СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Понятие о литературном языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Понятие о литературном языке»

Тема: Понятие о литературном языке

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Д.С.Лихачева : «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно –  запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума».
Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность.

III. Сообщение учителя о литературном языке.

– Литературный язык, сложившийся в течение нескольких столетий, обладает нормами, благодаря творчеству поэтов, прозаиков, ученых. Литературный язык впитал в себя из языка народа все лучшее, проверенное традициями.

– Что же такое «НОРМА» русского языка?

Норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

- Какие бывают нормы?


- Какие нормы отражают следующие правила?

1 произношения, ударения, использования интонации (орфоэпические);

2 употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением (лексические);

3 образования слов (словообразование);

4 образования форм слов различных частей речи (морфология);

5 построения словосочетаний и предложений (синтаксис);

6 написания слов и форм слов (орфография);

7 постановки знаков препинания ? (пунктуация)

  1. Язык – это живая система, которая постоянно развивается, изменяется, совершенствуется, поэтому главными помощниками в трудных языковых ситуациях являются словари. Какие виды словарей вам знакомы? Какими вы пользовались в школе? Зачем нужны словари?

На смарт доску вывести упражнения. ( сохранены отдельным файлом)

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

СирОты, мышлЕние, приговОр, каталОг, квартАл, звонИт, нОжницами, тЕрпящий, осуждЁнный .

Задание 2.  Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

  1. В конце вечера трибуну представили гостям.(предоставили)

  2. Одень пальто, на улице холодно.(надень).

  3. Пушкин был крепко связан узлами с декабристами. (узами)

  4. Татьяна любила вставать с зарницей. (зарей)

  5. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.(брезжит)

(Лексические ошибки возникли из-за неправильного употребления паронимов, таким образом, нарушены лексические нормы литературного языка).

Паронимы - слова, сходные по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого.

Задание 3. Словообразование. Рассказать о способах образования слов в русском языке. Водовоз, перебежать, РФ, Столик, мамочка, пригородный,  ковёр – самолёт, поющий, братик, самолёт.

Задание 4. Пунктуационные парадоксы.

   Понаблюдайте, как нарушение пунктуационных норм может исказить смысл предложения. Самостоятельно исправьте ошибки, расставьте знаки препинания, которые даны в скобках

  1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

  2. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

  3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

  4. Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо.

  5. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

V. Итог урока.

VI Домашнее задание.

Выучить наизусть предложение из стихотворения И. С. Тургенева «Русский язык».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»