7 класс
Тема Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка
Цель Научить учащихся отличать частицу от других частей речи, определять разряд и грамотно записывать;
развивать умение работать с необходимой информацией по данной теме;
формировать умения наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий через оценивание для обучения.
Знания и навыки Задачи: Образовательные (предметные): ученик знакомится с модальными частицами и их видами, с правилом правописания слитного и дефисного написания частиц. Развивающие (метапредметные): ученик научится планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение поставленных задач, вырабатывать умения самостоятельной работы по данной теме.
Воспитательные (личностные): ученик научится: грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Ожидаемые результаты «А» - я знаю группы модальных частиц и правило их написания;
«В» - я могу находить частицы, определять их вид, грамотно писать при работе с текстами;
«С» - я умею объяснить, почему это частица и почему именно так пишется.
Ресурсы Раздаточный материал, учебник
Оценивание Взаимооценивание, самооценивание
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Создание благоприятного психологического климата в классе
2. Повторение (в паре)
Что такое частица?
На какие разряды частицы делятся?
Какие же значения вносят частицы в нашу речь?
Приведите примеры предложений с использованием этих частиц.
3. Ввод в новую тему
Создание проблемной ситуации
Наблюдение
Написал бы (б) Решил-то задачу?
Скажи же (ж) Принеси-ка тетрадь
Известно ли (ль)
II. Операционно-исполнительский этап
1. Решение учебной задачи.
Обратите внимание на написание частиц в правой и левой колонке, чем оно отличается.
Какого разряда частицы в правой колонке и в левой,
Сформулируем правило написания частиц. Давайте проверим, верно ли наши выводы (зачитывание правила из учебника, параграф 69, с 170-171).
2. Закрепление
Указать частицы и объяснить их правописание
1.«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие!».
2. Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!..»
4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами?»
5. Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы!
У 422
У 424
III. Рефлексивно-оценочный этап
Какие частицы пишутся раздельно, а какие - через дефис?
С какой частью речи используется частица –ка? Какое смысловое значение она вносит?
Какие моменты урока вам понравились больше всего?
Домашнее задание: п 69, у 421