СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Повторение и обобщение знаний по теме "Союз"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка используется на уроке обобщения изученного по теме "Союз"

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме Союз»

Класс 7-Б

Тема: Повторение и обобщение по теме «Союз»

Цели урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и структуре, употреблению);

находить союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

определять роль союзов в тексте;

Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую);

Воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений, воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе (работа в группах)

Тип урока: урок обобщения и повторения, систематизации полученных знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку под редакцией Н.М. Шанского, презентация, раздаточный материал, таблицы

Формы и методы работы на уроке:

– фронтальный опрос;

– индивидуальная работа (работа по карточкам);

беседа с элементами дискуссии;

– работа в группах;

– работа с учебником, работа с опорными таблицами.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания – выборочно, (словарный диктант).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока и целеполагание.

4. Восприятие и усвоение учебного материала. Физкультминутка

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Наш урок я хотела бы начать с эпиграфа:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Эти строки А.С. Пушкин посвятил своим верным друзьям-лицеистам, в них он рассказал о великой силе дружбы, товарищества, уважения друг к другу. И все это он объединил в одном слове – союз. На нашем уроке тоже пойдет речь, как вы, наверное, уже догадались, о союзе, но о союзе, как о части речи.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (выборочно – морфологический разбор 2-х союзов: сочинительного, подчинительного).

Словарный диктант (на повторение «Правописания союзов»). Учащиеся вспоминают, как отличать союзы от омонимичных сочетаний слов.

то. §52. С. 168-170




Союзы тоже, чтобы, зато, также

Местоимение «то» с частицей -же-, местоимение «что» с частицей -бы-, местоимение с предлогом за то,

наречие «так» с частицей -же-

Можно заменить союзами:

тоже, также = и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

Нельзя заменить союзом

Нельзя убрать или переместить часть (частицу) на другое место

Частицу можно опустить или переместить на другое место

Не является членом предложения.

Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.


Рассказал то же самое – он тоже ученик талантливый; за то время, что я отсутствовал – кошка пропала, зато появился щенок; задача решалась так же, как и предыдущая – вы также отдыхали на море.


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и целеполагания урока

Учитель: Предыдущие уроки были посвящены теме… «Союз». Что мы изучили по этой теме? (учащиеся перечисляют пройденный материал). Так чему же будет посвящен сегодняшний урок? Какова его тема?

– Обобщению и систематизации знаний по теме «Союз» (записывают тему урока в тетрадь).


Совместная формулировка целей.

Учитель: Каковы цели нашего урока? Давайте постараемся их сформулировать. (Работа в группах)

Сегодня вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы «Союз». Работать мы будем в группах. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина знаний вам покорится.

Учитель: Несмотря на то, что союз - это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз «и»). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений.

Ваша задача, пока я читаю, посчитать, сколько раз в стихотворении встречается союз «и».

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (8 раз)


Учитель:

– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)

– Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте? Что соединяет союз «и» в данном стихотворении?

Вывод: в данном тексте, союз «и» соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения, а также является средством художественной выразительности.

- Давайте послушаем сообщение Ширниной Алины по теме «Интересное о союзе»


4. Восприятие и усвоение учебного материала.

Приём «Мозговая атака». А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи и впишите в карточки № 1 недостающие слова и словосочетания.


Задание № 1.

Карточка 1 (вопросы по теории, раскрыть понятия). По 2 вопроса на каждую группу

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2. Союз – это……………………..

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………, а из нескольких слов…………….

4. Союзы не являются………………………

5. Союзы связывают………………………………….

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

7. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

8. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

9. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

10. По употреблению союзы делятся на


Учитель:

Итак, молодцы, вы справились с заданием. Союз – это служебная часть речи. Союзы служат для связи простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения. А теперь выполним задание на закрепление данного понятия.


Задание № 2 (письменно в тетрадях)

– Следующее задание, ребята, носит творческий характер.

Трижды используя данное предложение (в карточке № 2), составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами


Карточка № 2. Неожиданно набежала туча.

(Возможные варианты предложений):

– Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. (ССП).

Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой. (СПП)

– Неожиданно набежала туча и закрыла все небо. (ПП с однородными сказуемыми)

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.


Работа с учебником: §55, Упр.333 (выполняем устно – каждая группа разбирает по одной строчке). Задание: в каждом ряду найти лишний союз.


Учитель:

– Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и в тексте.

– А теперь вспомним морфологические признаки союза. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание.



Задание № 3 Карточка 3.

Из следующих предложений, выпишите: (указываем только номера)

1 группа – номера предложений с сочинительными союзами

2 группа – номера предложений с подчинительными союзами

3 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются простыми;

4 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются составными;

5 группа – номера предложений с повторяющимися союзами, и номера предложений с союзом «да» в значении «и».

1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

2. Изредка хлопнет обессиленный парус, или под кормой плеснет волна.

3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

4. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

5. Дом невелик, да скучать не велит.

6. Сердце предчувствовало, что случится беда.

7. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

8. Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

9. Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

10. Ступай на базар да купи тыкву

11. Я открыл окно, для того чтобы в комнате стало светлее


Ответы:1 группа (1,2,3,4,5), 2 группа (6,7,8,9), 3 группа (1,2,3,4,5,6,7,9,10), 4 группа (8, 11), 5 группа (3, 10).


Пока учащиеся выполняют задание, к доске выходят двое учеников, выписывают 2, 6 предложения, находят ГО, определяют простое оно или сложное и выполняют морфологический разбор сочинительного и подчинительного союзов из данных предложений.(или, что)

(Учитель также оценивает детей, работающих у доски)


Учащиеся делают выводы: (по значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению – на простые и составные, а по употреблению в речи – одиночные, повторяющиеся, двойные)

Учитель: Мы повторили с вами определение видов союзов и морфологический разбор, теперь вспомним орфографию. Мы знаем с вами, что при написании некоторых союзов возникают сложности. (Потому что союзы иногда путают с омонимичными частями речи).

