СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Представление информации в двоичной системе счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  краткой и доступной форме приведена классификация систем счислений, правила двоичной арифметики, приведены примеры на сложение, вычитание, умножение и делений двоичных чисел. 

Презентация к уроку в категории "Презентации к урокам"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Представление информации в двоичной системе счисления"»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 1 2013 0 1 1 1 0 1 0 1 0 0 0 8 0 1

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

2013

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

8

0

1

План урока

ТАБЛИЦА (10-я, 2-я, 8-я, 16-я системы счисления)

ПОВТОРЕНИЕ

  • формы представления информации
  • причины использования двоичного кодирования в вычислительной технике

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ

  • из 10-й в 2-ю

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

  • определение
  • позиционная и непозиционная системы счисления
  • основание, алфавит цифр
  • пример 1, пример 2
  • пример 1, пример 2
  • из 2-й в 10-ю повторение степени 2 n Пример 1, Пример 2
  • повторение степени 2 n
  • Пример 1, Пример 2

ДВОИЧНАЯ АРИФМЕТИКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • сложение
  • вычитание
  • Умножение
  • деление
  • Выполнение заданий тестового типа с проверкой правильности решения на ПК:
  • на сложение в 2-й системе счисления (5 заданий) на перевод чисел из из 10-й в 2-ю (5 заданий) на перевод чисел из из 2-й в 10-ю (5 заданий)
  • на сложение в 2-й системе счисления (5 заданий)
  • на перевод чисел из из 10-й в 2-ю (5 заданий)
  • на перевод чисел из из 2-й в 10-ю (5 заданий)

Двоичная арифметика – краткое наименование системы арифметических операций (включающей сложение, вычитание, умножение, деление, иногда некоторые другие операции) над двоичными числами, т.е. целыми числами, представленными в двоичной позиционной системе;

Назовите формы представления информации: Y При движении тела по наклонной плоскости его координаты могут принимать бесконечное множество непрерывно изменяющихся значений из определенного диапазона. При движении по лестнице — только определенный набор значений. X АНАЛОГОВАЯ ДИСКРЕТНАЯ

Назовите формы представления информации:

Y

При движении тела по наклонной плоскости его координаты могут принимать бесконечное множество непрерывно изменяющихся значений из определенного диапазона.

При движении по лестнице — только определенный набор значений.

X

АНАЛОГОВАЯ

ДИСКРЕТНАЯ

Почему используется  двоичное кодирование? числа символы рисунки звук видео  1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 – отсутствие электрического сигнала 1 – наличие электрического сигнала  самые простые устройства, у которых два состояния. в технике  легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных. 4

Почему используется

двоичное кодирование?

числа

символы

рисунки

звук

видео

1 0 1 1 0 0 1 1 1

0 – отсутствие электрического сигнала

1 – наличие электрического сигнала

  • самые простые устройства, у которых два состояния.
  • в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.

4

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ─ знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа. Алфавит - совокупность цифр системы счисления.

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

─ знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел.

  • Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа.
  • Алфавит - совокупность цифр системы счисления.
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ НЕПОЗИЦИОННЫЕ ПОЗИЦИОННЫЕ Значение цифры в числе за в ис ит от места, которое оно занимает в числе Значение цифры в числе зависит от места, которое оно занимает в числе не зависит Например: 10-я, 8-я, 2-я, 16-я системы счисления Пример : Римская Пример : 1111 10 1 10 100  1000

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

НЕПОЗИЦИОННЫЕ

ПОЗИЦИОННЫЕ

Значение цифры в числе за в ис ит от места, которое оно занимает в числе

Значение цифры в числе зависит от места, которое оно занимает в числе

не зависит

Например:

10-я, 8-я, 2-я, 16-я системы счисления

Пример :

Римская

Пример :

1111

10

1

10

100

1000

Система счисления  Десятичная Основание Алфавит цифр 10 Двоичная 2 Восьмеричная Ш естнадцатеричная 8 16 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 0, 1 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А(10), В(11), C(12), D(13), E(14), F(15 )

Система счисления

Десятичная

Основание

Алфавит цифр

10

Двоичная

2

Восьмеричная

Ш естнадцатеричная

8

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

0, 1

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А(10), В(11), C(12), D(13), E(14), F(15 )

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Пример: 0 2 + 0 2 = 0 2  1 0 1 0 2 1 0 0 1 2 1 2 + 0 2 = 1 1 2 + 1 2 = 10 2 1 2 10 0 1 1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Пример:

