СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Покрытосеменные (цветковые растения)"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Покрытосеменные (цветковые растения)"»




Урок . ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с многообразием покрытосеменных растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии покрытосеменных растений, их роли в природе и жизни человека

Задачи урока

Образовательная: раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие им наиболее широко распространиться на Земле; сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравне­нию с голосеменными.

Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением растений и уровнем их организации; развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами; разви­вать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека

Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; продолжить формирование основ экологической культуры

Тип, вид урока

Урок комбинированный с использованием презентации

Планируемые

результаты

(предметные)

Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей покрытосеменных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей покрытосеменных растений в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных; основные признаки представителей покрытосеменных; значение покрытосеменных в природе и жизни человека

Личностные результаты

Будут сформированы: ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к обучению; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные -научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориен­тироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.Коммуникативные научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

покрытосеменные растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

Деятельность учащихся: работа с текстом раздаточным материалом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения покрытосеменных растений.



Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Биология. Введение в биологию» линейный курс Н.И.Сонин



Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Покрытосеменные, или Цветковые растения

Тип урока

Урок комбинированный с использованием презентации

Цели

Создать условия для выяснения знаний о цветковых растениях; содействовать в усвоении знаний о разнообразии жизненных форм растений; способствовать выявлению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.

Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.



Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях. формировать целостное мировоззрение, соответствующее совре­менному уровню развития науки и общест­венной практики

Основные понятия, изучаемые на уроке

Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.

Растения: однолетние, двулетние, многолетние.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Организация учащихся. Приём «Улыбке к улыбка!» Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие раздаточного материала для работы на уроке.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.

Проверка домашнего задания

тест

Выполняют. Взаимопроверка. Выставление оценок


Актуализация знаний













Целеполагание





Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.









Демонстрирует слайды «Цветковые растения»

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?



Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух! Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками.

( под музыку )


Работа в группах. Среди предложенных гербарий растений выбирают растения, которые имеют цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют цветковые растения.





.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Во – первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений – цветковые.

Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока

. Но у всех этих цветов есть общие черты, несмотря на их разнообразие. Все их относят к покрытосемен­ным, или цветковым, растениям.

Что же объединяет все эти растения?


Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.



Познавательные: получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.



Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Изучение нового материала

1.Покрытосеменные растения.

Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Проводит инструктаж по ТБ.

Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.





Мотивирует учащихся к определению темы и поста­новке познавательной цели урока:

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- мы познакомимся сегодня на уроке. С особенностями строения и жизнедеятельности цветковых Выдвигает проблему:

- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?





Закончить предложение: покрытосеменные растения - это….

Фиксируются идеи на доске (корзина идей прикреплена к доске).









2. Класс делится на группы

1 группа

Жизненные формы цветковых растений.

Предлагает работу со статьёй учебника на с.128-129 «Многообразие покрытосеменных растений», рис.80 «Жизненные формы цветковых растений», заполнить таблицу в Рабочем листе «Жизненные формы цветковых растений».

Ответить устно на вопросы:

-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

-Чем они отличаются?



Задаёт познавательные вопросы.

К какой форме растений относится банан?

К какой группе растений относится ряска?

Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?

Работают с рисунком 79 учебника.

Дело в том, что семена у них располагаются не открыто на чешуях, а внутри плода.

Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения – это растения, которые имеют цветок и плод с семенами.



Работа в группах

Также у них есть корень, стебель и листья. Покрытосеменные – самые высокоорганизованные растения.



Устно предлагают первичные знания о цветковых растениях



Учитель. Цветковые растения – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа. Она включает около 250 тыс. видов. Произрастающих во всех климатических зонах: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

Они растут в воде (элодея) и в безводных пустынях (верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Одни из цветковых растений живут очень недолго, всего несколько месяцев. Например, мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.



























2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе

«Жизненные формы цветковых растений», отвечают на вопросы, формируют понятия «деревья», «кустарники», травянистые растения».

Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.

Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану.



















Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации, проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.

Физкультминутка

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Травы – присесть.

Кустарники –хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.





Продолжительность жизни растений.

