СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Повторение пунктуации. Знаки препинания в СПП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Повторение пунктуации. Знаки препинания в СПП

Цель урока:

формирование навыков пунктуационной грамотности; подготовка к ЕГЭ;

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

повторить и обобщить сведения о СПП; изучить правила постановки знаков препинания между частями СПП; закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления СПП; актуализировать полученные знания при выполнении задания формате ЕГЭ; строить схемы сложноподчиненных предложений;

метапредметные:

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости; 

личностные:

мотивировать к изучению данной темы для решения заданий ЕГЭ.

Тип урока: открытие нового знания; урок-лекция.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: составления кластера, ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Повторение пунктуации. Знаки препинания в СПП"»

Урок № 84-85

11А от 06.04.

12.04.

11Б от 06.04.

12.04.

11В от 06.04.

12.04.

2021

Тема

Повторение пунктуации. Знаки препинания в СПП

Цель урока:

формирование навыков пунктуационной грамотности; подготовка к ЕГЭ;

Задачи:

предметные:

повторить и обобщить сведения о СПП; изучить правила постановки знаков препинания между частями СПП; закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления СПП; актуализировать полученные знания при выполнении задания формате ЕГЭ; строить схемы сложноподчиненных предложений;

метапредметные:

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости; 

личностные:

мотивировать к изучению данной темы для решения заданий ЕГЭ.

Тип урока: открытие нового знания; урок-лекция.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: составления кластера, ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие предложений.

Проверить усвоение материала с помощью теста (приложение).

Назовите способы различия союзов от союзных слов.

Показывают тетради.

Выполняют работу на листочках.

Отвечают.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Решите задание:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 Ему показалось,(1) что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью,(2) что это кто-то другой. И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища,(3) к его таинственной жизни,(4) к ярким окнам,(5) у которых свои разные голоса.

Что это за задание?

Вопросы:

1. Какие теоретические сведения нужны нам для решения этого задания?

2. Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

3. Какими умениями мы должны овладеть за этот урок?

4. Как это поможет нам на государственной итоговой аттестации?




125



.



Анали-зируют, отвечают.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Заполните пропуски:

1.Предложения, включающие более одной грамматической основы, называются_________________________________

2.Виды сложных предложений:


ССП __________ БСП

3.Зависимая часть в СП называется ______________________

4.[ ] – так на схеме предложения обозначают _______________ часть.


Фронтальный опрос-беседа

  1. Что такое сложное предложение?

  2. Какие типы сложных предложений вы знаете?

  3. Какие типы предложений представлены в задании В12? Каковы их особенности?

  4. Какие предложения называются сложноподчинёнными?

  5. Из каких частей состоит СПП?

  6. Сколько придаточных может быть в одном СПП?

Анализируют, делают выводы.

  1. Работа над темой урока (составление кластера с примерами).

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире,
4) запятой и тире.

Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.

Сравните:

Когда дверь открылась1, /девочки тут же замолчали2.

Схема: (когда…)1, […]2.
(Главная часть 2 находится после придаточной 1.)

Девочки1,  /когда дверь открылась2, /тут же замолчали1.

Схема: […, (когда…)2, …]1
(Придаточная часть 2 находится внутри главной1.)

1. Запятая – это самый распространённый знак. Он ставится перед подчинительными союзами.

Он мечтал1, /чтобы все были счастливы2.

Схема: […]1, чтобы (…)2.

2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами1; / если бы я не стремилась не обижать людей2;/ если бы не выбирала средств, идя к цели3;/ то я была бы не я4.

Схема: (если бы…)1; (если бы…)2; (если бы…)3; [то…]4 .


3. Тире может ставиться в разных случаях, например, если придаточная часть стоит перед главной:

Когда есть любовь 1/– праздник в душе2.

Схема: (когда…)1 – […]2.
(Придаточная часть1 находится перед главной2.)


4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например:

Когда на улице непогода1,/ когда свирепствует сильный ветер2,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь3, -/ остаться дома – уже большое счастье4.

Схема: (когда…)1, (когда…)2, (когда…)3, - […]4
(Главная часть4 стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных 1, 2, 3.) 

Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными

1. В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами, например:

Она не могла понять1, /что написано в инструкции2,/ как ей следовать3, /как всё сделать правильно и не ошибиться4.

Схема: […]1, (что…)2, (как…)3, (как…)4.

Понять1, / что написано в инструкции2,/ как ей следовать3,/ как всё сделать правильно и не ошибиться4,/ она не могла1.

Схема: […, (что…)2, (как…)3, (как…)4, …]1
(Придаточные части 2, 3, 4 находятся внутри главной части1.)

2. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится:

  • перед союзом (нейтральный вариант оформления), например: 

Я не собираюсь к ним в гости, потому что мне не хочется туда ехать.

(нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно)

  • перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании), например:

Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

(слово потому выделено повышением тона, после него пауза, произношение союза расчленено, вариант более эмоциональный)

Знаки препинания не ставятся:

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

Она не могла понять1,/ что написано в инструкции2/ и как ею пользоваться3.

Схема: […]1, (что…)2 и (как …)3.

2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не, например:

Он позвонил нам 1/ не когда все страсти улеглись2,/ а когда скандал только-только начал разгораться3.

Схема: […] 1(не когда…)2, (а когда…)3.

