СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Знаки препинания в СПП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Повторение пунктуации. Знаки препинания в СПП

Цель урока:

формирование навыков пунктуационной грамотности; подготовка к ЕГЭ;

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

повторить и обобщить сведения о СПП; изучить правила постановки знаков препинания между частями СПП; закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления СПП; актуализировать полученные знания при выполнении задания формате ЕГЭ; строить схемы сложноподчиненных предложений;

метапредметные:

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости; 

личностные:

мотивировать к изучению данной темы для решения заданий ЕГЭ.

Тип урока: открытие нового знания; урок-лекция.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: составления кластера, ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Знаки препинания в СПП"»

Решите задание: В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.   Ему показалось,(1) что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью,(2) что это кто-то другой. И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища,(3) к его таинственной жизни,(4) к ярким окнам,(5) у которых свои разные голоса.  Что это за задание?

Решите задание:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  Ему показалось,(1) что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью,(2) что это кто-то другой. И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища,(3) к его таинственной жизни,(4) к ярким окнам,(5) у которых свои разные голоса.

Что это за задание?

Вопросы: 1. Какие теоретические сведения нужны нам для решения этого задания? 2. Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? 3. Какими умениями мы должны овладеть за этот урок? 4. Как это поможет нам на государственной итоговой аттестации?

Вопросы:

1. Какие теоретические сведения нужны нам для решения этого задания?

2. Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

3. Какими умениями мы должны овладеть за этот урок?

4. Как это поможет нам на государственной итоговой аттестации?

Заполните пропуски: 1.Предложения, включающие более одной грамматической основы, называются _______________________ 2.Виды сложных предложений:    ССП __________ БСП 3.Зависимая часть в СП называется ______________________ 4. [ ] – так на схеме предложения  обозначают _______________ часть.

Заполните пропуски:

1.Предложения, включающие более одной грамматической основы, называются _______________________

2.Виды сложных предложений:

 

ССП __________ БСП

3.Зависимая часть в СП называется ______________________

4. [ ] – так на схеме предложения обозначают _______________ часть.

Фронтальный опрос-беседа Что такое сложное предложение? Какие типы сложных предложений вы знаете? Какие типы предложений представлены в задании В12? Каковы их особенности? Какие предложения называются сложноподчинёнными? Из каких частей состоит СПП? Сколько придаточных может быть в одном СПП?

Фронтальный опрос-беседа

  • Что такое сложное предложение?
  • Какие типы сложных предложений вы знаете?
  • Какие типы предложений представлены в задании В12? Каковы их особенности?
  • Какие предложения называются сложноподчинёнными?
  • Из каких частей состоит СПП?
  • Сколько придаточных может быть в одном СПП?
Знаки препинания ставятся Правило Пример

Знаки препинания ставятся

Правило

Пример

Знаки препинания ставятся

Знаки

препинания

ставятся

Знаки препинания в СПП Главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания: 1) запятой,  2) точкой с запятой,  3) тире,  4) запятой и тире.

Знаки препинания в СПП

Главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:

1) запятой, 2) точкой с запятой, 3) тире, 4) запятой и тире.

СРАВНИМ: Когда дверь открылась 1 , /девочки тут же замолчали 2 . Схема: (когда…) 1 , […] 2 .  (Главная часть  2  находится после придаточной  1 .) Девочки 1 ,  /когда дверь открылась 2 , /тут же замолчали 1 . Схема: […, (когда…) 2 , …] 1  (Придаточная часть  2  находится внутри главной 1 .)

СРАВНИМ:

Когда дверь открылась 1 , /девочки тут же замолчали 2 .

Схема: (когда…) 1 , […] 2 . (Главная часть  2  находится после придаточной  1 .)

Девочки 1 ,  /когда дверь открылась 2 , /тут же замолчали 1 .

Схема: […, (когда…) 2 , …] 1 (Придаточная часть  2  находится внутри главной 1 .)

1.  Запятая  – это самый распространённый знак. Он ставится перед  подчинительными союзами.

1.  Запятая  – это самый распространённый знак.

Он ставится перед 

подчинительными союзами.

ПРИМЕР: Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами 1 ; / если бы я не стремилась не обижать людей 2 /; если бы не выбирала средств, идя к цели 3 /; то я была бы не я 4 . Схема: (если бы…) 1 ; (если бы…) 2 ; (если бы…) 3 ; [то…] 4  .

ПРИМЕР:

Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами 1 ; / если бы я не стремилась не обижать людей 2 /; если бы не выбирала средств, идя к цели 3 /; то я была бы не я 4 .

Схема:

(если бы…) 1 ; (если бы…) 2 ; (если бы…) 3 ; [то…] 4  .

2.  Точка с запятой   ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей.

2.  Точка с запятой   ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей.

ПРИМЕР: Когда есть любовь  1 /– праздник в душе 2 . Схема: (когда…) 1  – […] 2 .  (Придаточная часть 1  находится перед главной 2 .)

ПРИМЕР:

Когда есть любовь  1 /– праздник в душе 2 .

Схема: (когда…) 1  – […] 2 . (Придаточная часть 1  находится перед главной 2 .)

