Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе
«Языковые самородки»
Цели: 1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;
2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;
4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
5. Развивать творческие способности обучающихся;
6. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход.
Учитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться?
Так почему же мы так говорим? Мы над этой проблемой будем работать по группам, я думаю, что в конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.
Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы детей)
Правильно, словосочетания.
Одни словосочетания бывают свободные, другие несвободные.
(Слайд 2)
Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной.
1.Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.(Л. Толстой)
2.Он смазал больное место йодом.
Прочитайте еще раз предложение с неделимым словосочетанием и определите, какое оно имеет значение.
Да, больное место – это то, что более всего волнует, беспокоит.
Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей) (слайд 3)
Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.
Задание 2: Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить? (Ответы детей)
Да, они целостные по значению. А откуда же они к нам пришли? (Слайды 4,5,6,7, 8)
Учитель: А сейчас выполним задание по группам. (слайд 9)
Задание 3: Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)
I группа - положа руку на сердце, очертя голову, диву даваться
II гр.- держать камень за пазухой, как пить дать, зубы скалить
III гр – спустя рукава, водить за нос, во весь дух
Учитель: Молодцы, ребята. Работаем дальше. (слайд 10)
Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.
I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.
II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.
III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.
Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами? (слайд 11)
Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.
I гр. – мурашки по спине бегают.
II гр. – хоть лопни.
III гр – не видеть света белого.
Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке. Продуктом нашей работы будет «Живая газета».
Творческое задание каждой группе: Выпустить иллюстрированный бюллетень о фразеологизмах.
Посмотрим, что у вас получилось. (Оценка работ)
Так почему же так назван наш урок «Языковые самородки»? (Ответы детей)
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы. (Слайд 12)
Учитель: (Слайд 13) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!
Используемая литература:
Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М: МИЧ при участии АО Столетие, 1998.
Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008
Москвин А. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М: Центрполиграф, 2006.