Предлагает работу со статьёй учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни», на с.130 учебника в Рабочем листе составить схему «Продолжительность жизни растений» и привести примеры растений.

Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить к какой группе по продолжительности жизни они относятся.

Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.

Выполняют упражнения



















3.Учащиеся работают со статьей учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни» на с.130 учебника в Рабочем листе составляют схему «Продолжительность жизни растений» и приводят примеры.









Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.





















Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы


2 группа

- Зачем растениям расселяться?

1.С помощью чего расселяются семена?

2.Какие приспособления имеют растения для распространения?

Способы распространения растений и их приспособления, имеющихся для этого у плодов растений.

Приспособления для распространения Способы распространения

у плодов растений


мелкие парашютики ветром

пуховки водой

сочные животными, человеком

зазубренные шипы саморазбрасывание

легкие водонепроницаемые

растрескивающиеся

вкусные

крючки, прицепки

крылатки


3 группа

Значение растений в природе

- работа с учебником.



Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных. .

Далее рассказываю о значении цветковых растений для человека.

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы.

4 группа

Значение покрытосеменных растений в жизни человека

1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений?

2.Проектная деятельность учащихся.























5 группа

Охрана цветковых растений

Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы.

























































Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.








































Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы



















































Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую.



Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью.

Познавательные: определять меры охраны цветковых растений

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую.



Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью.

Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

Акцентирует внимание на конечных результатах

учебной деятельности учащихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

- Давайте обобщим наши знания и назовем основные

особенности цветковых растений:

1) Насчитывают более 250 тыс. видов. Самая молодая и многочисленная  группа (около250 тыс. видов)
2) Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах


3) Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).

4)Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие.

5)Разные листья и корни

6) Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями.

7) Наличие плода. Образование семян.

8) Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

9) Опыление ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.

10) Приспособлены к различным экологическим условиям

11) Много культурных растений





Чем отличаются цветковые растения от ранее изу­ченных групп растения? (Цветковые имеют корни, стебли, листья в отличие от водорослей; размно­жаются с помощью семян в отличие от споровых растений; имеют цветок, плод в отличие от голосе­менных.)

Теперь вы можете ответить на вопрос: почему по­крытосеменные растения так разнообразны и господ­ствуют на Земле? (Они имеют различные формы: травы, кустарники, деревья; образуют цветки, пло­ды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях, оплодотворение не зависит от обязательного наличия воды.) Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли. )

1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в Рабочем листе.

Используют Приём «Микрофон»








Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.

Задание на дом

Задаёт домашнее задание

  1. П.17 читать

  2. р/т с50-53.

  3. Подготовить сообщен6 «Рекорды растительного мира»

«Удивительные растения»

Записывают задание, получают рекомендации к их выполнению.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

-Я узнал (а)...

-Работая в группе, я…

Выставление оценок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.











Выставляют оценки в дневник.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Приложение

Тест по теме «Мхи, папоротники, голосеменные растения»
Вариант 1

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. Размножение у мхов происходит с помощью

А. Спор

Б. Семян

В. Частями тела

Г. Семенами и спорами



  1. Каменный уголь – это

А. Окаменелые остатки папоротников

Б. Окаменелые остатки мхов

В. Окаменелые остатки древних голосеменных

Г. Горная порода небиологического происхождения



  1. Семена голосеменных растений располагаются

А. В плодах

Б. На нижней стороне листьев

В. В шишках

Г. У основания хвоинок



  1. К голосеменным относят

А. Щитовник

Б. Сфагнум

В. Кочедыжник

Г. Лиственница



  1. У всех мхов отсутствуют органы

А. Листья

Б. Стебли

В. Корни

Г. Ризоиды

6. К светолюбивым растениям относят:

А. ель В. сосна

Б. пихта Г. щитовник

Часть 2.

Какую роль выполняют мхи и папоротники в природе?

