СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Фразеологизмы в 6 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:        1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;

2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;

3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;

4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

5. Развивать творческие способности обучающихся;

6. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Фразеологизмы в 6 классе"»


Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе

«Языковые самородки»


Цели: 1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;

2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;

3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;

4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

5. Развивать творческие способности обучающихся;

6. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.


Ход.

Учитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться?


Так почему же мы так говорим? Мы над этой проблемой будем работать по группам, я думаю, что в конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.

Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы детей)

Правильно, словосочетания.

Одни словосочетания бывают свободные, другие несвободные.

(Слайд 2)


Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной.

1.Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.(Л. Толстой)

2.Он смазал больное место йодом.


Прочитайте еще раз предложение с неделимым словосочетанием и определите, какое оно имеет значение.

Да, больное место – это то, что более всего волнует, беспокоит.

Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей) (слайд 3)


Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.


Задание 2: Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить? (Ответы детей)

Да, они целостные по значению. А откуда же они к нам пришли? (Слайды 4,5,6,7, 8)


Учитель: А сейчас выполним задание по группам. (слайд 9)

Задание 3: Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)

I группа - положа руку на сердце, очертя голову, диву даваться

II гр.- держать камень за пазухой, как пить дать, зубы скалить

III гр – спустя рукава, водить за нос, во весь дух


Учитель: Молодцы, ребята. Работаем дальше. (слайд 10)


Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.

I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.

II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.

III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.


Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами? (слайд 11)

Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.

I гр. – мурашки по спине бегают.

II гр. – хоть лопни.

III гр – не видеть света белого.


Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке. Продуктом нашей работы будет «Живая газета».

Творческое задание каждой группе: Выпустить иллюстрированный бюллетень о фразеологизмах.

Посмотрим, что у вас получилось. (Оценка работ)


Так почему же так назван наш урок «Языковые самородки»? (Ответы детей)


Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы. (Слайд 12)


Учитель: (Слайд 13) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!





Используемая литература:

  1. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М: МИЧ при участии АО Столетие, 1998.

  2. Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008

  3. Москвин А. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М: Центрполиграф, 2006.