Открытый урок
«Повторение по теме «ФОНЕТИКА»
(слайд № 1)
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цели урока: (слайд № 2)
- обобщить и закрепить знания по фонетике;
- развитие зрительной памяти учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку;
- закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений;
- прививать аккуратность на письме.
Оборудование:
индивидуальные карточки, тест, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
- РАЗМИНКА «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ».
А) Однажды мама получила от сына, гостившего на море, смс: «Меня не жди. Я здесь скоро заколюсь». (слайд № 3)
- Почему встревожилась мама?
- Какой корень надо было записать?
Б) Посмотрите, что однажды написал один мальчик другу: «Вчера в дельфинарии я полоскал дельфина». (слайд № 4)
- Что же, по-вашему, вызвало смех у друга?
В) Все спустились с горы, а Витя всё слизал. (слайд № 5)
- ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ.
А) Портфель (слайд № 6)
Б) Алфавит (слайд № 7)
- Кто знает лексическое значение этих слов?
(Алфавит – расположение букв в определенном, обязательном порядке; Портфель – четырёхугольная сумка с застёжкой и ручкой для ношения книг, тетрадей, деловых бумаг.)
Дополнительное задание: 1 вариант – с любым словом составить сложное предложение; 2 вариант – составить простое предложение.)
- ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ФОНЕТИКА».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев. Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева?
Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.
А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, надо всего 42 звука и описаны они на 2-х страницах учебника.
Задание: закончите предложения: (слайд № 8)
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется …..(фонетикой).
- Звуки речи делятся на…..(гласные) и …..(согласные).
- Согласные звуки делятся на …..(звонкие, глухие, сонорные).
- Звонкие согласные……(б, в, г, д, ж, з)
- Глухие согласные…..(п, ф, к, т, ш, с, ц, ч, ш, х)
- Сонорные согласные…..(л, м, н, р, й)
- Всегда твёрдые…..(ж, ш, ц)
- Всегда мягкие…..(ч, щ, й).
- ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
А) Письмо по памяти. (слайд № 9)
Перед ребятами высказывание К. Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком».
- Как вы понимаете эти слова?
Задание: выучите наизусть текст, готовимся писать по памяти. После записи текста по памяти над гласными надписать звуки, которые они обозначают.
Б) Выборочный диктант. (Слайд с картиной Левитана «Вечерний звон». Стихотворение Н. Рубцова распечатано, находится у каждого на парте.)
(слайд № 10)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон колокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Н. Рубцов
- Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание слова?
- Какие гласные звуки преобладают в тексте стихотворения?
- Сколько раз встречается в тексте глагол ЗВОНИТЬ?
- Поставьте ударение в этих словах. ЗАПОМНИТЕ ОРФОЭПИЧЕСКУЮ НОРМУ – ударение приходится на окончание глагола.
- Дополнительное задание: устно и письменно составить предложения.
В) Позиционное чередование гласных и согласных.
- Ребята, давайте вспомним о позиционном чередовании гласных и согласных.
- Какова сильная позиция для гласных? (Под ударением. Звук произносится чётко).
- А слабая позиция? (Безударный гласный. Он ослабляется, изменяется.)
- А какова сильная позиция для согласных? (По глухости-звонкости) – перед гласными и перед звонкими согласными).
- А слабая? (На конце слова – по глухости-звонкости).
Вывод: орфограмма – безударная гласная в корне слова связана со слабой позицией гласных звуков. Значит, чтобы проверить безударную гласную, нужно поставить её в сильную позицию.
Задание: придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.
Мельникова В. и Пахтусова К. получили творческое задание по карточке. (Прочитать сравнения, которые даёт писатель Ю. Олеша героям, животным, явлениям, предметам.
- Хозяйка уронила кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто.
- Сердце прыгало, как яйцо в кипятке.
- Женщины, юбки которых походили на розовые кусты.
- Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру.
- Дом походил на большую клетку, наполненную щеглами.
- Продавец почувствовал одновременно ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне…
- Придумайте и запишите на каждый данный пример своё сравнение.
Выпишите три слова, в которых есть гласные в слабой позиции, подчеркните эти гласные.
Г) Объяснительный диктант. (слайд № 11)
Рябина
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она – как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
(И. Токмачёва)
Что такое хина? (слайд № 12)
(Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева). Из Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова.
Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Д) Согласные твёрдые и мягкие.
Записаны слова: банка – банька (слайд №13)
ел – ель (слайд № 14)
Чем отличаются все эти слова друг от друга? (Они отличаются значением. Совершенно разные значения из-за всего одной буквы. В одних словах твёрдые согласные, а в других – мягкие). (слайд № 15)
Придумайте свои подобные примеры.