Вариант 2

Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. Размножение у папоротников происходит с помощью

А. Спор

Б. Семян

В. Частями тела

Г. Семенами и спорами



  1. Торф – это

А. Окаменелые остатки папоротников

Б. Отмершие остатки мхов

В. Окаменелые остатки древних голосеменных

Г. Горная порода небиологического происхождения



  1. Споры у мхов растений располагаются

А. В плодах

Б. На нижней стороне листьев

В. В шишках

Г. В коробочках



4. К мхам относят

А. Щитовник

Б. Сфагнум

В. Кочедыжник

Г. Лиственница



5.У голосеменных отсутствуют органы

А. Листья

Б. Стебли

В. Корни

Г. Плоды

6. Сбрасывает хвою на зиму:

А. ель Г. пихта

Б. сосна В. лиственница





Часть 2. Какую роль играют голосеменные растения в природе?

Ответы:

Вариант 1. Часть А. 1–А; 2–А; 3–В; 4–Г; 5–В, 6-В.  Часть С. С1 Залежи папоротников образуют каменный уголь. Его используют как топливо, а также в промышленности как сырье для изготовления других материалов. Мхи одними из самых первых поселяются на скалах, пустырях, в процессе жизнедеятельности создают почву. На ней в дальнейшем поселяются другие растения. Также отмершие части растения образуют торф. Люди использует его как топливо и удобрение в сельском хозяйстве. А в природе торфяные болота могут накапливать огромное количество воды, в засушливое время питая реки и озера.

Вариант 2. Часть А. 1–а; 2–б; 3–г; 4–б; 5–г, 6-в. Часть С. С1. В процессе фотосинтеза выделяют кислород, очищают воздух. Хвойные леса являются средой обитания животных; древесина используется в мебельной промышленности. В хозяйстве получают сырье для бумажной промышленности, легкой промышленности. Из семян сибирской сосны изготавливают кедровое масло.





Происхождение

Первые остатки покрытосеменных датируются меловым периодом приблизительно 140 миллионов лет назад. Базируясь на современных данных, можно предположить, что предки покрытосеменных и гнетовых дивергировали в триасе (220—202 миллионов лет назад). Первые отпечатки растений с признаками покрытосеменных обнаружены в пластах юрского и раннего мелового периодов (135—65 миллионов лет назад), но это были довольно-таки малочисленные и примитивные формы. Древнейшими покрытосеменными являются растения из группы нимфейных[5]. Следы широкого развития и распространения покрытосеменных появились в палеонтологической летописи в период среднего мела (около 100 миллионов лет назад). Но уже в позднем мелу покрытосеменные оказались доминирующей формой растительной жизни, и во многих фоссилиях узнаются представители современных семейств (например, букдубклён и магнолия).

Одно из важнейших направлений эволюции растительного царства — приспособление к изменчивым условиям наземной жизни. Цветковые растения являются ярчайшим выражением этой линии и доминируют на земной поверхности в данную эпоху.

К широчайшему географическому разнообразию прибавляется разнообразие форм и способов роста. Банальная ряска, покрывающая поверхность пруда, представляет собой крошечный зелёный побег с простым корешком, вертикально погруженным в воду, и с очень нечёткими листиками и частями стебля. Могучее лесное дерево столетия развивало свою сложную систему стволов и ветвей, покрытых бесчисленными веточками и листвой, а под землёй соответствующую площадь занимает мощная, хорошо развитая корневая система. Между этими двумя крайностями — бесконечные градации: водные и земные травы, ползучие, прямостоящие или карабкающиеся, кусты и деревья, гораздо большее разнообразие, чем в другом отделе семенных растений — Gymnospermae.

Известны многочисленные водные покрытосеменные растения, они в изобилии встречаются в долинах рек и чистых озёрах, в меньшем количестве — в солёных озёрах и морях. Однако такие водные покрытосеменные не являются примитивными формами, а возникли путём приспособления наземного предка к водной среде.

2 группа

Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян. Каждое цветковое растение образует большое количество семян. Но для растения очень важно также обеспечить их распространение. Ведь благодаря этому происходит расселение вида.

Способы распространения плодов и семян у цветковых растений очень разнообразны: с помощью ветра, воды, животных, а также самостоятельно, за счет использования механических сил, возникающих в самом растении.

