Тема: Понятие о литературном языке
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Д.С.Лихачева : «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума».
Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность.
III. Сообщение учителя о литературном языке.
– Литературный язык, сложившийся в течение нескольких столетий, обладает нормами, благодаря творчеству поэтов, прозаиков, ученых. Литературный язык впитал в себя из языка народа все лучшее, проверенное традициями.
– Что же такое «НОРМА» русского языка?
Норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
- Какие бывают нормы?
- Какие нормы отражают следующие правила?
1 произношения, ударения, использования интонации (орфоэпические);
2 употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением (лексические);
3 образования слов (словообразование);
4 образования форм слов различных частей речи (морфология);
5 построения словосочетаний и предложений (синтаксис);
6 написания слов и форм слов (орфография);
7 постановки знаков препинания ? (пунктуация)
Язык – это живая система, которая постоянно развивается, изменяется, совершенствуется, поэтому главными помощниками в трудных языковых ситуациях являются словари. Какие виды словарей вам знакомы? Какими вы пользовались в школе? Зачем нужны словари?
На смарт доску вывести упражнения. ( сохранены отдельным файлом)
Задание 1. Расставьте ударения в словах.
СирОты, мышлЕние, приговОр, каталОг, квартАл, звонИт, нОжницами, тЕрпящий, осуждЁнный .
Задание 2. Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).
В конце вечера трибуну представили гостям.(предоставили)
Одень пальто, на улице холодно.(надень).
Пушкин был крепко связан узлами с декабристами. (узами)
Татьяна любила вставать с зарницей. (зарей)
День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.(брезжит)
(Лексические ошибки возникли из-за неправильного употребления паронимов, таким образом, нарушены лексические нормы литературного языка).
Паронимы - слова, сходные по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого.
Задание 3. Словообразование. Рассказать о способах образования слов в русском языке. Водовоз, перебежать, РФ, Столик, мамочка, пригородный, ковёр – самолёт, поющий, братик, самолёт.
Задание 4. Пунктуационные парадоксы.
Понаблюдайте, как нарушение пунктуационных норм может исказить смысл предложения. Самостоятельно исправьте ошибки, расставьте знаки препинания, которые даны в скобках
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
V. Итог урока.
VI Домашнее задание.
Выучить наизусть предложение из стихотворения И. С. Тургенева «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»