0 2 + 0 2 = 0 2

1 0 1 0 2

1 0 0 1 2

1 2 + 0 2 = 1

1 2 + 1 2 = 10 2

1 2

10

0

1

1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Пример: 0 2 + 0 2 = 0 2  1 1 1 0 1 1 2 1 2 + 0 2 = 1  1 1 2 1 2 + 1 2 = 10 2 1 1 1 0 2 1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Пример:

0 2 + 0 2 = 0 2

1

1

1 0 1 1 2

1 2 + 0 2 = 1

1 1 2

1 2 + 1 2 = 10 2

1

1

1

0 2

1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Пример: 0 2 + 0 2 = 0 2  1 1 0 0 1 2 1 2 + 0 2 = 1  1 0 0 1 2 1 2 + 1 2 = 10 2 0 10 1 0 2 1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Пример:

0 2 + 0 2 = 0 2

1

1 0 0 1 2

1 2 + 0 2 = 1

1 0 0 1 2

1 2 + 1 2 = 10 2

0

10

1

0 2

1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Пример: 0 2 + 0 2 = 0 2  1 1 1 0 1 1 2 1 2 + 0 2 = 1 1 0 0 1 2 1 2 + 1 2 = 10 2 0 2 10 1 0 1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Пример:

0 2 + 0 2 = 0 2

1

1

1 0 1 1 2

1 2 + 0 2 = 1

1 0 0 1 2

1 2 + 1 2 = 10 2

0 2

10

1

0

1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Пример: 0 2 + 0 2 = 0 2  1 1 1 1 0 1 1 2 1 2 + 0 2 = 1 1 1 0 1 2 1 2 + 1 2 = 10 2 0 0 11 0 2 1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

СЛОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Пример:

0 2 + 0 2 = 0 2

1

1

1

1 0 1 1 2

1 2 + 0 2 = 1

1 1 0 1 2

1 2 + 1 2 = 10 2

0

0

11

0 2

1 2 + 1 2 + 1 2 = 11 2

ВЫЧИТАНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Пример: 0 2 −  0 2 = 0 2  100 2 110 2 0 2 − 1 2 = − 1 1 2 11 2 1 2 − 0 2 = 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 − 1 2 = 0 2

ВЫЧИТАНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Пример:

0 2 0 2 = 0 2

100 2

110 2

0 2 1 2 = − 1

1 2

11 2

1 2 0 2 = 1 2

1

1

1 2

1 2

1 2 1 2 = 0 2

УМНОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ Сводится к поочередному сдвигу чисел и нахождению их суммы × × 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 + 1 0 1 1 1 0 0 1 1 + 0 0 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1

УМНОЖЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Сводится к поочередному сдвигу чисел и нахождению их суммы

×

×

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

+

1

0

1

1

1

0

0

1

1

+

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

ДЕЛЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ 1 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1

ДЕЛЕНИЕ В 2-Й СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я  0 8 Я  1 16 Я  2  3  4  5  6 0 1 10 11 100 101 110

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

0

8 Я

1

16 Я

2

3

4

5

6

0

1

10

11

100

101

110

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я  7 111 8 1000 9 1001 10 1010 1011 11 1100 12 1101 13

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

7

111

8

1000

9

1001

10

1010

1011

11

1100

12

1101

13

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я  14  15  16  ……  255 1110 1111 10000 … 11111111

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

14

15

16

……

255

1110

1111

10000

11111111

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я  0  1 0 1  2  3 10  4 11 100  5 101  6 110 0 1 2 3 4 5 6

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

0

1

0

1

2

3

10

4

11

100

5

101

6

110

0

1

2

3

4

5

6

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я 7 8 111 1000 9 10 1001 11 1010 1011 12 1100 13 1101 7 10 11 12 13 14 15

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

7

8

111

1000

9

10

1001

11

1010

1011

12

1100

13

1101

7

10

11

12

13

14

15

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я 14 1110 15 16 1111 …… 10000  … .. 255  … .. 11111111  16 17 20 377

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

14

1110

15

16

1111

……

10000

..

255

..

11111111

16

17

20

377

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я 0 1 0 10 1 2 11 3 100 101 4 5 110 6 0 0 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

0

1

0

10

1

2

11

3

100

101

4

5

110

6

0

0

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я 7 111 8 7 9 1000 10 10 1001 11 1010 11 12 1011 12 1100 13 13 14 1101 15 7 8 9 A B C D

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

7

111

8

7

9

1000

10

10

1001

11

1010

11

12

1011

12

1100

13

13

14

1101

15

7

8

9

A

B

C

D

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 Я 2 Я 8 Я 16 Я 14 1110 15 1111 16 16 10000 …… 17 … .. 255 20 11111111 … .. … .. 377  E F 10 FF

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

10 Я

2 Я

8 Я

16 Я

14

1110

15

1111

16

16

10000

……

17

..

