Конспект урок-проекта «Рассказ о слове»
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок-проект
Тип проекта: предметный.
Цель: формировать из разных источников нужную информацию, оформлять и представлять проект.
Задачи:
- учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
- развивать умение анализировать, делать выводы; совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к родному языку, уважительному отношению к мнению, отличному от своего посредством творческой деятельности.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки для групповой работы, справочные материалы (словарь синонимов, антонимов, словообразовательный словарь, толковый словарь, книга русских народных пословиц, поговорок, загадок).
I этап. Организационный момент.
- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
II этап.
Самоопределение к деятельности
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
Агния Барто
«Сильное кино»
- Читает ученик:
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Беседа по прочитанному стихотворению:
- Почему девочка ничего не поняла?
(Ответы детей:
- старший брат употребил очень мало слов, поэтому ничего не понятно)
- Что такое слово?
(Ответы детей:
- слово – это часть предложения, текста, с помощью которой раскрывается смысл)
- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.
- Как вы думаете какова будет тема нашего проекта? (слово.)
- Верно. Тема проекта – «Рассказ о слове».
Работа на уроке будет организована в группах по 6 человек.
- Давайте повторим правила работы в группе.
1. Работаем дружно
2. Важно мнение каждого
3. Распределяем обязанности
4. Объясняем свою точку зрения
5. Уважаем мнение всех участников группы
6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим
- Сейчас я вам даю 2 минуты, чтобы распредели обязанности.
Обязанности:
Организатор – отвечает за работу группы в целом;
Наблюдатель – следит за соблюдением правил работы в группе;
Чтец – зачитывает задания;
Секретарь – записывает ответы на задания;
Защитник – защищает проект
Словарист – работает со словарями
Правила работы в группе и распределенные обязанности выводятся на экран.
- Отгадав, ребус вы поймете с каким словом будете работать.
- Так о каком слове мы будем составлять проект? (о слове «родина»)
- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)
III этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.
- Ваш проект будет представлен Словарной статьей (приложение 2) о слове «Родина». У каждой группы на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.
- А технологическая карта (приложение 1) будет нашим путеводителем в работе над проектом.
- Давайте ознакомимся с технологической картой и разберём из каких этапов будет состоять ваша работа.
Физминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И берись смелей за дело.
- Итак, ребята, приступаем к работе.
Первое задание.
- Какое первое задание дано в карте? (Лексическое значение слова)
- Что такое лексическое значение слова?
- Определите лексическое значение слова
- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)
- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.
- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 лексическое значение слова «родина».
Второе задание.
- Опять обратимся к технологической карте. Следующий пункт нашей статьи будет? (однокоренные слова)
- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?
- А как вы думаете есть ли у слова «родина» родственники?
- А родственные – это какие слова?
- Что значит однокоренные?
- Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»
- Какие однокоренные слова можно составить?
- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)
- А как вы думаете какого? (Словообразовательного) (родина, родной, родня, род, родственники, родители)
- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «родина» и подберите однокоренные слова.
Третье задание.
- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).
- Давайте попробуем это сделать.
- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).
– Какому? (Синонимов) (Родина, Отчизна, Отечество)
- А антоним можно подобрать? (Да) Какой? (Родина-чужбина)
- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями, или можно обратиться к словарю антонимов)
- Запишите в свою статью под пунктом 3 синонимы, антонимы из словаря.
Четвёртое задание.
- В русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт технологической карты (Звукобуквенный разбор – транскрипция)
- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв) (родина [р о д, и н а] 3 слога, 6 букв, 6 звуков)
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке - не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
Пятое задание.
- Следующее задание технологической карты: сочетаемость слова.
- Подобрать слова, которые сочетаются со словом «родина» (прекрасная, любимая, могучая, далёкая, малая и др.)
- Под пунктом 5 запишите подходящие слова
Шестое задание.
- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (пословица, загадка)
Использую свои знания или книгу пословиц, поговорок, загадок найти и записать под пунктом 6 в технологическую карту. (Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за нее постоят.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь – скучаешь.
Как это место называешь?)
Седьмое задание.
- Обратите внимание на следующий пункт технологической карты. Что нужно сделать? Составить предложение со словом «родина».
- Записать под пунктом 7 технологической карты предложение со словом «родина»
IV. Защита проектов по группам
V. Итог урока
- Чьи проекты больше понравились? Почему?
- Какие трудности возникли при выполнении проекта? Почему?
- Какое задание вызвало больший интерес? Почему?
- Какое задание показалось самым трудным? Почему?
VI. Рефлексия
- А сейчас в оценочном листе (приложение 3), который находится у вас на столах, оцените свою работу.
В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать автор?
Чтение учителем стихотворения о словах.
У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”
"Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно - то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя."
- Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.
VII. Д.З. Узнать у родителей, что для них значит Родина? Коротко записать их ответы в тетрадь.
- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.
Приложение 1
Технологическая карта
Первое задание: лексическое значение слова
Второе задание: однокоренные слова
Третье задание: синонимы, антонимы
Четвёртое задание: звукобуквенный разбор – транскрипция
Пятое задание: сочетаемость слова
Шестое задание: пословица, загадка
Седьмое задание: составить предложение
Приложение 2
Словарная статья
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3