СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум "Фонетика, графика, орфоэпия, орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была составлена для проведения урока русского языка в 10 классе по теме "Повторение. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография". Содержит практические задания и тренинг по орфографии и пунктуации.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум "Фонетика, графика, орфоэпия, орфография"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым « Специализированная школа №1 с углублённым изучением английского языка имени Володи Дубинина»

Тема. Урок – практикум «Повторение темы. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

(10 класс)

Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бодрова Т.В.



Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Задачи урока:

Образовательная:

создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Развивающая:

создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Воспитательная:

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебная презентация


Ход урока.

I. Подготовительный этап.

- Организация класса;

- Проверка домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 1

Слайд 2

Работа с транскрипцией слова

Транскрипция - совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.


Слайд 3

Задание № 1: запишите высказывание


[Б’ир’иг’`ит’э н`аш й’из`ык/ н`аш пр’икр`асный’ р`уск’ий’ й’из`ык / - `эта кл`ат / `эта​ дастай’ан’ий’э / п’`эр’иданай’э н`ам н`ашым’и пр’итш`эств’ин’икам’и! Абращ’`ай’т’ис’ пач’т’`ит’ил’на с `эт’им маг`ущ’иств’иным ар`уд’ий’им.]​


Слайд 4 Проверь себя

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. ​

- И. С. Тургенев

III. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с несколькими слайдами, по которым можем сформулировать тему урока, его цели и задачи.

- Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради.

- Используем какие знаки?

-Буквы (Графика). Выделены гласные ударные.

- Произносятся согласно ударению?

- Нет. (Орфоэпия)

- Самый первый слайд - с ошибками – (Орфография)

- Всё это мы изучили?

- Да.

- Что будем повторять?

(Обучающиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока)


Слайд № 5

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами).

Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.


IV. Работа над темой урока.

Слайд №6

Задание №1

Задание №2: Задание по орфоэпии

Поставить ударение

Давнишний, закупорив, засветло, верба, дозвонятся, досуг, избалованный, иксы, каталог, кремень, кровоточащий, ободришься, осведомиться, отрочество, некролог, ногтя, подняв, озлобить, намерение, километр.

Слайд № 7

Проверь себя

ДавнИшний, закУпорив, зАсветло, вЕрба, дозвонЯтся, досУг, избалОванный, Иксы, каталОг, кремЕнь, кровоточАщий, ободрИшься, освЕдомиться, Отрочество, некролОг, нОгтя, поднЯв, озлОбить, намЕрение, киломЕтр.

Слайд №8.

Задание № 3: Задание по фонетике

Записать слова в фонетической транскрипции


Занятый, местностей, обострённый, щёлкать


Слайд №9.

Проверь себя

[зан’итый’], [м’эснаст’ий’],[абастр’он:ый’], [щ'олкат']


Слайд № 10

Задание №4: Задание по фонетике

Выполнить фонетический разбор слова

Черпать


Слайд №11

Проверь себя

Че́рпать, [ч'эрпат'] — слово из 2 слогов: че-рпать. Ударение падает на 1-й слог.

ч → [ч']: согласный, непарный глухой, непарный мягкий;

е → [э]: гласный, ударный;

р → [р]: согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый;

п → [п]: согласный, парный глухой, парный твёрдый;

а → [а]: гласный, безударный;

т → [т']: согласный, парный глухой, парный мягкий.

В слове 7 букв и 6 звуков.

V. Динамическая пауза

VI. Практическая работа

Слайд №12

Тренажёр по орфографии и пунктуации

Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

(I вариант):

Хотя для настоящего охотника дикая утка (не)представляет (н...)чего особе...ого но за (не)имением другой дичи дело было в начале сентября мы отправились в Льгов. Льгов большое степное село расположе...ое на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за пять от Льгова преращается в широкий пруд заросший густым трос...ником. Здесь водилось бе...числе...ое множество уток. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда но (во)первых у самого берега утка (не)держится (во)вторых наши собаки не были в состояни... достать убитую птицу из сплошного к...мыша. Надо достать лодку пойдёмте назад в Льгов промолвил (на)конец Ермолай. Через четверть часа мы сев в лодку Сучка когда(то) господского рыболова плыли по пруду. К счастью погода была тихая и пруд словно заснул. Наконец мы добрались до

трос...ников и пошла потеха.


Слайд №13

Проверь себя

Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенного, но за неимением другой дичи (дело было в начале сентября) мы отправились в Льгов. Льгов - большое степное село, расположенное на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, заросший густым тростником. Здесь водилось бесчисленное множество уток. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка не держится, во-вторых, наши собаки не были в состоянии достать убитую птицу из сплошного камыша. «Надо достать лодку, пойдёмте назад в Льгов!» - промолвил наконец Ермолай. Через четверть часа мы, сев в лодку Сучка, когда-то господского рыболова, плыли по пруду. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха.


Слайд №14

Тренажёр по орфографии и пунктуации

Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

(II вариант):

Впечатления связа...ые с весе...ей охотой на глухарей (не)изгладимы в моей памяти. Ещё совсем (не)ра...вело и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина в которой ясно слышится каждый ш...рох и ш...пот. Хрус...нет под ногой ветка треснет лед...ная корка затянувшая (не)глубокое но широкое болотце и снова тиш... . Когда идёш... по лесу то время(от)времени останавливаеш...ся и прислушиваеш...ся. Хочет...ся (в)срок добрат...ся до места тока когда глухарь ещё не начинал своей песни. Внимательно слушаеш... и вдруг неожида...о раздаётся в воздухе резкий отрывистый крик. Ему отвечает другой и на болоте начинает...ся звонкая перекличка. Напряжё...о вслушиваеш...ся в лесную мглу поминутно взглядывая на стрелки часов.


Слайд №15

Проверь себя

Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь. Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздаётся в воздухе резкий, отрывистый крик. Ему отвечает другой - и на болоте начинается звонкая перекличка. Напряжённо вслушиваешься в лесную мглу, поминутно взглядывая на стрелки часов.

Слайд №16

VII. Итоги урока. Рефлексия. Оценки.

- Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

- Что вспомнили? Какими навыками овладели?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- Какие задания давались легко? Какие – вызвали затруднения?


Слайд №17.

VIII. Домашнее задание

Стр.268 (ответить устно на вопросы)

Упр.261


Слайд №18.

Спасибо за работу!

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!