Урок- портрет «…И жизни их прошли не зря: деяния их угодны были миру».
Цели урока:
Познакомить учащихся с деятельностью того или иного ученого; показать наиболее примечательные черты его мировоззрения ; методы получения научных знаний;
сформировать правильное представление о характере научного труда ученых;
формировать интерес к самостоятельной деятельности обучающихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты ученых; выставка книг по теме.
Подготовка урока.
Заранее по желанию учащиеся делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает ученого, о котором ей хотелось бы рассказать остальным.
а) Четко и кратко расскажите об эксперименте, назвав поставленную проблему, пути ее решения, ход опыта и его результат.
б) Дайте небольшую, но выразительную характеристику ученому, который осуществлял данный эксперимент.
в) Расскажите, как встретил открытие научный мир.
г) Укажите практическое значение проделанной работы.
д) Постарайтесь привести отрывки из работ или записей самих ученых, их рисунки, схемы установок.
е) Свое выступление рассчитайте на 10минут.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
Мелькают лица, знакомые и не знакомые. Кто эти люди, люди науки физики. В учебниках физики представлены имена около 100 ученых, кратко указаны их заслуги, но по этим данным трудно понять, какую роль сыграл конкретный ученый в развитии науки, каким он был человеком.
Каждый из вас, задумывался над тем, какой выбрать дальнейший путь, что нужно человеку для достижения поставленной цели, какими чертами характера должен обладать человек.
Сегодня наш урок необычен и по форме и по содержанию. Тема его: «…И жизни их прошли не зря: деянья их угодны были миру».
Речь пойдёт сегодня о людях нашей страны, внёсших большой вклад в развитие физической науки. Почему я хотела поговорить о них столь необычным образом? Мне хочется, чтобы сегодня получил пищу не только ваш ум (для него работы хватит), но и ваше сердце. Немецкий писатель и ученый-физик Георг Лихтенберг писал: «Впечатление от десяти изречений, действующих на ум, легче изгладить, чем от одного, подействовавщего на сердце».
Я хочу обратиться сегодня к вашим сердцам.
Мне хочется, чтобы вы почувствовали, что великие открытия, великие законы, необходимые для работы формулы открывают люди. Люди увлечённые, трудолюбивые, преданные своему делу.
Ученые – люди различной судьбы: счастливцы и «мученики науки»; с разными характерами: темпераментные и меланхоличные, застенчивые и предприимчивые, снисходительные и придирчивые, веселые и суровые, добрые и скупые, скромные и честолюбивые ... Но всех их роднит главное: бескорыстное служение науке, готовность идти на жертвы во имя научной цели, громадное трудолюбие и целеустремленность в своих исследованиях, умение критически подходить к полученным результатам и готовность признать свою ошибку.
.
Кто эти люди? Просто ученые? Гении?
Они окружают нас каждый день. Может человек, сидящий рядом с вами – гений? Или будущий ученый? Может именно он поведет мир вперед? Именно он будет двигать прогресс? Быть может, но для начала этот прогресс нужно произвести внутри себя, добиваться поставленной цели упорством и трудом, тогда и только тогда, ты сможешь стать тем, кем может стать тот, кто сидит рядом с тобой.
2016 год богат на юбилеи:
290 лет со дня открытия Российской академии наук в Петербурге (1726)
105 юбилей гениального человека и организатора науки, главного теоретика космонавтики и российского ядерного оружия трижды Героя Социалистического Труда академика Келдыша Мстислава Вселодовича,
95 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова трижды Героя Социалистического труда, лауреата Нобелевской премии мира. Он был совестью России .
55лет со дня полёта первого космонавта планеты гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина,
50 лет со дня Первой в мире посадки автоматической станции на Луну (1966)
30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС.
три «К» - Королев, Курчатов, Келдыш –три человека, которые создали ракетно-ядерный
щит СССР.
Чем меня привлекают эти люди науки.
Едва ли кто-нибудь станет спорить с тем простым фактом, что эти ученые внесли большой вклад в поднятии России на более высокий уровень.
Кто они ? Просто ученые? Гении?
