СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация на тему: "Жизнь и творчество С. В. Рахманинова"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На открытом уроке обучающиеся познакомились с жизнью и творчеством С. В. Рахманинова.

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация на тему: "Жизнь и творчество С. В. Рахманинова"»

Урок – презентация

на тему:

«Жизнь и творчество С. В. Рахманинова»


«Что такое музыка?

Это тихая лунная ночь;

Это шелест живых листьев;

Это отдаленный вечерний звон;

Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;

Это любовь!»

/С.Рахманинов /



(слайд №1) Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве. Его произведения отличаются глубокой философией, не у каждого получится понять их с первого раза. В них заложен гораздо больший смысл, чем иногда кажется вначале.

(слайд №2) Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии, провел свое детство в усадьбе среди лесов, пения птиц, бегущих ручьев и великих колокольных звонов. Согласно преданию, передаваемому из поколения в поколение, род происходил от «молдавского государя Стефана Великого» Василя, которого прозвали Рахманиновым. (слайд №3) Любовь Петровна, мать будущего композитора, — дочь генерала П.И. Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса.

Музыкальный талант юный композитор унаследовал от своего дедушки Аркадия Александровича, который был довольно известным пианистом и объехал почти всю Россию с концертами. В свое время он учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда. Сохранилось несколько его романсов и фортепианных пьес, изданных в XVIII веке. Отец Сергея Васильевича был потомственным тамбовским дворянином, тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл.

Когда Сереже исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец музыканта, оказавшись не совсем порядочным человеком, проиграл в карточных играх все приданое своей жены, и, оставив свою семью в бедности, сбежал из дому. Поддержку, тепло и домашний уют молодой Сергей Васильевич обрел в доме своей тетки Варвары Сатиной. Семья его тетки спасла Рахманинова от нищенской жизни. Двоюродная сестра Наталья обожала Сергея, считая его Богом отмеченным человеком, и терпела его шутливые насмешки. А он любил ее поддразнивать такими стишками собственного сочинения: «Черная как галка, тощая как палка, мне тебя жалко, девка Наталка».

Оставшись без мужа, мать принимает решение дать Сереже именно музыкальное образование и становится его первой учительницей музыки, затем с мальчиком занималась пианистка А.Д. Орнатская. В 1882 г. девятилетний Сережа поступает в консерваторию на младший курс.

Но учеба не нравилась резвому мальчугану, выросшему на деревенских просторах, он частенько пропускал занятия. 

(слайд №4) Позже, по воле судьбы, Сергей встретился со своим двоюродным братом — молодым, но уже известным московским пианистом Александром Зилоти. Зилоти послушал игру мальчика и убедил его мать отправить двенадцатилетнего Рахманинова в Москву к профессору Николаю Звереву в частный пансион. Здесь была строжайшая дисциплина, учащиеся ежедневно занимались не менее шести часов и часто посещали оперные спектакли. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Юноша провел в этом пансионе несколько лет, где познакомился с Петром Ильичом Чайковским, когда ему было тринадцать лет. Спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники — Сатины.

(слайд №5) В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

Еще, будучи студентом, он пишет Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе прелюдию до-диез минор  (op.3 № 2) из цикла «Пьесы-фантазии для фортепиано». Дипломной работой стала опера «Алеко» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Цыганы») созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». Эта опера была замечена Петром Ильичом Чайковским и поставлена в Большом театре вместе с оперой Чайковского «Иоланта». Закончив консерваторию, как пианист и как композитор в девятнадцать лет с золотой медалью, юный музыкант быстро добился признания, в качестве композитора и дирижера.

(слайд №6) В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист со своей известнейшей прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

Создавая произведение, как правило, композитор не может предугадать судьбу сочинения. Он не знает заранее, станет ли композиция известной или будет обречена на критику. Порой музыкант и сам удивляется успеху, или даже начинает его ненавидеть. Так произошло с прелюдией до-диез минор Рахманинова. Дело в том, что на основной заработок от частных уроков в 15 рублей было сложно прожить в столице, поэтому музыкант предпринял решение сочинить произведение на заказ. Так появилась знаменитая прелюдия до-диез минор. Рахманинов продал свое творение за 40 рублей, поэтому спустя некоторое время не смог оформить авторские права на него. Это в дальнейшем лишило его больших гонораров. Вот такую злую шутку сыграла с ним судьба.