2.  Точка с запятой   ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей.

2.  Точка с запятой   ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей.

ПРИМЕР: Когда есть любовь  1 /– праздник в душе 2 . Схема: (когда…) 1  – […] 2 .  (Придаточная часть 1  находится перед главной 2 .)

ПРИМЕР:

Когда есть любовь  1 /– праздник в душе 2 .

Схема: (когда…) 1  – […] 2 . (Придаточная часть 1  находится перед главной 2 .)

3.  Тире  может ставиться в разных случаях, например, если придаточная часть стоит перед главной.

3.  Тире  может ставиться в разных случаях, например, если придаточная часть стоит перед главной.

ПРИМЕР: Когда на улице непогода 1 ,/ когда свирепствует сильный ветер 2 ,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь 3 , -/ остаться дома – уже большое счастье 4 . Схема: (когда…) 1 , (когда…) 2 , (когда…) 3 , - […] 4  (Главная часть 4  стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных  1, 2, 3 .) 

ПРИМЕР:

Когда на улице непогода 1 ,/ когда свирепствует сильный ветер 2 ,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь 3 , -/ остаться дома – уже большое счастье 4 .

Схема:

(когда…) 1 , (когда…) 2 , (когда…) 3 , - […] 4 (Главная часть 4  стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных  1, 2, 3 .) 

4.  Запятая и тире  ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них.

4.  Запятая и тире  ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них.

Случаи постановки запятых  в предложениях  с несколькими придаточными

Случаи

постановки

запятых

в предложениях

с несколькими

придаточными

Пример: Она не могла понять 1 , /что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 , /как всё сделать правильно и не ошибиться 4 . Схема: […] 1 , (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 . Понять 1 , / что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 ,/ как всё сделать правильно и не ошибиться 4 ,/ она не могла 1 . Схема: […, (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 , …] 1  (Придаточные части  2, 3, 4  находятся внутри главной части 1 .)

Пример:

Она не могла понять 1 , /что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 , /как всё сделать правильно и не ошибиться 4 .

Схема: […] 1 , (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 .

Понять 1 , / что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 ,/ как всё сделать правильно и не ошибиться 4 ,/ она не могла 1 .

Схема: […, (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 , …] 1

(Придаточные части  2, 3, 4  находятся внутри главной части 1 .)

5.  В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами.

5.  В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами.

Пример: перед союзом :  Я не собираюсь к ним в гости , потому что мне не хочется туда ехать. (нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно). перед второй частью союза, если она выделена интонационно  (при подчеркивании): Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

Пример:

перед союзом

Я не собираюсь к ним в гости , потому что мне не хочется туда ехать.

(нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно).

перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании):

Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

6.  В СПП со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится.

6.  В СПП со сложными союзами

потому что,

оттого что,

в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы,

в то время как,

после того как,

с тех пор как,

для того чтобы,

с тем чтобы

запятая ставится.

Запятая не ставится

Запятая

не

ставится

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении  и ), или, либо, например: Она не могла понять 1 ,/ что написано в инструкции 2 / и как ею пользоваться 3 . Схема: […] 1 , (что…) 2  и (как …) 3 .

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении  и ), или, либо, например:

Она не могла понять 1 ,/ что написано в инструкции 2 / и как ею пользоваться 3 .

Схема: […] 1 , (что…) 2  и (как …) 3 .

2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы  не , например: Он позвонил нам  1 / не когда все страсти улеглись 2 ,/ а когда скандал только-только начал разгораться 3 .  Схема:  […]  1 (не когда…) 2 , (а когда…) 3 .

2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы  не , например:

Он позвонил нам  1 / не когда все страсти улеглись 2 ,/ а когда скандал только-только начал разгораться 3 .

Схема:

[…]  1 (не когда…) 2 , (а когда…) 3 .

3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например: Он позвонит нам  1 /либо когда объявят посадку в самолёт 2 ,/ либо когда они уже доберутся до места 3 . Схема:  […] 1  (либо когда …) 2 , (либо когда…) 3

3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например:

Он позвонит нам  1 /либо когда объявят посадку в самолёт 2 ,/ либо когда они уже доберутся до места 3 .

Схема:

[…] 1  (либо когда …) 2 , (либо когда…) 3

4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например: Он обиделся на нас, но не сказал  1 /почему 2 . Схема: […] 1  (почему) 2 .

4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например:

Он обиделся на нас, но не сказал  1 /почему 2 .

Схема: […] 1  (почему) 2 .

5) перед устойчивыми сочетаниями типа  во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться   и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. Примеры: Я никак не мог понять чем бы мне заняться.  Мне было о чём подумать.  Она хотела исправить допущенную оплошность во что бы то ни стало.

5) перед устойчивыми сочетаниями типа  во что бы то ни стало,

как ни в чём не бывало,

кто во что горазд,

что есть мочи,

есть над чем подумать,

есть чем заняться   и др. под.,

т.к. они не являются придаточными предложениями.

