Тема | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | Формирование навыков распознавания орфограммы «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», уметь графически обозначать данную орфограмму; уметь отличать морфемы с данной орфограммой; усвоить правила написания данной орфограммы и исключения. |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: Знать орфограмму «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных». Понимать, что выбор Н и НН в суффиксах прилагательных зависит от морфемного строения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, развивать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Морфема, буква, орфограмма, корень, суффикс, прилагательное |
Решаемые проблемы | Когда надо писать одну Н, а когда две Н в суффиксах прилагательных? |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить орфограмму; - научиться пользоваться алгоритмом выбора Н и НН в суффиксах прилагательных |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор, бумажные карточки с текстами, листки самооценки, учебник. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Мотивация 5 минут | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Опрос | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на аналитическую работу . | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные: умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 2 минуты | Проверка и корректировка домашнего задания. - Правило Н-НН в суффиксах прилагательных - | Вызванный читает слова и объясняет написание, остальные проверяют. (упр.367, ч.2) Отвечают на вопросы. | Фронтальная проверка. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Отработка умений находить и объяснять орфограмму. |
III. Изучение нового материала: а) Создание проблемной ситуации. б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом. в) Отработка изучаемого материала. 6 минут | Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока путем сопоставления слов из текста с изучаемой орфограммой. Анализ текста на карточках, выделение морфемы, обозначение орфограммы. (См. Приложение 1). Упр.227 - Установление закономерности между значением слова и буквой - -Вывод и формулировка темы урока. - Запись в тетрадь её, а также примеров, подобранных учениками самостоятельно Различение омонимичных слов (См. Приложение 2). Сопоставление самостоятельно сделанных выводов с материалом учебника. Придумывают собственные примеры. -Обобщите свои рассуждения. Синтаксическая минутка. На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. | Вызванные учащиеся выделяют морфемы и подчеркивают орфограмму. -собственные примеры. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Разбор предложения Анализируют слово с изучаемой орфограммой, формулируют вывод. Отвечают на вопросы учителя. | Групповая работа. Практический метод. Приём познавательной активности через задание. | Личностные: умение обобщать полученный результат; регулятивные: целеполагание, постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе. |
IV. Лингво-физкультминутка. 1 минута | Объясняет задание. - Отдых с одновременной проверкой умения правильно писать - Садитесь. | Выполняют упражнения: | Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология. | | |
V. Актуализация новых знаний. а) Первичное закрепление. 5 минут | Устанавливает осознанность восприятия. Развивает навыки применения новых знаний на практическом материале. - Выполнение упражнений - Проверка ответов | Выполняют упражнения: Выполняют задания. Самостоятельно записывают слова, комментируя написание записывают их в тетрадь. Отвечают на вопрос. | Фронтальный опрос. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. | Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления. |
2) Первичное обобщение. 17 минут | Организует деятельность по применению новых знаний. -Проговаривание правила написания Н-НН в прилагательных - Решение кроссворда -Распределительный диктант | Выполняют письменные задания по применению новых знаний. Распределяют слова в два столбика, объясняя условия выбора и выделяя морфемы | Комментированное письмо по цепочке. Обсуждение вариантов ответа | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 5 минут | Организует рефлексию. Выясняет, что усвоено на уроке, что нет; с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы. Осуществление контроля над пониманием темы. Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения; регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся; познавательные: рефлексия; личностные: самосовершенствование. | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
| Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке. | Придумывают предложения со словами-исключениями. Делают обобщающий вывод о правописании гласных и-ы после ц, о достижении поставленных задач. Оценивают результат своей деятельности. Заполняют Таблицу самооценки. | | | |
VII. Домашнее задание. 1 минута | Объясняет домашнее задание: -Подобрать слова для распределительного диктанта по изученной орфограмме (10-15 слов) - упражнение 229 - Выучите теоретический материал в учебнике. | Слушают и записывают задание в дневник | | Регулятивная: саморегуляция. | |
Я перешёл дорогу и, набравшись храбрости, толкнул дверь магазина. У старого деревя(н,нн)ого столика сидел седой ювелир. Тикали в углу большие сте(н,нн)ые ч…сы. Я подал ювелиру три серебря(н,нн)ых ложки. Ювелир просмотрел их, затем вынул из ящика стола жёлтый кожа(н,нн)ый бумажник, отсчитал деньги и положил на барьерчик. Я схватил эти четыре мятые бумажки и выбежал на улицу.
Под каме(н,нн)ой стеной сидела на скамеечке торговка. Голова её была повяза(н,нн)а чёрным шерстя(н,нн)ым платком. Рядом стояла полная корзина с семечками. Я попросил два стакана и с болью в сердце отдал торговке бумажный рубль. Она отсчитала сдачу. Я спрятал медяки и оттянул карман штанов. Торговка высыпала туда один за другим два стакана пахучих семечек.
Я медле(н,нн)о шёл по деревя(н,нн)ому тротуару моста. Очень дли(н,нн)ым показался сегодня мост. Зачем я продал ложки? Теперь этот грех будет мучить меня всю жизнь.
. На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.