(слайд №7) Первое исполнение состоялось 26 сентября 1892 года на Московской электрической выставке, организованной Саввой Мамонтовым. Уже тогда критики отметили мощь и силу произведения, назвав его «очаровательной новинкой».

(слайд №8) Мировую популярность сочинению принес двоюродный брат Рахманинова пианист и дирижер Александр Зилоти. Он отправился на гастроли, а в качестве одного из номеров взял пьесу Сергея Васильевича. Зрители в концертных залах Западной Европы и США рукоплескали, когда слышали эту композицию. В дальнейшем в международных газетах стали появляться следующие программные подзаголовки к пьесе «Падение Москвы», «Судный день», а также «Московский вальс». В американском журнале «Times» произведение получило название «Колокола Москвы» и в дальнейшем закрепилось у американцев.

Когда Сергею Васильевичу с семьей пришлось покинуть Россию и поселиться в США, у композитора начались активные гастроли. Ни один концерт не обходился без проигрывания данного сочинения. Публика не просила, она требовала исполнить на бис знаменитую прелюдию. Не раз Сергей Васильевич возвращался на сцену, играл произведение, а затем сердито уходил за кулисы.

Раздражение вызывали и постоянные вопросы журналистов, о том, как была сочинена прелюдия. Однажды, знаменитый русский пианист не выдержал и ответил, что просто захотел заработать денег. Позднее музыкант признался, что лучше бы не сочинял это произведение.

Это произведение стало визитной карточкой Рахманинова, и одновременно его творческим бременем. Сочинение, ставшее усладой слушателя, воспринималось творцом, как тяжкий плен. Ему хотелось, чтобы замечали и другие, не менее прекрасные произведения, на которые он тратил больше сил и энергии.

Но нельзя не признать, что прелюдия до-диез минор – это музыка, которая оставляет в душе неизгладимое впечатление, это произведение-философия. В нем есть фундаментальность и основательность. Оно потрясает мощью и весомостью звучания. Сложные гармонические обороты лишь подчеркивают фактурность фортепианного тембра. Это произведение стало мировым символом классики XX века. Его знает каждый человек планеты вне зависимости от музыкальных вкусов. Наверно, в этом и заключается сила настоящей музыки. Она как универсальный язык способна объединять людей по всему свету, позволяя почувствовать вкус жизни. Поэтому ее хочется слушать бесконечно.

(видео) Звучит Прелюдия до - диез минор

В возрасте 20 лет, ради заработка, Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском,затем вЕлизаветинском и Екатерининском женских институтах. Рахманинов также начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. (слайд №9)Там же его другом стал известный певец Фёдор Шаляпин. Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.

Сергей Васильевич рано, ещё учась в Московской консерватории, приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Он был обожаем московской публикой. (слайд №10) Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Композитор А. К. Глазунов тогда загорелся идеей познакомить столицу с музыкой молодого московского таланта, но премьера окончилась полным провалом, как из-за некачественного исполнения дирижёром (Глазунов был неопытным), так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки, не понятой, ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой. Рецензии были разгромными. Известный композитор Цезарь Кюи, к примеру, написал в своей рецензии, что «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил. Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…» — так описывал Рахманинов своё состояние. В течение более чем трёх лет в 1897—1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лёжа в своей комнате на кушетке, отлучаясь из дома только для частных уроков. Лишь с помощью известного доктора Н. В. Даля он смог преодолеть творческий кризис.


 


(слайд №11) Новый этап в его жизни и карьере наступил в 1901 году. Он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта, посвященного доктору Н.В.Далю, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля. 24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у А. Б. Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.

Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в Москве в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале. Второй концерт моментально обрел большую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира.