Многие виды растений тем или иным способом разбрасывают свои семена. Например, у бешеного огурца при созревании мякоть плода с семенами с силой выпрыскивается на много метров, за что он и получил свое название. А плоды недотроги, или бальзамина, после созревания растрескиваются от обычного прикосновения, разбрасывая семена. Некоторые виды разбрасывают семена, быстро расправляя упругие стебель или плодоножку (например, лилии, примула). Почти все растения с сухими раскрывающимися плодами в той или иной степени разбрасывают свои семена после их созревания.

Самым обычным способом расселения растений является распространение их плодов и семян с помощью ветра. Вероятно, нет такого человека, который бы в детстве не игрался, раздувая пушистые «парашютики» одуванчика, несущие легкие плодики. Видов растений, семена которых имеют подобные приспособления, в природе очень много. Плоды больших размеров имеют другие приспособления для распространения ветром, часто в виде пластинчатых крыловидных отростков (как у клена). Очень мелкие семена, даже не имея специальных приспособлений, легко подхватываются ветром. Например, 500 тыс. семян некоторых видов тропических орхидей весят не более грамма.

Все вы знаете или слышали о перекати-поле. Так называют несколько видов степных или полупустынных растений, высохший шарообразный куст которых перекатывается ветром, рассеивая семена. При этом семена высыпаются не все сразу, а постепенно, что обеспечивает их распространение на значительных площадях.

Многие растения используют для своего расселения течение воды. Это прежде всего водно-болотные виды, например кувшинки и другие.

У многих растений плоды или семена имеют приспособления для распространения животными. Околоплодник всех сочных плодов содержит питательные вещества. Но они предназначены не для питания зародыша растения, находящегося в семени, а для животных, которые обеспечивают их распространение. Например, каждый из вас обращал внимание в осеннем саду или парке на живописные грозди рябины. Плоды этого растения охотно поедают различные птицы. Семена рябины имеют плотную оболочку и, пройдя через кишечник птицы, не утрачивают способности к прорастанию. Вместе с птичьим пометом они будут выброшены далеко от материнского растения.

Наверное, не один раз каждый из нас очищал свою одежду от цепких колючек различных растений. Колючие плоды череды, лопуха или липкие плоды шалфея обычно доставляют животным и людям некоторые неудобства. Прицепившись к одежде или шерсти, они часто «путешествуют» вместе с человеком или животными на значительные расстояния.

Задания:

  1. Прочитать текст.

  2. Зачем растениям расселяться?

  3. Рассмотреть гербарии «Распространение плодов и семян у растений»

  4. С помощью чего расселяются семена?

  5. Какие приспособления имеют растения для распространения?

  6. Заполнить таблицу «Распространение плодов и семян у растений»

Распространение плодов и семян у растений

Названия растений

Как распространяется?

Какие приспособления имеют семена?











4 группа

Значение растений в жизни человека

Использование плодов и семян в хозяйственной деятельности человека. Вам известно много видов растений, семена или плоды которых человек употребляет в пищу или выкармливает ими домашних животных. Это и вкусные плоды плодово-ягодных (например, яблони, груши, вишни, сливы, винограда, цитрусовых), и овощных (например, арбузов, дынь, огурцов, помидоров) культур. Из плодов и семян зерновых культур (ячменя, пшеницы, ржи, риса) производят разнообразные крупы.

Из семян и плодов многих растений (например, подсолнечника, льна, рыжика, арахиса, сои, кукурузы, некоторых пальм) получают масла. Используются плоды и семена и в различных отраслях промышленности.

Так, хлопчатник служит сырьем для производства тканей, из растительных масел изготавливают олифу, используемую в лакокрасочной промышленности, машинные масла.

Лен. Служит сырьем для изготовления тканей, преимущественно для столового и постельного белья.

Конопля. Из нее изготавливают парусины, канаты, толстые нити, джгут и мешковину. Хлопчатник. Является источником целлюлозы. Из нее изготовляют картон, бумагу, искусственный шелк, лаки, искусственную шерсть, вискозу. Исходное сырье – древесина.