3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например:

Он позвонит нам 1/либо когда объявят посадку в самолёт2,/ либо когда они уже доберутся до места3.

Схема: […]1 (либо когда …)2, (либо когда…)3

4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например:

Он обиделся на нас, но не сказал 1/почему2.

перед устойчивыми сочетаниями типа во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. Примеры:

Я никак не мог понять чем бы мне заняться.
Мне было о чём подумать.
Она хотела исправить допущенную оплошность во что бы то ни стало.

Схема: […]1 (почему)2.

Запятая на стыке двух союзов

Между частями сложного предложения с различными видами связи могут оказаться рядом два союза.

запятая ставится

запятая не ставится

второй союз простой

и,  когда..., ...

и,  если..., ...

и,  хотя...,  ...

но, если ..., ...

но,  когда ..., ...

что, когда ..., ...

что, если ..., ..

хотя, когда ..., ... и др.

 

второй союз составной

и  когда..., то ...

и если..., то...

и хотя..., но (однако)  ...

но если ..., то...

но  когда ..., то...

что когда ..., то...

что если ..., то..

хотя когда ..., то...

что чем ..., тем и др.

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза — то, такно:

1. Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками.

КНИШ, кныш м.- лепешка с маслом

(запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но)


Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками 

(в этом случае поставлена запятая, так как нет союза но.)


2. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

Сравните: Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и, когда она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.


Он поспешно отошел к крыльцу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать самым громким голосомФилософ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, всё находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве. Сияя в блеске солнца, море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера, сознающего, что, если он захочет, одно движение — и работа лилипутов исчезнет.

Подсказка по теме Запятая на стыке двух союзов

Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом. — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна. (Ср.: Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарилась голубоватым светом. 

В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и то).

Посевная закончилась, и, хотя можно было немного передохнуть, механизаторы занялись ремонтом техники. — Посевная закончилась, и механизаторы занялись ремонтом техники, хотя можно было немного передохнуть.

 (Сравните: Посевная закончилась, и _ хотя можно было немного передохнуть, но механизаторы занялись ремонтом техники. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и но).

Лес молчал, и, если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой. — Лес молчал, и тишина была бы мертвой, если бы не болезненные вскрики ночной птицы.

Внимание! Первое придаточное можно опустить – смысл не должен измениться!

При последовательном подчинении рядом могут оказаться 2 подчинительных союза, 1 подчинительный и 1 сочинительный (скопление союзов). Запятая между ними не ставится, если есть вторая часть союза– ТО или ТАК, ТЕМ, НО

  1. Физминутка

Разминка для спины и рук.

Разминка.

  1. Закрепление материала

Задание: свяжите между собой части сложных предложений, подходящих по смыслу. Запишите получившиеся предложения. Укажите виды придаточных.

1.По всему дому запахло хвоей …

2.Деревья почтительно расступились…

3. Снег набился в глубокие морщины коры…

4.И дышалось возле дуба как-то особенно легко…

1…чтобы дать старшему собрату развернуться.

2… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

3. … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли.

4. …поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Задание: найдите для каждого предложения свою схему, запишите подходящее число.

1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.

2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.


3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.


4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.


5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.

1. [ = ], ( ).




2.[ --- , ( ), = ].




3. [ --- = ], ( ).






4. ( ), [ --- = ].




5. [ … , ( ), --- = ].



1-2 2-4 3-5 4-1 5-3

Задание: составьте свои СПП, опираясь на предложенные слова.

1.Зима. Снег.

2.Река. Лед.

3.Снежные шапки. Деревья.


Творческая работа

Конструирование СПП и их использование в собственных высказываниях.

Задание: Составьте СПП по предложенному началу, объясните знаки препинания.

1)Я очень люблю читать сказки… (потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях)

2)Мы живем в Крыму…

3)Когда я вырасту…

4)Хотя я никогда не был (а) на море…

5)Для того чтобы стать космонавтом…

  1. Рефлексия

Над чем мы сегодня работали?

Что было сложным?

Какие сложности возникают при выполнении заданий?

От каких условий зависит постановка запятых между союзами?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Выучить правила.

Выписать 5 СПП, составить схемы.

Запись в дневник.

Выполнить упр. 503.






























Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение»

1 вариант


1. Укажите сложноподчинённое предложение.

  1. Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

  2. В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

  3. В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

  4. Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

  1. Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

  2. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

  3. Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

  4. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

  1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

  2. В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

  3. Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

  4. Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

  1. Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

  2. Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

  3. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  4. Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

  1. Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

  2. Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

  3. Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

  4. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

  1. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

  2. Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

  3. Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

  4. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение»

2 вариант

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

  1. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

  2. Эта железяка блестела на солнце, как золото.

  3. Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

  4. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

  1. Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

  2. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

  3. Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

  4. Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

  2. День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

  3. Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

  4. Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

  1. Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

  2. Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

  3. Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

  4. Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

  1. Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

  2. Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.

  3. И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

  4. В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

  1. Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

  2. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

  3. Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

  4. Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.

1 вариант.

  1. в)

  2. 1, 3

  3. б)

  4. б)

  5. б)

  6. привезли

  7. 3

  8. в)

  9. в)

  10. 2, 3, 4, 7


2 вариант.

  1. в)

  2. 3, 5

  3. б)

  4. в)

  5. в)

  6. птицы завели

  7. 2

  8. б)

  9. б)

  10. 3





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ



Оценка


Количество ошибок

«5»

0

«4»

1-2

«3»

3-4

«2»

5








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!