(слайд №12) Отдельно хочется сказать о вокальном творчестве Сергея Васильевича, основой которого была лирика, мир личных чувств и настроений. В своих истоках оно связано главным образом с наследием Чайковского, что проявляется и в общей эмоциональной «открытости», искренности и непосредственности выражения, и в некоторых более конкретных стилистических признаках. Как и П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в росте, динамике и развитии. Отсюда те длительные линии подъема, нарастания и патетические кульминации, которыми изобилуют рахманиновские романсы, которых у него более восьмидесяти. Вместе с тем он не прошел мимо опыта старших мастеров «петербургской школы» с их бережным, внимательным отношением к поэтическому слову. Рахманинов, за отдельными редкими исключениями, не допускает произвольных перестановок слов или повторов, нарушающих форму стиха, его вокальная декламация, как правило, точна и отчетлива. В этом отношении он стоит вполне на уровне своего времени — эпохи высочайшей, утонченнейшей поэтической культуры.

Одной из черт, характеризовавших развитие камерного вокального жанра в начале XX века, была возрастающая роль фортепианной партии, которая приобретала часто не только равноправное с партией певца, но даже главенствующее значение. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. Римскому-Корсакову казались даже чрезмерными звуковая насыщенность и густота рахманиновских аккомпанементов, их сложная многослойная фактура, порой, казалось бы, развивающаяся вполне самостоятельно. Однако мелодически яркая, рельефная, вокальная партия никогда не теряется в этой плотной густой ткани, отчетливо выделяясь на ее фоне. Иногда у фортепиано проходит особый мелодический голос, переплетающийся с вокальной линией, в результате чего между двумя партнерами возникает выразительный диалог. Но каковы бы ни были степень сложности и форма изложения, партии голоса и фортепиано почти всегда находятся в тесном взаимодействии, образуя единое нераздельное художественное целое.

(слайд №13) За двадцатипятилетний промежуток времени, отделяющий первый вокальный опус Рахманинова от последней группы его романсов, характер его камерной вокальной лирики испытал значительные изменения: не только усложняется и обогащается звуковая палитра, более строгим становится отбор выразительных средств, но во многом меняется и ее образно-эмоциональный строй.

(слайд №14) на фоне рассказа звучит романс «Сирень» С. В. Рахманинова) Все романсы Сергея Васильевича хороши. С одним из его романсов связана интересная история. В период подготовки к свадьбе Рахманинов написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень» на стихи Е.Бекетовой. Писатель Ю.Нагибин в своей повести «Сирень» пишет: «В то странное лето сирень расцвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке».

Такие романсы как «Весенние воды», «У моего окна». «Ночь печальна». «Полюбила я на печаль свою», «Не пой, красавица, при мне», «Островок», «Здесь хорошо», «В молчаньи ночи тайной», «Сирень» и др. очень любимы во всем мире и постоянно звучат на различных концертных площадках. Сегодня мне хочется рассказать подробнее о романсе «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, который входит в цикл Двенадцать романсов ор. 21, созданном после окончания кантаты «Весна», в весенние месяцы 1902 года. Он проникнут чеховско-бунинским поэтическим ощущением природы. При этом композитора интересует не пейзаж как таковой: природа во многих его романсах является лишь своеобразным резонатором лирического переживания. Звукописные элементы сведены в них к минимуму и всецело подчинены выражению внутреннего эмоционального переживания. Отбор выразительных средств строго продуман и исключает все лишнее, необязательное, служащее только для заполнения звукового пространства. Мелодически рельефная начальная фраза голоса «Здесь хорошо» становится источником всего дальнейшего развития. Во второй строфе постепенное нарастание звучности, приводящее к звуковысотной кульминации, сопровождается одновременным уплотнением фактуры, у фортепиано появляется самостоятельный мелодический голос, переплетающийся с вокальной мелодией. Этот контрапунктирующий голос продолжает развиваться и после окончания вокальной партии, как бы досказывая то, что осталось не до конца высказанным в словах. Постоянное колебание ладовой окраски между мажором и параллельным минором подчеркивает своеобразную двойственность выражаемого чувства. Как и в романсе «Сирень», к настроению тихой безмятежной радости и покоя примешивается нотка какой-то скрытой безотчетной печали.

(видео) Звучит романс С. В. Рахманинова «Здесь хорошо» в исполнении Е. Ю. Головенко, концертмейстер Новикова Е. М.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», Симфония № 2, которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре Соната для фортепиано № 2. В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня. (слайд №15) Кстати, среди известных ныне пианистов, только Рахманинов имел одну особенность: у него были самые длинные пальцы, которыми он мог охватить все 12 белых клавиш. Своей левой рукой он совершенно спокойно мог взять труднодоступный аккорд «до ми бемоль соль до соль». Ко всему прочему, его руки были необычайно красивы.