Плоды и семена многих растений используют для лечения различных заболеваний человека и домашних животных. Например, плоды малины, ежевики, калины и других растений употребляют при лечении простудных заболеваний. Для изготовления лекарств люди используют такие растения: подорожник, зверобой, мать-и-мачеха, календула, чистотел.

В плодах и семенах некоторых растений накапливаются вещества, придающие им острый или горький вкус. Их используют в кулинарии как приправы, улучшающие вкусовые качества разнообразных блюд. Есть растения, плоды которых накапливают ядовитые вещества. Например, ягоды ландыша майского при употреблении могут вызывать тошноту, рвоту, нарушения работы сердца и даже вызывать его остановку. Много ядовитых веществ накапливается в плодах (особенно незрелых) и семенах растений из семейства Пасленовые (белена черная, красавка). Отравление этими растениями вызывает тяжелые нарушения работы разных систем органов (нервной, кровеносной, дыхательной), а в тяжелых случаях – приводит к смерти. Поэтому никогда не ешьте плодов незнакомых вам растений, даже если они очень привлекательны на вид.

В зависимости от того, как используются дикие полезные растения, их можно условно разделить на следующие основные группы:

1) растения, дающие древесину (дрова, пиломатериалы, крепежный лес, столбы, шпалы, сваи, фанеру, древесную стружку и т. п.);

2) растения, служащие для получения разнообразных веществ, применяемых в различных отраслях промышленности и в медицине;

3) растения, используемые для получения свежих и консервированных пищевых продуктов;

4) растения, дающие свежую и переработанную зеленую массу, используемую на корм животным;

5) растения, употребляющие для декоративных и озеленительных целей, а также для создания защитных покрытий почвы;

6) растения, находящие комплексное использование в зависимости от присущих им свойств и особенностей.

Цветы люди сажают на клумбах, выращивают в оранжереях, дарят друг другу. Они придадут жилищу или рабочему месту уют, украсят парки и клумбы, подарят положительные эмоции.


Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки…это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.


То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!


Иногда распространение растений на той или иной территории становится настоящим экологическим бедствием. Примером этому служит появление кактуса-опунции в Австралии. Вначале его завезли как декоративное растение и выращивали в помещениях. Но со временем опунция расселилась в природных условиях на значительных площадях. Пастбища стали непригодны для выпаса животных из-за длинных и острых колючек кактуса. Пришлось завезти из Мексики (родины этого растения) естественных врагов опунции – гусениц одного из видов бабочек, которые быстро снизили численность этих растений. На этом примере мы можем убедиться, как непродуманные действия человека и поражающая способность растений к распространению могут приводить к тяжелым последствиям. С другой стороны, перед нами пример применения биологического метода, благодаря которому с помощью одних организмов можно ограничивать численность других.


Задание:

  1. Прочитать текст

  2. На ватмане составить кластеры «Значение растений в жизни человека»



1 группа

Жизненные формы покрытосеменных растений.

Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы (учебник, стр 83); однолетние, двулетние и многолетние растения







Рис. Формы растений









Рис. Растения разной продолжительности жизни

1. Какие основные жизненные формы различают у цветковых растений?

У цветковых растений различают следующие жизненные формы: дерево, кустарник, трава.

2. Чем сходны между собой и чем различаются деревья и кустарники?

Деревья, как и кустарники, многолетние растения. В отличие от дерева у кустарника не один ствол, а несколько деревянистых стволиков.

3. Какую жизненную форму растений называют кустарничком?

Это многолетние растения, имеющие тонкие, но прочные одревесневающие побеги высотой 20-40 см, зимой полностью укрытые снегом.

4. Чем отличаются травы от кустарников и кустарничков?

В отличие от кустарников, травы имеют побеги с зеленым неодревесневшим стеблем.

5. Какие травы называют однолетними, а какие — двулетними и многолетними?

Однолетние травы – живут в течение весны, лета и начало осени. Вскоре они зацветают, образуют плоды и семена, а затем отмирают. Двулетние – в первый год жизни образуют вегетативные органы, накапливают в подземных органах питательные вещества и зимуют, а на второй год они быстро возобновляют рост и развитие, образуют цветки, плоды, семена и отмирают. Многолетние травы живут более двух лет. К осени их надземные побеги полностью отмирают. На зиму остаются их нижние части с зимующими почками, которые находятся в верхнем слое почвы. Весной из почек вырастают новые побеги

 Задания
  1. Рассмотрите гербарии и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними.