Е) Составьте букет. (слайд № 16)
Выберите цветы, в названии которых есть мягкие согласные: роза, лилия, астра, пион, георгин, гвоздика, нарцисс, мак. (Ответ: лилия, пион, георгин, гвоздика). (слайд № 17)
Почему вы не поместили в букет нарцисс?
Ж) На доске записан текст: (слайд № 18)
По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья.
(А. Чепуров)
Задание: Выпишите грамматическую основу предложения, начертите схему.
Укажите слова, в которых только звонкие согласные (Ответ: морозы, деревья, лебединые). (слайд № 19)
З) Согласные звонкие и глухие. (слайд № 20)
Задание: положите в корзину грибы, название которых начинается со звонкой согласной: грузди, боровики, маслята, волнушки, рыжики, подосиновики, подберёзовики, шампиньоны, свинушки, сыроежки. (Ответ: грузди, боровики, маслята, волнушки, рыжики).
И) Алфавит.
Ребята, зачем нам нужен алфавит? Где мы его используем? (В телефонном справочнике, списки учащихся в школьном журнале и т.д.)
А кто может рассказать алфавит наизусть?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка и прочитайте слова. (слайд № 21)
ТГАНЕ – агент
ТИСА – аист
ТИБН – бинт
ЩОБР – борщ
НЕТО – енот.
К) Сосчитайте, сколько звуков в словах: соль, мак, пальма. (слайд № 22)
Л) Какие звуки передают подчёркнутые буквы: кружки, пять, несёшь, конь, с Ирой, молотьба, зуб?
Вывод по уроку. (слайд № 23)
ТЕСТ.
1 вариант.
- Продолжить предложение: Звуки речи бывают гласными и _____________
- Продолжите предложение: Согласные звуки бывают твёрдыми и _______
- Безударный гласный звук [а]есть в корне слова:
А) ходить;
Б) трава;
В) тяну.
- Безударный гласный звук [и] есть в корне слова:
А) петух;
Б) глядеть;
В) лиса.
- Одним звуком отличаются друг от друга слова:
А) пример – примерь;
Б) прут – пруд;
В) мал – мял.
- Непарные по глухости – звонкости согласные звуки есть в слове:
А) схитрить;
Б) царапать;
В) жить.
- Непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки есть в слове:
А) рожь;
Б) ёлка;
В) брать.
- Какая буква названа верно:
А) в (вэ);
Б) л (эл);
В) с (сэ);
Г) ш (ше).
- В каких словах ударение поставлено правильно?
А) звонит;
Б) красивее;
В) случай;
Г) километр.
- В каких словах все согласные мягкие?
А) забор;
Б) чаща;
В) осень;
Г) жизнь.
- В слове музей правильно охарактеризован звук:
- [м] – согласный, твёрдый, сонорный.
- [у] – гласный, безударный;
- [з’] – согласный, мягкий, глухой;
- [э] – гласный, ударный;
- [й’] – согласный, мягкий, звонкий.
- Запишите, сколько раз в предложении встречается звук [з]. Зина обратилась с просьбой к Лизе
2 вариант
- Продолжите предложение: Звуки речи изучает________________________
- Продолжите предложение: Звуки речи делятся на _____________________
- Звук [а] является безударным в корне слова:
А) удалить;
Б) тянуть;
В) возить.
- Звук [и] является безударным в корне слова:
А) письмо;
Б) лежать;
В) ряды.
- Одним звуком отличаются слова:
А) мел – мель;
Б) полёт – польёт;
В) молот – молод.
- Непарные по глухости – звонкости согласные звуки есть в слове:
А) жаркий;
Б) сухой;
В) счастье.
- Непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки есть в слове:
А) юг;
Б) спорт;
В) конечно.
- Какая буква названа верно:
А) в (вэ);
Б) л (эл);
В) с (сэ);
Г) ш (ше).
- В каких словах ударение поставлено правильно?
А) звонит;
Б) красивее;
В) случай;
Г) километр.
- В каких словах все согласные мягкие?
А) забор;
Б) чаща;
В) осень;
Г) жизнь.
11. В слове петух правильно охарактеризован звук:
- [п] – согласный, твёрдый, глухой;
- [и] – гласный, безударный;
- [т] – согласный, твёрдый, глухой;
- [у] – гласный, ударный;
- [х] – согласный, твёрдый, глухой.
- Запишите, сколько раз в предложении встречается звук [с]: Сани легко ехали по скользкой дороге.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-миниатюру «Моё впечатление о сегодняшнем уроке». В пяти словах указать количество букв и звуков. (слайд № 24, № 25).
Приложение: Презентация к уроку «Повторение по теме «Фонетика».