Вскоре Сергей Васильевич принял приглашение занять место дирижёра в Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. В первой половине 1900-х годов неоднократно выступал в концертах московского «Кружка любителей русской музыки» в качестве пианиста и дирижёра.

(слайд №16) В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался с Натальей Сатиной. У них родились две дочери — Татьяна и Ирина.

В 1906 году, оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.

До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Большой популярностью пользовались концерты, организуемые А. И. Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Много занимался он и делами «Российского музыкального издательства», художественный совет которого возглавлял.

(слайд №17) Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение, последнее из сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства. Оно было опубликовано в 1912 году.

Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

Написано оно для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом, не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке. Вокализ был посвящен оперной певице Антонине Неждановой.

Философская возвышенность и глубина мысли этого завораживающего своей красотой произведения Рахманинова, сделала его поистине гениальным. Задушевная свободно льющаяся мелодия композиции, поражает своей лиричностью, плавностью и широтой.

Созданное за два года до того, как композитор навсегда покинул Россию, оно является знаковым произведением и звучит словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной. Мелодия, будто на крыльях прекрасных птиц поднимающаяся вверх, воспринимается как голос души, которая взлетела до небес и оттуда нежно разговаривает с нами.

Звучит «Вокализ» С. В. Рахманинова

(видео)

(слайд №18) 21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде.

Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме, предполагалось, что он вернется через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями Сергей Васильевич простился уже навсегда. Рахманинов покинул Россию вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией.

(слайд «19) В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился в Копенгаген, где 15 февраля он уже выступал на сцене со своим грандиозным Вторым концертом. Руководил оркестром дирижёр Георг Хёэберг. Поняв, что не сможет сейчас писать музыку и что сможет заработать средства только как пианист, Сергей Васильевич начал усиленно заниматься на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отправился в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. И на каждом концерте звучала прекрасная музыка Второго концерта для фортепиано с оркестром, как гимн далекой Родине…

https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=2%20концерт%20рахманинова%20для%20фортепиано%20с%20оркестром%20слушать

(на фоне музыки Второго концерта для фортепиано с оркестром звучит стихотворение)


«Во фраке и манишке накрахмаленной

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И. чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В родимую Россию улететь!».

М. Пляцковский


Это произведение до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia»Мэттью Беллами «Megalomania» и «Ruled by Secrecy» Мэттью Беллами.

Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри (https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17138326575281891810&from=tabbar&reqid=1615230673487028-434282880982260755400113-sas1-8612&suggest_reqid=54280759140671163616963915276477&text=«The+Fallen+Priest»+Фредди+Меркьюри%2C)

«All by Myself»

Селин Дион (https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1773758761641156937&text=all+by+myself+селин+дион)

Популярность Рахманинова как пианиста за границей была огромной. Практически с самого его приезда и до последних дней за ним ходили толпы репортёров, которые пускались на невообразимые ухищрения, чтобы сделать снимки Рахманинова, хотя внимание к себе он не любил, и репортёры немало ему досаждали, подчас выводя из себя. Чтобы скрыться от излишнего внимания во время гастролей по Америке, Рахманинов одно время даже жил в персональном железнодорожном вагоне вместо гостиниц.

(слайд №20) Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Сергей Васильевич часто говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…». Несмотря на то, что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.

Сергей Васильевич, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими, он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей — глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей.

(слайд №21) Лишь в 1926—1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и «Три русские песни для хора с оркестром». В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Среди них – «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром и Третья симфония.

(слайд №22) Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на  Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев – Сергея и Натальи Рахманиновых. На ее территории он специально посадил русские березы, а само имение создал в национальном русском стиле.

В этом доме Сергей Васильевич полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могли согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь». В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Вскоре он был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром, хотя дирижировал не часто.

В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.

