Психологический настрой. Проверка готовности детей к уроку. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки? Все: Есть у нас закон такой, Всё, что надо, под рукой. Беседа - О каком времени года это стихотворение? Растаял снег среди полей, Сбегает под гору ручей, И пробивается трава. В лесу фиалки распустились, И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева. - Сегодня к нам прилетел первый вестник весны- грач, а на крыльях он принёс вам задания – вопросы по пройденной теме. Работа у доски(с карточками): Расставьте времена года по порядку. Выберите весенние месяца, расставьте их по порядку. Какие цветы появляются весной? Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? Сегодня мы продолжаем говорить о весне. Тема нашего урока: «Дикие животные весной». - Назовите признаки наступления весны в неживой природе (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла) - Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом) - Давайте узнаем прогноз погоды на сегодняшний день. Минутка погоды. Дата: Температура воздуха: Облачность: Осадки: Ветер: - Сегодня солнышко не только на небе, но и в нашем классе. Оно будет радовать вас своей красотой и теплом, и за хорошую работу вы получите от солнышка вот такие эмблемы:  - С приходом весны меняется и преображается не только природа, но происходят изменения в животном мире. -Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением тепла? Какие? (линька) Что такое линька? Словарь ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец). Их окраска изменяется потому, что это даёт им возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде. Животные, которые впадают в спячку - Что же еще происходит с некоторыми животными весной? Посмотрите и послушайте: Учитель: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал! Медведь: Без забот и без тревоги Спал я в тепленькой берлоге. Спал всю зиму до весны И, конечно, видел сны. Учитель: Вдруг проснулся косолапый. Слышит - каплет. Медведь: Вот беда! В темноте пошарил лапой И вскочил - кругом вода! Учитель: Заспешил медведь наружу Медведь: Заливает! Не до сна! Учитель: Вылез он и видит: Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна! - Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? Об этом нам расскажет наш ученик. - Какие еще животные пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук) Рассказы детей о животных весной. - А вы знаете, почему они просыпаются именно весной? Оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего ни изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он легок на подъем, да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то бурундук может еще поспать. Физмиутка Зайцы скачут: скок, скок, скок На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идёт ли волк? - Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях) - Чем являются растения для некоторых животных? (пищей) Разные животные питаются по-разному. - Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? Это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ. - Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? Это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют зверями. - Как называются животные, которые поедают и растительную, и животную пищу? ВСЕЯДНЫЕ. - Давайте мы попробуем разделить животных по этим трём группам: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ХИЩНИКИ ВСЕЯДНЫЕ заяц волк медведь мышь лиса белка лось рысь Рождение нового потомства - Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей). О рождении нового потомства нам расскажут наши ученики. Рассказ ребёнка. Мыши-полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну-лето одна мышь может дать потомство около 30 полевок. Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 - 2 месяца, за сезон рождается 10 - 15 детенышей (меньше, чем у полевок). Заботливые родители Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться). - А вы знаете зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни) В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю. - Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками). - Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю. а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов). б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк). - Какой вывод вы можете сделать из всего выше сказанного? - Что нового и интересного узнали на уроке? Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок. Оценивание детей. - Солнышко дарит всем вам улыбки за хорошую работу на уроке. А птичка- грач дарит стихотворение: Чтоб могли леса цвести И сады, и реки, Все живое береги Ты на этом свете. Ты природу полюби, Каждую травинку! С птицами дружи, Береги былинку. Не носи домой ежа, Бабочку не трогай, Школьник, помни всегда: Их не так уж много! С. 100-101 читать, пересказывать Работа в дневнике наблюдения. |