Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Урок - повторение по теме «Имя прилагательное» в 5 классе
Учитель: Хапхаранова С.Д
Цель урока: обобщение знаний о прилагательном.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
распознавание прилагательных в тексте;
определение признаков прилагательных;
построение речевых высказываний с употреблением прилагательных разного вида.
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
осознавать роль прилагательного в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
выразительно читать и пересказывать текст;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Учитель: Дети добрый день! Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всего самого хорошего!
Для начала давайте отгадаем загадки:
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Ребята, какая часть речи помогла отгадать нам эту загадку? ?
(часть речи, которую мы прошли-имя прилагательное)
Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.
Опираясь на тему урока, поставьте перед собой цель (мы повторим тему «Имя прилагательное», закрепим умения и навыки распознания всех признаков прилагательного, обобщим все, что мы узнали об этой части речи)
Вспомните все, что вы знали раньше о прилагательном.
Дать определение имени прилагательного.
Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
Имя прилагательное помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение.
Обозначает признак предмета
2.Чистописание
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
сл...за, гл...за, б...лит, л…сной,
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Какие буквы являются орфограммами данных слов?
3.Актуализация знаний.
1.Работа с тестом
Значение осанки в жизни человека.
Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. (Выписать прилагательные)
2.Задание называется «Подари предмету признак».
За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 ряд – трава 3 ряд – море
2 ряд – снег
3.А чтобы определить морфологические признаки, просклоняйте полученные словосочетания:
Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)
Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательное.
Давайте внимательно посмотрим на существительное. Какие морфологические признаки можно определить у существительного? (род, число)
- Определите род и число существительных.
- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)
4. Физминутка:
Физкультминутка.
Руки потянули вверх, потянулись всем телом вверх, к солнышку, поприветствовали солнышко - помахали ему руками.
А теперь опустили руки вниз и изо всех сил встряхнули ими - сбросили с себя всю усталость, лень, сонливость.
- Руки расставили в стороны, чтоб обнять ими весь мир, а теперь обняли себя крепко-крепко, как будто мы обнимаем весь мир и крепко прижимаем его к себе.
- А теперь закройте глаза и представьте что вы в лесу - бежите по дорожке и побежали легким бегом на месте.
- Остановились! - Прислушайтесь к тишине в лесу. Успокоились под эту тишину, и с новыми силами принялись за работу.
5. Поисковая работа
Ученик заранее подготовил полезное сообщение о здоровье.
Сохрани своё зрение
Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперёд. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30 – 35 см от глаз, не ближе. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.
Так, ребята, сели ровно, спинки выпрямили, стульчики подвинули .
Вспоминаем пословицы и поговорки о здоровье. Учащиеся называют половицу и получают один балл, чем больше пословиц, тем больше баллов. Второе задание: объяснить значение одной пословицы. Третье задание: отгадать загадки о спорте.
6.Творческая работа:
Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни:
«Пешком ходить — долго жить»;
«Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;
«Здоров на еду, да хил на работу»;
«В здоровом теле, здоровый дух»;
«Поешь рыбки — будут ноги прытки»;
«Гречневая каша — матушка наша, хлебец — кормилец»
Загадки про спорт и здоровый образ жизни
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
7.Рефлексия:
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.
обозначает |
изменяется |
отвечает на вопросы |
8.Подведение итогов.
(Выставление оценок)
9.Домашнее задание:
Написать загадки и пословицы о здоровье.