(слайд №23) Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

(слайд №24) Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Несмотря на прогрессирующую болезнь, превозмогая сильные боли, 69-летний музыкант мужественно продолжал выступать. Однажды, во время концерта у него случился такой серьёзный приступ, что он не смог подняться со стула без посторонней помощи. Пришлось опустить занавес и увести его со сцены. Последний свой концерт Рахманинов, измученный болезнью, дал всего за шесть недель до смерти в Чикаго. Перед выступлением он сказал: «Я играю для России!»

(слайд №25) Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трёх дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. Хотя, композитор очень хотел, чтобы его похоронили на Тамбовской земле. Из воспоминаний его вдовы известно, что «гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию». Зная последнее пожелание великого композитора, один из лауреатов Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, Ван Клиберн, взял небольшую горсть русской земли и отвез в Америку, чтобы высыпать на могилу С. В. Рахманинова, великого «русского гения».

(слайд №26) По воспоминаниям друга Рахманинова А. Ф. Гедике, знавшего композитора ещё со времён учёбы в Московской консерватории и вплоть до его эмиграции, Сергей Васильевич был человеком правдивым и скромным, никогда не лгал и никогда ничем не хвастал. Также он был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своём кабинете, никогда не опаздывал, и в других ценил эти качества. Любил заранее надолго составлять расписание своих работ и очень страдал, если приходилось нарушать планы. Всякая творческая заминка очень быстро приводила Рахманинова к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию. В целом Рахманинов был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Рахманинов в молодости никогда серьёзно не болел, но зато был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжёлой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился весёлым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности. В моменты же хорошего расположения духа Рахманинов был бодр и весел, но всё же всегда сдержан и никогда не бывал суетлив. Он отличался тонким юмором и огромной наблюдательностью.

Начинал сочинять Рахманинов в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил. Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение. На фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что всё давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое. Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.

Гости у Рахманинова бывали редко, в основном он общался с многочисленной роднёй жены, семья жила очень дружно. Лишь изредка Рахманинов выезжал на симфонические концерты и ещё реже в театр. Лето проводил в Тамбовской губернии в имении Сатиных — Ивановке, которое очень любил и потом выкупил у тестя. Имением занимался много, не жалея сил и средств, любил вникать в хозяйственные вопросы и организовывать хозяйство, приобретал для сельскохозяйственных работ новейшую технику.

Рахманинов очень любил церковное пение, часто даже зимой он вставал в семь часов утра и, наняв извозчика, ехал на церковную службу, чаще всего в Андроников монастырь на Таганке. Также Рахманинов любил цыганское пение. Разговаривал Рахманинов густым низким басом, негромко и неторопливо. Очень любил быстро ездить на автомобиле. Будучи близоруким человеком, управлял автомобилем без очков, что подчас приводило пассажиров в ужас.

В тяжёлые годы Гражданской войны Рахманинов много помогал своим друзьям и знакомым. Некоторых его продуктовые посылки просто спасали от голода.

(слайд №27) Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены, как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П. Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, симфоний П. И. Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, А. Г. Шнитке и других). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

(слайд №28) Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала «Dies Irae» (перевод с латинского – «день гнева», имеется ввиду день Страшного суда). Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова, как верующего человека, прослеживаются христианские мотивы в таких произведениях  как Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), Всенощная (1915). Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

В технике музыкальной композиции Рахманинов никак не отреагировал на «модные» новации XX века (такие как додекафония, ультрахроматизм, алеаторика, полистилистика и т. д.). При этом в рамках стиля, который в целом определяется как «неоромантический», Рахманинову удалось выработать специфический, легко узнаваемый на слух музыкальный язык. Для расширенной тональности Рахманинова, например, характерна так называемая рахманиновская субдоминанта – это диссонирующий аккорд, характерный для стиля С. В. Рахманинова, иначе «рахманиновская гармония»: https://yandex.ru/video/preview/?text=рахманиновская%20субдоминанта%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1615276944965070-183162999838259668200112-production-app-host-sas-web-yp-40&wiz_type=vital&filmId=6424631879897823503


В своей музыке Сергей Васильевич использовал модализмы (слайд №29) (мода́льность в музыке — принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд. Под модальными ладами чаще всего подразумевают октавные «старинные лады» греков (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский). Рахманинов часто использовал дорийский лад (в древнегреческой системе дорийским назывался современный фригийский лад, теперь же фригийский лад стал древнегреческим дорийским и имеет уже другое строение: тон-полутон-тон+тон+тон-полутон-тон, (т. е. получается, например, звукоряд от ре до ре без знаков).