Примеры:

Я никак не мог понять чем бы мне заняться. Мне было о чём подумать. Она хотела исправить допущенную оплошность во что бы то ни стало.

Запятая  на стыке  двух союзов

Запятая

на стыке

двух

союзов

Между частями сложного предложения с различными видами связи могут оказаться рядом два союза. запятая ставится запятая не ставится второй союз простой и,  когда..., ... и,  если..., ... и,  хотя...,  ... но, если ..., ... но,  когда ..., ... что, когда ..., ... что, если ..., .. хотя, когда ..., ... и др.   второй союз составной и    когда..., то ... и   если..., то... и   хотя..., но (однако)  ... но   если ..., то... но    когда ..., то... что   когда ..., то... что   если ..., то.. хотя   когда ..., то... что   чем ..., тем и др.

Между частями сложного

предложения с различными видами связи

могут оказаться рядом два союза.

запятая ставится

запятая не ставится

второй союз простой

и,  когда..., ...

и,  если..., ...

и,  хотя...,  ...

но, если ..., ...

но,  когда ..., ...

что, когда ..., ...

что, если ..., ..

хотя, когда ..., ... и др.

 

второй союз составной

и    когда..., то ...

и   если..., то...

и   хотя..., но (однако)  ...

но   если ..., то...

но    когда ..., то...

что   когда ..., то...

что   если ..., то..

хотя   когда ..., то...

что   чем ..., тем и др.

Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза,  и _ когда  она остановилась на щеке,  то  он различил ясно, что это была капля крови.   Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза,  и, когда  она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.
  • Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза,  и _ когда  она остановилась на щеке,  то  он различил ясно, что это была капля крови.
  •   Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза,  и, когда  она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.
Правило!! При последовательном подчинении рядом могут оказаться 2 подчинительных союза, 1 подчинительный и 1 сочинительный (скопление союзов). Запятая между ними не ставится , если есть вторая часть союза – ТО или ТАК, ТЕМ, НО…

Правило!!

При последовательном подчинении рядом могут оказаться

2 подчинительных союза,

1 подчинительный и 1 сочинительный (скопление союзов).

Запятая между ними не ставится , если есть вторая часть союза – ТО или ТАК, ТЕМ, НО…

Задание: свяжите между собой части сложных предложений,  подходящих по смыслу. Запишите получившиеся предложения. 1.По всему дому запахло хвоей … 2.Деревья почтительно расступились… 3. Снег набился в глубокие морщины коры… 4.И дышалось возле дуба как-то особенно легко… 1…чтобы дать старшему собрату развернуться. 2…  словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения. 3.  … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли. 4.  …поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Задание: свяжите между собой части сложных предложений,

подходящих по смыслу.

Запишите получившиеся предложения.

1.По всему дому запахло

хвоей …

2.Деревья почтительно расступились…

3. Снег набился в глубокие морщины коры…

4.И дышалось возле дуба как-то особенно легко…

1…чтобы дать старшему собрату развернуться.

2… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

3. … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли.

4. …поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Задание: найдите соответствия 1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. 2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной. 3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука. 4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания. 5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. 1. [ = ], ( ). 2. [ --- , ( ),  = ]. 3. [ --- = ] , ( ). 4. ( ), [ --- = ]. 5. [ … , ( ), --- = ].

Задание: найдите соответствия

1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.

2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.

3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.

4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.

5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.

1. [ = ], ( ).

2. [ --- , ( ), = ].

3. [ --- = ] , ( ).

4. ( ), [ --- = ].

5. [ … , ( ), --- = ].

Проверим! 1-2 2-4 3-5 4-1 5-3

Проверим!

1-2

2-4

3-5

4-1

5-3

Задание: составьте свои СПП, опираясь на предложенные слова. 1.Зима. Снег.  2.Река. Лед.  3.Снежные шапки. Деревья.

Задание: составьте свои СПП, опираясь на предложенные слова.

1.Зима. Снег.

2.Река. Лед.

3.Снежные шапки. Деревья.

Творческая работа Конструирование СПП и их использование в собственных высказываниях. Задание: Составьте СПП по предложенному началу, объясните знаки препинания. 1)Я очень люблю читать сказки… (потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях) 2)Мы живем в Крыму… 3)Когда я вырасту… 4)Хотя я никогда не был (а) на море… 5)Для того чтобы стать космонавтом…

Творческая работа

Конструирование СПП и их использование в собственных высказываниях.

Задание: Составьте СПП по предложенному началу, объясните знаки препинания.

1)Я очень люблю читать сказки… (потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях)

2)Мы живем в Крыму…

3)Когда я вырасту…

4)Хотя я никогда не был (а) на море…

5)Для того чтобы стать космонавтом…

Решите задание: В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.   Ему показалось,(1) что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью,(2) что это кто-то другой. И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища,(3) к его таинственной жизни,(4) к ярким окнам,(5) у которых свои разные голоса.

Решите задание:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  Ему показалось,(1) что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью,(2) что это кто-то другой. И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища,(3) к его таинственной жизни,(4) к ярким окнам,(5) у которых свои разные голоса.

Правильный ответ 125

Правильный ответ

125


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!