Тема: «Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его...»
История создания романа «Преступление и наказание».
Образ Петербурга в романе.
Цель: показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с исторической эпохой развития России; проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характера главного героя.
Задачи урока:
Развивающие:
формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
развивать речь студентов; развивать творческое мышление
Образовательные:
универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)
Воспитательные:
расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту студентов, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала
ВИД УРОКА: урок- обзорная лекция
МЕТОД-ЛИДЕР: репродуктивный с использованием эвристического метода и метода творческого чтения и творческих заданий.
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация по теме урока; текст романа «Преступление и наказание»; раздаточный материал (Приложение №1)
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выбрать из текста романа «Преступление и наказание» отрывки, в которых имеется описание города, улиц, людей и др. (работа по плану)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА:
Достоевский, Ф.М. "Преступление и наказание". Роман в 6 ч. с эпилогом. М.: Худож. лит., 1983. - 272 с.
Андерсон, P. О композиции романа "Преступление и наказание" // Русская литература. - 1993. - № 4. – с. 114 - 117
Белов, С.В. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Коммент. кн. для учителя / Под ред. Д.С.Лихачева. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвендение, 1984. - 240 с.
Русакова, Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" // Литература в школе. - 1996. - № 5. – с.114 - 116
ХОД УРОКА
I. Психологическая установка
Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа
Не убий.
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Я не зря начала наш урок с чтения Вечной книги. Это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.
Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.
Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
Ф.М.Достоевский считал Петербург «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Построенный по приказу Петра I на болотах, он казался писателю мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.
История создания романа.
В 1865 году Ф.М.Достоевский сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову план повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания»: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…». Постепенно повесть разрастается в объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа «Пьяненькие») и меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица. Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в 1866 году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав.
«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский брату. - Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...»
Вот как писатель излагал замысел романа: «Действие современное, в нынешнем, году. Молодой человек... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым, странным "недоконченным" идеям., которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».
2. Составление схемы.
9 октября 1859 г. Задумал на каторге  «Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман | И юль 1865 г. Начал в Висбадене  «Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»  Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления» | 1866 г. Закончил в Петербурге  «Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность»  Конфликт романа: 1. Почему убил? 2. Какие идеи привели к убийству? 3. Виноват ли преступник? |
Вывод: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты».
(Роза Люксембург)
3. Объяснение проводится в такой последовательности:
9 октября 1859 г. Задумал на каторге. «Преступление и наказание», первоначально представлявшееся автору в форме исповеди, вытекает из духовного опыта каторги. Именно там писатель впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату: «В декабре я начну роман... Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения»...
Июль 1865 г. Начат в Висбадене. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет. В конце июля 1865 года Достоевский выехал за границу. Денежная драма, начавшаяся в России, приняла катастрофические размеры. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя. В маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном положении» и «в совершенном отчаянии» Достоевский приступил к работе над своим совершеннейшим созданием - романом «Преступление и наказание». Великий романист писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен, денег ни гроша... Все сердце мое с кровью положится в этот роман». Идею романа Достоевский излагает в письме к издателю М.Н.Каткову: «Это - психологический отчет одного преступления».
1866 год. Закончен в Петербурге. В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.
«Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», - писал Достоевский.
Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?
4. Петербург Достоевского
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город.
Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.
Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.
Топография
Ф.М.Достоевский точно воссоздает топографию тех мест, где происходят события романа. Это прежде всего Сенная площадь и «все близлежащие переулки». Можно также узнать «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой и Порфирия Петровича.
В романе упоминаются набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, трактиры, распивочные, «известные заведения» - никаких художественных описаний и красот природы. Лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами.
Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...
Обратимся к тексту романа, найдем описания Петербурга, ч.1, гл.1,2
Обратимся к описанию комнаты Раскольникова
Комната семьи Мармеладовых ч.1, гл.2
Описание комната, в которой жила Соня ч.4, гл.4
Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга ч.5, гл.5
Дома
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них - «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
Квартиры и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством. «Каморка» Раскольникова приходится «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру».
Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».
Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма неправильного четырехугольника»; её обстановка – это кровать, стол, три стула и комод. Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят иногда герои романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.
Жители
Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники, «чухонцы-разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие. Встречи с некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до совершения преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в первый раз», за которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться случаем. Раскольников думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и пытается помочь девочке. Позднее он становится свидетелем самоубийства молодой женщины, которая бросается с моста в воду. Её спасают, но Раскольникову становится не по себе – ведь он сам только что думал об этом.
Цвет
Чаще всего в романе фигурирует желтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в квартире старухи-процентщицы, «билет» Сони Мармеладовой, вода в стакане у Никодима Фомича, лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии».
В романе изображены два мира. Лишь единственный раз обратит внимание писатель на «город пышный», но объектом его исследования становится город «бедный», Петербург с его распивочными заведениями, Сенной площадью, улицами, перенаселенными домами.
- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?
Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие солнца
- В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?
Страдания женщин и детей, история жизни Мармеладова. Используя различные художественные приемы (прямые описания, внесюжетные персонажи, портрет, фамилию, цветовую палитру), автор показывает бесправие «маленького человека» в буржуазном городе, человека, которому некуда идти.
- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?
- Как влияет окружающая среда на главного героя?
- Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?
- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?
Сон Раскольникова навеян некрасовскими стихами - циклом «О погоде», отрывок «До сумерек».
Петербург в «Преступлении и наказании» - это не только фон романа, но и его «душа». Не случайно Ф.М.Достоевский старается как можно более подробно описать время и место происходящих событий: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, шел к К-му мосту».
В романе упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома, трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум.
III. Подведение итогов урока.
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, "похожих на гроб", на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского
Схема по теме урока:
Петербург Достоевского -
"город, в котором невозможно быть"

Пейзажи (ч.1, гл.1, ч.2, гл.1
("отвратительный и грустный колорит" городского дня),
ч.2, гл. 2 ("великолепная панорама Петербурга"), ч.2, гл.6 (вечерний Петербург), ч.4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова), ч.4, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова))

Сцены уличной жизни
(ч.1, гл1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадями), ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние), ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на ...ском мосту), ч.5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны))

Интерьеры
(ч.1., гл.3 (каморка Раскольникова), ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова), ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - "проходной угол" Мармеладовых), ч.4, гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов), ч.4, гл.4 (комната - "сарай" Сони).
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Пушкин сложил гимн великому городу в "Медном всаднике", лирически описал его архитектуру и многое другое.
Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Петербург, где тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых "серединных улицах", в холодных угловых домах, где люди "так кишат".
Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга "враждебно и с недоверчивостью". Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Интерьеры "петербургских углов" не похожи на человеческое жилье: "каморка" Раскольников, "проходной угол" Мармеладовых, "сарай" Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые "гробы".
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Домашнее задание
1. Подготовиться к беседе:
- размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (ч.1, гл. 2-4)
- раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым
2. Подумать над вопросами:
- Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
- Как вы объясните эти противоречия?
- Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?
- Каковы мотивы преступления?
3. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл.6.
7