Урок по биологии
по теме: Природные зоны
5 класс
провела и подготовилаМ
учитель по биологии:
Муъминова Патимат А
МКОУ "Гуладтымахинская СОШ"
Тема: Природные зоны.
Цели урока:
познакомить учащихся с природными зонами Земли, расположением каждой из природных зон, особенностями растительного и животного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализаия. Мотивация.
-Одинаковые ли климатические условия на нашей планете? (нет)
-Вспомните из изученного материала на уроках географии, от чего зависит распределение тепла и света на нашей планете? (от шарообразности Земли и угла падения лучей солнечного света).
Взгляните на фотоснимки, сделанные в разных уголках нашей планеты. На одном вы увидите пышные джунгли, на другом – суровую тундру, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя. И все это наша Земля! Такие разные портреты нашей планеты появились потому, что условия для жизни организмов в разных частях земного шара различны. Поэтому на планете сложились разные природные зоны, распространение которых зависит от распределения тепла и влаги. Предлагаю познакомиться с основными природными зонами Земли.
3.Изучение нового материала.
Запись определения в тетрадь.
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Природная зона | Природные условия | Растительный мир | Животный мир |
Тундра | Холодные зимы Вечная мерзлота | Мхи, лишайники, карликовая береза, полярная ива. | Белая сова Белая куропатка Северный олень |
Тайга | Очень мало тепла Вечная мерзлота | Хвойные растения: кедр, ель, лиственница | глухарь, кедровка, белка-летяга, соболь |
Смешанных и широколиственных лесов | 4 времени года, нет вечной мерзлоты | Сосна, береза, дуб, ель, рябина | Дятел, кабан, лось, жук-олень |
Травянистые равнины (саванны, степи, прерии, пампасы) | много тепла, но влаги недостаточно | Травы, отдельно растущие деревья (акация). | Зебры, антилопы, львы, гиены, слоны, кузнечики, |
Тропические леса | круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди. | | |
Пустыня | Жаркий, сухой воздух. Горячая пыльная почва | Верблюжья колючка Перекати-поле Кактусы саксаул | Верблюд Джейран Ящерица-круглоголовка. |
Тундра, климатические особенности, растительный и животный мир.
В северных областях Евразии и Северной Америки и на многих прилегающих к ним островах расположена тундра. Здесь очень мало тепла, а почва скована вечной мерзлотой. Глубина промерзания почвы в некоторых районах Земли превышает 1 км. Природное сообщество тундры составляют лишайники, мхи, карликовые деревья. Животный мир представлен северным оленем, песцом, белой куропаткой, полярной совой, леммингом.
Растительный и животный мир лесов: тайги, смешанных и широколиственных.
Южнее тундры, там, где еще очень холодные зимы, раскинулась тайга. Основа природного сообщества тайги – нетребовательные к теплу хвойные деревья. Лиственница, кедровая сосна, пихта, ель образуют таежные леса, которые занимают огромные пространства. В тайге живут глухарь, кедровка, белка-летяга, соболь.
К югу от тайги, где больше тепла и совсем нет вечной мерзлоты, растут теплолюбивые лиственные деревья – клен, дуб, липа. Вместе с другими деревьями, разнообразными кустарниками, травами, грибами и, конечно, животными, они образуют смешанные и широколиственные леса. Смешанный лес – это лес, в котором в равной степени представлены хвойные и лиственные породы деревьев. А в широколиственном преобладают лиственные растения. Животные леса: кабан, землеройка, жук-олень, кукушка, сова-неясыть.
Зоны степей и саванн. Особенности их растительного и животного мира.
В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов, раскинулись травянистые равнины - саванны. Они есть на всех материках, кроме Антарктиды. На разных материках травянистые равнины имеют свои названия. В Южной Америке – пампа, в Северной Америке – прерии, в Евразии – степи, в Африке – саванны. Основу сообществ травянистых равнин составляют травы, хотя в саваннах встречаются и отдельно растущие деревья. Травами кормятся насекомые и крупные животные: в африканской саванне, например, антилопы и зебры. За ними охотятся хищники. Самый известный хищник африканской саванны – лев.
Условия жизни в пустыне. Приспособленность растений и животных к засушливым условиям.
-Наиболее засушливые районы земного шара заняли пустыни. Они тоже встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. К жизни здесь приспособились немногие организмы, и все же пустынное сообщество не такое уж бедное. В пустынях Средней Азии, например, растут саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка. Обитают насекомые – кобылки, жуки-чернотелки; пресмыкающиеся – варан, кобра, песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка; млекопитающие – тушканчики, песчанки, джейран.
Богатство растительного и животного мира влажных экваториальных лесов.
-На карте полушарий можно увидеть две линии, опоясывающие земной шар, - Северный тропик и Южный тропик. Между ними, по обе стороны от экватора, расположен влажный тропический лес. Здесь круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Поэтому влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество.
4. Итоговое закрепление.
-Какие природные Зоны мы выделили сегодня на уроке.
-Чем отличаются природные зоны?
-Итак, основные природные зоны Земли – тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса. Их распространение на Земле зависит от климата.
5. Домашнее задание.
Учить конспект урока. Просмотр презентации. Дополнить колонки растительный и животный мир тропического леса, используя интернет-ресурсы.