  2. Охарактеризуйте гербарии растений по продолжительности жизни и жизненные формы. Заполните таблицу.



Название растения

Дерево, кустарник или травянистое растения

Однолетние, двулетнее или многлетние

Сколько раз в жизни плодоносит

Где растет






5 группа

Охрана растений

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы.

В последнее время количество этих удивительных растений становится всё меньше и меньше. Иной раз бывает: попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправимся дальше, а на поляне ещё цветы. Кажется, красивее прежних. Сорвём и их. Вспомните, какие “снопы” лесных и луговых цветов везут в электричках люди, возвращаясь с дач, из леса. Хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу!

Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке.

Н. Старшинов.

Человек должен ценить и понимать роль растений в своей жизни, ведь без них его бы просто не существовало, сажая и ухаживая за маленькими росточками зеленой жизни мы становимся чище и добрее, приобщаемся к таинствам природы и мироздания.

Задание:

  1. Какие покрытосеменные растения нашей местности нуждаются в охране?

  2. Что необходимо предпринять для охраны цветковых растений?



3 группа

Значение растений в природе

Фотосинтез как великий космический процесс, делающий нашу планету пригодной для жизни





Одной из важнейших функций зеленых растений является выработка кислорода в процессе фотосинтеза

Что еще полезного дают растения природе

Скорость фотосинтеза зависит от интенсивности света, концентрации кислорода и углекислого газа, температуры окружающей среды. Полученный О2 частично выделяется в атмосферу, частично идет на дыхание самих растений. Ежегодно растения выделяют в атмосферу до 510 тонн кислорода, они поддерживают её постоянный газовый баланс до состояния пригодного для дыхания. Поднимаясь в верхние слои атмосферы, кислород превращается в озон и становится частью озонового слоя, защищающего нашу планету от пагубного УФ-излучения Солнца.

Каждый год с помощью растений образовывается до 170 миллиардов тонн органических веществ, большая часть которых вырабатывается наземными растениями. С помощью растений формируется верхний плодородный слой Земли под названием почва, они обеспечивают в ней постоянный круговорот минеральных веществ, такой необходимый для её плодородия.

Растения, благодаря тому, что возвращают в атмосферу 90 % влаги, которую испаряет суша, значительно смягчают климат Земли и формируют температурный режим планеты. Поглощая углекислый газ, они снижают так называемый парниковый эффект, хотя человек в результате своей хозяйственной деятельности (сжиганию топлива и вырубке значительных площадей влажных экваториальных лесов) и пытается свести все усилия «легких планеты» к нулю.

Растительность, покрывая землю плотным ковром, предохраняет её от пересыхания, создает более мягкий, влажный климат, корни хранят почву от выветривания и эрозии, предотвращают появление оврагов и оползней. Растения выделяют в воздух специфические вещества фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий, являются первой важной ступенью в трофических цепях питания для животных

Задание:.

  1. Прочитать текст.

  2. На листе ватмана составить схему «Значение растений в природе»

группа

Листок самоконтроля _____________________________



Оценка за тест

Корзина идей в начале урока (устные ответы)

(+ или -)

Работа в группе

(оценить друг друга из группы)

Выступление

(сам себя)

Корзина идей (устные ответы)

(+ или -)

Итоговая

оценка











Растения нашей местности, которые нуждаются в охране: башмачок пятнистый, Купальница азиатская (жарки), прострел или сон трава, подснежники, ятрышник шлемоносный, лилия пенсильванская, лилия кудреватая, родендрон даурский (багульник), абрикос сибирский, лилия кудреватая





Башмачок пятнистый

Купальница азиатская

Абрикос сибирский

Луносемянник даурский

Прострел, сон трава



ятрышник шлемоносный

Лилия пенсильванская

Родендрон даурский багульник





Лилия кудреватая




Скачать

© 2019 1740 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!