(слайд №30) Также С. В. Рахманинов использовал в своей музыке цыганскую гамму, минорную и мажорную.

Особенности ритмики - полиритмия (сочетание в одновременности двух и более различных ритмических рисунков).  Узнаваема и его специфическая фортепианная фактура.

(слайд №31) Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — русским национальным стилем.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

(слайд №32) Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Он обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонациями древнерусского знаменного распева (зна́менное пе́ние, также зна́менный распе́в — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи).

С. В. Рахманинов, наряду со Н.А.Скрябиным и Н.К.Метнером, вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, став одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

(слайд №33) Список произведений Сергея Васильевича огромен. Он писал в различных жанрах:

- Оркестровые произведения

- Для фортепиано с оркестром

- Симфонии

- Сюиты и другие оркестровые произведения

- Симфонические поэмы

- Оперы

- Произведения для фортепиано

- Камерная музыка

- Вокальная и хоровая музыка


(слайды №34, 35, 36) В 1968 году создан музей, а с 1987 года — Музей – усадьба С. В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области.

(слайд №37) После смерти Александра Рахманинова (1933—2012), внука и единственного наследника композитора, в начале ноября 2012 года, родственники планировали выставить имение «Сенар» в Швейцарии на аукцион с последующей распродажей по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия С. В. Рахманинова. В этих обстоятельствах российский пианист Денис Мацуев поднял перед президентом РФ В. Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства мемориала композитора, проведения там музыкальных мастер-классов, фестивалей и конкурсов. Цена вопроса, по экспертным оценкам, составляет примерно 18 млн. швейцарских франков. Президент Путин согласился предпринять усилия для реализации этой идеи.

В Москве в особняке на Большой Ордынке предполагается открыть музей композитора. Правительством Москвы это здание было сдано в аренду Рахманиновскому обществу до 2018 года.

Существуют различные Рахманиновские общества:
  • Международное Рахманиновское общество в г. Дармштадт, Германия

  • Лондонское международное Рахманиновское общество

  • Международное Рахманиновское общество г. Майами, Сан-Хосе

Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора:

- «Поэма о крыльях» (1980) режиссера Даниила Храбровицкого;

- «Портрет Рахманинова», режиссер фильма – А. Косачев;

- документальный фильм «Сергей Рахманинов», режиссер фильма - Андрей Кончаловский;

- «Ветка сирени», режиссер - Павел Лунгин и др.

Во многих художественных фильмах звучит музыка великого композитора:

  • 1954 — «Рапсодия»

  • 1956 — «Весна на Заречной улице»

  • 1957 — «Рассказы о Ленине»

  • 1976 — «Старший сын»

  • 1979 — «Поэма о крыльях»

  • 1985 — «Подсудимый»

  • 1987 — «Зеркало для героя»

  • 1989 — «Несрочная весна»[39]

  • 1989 — «Руфь»

  • 1993 — «День сурка»

  • 2007 — «Ветка сирени»

  • 2019 — «Мальчик русский».

(слайд №38) (на фоне музыки Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова звучит стихотворение А. Одриной).

И в заключении мне хочется прочитать замечательное стихотворение Александры Одриной:

Играет Рахманинов…сквозь года —
пластинка старая на оси
натужно мотает часы назад,
и голос рояля чуть-чуть осип.

Но сердце одно у рояля с ним —
рояль трепещет, одухотворён.
Так с колоколен извечной Руси
несётся долом малиновый звон,

струится сиреневый аромат,
и мир становится нов и чист…
Такое словами не передать,
вот если только — на нотный лист,

а после — звуки наполнят зал:
взовьются руки в пылу октав —
там русский дух — возвестит рояль —
там русский дух — там… там… там… там —

на старой усадьбе — там ширь и высь —
простая русская красота,
там… там… там… там — и дожди лились,
и гром, и радуга — там… там… там!..

…Оттуда — бешено уезжал —
из пекла адова… по пятам —
война гремела — беда, пожар…
…И вдохновенье осталось там…

…Воспрянул, славой своей несом
по разным странам и городам,
но… куст сирени — он знает всё
о той дороге, что в никуда…


Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя