ломаясь на отдельные глыбы, постепенно разрушаясь и погружаясь в бегущие весенние воды.

2 группа. Текст – рассуждение.

«Весна»

Больше других времен года я люблю весну. И это не удивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение.

Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и несравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.

Вот почему я больше всего люблю это время года.

3группа Текст – описание.

Весна в моём городе.

 После долгой зимы, в наш город наконец пришла долгожданная весна. Снег растаял, и только местами на асфальте блестели лужи талой воды. На тонких, потрепанных зимними морозами ветках, расселись синицы, оглашая округу своими звонкими голосами, весну приветствуя.

Воздух пахнет молодой листвой и свежестью, а солнце уже ощутимо пригревает. Из-под влажной земли пробиваются ростки молодой травы, на ветках набухают почки, всюду все оживает. Небо чистое и ясное, без единого облачка, после долгой зимы поражает своей голубизной. Лучи солнца играют на крышах домов, на окнах проезжающих машин.

Весь город с приходом весны преобразился!



4 группа. Текст – повествование. Здравствуй, весна!

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов.
Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей.
Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами.

Радостное чувство наполняет душу. ( Соколов-Микитов И. С.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Стихи об отношении к весне.

Е. Арутюнова

Солнцеклеш, солнцеворот!
Солнце к нам весну зовет.
Пригревает,  распекает.
Зайчиков своих пускает.
Прыгают они повсюду.
Я им радуюсь, как чуду.

А.С. Пушкин хотя и называл весну «утром года», однако писал:

Я не люблю весну.

Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен.

… Суровою зимой я более доволен.

Поэт А. Блок с понятием «весна» связывал понятие «жизнь».

О, весна, без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь, принимаю

И приветствую звоном щита.


Е. Арутюнова

Солнцеклеш, солнцеворот!
Солнце к нам весну зовет.
Пригревает,  распекает.
Зайчиков своих пускает.
Прыгают они повсюду.
Я им радуюсь, как чуду.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Варианты помощи учащимся

  1. Сочинение по картине.

    • Напиши сочинение, используя памятку:

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

    • Попробуйте войти в понравившуюся вам картину, представив себя маленьким человечком…

    • Войди в картину и найди понравившийся тебе уголок.

    • Опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь.


  1. Используя опорную табличку, составь текст описания или повествования, или сказку.

Образ (Кто это? Девушка, молодая или старая женщина, юноша и т. д.)


Одежда, украшения.


На чём прилетит, приплывёт…


Характер


Моё отношение к увиденному…




  1. Составь сочинение, используя опорные слова:

Вариант 1.

РУЧЕЙ ВЕСНА ПТИЧКА и т.д.

- Расшифровывая каждую букву слова, составляется текст или стихотворение. Например:

«Родился маленький ручеёк,

Уже прорезался у него голосок.

Чем больше вокруг воды, тем глубже его родник.

Ещё немножко

И в поток он перерос».

Весело и радостно на душе,

Если войдёшь в поле по весне.

Снег растаял.

На полях вода.

А кру А кругом такая красота!


4.    Продолжите синонимический ряд и составьте с этими словами текст.

- Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть…


5.    Включите воображение!

а) «Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят».

( И. Никитин)

б) «Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей?»

( Л. Яхонтов)

- Закройте глаза, постарайтесь увидеть, что таится за этими строками и воспроизведите письменно.

    6.Сочинение. Гимн весне.

Прочитайте миниатюру Н. Сладкова о птицах. Возможно, что она поможет вам написать хвалебное слово о весне.

Птицы – это песнь и полет!

Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства.

О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.


7.   Сочинение по началу. «О чем поведал весенний ручей?..»

Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.

Задание.

- А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.

- Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.

8.Составь текст – рассуждение, используя схему.


Что из этого

Доказательства:

Во – первых,…

Во – вторых,…

В – третьих,…

( кроме того)


следует?

Почему? Тезис

Потому что

Вывод:

вот почему…

поэтому…

итак…

значит…




















ПРИЛОЖЕНИЕ 7