С помощью учителя учащиеся вспоминают правила правописания союзов и омонимичных с ними частей речи (местоимения и наречия с частицей -же-, -бы-, то. §52. С. 168-170


Задание № 4.

Теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили это правило: я читаю предложения (на экране), если в нём употреблён союз – поднимаем синюю карточку, если местоимение/наречие с частицей или предлогом – зеленую.

Карточка № 4

1. Ель, пихта и сосна, а также (=и) кедр и лиственница – хвойные деревья. (союз)

2. Я думаю так же, как и вы. (наречие)

3. Творчество Чехова мне тоже  нравится. (союз)

4. Ирбис – то же, что и снежный барс. (местоимение с частицей)

5. Повесь в кухне шторы, чтобы было уютнее. (союз)

6. Что бы такое предпринять? (местоимение с частицей)

7. Малыши с воспитателем тоже ушли на речку. (союз)

8. Я не был за границей, зато объездил вдоль и поперек свою страну. (союз)


5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы постарались привести в систему наши знания по теме «Союз».

Как вы думаете, мы достигли целей, которые были поставлены нами в начале урока? (Дети обращаются к целям, которые ими были обозначены в начале урока).

– Как вы думаете, после сегодняшнего урока вы сможете сказать, что знаете, что такое союз. Обоснуйте свой ответ.

Продолжите высказывания по уроку

-я выполнял задания…

- возникли трудности при выполнении…

-у меня получилось …

-я понял, что теперь могу…

-я научился…

-я попробую…


6. Домашнее задание.

Найти в художественном тексте или составить предложения с союзами зато, чтобы, тоже, также и омонимичными словосочетаниями (за то), (что бы), (то же), (так же). Не забудьте повторить правописание составных подчинительных союзов, на следующем уроке будет диктант.

7. Выставление оценок.

8. Заключительное слово учителя

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

Спасибо за урок, до свидания.


















Приложения

Карточка № 1 (вопросы по теории). Работа в группах.

1. В русском языке есть ………………………………… и служебные части речи.

2. Союз – это………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………...

3. Союзы, состоящие из одного слова, называются………………………………….,

а из нескольких слов…………………………………………..

4. Союзы не являются…………………………………………………………….

5. Союзы связывают………………………………………………………………………………..

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………………………

7. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….........................................

8. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:......................................................

9. Подчинительные союзы делятся на разряды…………………………………………………………..

10. По употреблению союзы делятся на…………………………………………………………….





Карточка № 2. Работа в группах.

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами

Неожиданно набежала туча.

(Возможные варианты предложений):

– Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. (ССП).

Когда неожиданно набежала туча, мы отправились домой. (СПП)

– Неожиданно набежала туча и закрыла все небо. (ПП с однородными сказуемыми)

Дети читают свои варианты, объясняют пунктограммы.



Карточка 3. Из следующих предложений выпишите:

1 группа – номера предложений с сочинительными союзами

2 группа – номера предложений с подчинительными союзами

3 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются простыми;

4 группа – номера предложений с союзами, которые по структуре являются составными;

5 группа – номера предложений с повторяющимися союзами, и номера предложений с союзом «да» в значении «и».

1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

2. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

4. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

5. Дом невелик, да скучать не велит.

6. Сердце предчувствовало, что случится беда.

7. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

8. Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

9. Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

10. Ступай на базар да купи тыкву

11. Я открыл окно, для того чтобы в комнате стало светлее



Карточка № 4. Предложению, в котором употреблён союз – соответствует синяя карточка, предложению, в котором местоимение/наречие с частицей или предлогом – зеленая.

1. Ель, пихта и сосна, а так (же) кедр и лиственница – хвойные деревья.

2. Я думаю так (же), как и вы.

3. Творчество Чехова мне то (же)  нравится.

4. Ирбис – то (же), что и снежный барс.

5. Повесь в кухне шторы, что (бы) было уютнее.

6. Что (бы) такое предпринять?

7. Малыши с воспитателем то (же) ушли на речку.

8. Я не был за границей, за (то) объездил вдоль и поперек свою страну.





Просмотр содержимого презентации
«Интересное о союзе»

Интересное о союзе     Работу выполнила: ученица 7Б класса МБОУ «Лицей №35 имени А.И. Герлингер» г. Новокузнецка Ширнина Алина

Интересное о союзе

Работу выполнила: ученица 7Б класса

МБОУ «Лицей №35 имени А.И. Герлингер»

г. Новокузнецка

Ширнина Алина

Из ИСТОРИИ яЗЫКА

Из ИСТОРИИ яЗЫКА

  • Старославянское слово союз буквально означало «скрепа», «связь», таким образом, эта часть речи названа по ее функции в предложении.
  • Некоторые союзы, существовавшие в древнерусском языке, сейчас вышли из употребления: аште (если), бо (потому что), егда (когда), поелику (потому что), по кои (после того как) и др.
Это интересно  Ученые исследовали союз и , его значение, частоту употребления и обнаружили:  Слово и – один из самых древних союзов русского языка.  Слово и – за тысячелетия!- не изменяло своего значения.  Слово и – за тысячелетия! – было и остается исключительно частотным словом (т.е. очень часто употребляется).  ( Н. Холодов )

Это интересно

  • Ученые исследовали союз и , его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово и – один из самых древних союзов русского языка.

Слово и – за тысячелетия!- не изменяло своего значения.

Слово и – за тысячелетия! – было и остается исключительно частотным словом (т.е. очень часто употребляется).

( Н. Холодов )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!