СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация русского языка в 6 классе по теме "МЕСТОИМЕНИЯ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация русского языка в 6 классе по теме "МЕСТОИМЕНИЯ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ". Можно использовать как обобщающий по теме "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация русского языка в 6 классе по теме "МЕСТОИМЕНИЯ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ"»

Местоимение и другие части речи Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №20» Кузнецова О.Ю.

Местоимение и другие части речи

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №20»

Кузнецова О.Ю.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

Никто никому ничего не сказал, Что Некто и с Кем-то куда-то попал. Никто ведь об этом ничто не узнал, Что Некто зачем-то куда-то попал. А Некто с кого-то пример не берёт, Он только худеет, не ест и не пьёт, Не видит он даже, что Некто идёт, Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с Кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то попал.

А Некто с кого-то пример не берёт,

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что Некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу Кому бы то ни было: этой, тому, Нашему, вашему, даже ему? Вернётся когда-нибудь Некто к себе, Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?» В любой день недели он будет всегда Повсюду, везде улыбаться тогда. - О какой части речи говорится в стихотворении?

В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернётся когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

Местоимение указывает на отвечает на изменяется  вопросы по предмет Кто? Что? количество Сколько? признак Какой? Чей?   падежам  числам  родам А я знаю!

Местоимение

указывает на отвечает на изменяется

вопросы по

предмет Кто? Что?

количество Сколько?

признак Какой? Чей?

падежам

числам

родам

А я знаю!

 М естоимения и другие части речи. Цель: повторить и систематизировать полученные знания о местоимениях; уметь отличить местоимение от других частей речи; выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимение в речи.

М естоимения и другие части речи.

Цель: повторить и систематизировать полученные знания о местоимениях; уметь отличить местоимение от других частей речи; выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимение в речи.

Мнение учёных  В «Российской грамматике» 1755 года Михаил Ломоносов, Фёдор Буслаев в труде 1858 года « Опыт исторической грамматики» выделяли местоимение в служебные части речи.  В книге «Из записок по русской грамматике» Александра Потебни 1874 года местоимения рассматривались отдельно.  Александр Пешковский, Алесей Шахматов, Василий Богородицкий связывали учение о частях речи с синтаксисом.  В трудах Виктора Виноградова местоимения выделены в состоянии разложения.  Статья «О частях речи в русском языке» Михаила Панова 1960 года содержала деление на: существительные, глагол, прилагательные, наречия; числительные и местоимения распределяются по другим частям речи.

Мнение учёных

В «Российской грамматике» 1755 года Михаил Ломоносов, Фёдор Буслаев в труде 1858 года « Опыт исторической грамматики» выделяли местоимение в служебные части речи.

В книге «Из записок по русской грамматике» Александра Потебни 1874 года местоимения рассматривались отдельно.

Александр Пешковский, Алесей Шахматов, Василий Богородицкий связывали учение о частях речи с синтаксисом.

В трудах Виктора Виноградова местоимения выделены в состоянии разложения.

Статья «О частях речи в русском языке» Михаила Панова 1960 года содержала деление на: существительные, глагол, прилагательные, наречия; числительные и местоимения распределяются по другим частям речи.

Местоимения заменяют имена Имя существительное Имя числительное Имя прилагательное Сколько? Какой? Чей? Кто? Что? Сколько, столько, сколько-нибудь, сколько-то, несколько. Мой, твой, свой, ваш, свои, этот, тот, самый, весь, каждый, такой, таков, никакой, ничей, какой-нибудь, чей-либо … Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, никто, ничто, никого, кто-то, что-то, что-либо, кто-нибудь …

Местоимения заменяют имена

Имя существительное

Имя числительное

Имя прилагательное

Сколько?

Какой? Чей?

Кто? Что?

Сколько, столько, сколько-нибудь, сколько-то, несколько.

Мой, твой, свой, ваш, свои, этот, тот, самый, весь, каждый, такой, таков, никакой, ничей, какой-нибудь, чей-либо …

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, никто, ничто, никого, кто-то, что-то, что-либо, кто-нибудь …

Прочитайте пословицы. Какие местоимения замещают существительные, какие - прилагательные, какие - числительные? 1.Всякому овощу своё время. 2. Своя земля и в горсти мила. 3. Сколько голов, столько и умов. 4. Ты ему по секрету, а он — всему свету. 5. Ты ему слово, он тебе — десять. Молодцы! Справились! 8

Прочитайте пословицы. Какие местоимения замещают существительные, какие - прилагательные, какие - числительные?

1.Всякому овощу своё время.

2. Своя земля и в горсти мила.

3. Сколько голов, столько и умов.

4. Ты ему по секрету, а он — всему свету.

5. Ты ему слово, он тебе — десять.

Молодцы!

Справились!

8

Мир местоимений     Мир местоимений многообразен и очень широк. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков. 8

Мир местоимений

Мир местоимений многообразен и очень широк. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков.

8

значение

Разряд

Грамматические признаки

примеры

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

личные

указывают на предмет (лицо, явление)

лицо, число, падеж, род

указывают, что действие обращено на говорящего (на субъект действия)

падеж

возвратное

себя, себе

Притяжательные

указывают на принадлежность

число, падеж, род

свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их

определительные

каждый, другой,любой, иной, весь, сам, самый, всякий

указывают на обобщенный признак

этот, тот, такой, такой, сей, столько

Указательные

указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества

падеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);

род, число, падеж

(местоимения-прилагательные)

 

кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.

используются для выражения вопроса

Вопросительные

используются для соединения частей сложноподчиненного предложения

Относительные

кто, что, какой, чей, сколько, каков, который  и др.

нечто, некто, весь, несколько, кто-либо, какой-нибудь  и др.

указывают на неизвестные предметы, признаки, количества

Неопределенные

ничей, нечего, некого, никто, ничто  и др.

отрицают наличие предмета, признака, количества

Отрицательные

Зачем нужны местоимения в речи?  Местоимения позволяют избегать неоправданных повторов в речи,  указывают на предмет, не называя его,  и чаще всего используются в предложении вместо имён существительных.  Местоимения делают нашу речь яркой, выразительной, красивой.

Зачем нужны местоимения в речи?

Местоимения позволяют избегать неоправданных повторов в речи,

указывают на предмет, не называя его,

и чаще всего используются в предложении вместо имён существительных.

Местоимения делают нашу речь яркой, выразительной, красивой.

   Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. 11

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

11

Корректор  1) Он не кого не любит. 2) Сестре ни чего делать. 3) Он не какой не друг. 4) Даша не кого неждёт. 5) Никкому идти. 6) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 7) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 8) Я укорял меня за лень.

Корректор

1) Он не кого не любит.

2) Сестре ни чего делать.

3) Он не какой не друг.

4) Даша не кого неждёт.

5) Никкому идти.

6) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

7) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

8) Я укорял меня за лень.

Проверьте 1) Он никого не любит. 2) Сестре нечего делать. 3) Он никакой не друг. 4) Даша никого не ждёт. 5) Не к кому идти. 6) Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх. 7) Из их окна раздавались звуки знакомой мелодии. 8) Я укорял себя за лень.

Проверьте

1) Он никого не любит.

2) Сестре нечего делать.

3) Он никакой не друг.

4) Даша никого не ждёт.

5) Не к кому идти.

6) Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.

7) Из их окна раздавались звуки знакомой мелодии.

8) Я укорял себя за лень.

Домашнее задание: Составить текст из 5 предложений на тему «Весна», используя местоимения разных разрядов. 11

Домашнее задание:

  • Составить текст из 5 предложений на тему «Весна», используя местоимения разных разрядов.

11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!