МКОУ «СОШ №5» ИМРСК
« НЫПОЕЛЕИ И ПОВОЕЛО РАЗОЖЕМННИЕ СТЕРАНИЙ».
6 класс по учебнику Пасечника.
Учитель Федина Н.В.
2016 год
МКОУ «СОШ №5» ИМРСК
« ОПЫЛЕНИЕ И ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ».
6 класс по учебнику Пасечника.
Учитель Федина Н.В.
Цели урока.
1. Познакомиться с разными способами опыления у цветочных растений.
2. Рассмотреть приспособление растений к разным способам опыления.
3. Узнать, как производится искусственное опыление.
4. Выяснить, почему оплодотворение цветковых растений называют двойным.
5. Определить, из каких частей цветка образуется плод и семя.
Вопросы для повторения.
1. Как устроен цветок?
2. Каковы главные части цветка?
3. Какое строение имеет тычинка?
4. Какое строение имеет пестик?
Опыление – процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика Типы опыления растений.
В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрёстноопыляемых растений выделяют насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.
Самоопыление - это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка Приспособления к самоопылению
Примеры:
Картофель
Пшеница
Лен
Томат
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Заполни таблицу. Если данный признак характерен для группы растений, ставим «+», если нет , то «-».
Признаки растений.
Насекомо-опыляемые
Большие и яркие цветы.
Ветроопы-ляемые
Мелкие и яркие цветы, собранные в соцветия.
Наличие нектара.
Мелкие невзрачные цветы, собранные в соцветия.
Аромат.
Пыльца крупн ая, липкая.
Образуют заросли.
Цветут весной до распускания листьев.
Много пыльцы.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Заполни таблицу. Если данный признак характерен для группы растений, ставим «+», если нет , то «-».
Признаки растений.
Насекомо-опыляемые
Большие и яркие цветы.
Ветроопы-ляемые
+
Мелкие и яркие цветы, собранные в соцветия.
+
-
Наличие нектара.
+
Мелкие невзрачные цветы, собранные в соцветия.
-
-
-
Аромат.
Пыльца крупная , липкая.
+
+
+
-
Образуют заросли.
-
-
Цветут весной до распускания листьев.
-
+
Много пыльцы.
+
-
+
Примеры насекомоопыляемых растений
Клевер
Подсолнечник
Тюльпан
Ландыш
Шиповник
Стапелия
Примеры ветроопыляемых растений
Ольха
Береза
Кукуруза
Рожь
Верба
Пыльца растений.
Под микроскопом видно, что пылинки разных растений совсем не одинаковы. Они отличаются по размерам, и по форме.
Строение семязачатка.
- В завязи пестика есть один или несколько семязачатков. Снаружи семязачаток окружён покровами, которые в одном месте не смыкаются, образуя пыльцевход .
Внутри семязачатка находится зародышевый мешок , который содержит несколько клеток. Наиболее важное значение имеют центральная клетка и яйцеклетка .
Этот процесс называется двойным оплодотворением .
Он был открыт русским ученым ботаником
Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Образование семени и плода.
- После оплодотворения зигота многократно делится и образует зародыш .
- В зародыше хорошо различимы зародышевый корень, зародышевый стебель и почка (побег). Если семязачатков в завязи было много, то и семян в плоде будет много.
- Одновременно с образованием семян разрастается и стенка завязи. Из неё образуется плод или, правильнее сказать, стенки плода – околоплодник .
Центральная клетка, слившись со спермием, также много раз делится и образует эндосперм .
Из покровов семязачатка образуется семенная кожура, которая защищает зародыш от внешних воздействий.
Конкурс «Составь букет».
Из предложенных изображение растений выберите ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Объясните свой выбор.
флоксы
рожь
василёк
ива
нарцисс
берёза
ольха
лотос
Конкурс «Рассказы Незнайки».
В нашу школу пришло письмо от жителя Цветочного города Незнайки. Он решил заняться ботаникой. Но как всегда, всё перепутал. Ваше задание- найти в рассказах Незнайки биологические ошибки.
- Одинокий цветок одуванчика
безмятежно дрожит на ветру.
У одуванчика соцветие корзинка.
- Знают все – и стар, и млад,
что плод картошки вкусный,
зелёный и круглый такой
Плод картофеля – ягода- ядовитый.
В пищу употребляют
видоизменённые побеги- клубни.
- Там в поле берёзка стояла, и её пчела
опыляла.
Берёза опыляется ветром.
расцвёл горошек сладкий.
Мушки, пчёлки налетят –
будем урожая ждать.
Горох самоопыляемое растение.
Конкурс “Вопрос от Знайки”
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет?
3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли его, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было?
4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы?
Конкурс “Вопрос от Знайки”
- 5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и боковых побегах огурцов, не образуют плодов. “Поскольку пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил?
- 6. Из двух цветков яблони одна образовала плод, а другая - нет. Почему так произошло?
- 7. Цветок томата еще в бутоне была закрытая марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление?
- 8. Цветок вишни еще в бутоне была закрыта марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плод не образовался. Почему?
Домашнее задание.
- Прочитайте § 44 и дайте ответы на вопросы в конце параграфа.
- Повторить §32-43, подготовиться к проверочной работе
Интернет – источники и литература.
- http://pedsovet.su/
- http://images.yandex.ru/?uinfo=sw-1496-sh-798-fw-1454-fh-592-pd-1
- http://m.dezinfo.net/ (фото пыльцы)
- http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/polovoe_razmnozhenie_pokrytosemennykh_rastenij/0-61
- http://segufaz.cixx6.com/5/kartinki-s-multikami-s-novim-godom.php Незнайка
- http://school.xvatit.com/
- Буяло, Васютина «Уроки биологии 7 класс», Тернополь, учебная книга – Богдан, 2008 г.