СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок познания мира "Дикие животные весной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок познания мира "Дикие животные весной"

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира "Дикие животные весной"»

ГУ «Средняя школа №3

отдела образования акимата города Костаная»









Открытый урок.

Предмет: познание мира

Тема: «Дикие животные весной».













Класс: 1 «А»

Классный руководитель: Балахова Л.А.















Костанай 2011


Урок: познание мира

Дата:

Тема урока: Дикие животные весной

Тип урока: комбинированный

ТДЦ : показать изменения в жизни животных с приходом весны; проследить связи живой и неживой природы,

развивать умение наблюдать, анализировать;

воспитывать бережное отношение к животным.

Иметь: знания об особенностях жизни животных весной.

Уметь: наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

Оборудование: картинки животных, птиц, карточки-задания, солнышко- улыбки, словарики, ушки для медведя, дневник- наблюдения.


Этап урока

СУМ (содержание учебного материала)

1.Орг.момент








2. Актуализация знаний.














3. Подготовка к усвоению нового материала.




















4.Изучение нового материала.
























































































5.Закрепление












6.Итог урока.






















7.Домашнее задание.



Психологический настрой.

Проверка готовности детей к уроку.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки?

Все: Есть у нас закон такой,

Всё, что надо, под рукой.

Беседа

- О каком времени года это стихотворение?

Растаял снег среди полей,

Сбегает под гору ручей,

И пробивается трава.

В лесу фиалки распустились,

И яркой зеленью оделись

Кусточки все и дерева.

- Сегодня к нам прилетел первый вестник весны- грач, а на крыльях он принёс вам задания – вопросы по пройденной теме.

Работа у доски(с карточками):

  1. Расставьте времена года по порядку.

  2. Выберите весенние месяца, расставьте их по порядку.

  3. Какие цветы появляются весной?

  4. Какие изменения происходят в жизни насекомых весной?

Сегодня мы продолжаем говорить о весне. Тема нашего урока: «Дикие животные весной».

-         Назовите признаки наступления весны в неживой природе

   (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

-         Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

- Давайте узнаем прогноз погоды на сегодняшний день.

Минутка погоды.

Дата:

Температура воздуха:

Облачность:

Осадки:

Ветер:

- Сегодня солнышко не только на небе, но и в нашем классе. Оно будет радовать вас своей красотой и теплом, и за хорошую работу вы получите от солнышка вот такие эмблемы:








-  С приходом весны меняется и преображается не только природа, но происходят изменения в животном мире.      

-Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением тепла? Какие? (линька) Что такое линька?

  Словарь

 ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года.  Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.

Некоторые животные  в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец). Их окраска изменяется потому, что это даёт им возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде.

 

Животные, которые впадают в спячку

 - Что же еще происходит с некоторыми животными весной?

Посмотрите и послушайте:

Учитель: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь:      Без забот и без тревоги

 Спал я в тепленькой берлоге.

 Спал всю зиму до весны

 И, конечно, видел сны.

Учитель:      Вдруг проснулся косолапый.

              Слышит - каплет.

Медведь:      Вот беда!

 В темноте пошарил лапой

 И вскочил - кругом вода!

Учитель:      Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Учитель: Вылез он и видит:

Медведь:      Лужи! Тает снег! Пришла весна!

 -         Что изменилось в жизни медведя с приходом весны?

Об этом нам расскажет наш ученик.

-         Какие еще животные пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

Рассказы детей о животных весной.

-     А вы знаете, почему они просыпаются именно весной?

Оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего ни изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах  зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги.

Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он легок на подъем, да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то бурундук может еще поспать.

Физмиутка

Зайцы скачут: скок, скок, скок

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

 - Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как?               (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

-  Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? Это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

-         Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? Это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют зверями.

-         Как называются животные, которые поедают и растительную, и животную пищу? ВСЕЯДНЫЕ.

- Давайте мы попробуем разделить животных по этим трём группам:

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ            ХИЩНИКИ          ВСЕЯДНЫЕ

          заяц                   волк                 медведь

          мышь                    лиса               белка

          лось                   рысь

  Рождение нового потомства

-         Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей). О рождении нового потомства нам расскажут наши ученики.

Рассказ ребёнка. Мыши-полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну-лето одна мышь может дать потомство  около 30 полевок.

Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей

уже дольше: 1,5 - 2 месяца, за сезон рождается 10 - 15 детенышей (меньше, чем у полевок).

 

Заботливые родители

Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться).

-  А вы знаете зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям.

Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

  

-         Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж  поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками).

-         Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю.

а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов).

б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк).


- Какой вывод вы можете сделать из всего выше сказанного?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

 Оценивание детей.

- Солнышко дарит всем вам улыбки за хорошую работу на уроке.

А птичка- грач дарит стихотворение:


Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку!

С птицами  дружи,

Береги былинку.

Не носи домой ежа,

Бабочку не трогай,

Школьник, помни  всегда:

Их не так уж много!



  С. 100-101 читать, пересказывать


Работа в дневнике наблюдения.
















































































ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года.  Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.


Животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений- это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.


Животные, которые питаются другими животными, своими собратьями- это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют зверями.


Животные, которые поедают и растительную, и животную пищу- ВСЕЯДНЫЕ.




Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку!

С птицами  дружи,

Береги былинку.

Не носи домой ежа,

Бабочку не трогай,

Школьник, помни  всегда:

Их не так уж много!









1.РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ            ХИЩНИКИ          ВСЕЯДНЫЕ

         


заяц                   волк                 медведь

          мышь                    лиса               белка

          лось                   рысь






2.

С

В

О

Л

К

Л

Д

Ъ

Ц

У

С

И

Р

Ю

Н

С

Х

Р

Ы

Л

О

С

Ь

П

Г

У

Т

У

У

Б

Я

И

Ю

Д

В

А

Б

А

Р

С

У

К

М

С

К

Д

З

М

Е

Ч

К

Л

Р

Т

Ы

А

О

Б

А

О

Л

А

Й

И

О

Й

Ш

Й

Т

Ц

Я

Э

К

Ы

Ц

К

Ж

Ы

Ь

Ё

Ж

В

Ц

Х

А

Е

О

Ф

Э

Ц

К

Д

Ь

П

Ш

Ъ