255

20

11111111

..

..

377

E

F

10

FF

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 10 й  СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ  В 2 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ ? 10111 23 = _____ 2 Пример: 23 2 22 11 2 2 10 5 1 Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот. 2 4 1 2 1 1 2 0 25

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 10 й СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

В 2 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ

?

10111

23 = _____ 2

Пример:

23

2

22

11

2

2

10

5

1

Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот.

2

4

1

2

1

1

2

0

25

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 10 й  СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ  В 2 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ 19 = _____ 2 10011 Пример: 19 2 9 18 2 2 1 8 4 2 4 1 2 0 2 1 0

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 10 й СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

В 2 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ

19 = _____ 2

10011

Пример:

19

2

9

18

2

2

1

8

4

2

4

1

2

0

2

1

0

ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 2 й СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В 10 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ ? 43 101011 2 = _____ 10 Пример: 2 3 2 2 2 1 2 5 2 0 2 4 1 0 1 0 1 1 2 = 1  2 1 + 0  1  2 4 2 2 2 5 = + 1  1  2 3 + 0  + + 2 0 = 0 0 1  1  1  + + = 2 8 1 = + 1  + 32 + 43 10 = 32 + 8 + 2 + 1 =

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 2 й СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В 10 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ

?

43

101011 2 = _____ 10

Пример:

2 3

2 2

2 1

2 5

2 0

2 4

1

0

1

0

1

1 2

=

1

2 1

+

0 

1

2 4

2 2

2 5

=

+

1

1

2 3

+

0 

+

+

2 0

=

0

0

1

1

1

+

+

=

2

8

1

=

+

1

+

32

+

43 10

=

32

+

8

+

2

+

1

=

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 2 й СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В 10 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ 5,25 ? 101,01 2 = _____ 10 Пример: 2 0 2 -1 2 2 2 -2 2 1 1 0 1 , 0 1 2 = 1  2 - 2 = 0  2 -1 + 1  2 1 2 2 = + 0  + + 2 0 1  0 0 1  + + = 1 + 1  4 + 1  1/4 = 5,25 10 = 4 + 1 + 0 ,25 =

ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ 2 й СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В 10 ю СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ

5,25

?

101,01 2 = _____ 10

Пример:

2 0

2 -1

2 2

2 -2

2 1

1

0

1

,

0

1 2

=

1

2 - 2

=

0

2 -1

+

1

2 1

2 2

=

+

0

+

+

2 0

1

0

0

1

+

+

=

1

+

1

4

+

1

1/4

=

5,25 10

=

4

+

1

+

0 ,25

=

Са мостоятельна я работа Выполнить сложение в 2 й системе счисления Перевести числа из 10 й системы счисления в 2 ю и наоборот D:\Учащимся\Тесты\2 сист. счисления Лист Сложение Лист Перевод Учащиеся выполняют задания письменно в тетради и результат вносят в таблицу. В примерах на сложение применено условное форматирование. Если результат верный, то цвет цифр изменяется, при неверном результате цвет цифр остается черным.  В примерах на перевод изменяется процент выполнения заданий. Номер варианта соответствует номеру компьютера

Са мостоятельна я работа

  • Выполнить сложение в 2 й системе счисления
  • Перевести числа из 10 й системы счисления в 2 ю и наоборот

D:\Учащимся\Тесты\2 сист. счисления

Лист Сложение

Лист Перевод

Учащиеся выполняют задания письменно в тетради и результат вносят в таблицу.

В примерах на сложение применено условное форматирование. Если результат верный, то цвет цифр изменяется, при неверном результате цвет цифр остается черным. 

В примерах на перевод изменяется процент выполнения заданий.

Номер варианта соответствует номеру компьютера

Домашнее задание Составить таблицу первых шестнадцати натуральных чисел в 10 й , 2 й , 8 й , 16 й системах счислений.

Домашнее задание

Составить таблицу первых шестнадцати натуральных чисел в 10 й , 2 й , 8 й , 16 й системах счислений.

Источники информации Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. 2-е изд. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М. БИНОМ. Лаборатория знаний Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ : практикум, Базовый уровень. 2-е изд.

Источники информации

  • Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. 2-е изд.
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ : практикум, Базовый уровень. 2-е изд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!