Урок – праздник по математике «Праздник числа».
Цели и задачи:
1.Закрепить знания цифр и чисел первого десятка, навыки устного счета. Помочь понять школьникам роль математики в истории общества.
2.Развивать интерес детей к математике, их математические способности, память, речь, внимание, наблюдательность, воображение, творческие способности. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов.
3.Воспитывать интерес к процессу познания, уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в коллективе. Вызвать радость от общения.
Оборудование: цифры, карточки, плакаты.
Ход праздника:
Ведущий:
Дорогие ребята! Начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где весело живут все десять цифр. Уверены, что вы подружитесь с ними и узнаете много интересного. Итак, в путь!
Песня «В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»
1. В царстве математики цифры все живут,
Знаки сложения и вычитания тут.
Сравним мы число слонов
И обезьян сравним.
Сколько на ветке птиц,
Мы это вычислим.
Припев:
Да, да, да!
Любим мы математику,
Честно вам говорим.
И праздник только ей
Этот мы посвятим.
2. Квадрат можем начертить,
Периметр вычислить,
Зверей в клетке сосчитать.
Знаем мы, как решать.
Все должны это знать,
Будем всё изучать.
И как процент найти –
Всё это впереди.
1 ученик:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
2 ученик:
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3 ученик:
Летит выше звезд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
4 ученик:
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Ведущий: Ребята, а вы знаете, откуда пришло слово МАТЕМАТИКА? Из древнегреческого языка МАНТЕИН, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в свое царство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз: «Хочу все знать!» Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!
Учитель:
А сейчас для вас, ребятки
Загадаю вам загадки
Вам, друзья, ответить нужно
Быстро, весело и дружно.
Учитель:
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
***
С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет… (Единица)
***
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка. (Двойка)
***
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру ... (Тройка)
***
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ... (Четыре)
***
Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру ... (Пять)
***
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру ... (Шесть)
***
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра … (Семь)
***
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (Восемь)
***
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась. (Девять)
***
Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут ... (Десять)
***
Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок. (Ноль)
1 ученик :
Нам цифры забывать нельзя!
Куда ни посмотри —
Они везде, твои друзья:
Один, и два, и три.
2 ученик:
С людьми давно они живут.
Повсюду цифры есть.
Лишь только кликни – тут как тут:
Четыре, пять и шесть.
3 ученик:
В любой игре, в любом пути
Они с тобою вместе.
Считаешь ты до десяти:
Семь, восемь, девять, десять.
4 ученик:
Хоть числа с виду и просты —
У них секретов много.
И если их полюбишь ты.
Тебе они помогут.
(Появляется царица Математики. Приветствует ребят и предлагает им поиграть с ней
в математические игры.)
Отгадай ребусы:
СВИ 100 К (Свисток)
С 3 Ж (Стриж)
100 ЛБ (Столб)
7 я (Семья)
СЕС 3 ЦА (Сестрица)
Царица Математики:
Молодцы, ребята! А умеете ли вы выполнять действия с цифрами?
Без чего в математике нельзя вычислять? Правильно, без математических знаков.
(Выходят знаки)
Минус:
Он любит цифры отнимать
И всё на свете отрицать.
И чтобы в счёте мы не сбились,
Поможет знак с названьем МИНУС!
Плюс:
А этот «крестик» каждый знает:
Сложить он цифры помогает.
Ответит каждый карапуз,
Что этот знак зовётся ПЛЮС!
Равно:
Две палочки напишут дети
И что получится в ответе,
Ведь каждый выучил давно,
Как пишется тот знак: РАВНО!
( Игра «Веселые задачи»)
1.Все мы знаем сказку «Репка»
Все умеем мы считать.
Так, попробуйте, ребята,
Всех героев мне назвать:
Внучка, Жучка, Кошка, Мышка,
Дед да Бабушка при нем.
Кто из вас готов ответить,
Их назвать одним числом? ( Шесть)
***
2.На диване у Танюши
Примостилися игрушки:
5 Матрешек, Буратино
И веселый Чиполлино.
Помоги Танюшке сосчитать игрушки. (Семь)
***
3.Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились? (4-2=2)
***
4.В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке
Сколько ягод стало в кружке? (9-5=4)
***
5.Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
5 румяных, налитых,
Три с кислинкой. Сколько их? (5+3=8)
***
6. К серой цапле на урок
Прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок? (7-3=4)
***
7.Группа резвых лягушат
Плавать и нырять хотят.
6 уплыли далеко,
2 нырнули глубоко.
Сколько лягушат в пруду?
Сосчитать я не могу! ( 6+2=8)
Цепочка логических мини-задач:
• Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц).
• Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек — лапы).
• 3 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, а 2 позади: эти 2 бегут, но никак переднего догнать не могут. (Колеса детского велосипеда).
• Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса).
• У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна).
• Летело 3 страуса. Одного охотник убил. Сколько их осталось? (Страусы не летают).
• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)
Игра «По порядку номеров»
Для проведения игры необходимо две команды игроков по десять человек.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего — два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке.
Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
Царица МАТЕМАТИКА:
Какие молодцы, вы справились с решением всех моих веселых задач.
Я рада была видеть вас в своем царстве. Теперь я вижу, что вы знаете цифры, умеете считать, решать задачи, а главное вы дружные, находчивые и смекалистые. Мне хочется пожелать вам здоровья и дальнейших успехов в учебе. Приходите ко мне в гости еще!
Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие в математическую страну. Нам пора возвращаться.
Учите, дети, математику!
Вникайте тщательнее в суть…
Гоните лень, освойте тактику
Учить предмет не как-нибудь.
Прилежно слушайте учителя,
Следя за тем, что на доске,
Заданья делайте усидчиво
И, не шушукаясь ни с кем.
Учите, дети, математику!
По цифрам, взглядами скользя,
Считайте вдумчиво, внимательно,
Причём, ворон считать нельзя.
Возьмите на вооружение
Привычку - темы повторять
Ведь, как известно, повторение
Ученья ласковая мать.
Учите, дети, математику!
Она поможет в жизни вам
Достичь высот, познать галактику,
Летать к загадочным мирам.
С годами, выработав практику,
Решать, просчитывать с умом:
«Учите, дети, математику!»
Вы детям скажете потом.
Царица Математика любезно предложила нам вернуться обратно вот на этом веселом паровозике.