Келдыш Мстислав Всеволодович
Мстислав Всеволодович – это уникальное явление. Такого не было и не будет. Мстислав Всеволодович был счастливым человеком — природа одарила его необыкновенно широким духовным миром, ему многое было дано, что называется, от бога. Он был хорошо образован, свободно владел французским и немецким языками. Был увлечен наукой, увлечен работой, многие его мечты сбывались, дела реализовывались. Он любил природу, любил путешествовать, чтобы увидеть все своими глазами. Серьезно увлекался живописью, музыкой и театром.
Выступление 1 команды. (каждая команда представляет открытия своего ученого в виде презентации)
Игорь Васильевич Курчатов «отец» атомной бомбы СССР руководитель проекта создания атомного и водородного оружия, специалист в области сегнетоэлектричества, ядерной изомерии – любил слушать фортепианную музыку П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, любил В.В.Маяковского. Вы должны знать, почему проект термоядерной установки, в которую И.В. Курчатов с самозабвением вкладывал свои тающие силы, он называл в кругу друзей «до уд три» («до третьего удара» -два тяжёлых сердечных приступа у него уже были за плечами).
А чего стоит знаменитая его фраза: «Хороша наука физика, только жизнь коротка!».
Большой, широкий, быстрый, веселый человек с неизменно жизнерадостным *физкультпривет», с озорным прозвищем Борода живет жизнью, доселе неведомой людям науки: совещания в правительстве, консультации с маршалами, споры с министрами, грязь огромных стройплощадок, гул гигантских цехов... И страшная, натянутая утренняя тишина догорающего лета 1949 года, лопнувшая в миг рождения огромного, ярче солнца сверкающего шара атомного взрыва
Выступление 2 команды.
Королев был сутуловат, невысок, но всегда казался выше других. Он был хитер, но не юлил. Он был резок, но знал дело. Королев несколько напоминает Петра I. Есть что-то общее в их одержимости в достижении своей цели. Оба они были очень требовательными как к себе, так и к другим, проявляя при этом жесткость и властность. Оба ценили способных людей, отыскивали их и приближали к себе. Оба обладали чертами возбудимости, в безудержной ярости не знали меры, не слышали оправданий. Оба через некоторое время после вспышки гнева могли, похлопав по плечу, сказать наказанному: "Что, досталось тебе?" и тут же говорить с ним о важности и необходимости великих дел
Выступление 3 команды.
Совесть России Сахаров Андрей Дмитриевич.
Чему учит нелегкая судьба этого ученого, человека?
Патриотизму, который цель и задачу свою видит в возвышении страны, народа, достоинства личности.
Ответственности каждого за течение истории.
Способности видеть свое конкретное дело в единстве движения цивилизации.
Верности своему нравственному чувству, своим убеждениям, итогам собственных духовных исканий, добытых муками разума и мужеству бороться, порой в одиночку, за справедливость.
Выступление 4 команды.
Учитель
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Что выбрали они ? Кем они были?
Способности к наукам проявили ещё в раннем детстве, не мыслили себя никем иным ,как учёным физиком?
В детские годы надежд не подавали, скорее наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущими в своём собственном мире?
Вопросами, связанными с физикой, стали заниматься далеко не в юные годы?
Посвятили физике всего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
Люди науки – исключительные личности. Они отказываются от материальных благ ради желания найти ответ в неизведанном.
* Удивляет в таких людях устремленность к познанию.
* Эти люди умеют добиваться поставленной цели. Для них не существует преград.
* Учение для них не обуза, а радость.
* Это особые люди, их взгляды устремлены в светлое будущее. Они не растрачивают своих сил на бытовые мелочи.
* Эти люди ценят время и жизнь. Хотят успеть в отведенное им время узнать и рассказать миру многое.
* Они наполнили и свою и нашу жизнь интересными открытиями.
* Такие люди нужны, без них не двигался бы экономический процесс.
* Отрекаясь от житейских радостей, они находят радость в поиске.
* Настойчивая и кропотливая работа – вот что помогает сделать открытие.
Имена великих ученых история вписала в свою летопись, они остались в памяти России, время еще раз подтвердило значимость их открытий.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтоб вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или
Незримый прочный след?
В чужой душе на много лет!
Что ты оставишь на Земле,
Где, кроме горести и бед,
Любви струится мягкий след?
Какой же ты оставишь след?
(Леонид Мартынов)