СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект "Рассказ о слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление проекта о слове

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект "Рассказ о слове"»

Конспект урок-проекта «Рассказ о слове»


Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок-проект

Тип проекта: предметный.

Цель: формировать из разных источников нужную информацию, оформлять и представлять проект.

Задачи:

- учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

- развивать умение анализировать, делать выводы; совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

- воспитывать любовь к родному языку, уважительному отношению к мнению, отличному от своего посредством творческой деятельности.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки для групповой работы, справочные материалы (словарь синонимов, антонимов, словообразовательный словарь, толковый словарь, книга русских народных пословиц, поговорок, загадок).


I этап. Организационный момент.

- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»


II этап.

Самоопределение к деятельности

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».


Агния Барто

«Сильное кино»


- Читает ученик:


Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.


Беседа по прочитанному стихотворению:


- Почему девочка ничего не поняла?

(Ответы детей:

- старший брат употребил очень мало слов, поэтому ничего не понятно)


- Что такое слово?

(Ответы детей:

- слово – это часть предложения, текста, с помощью которой раскрывается смысл)


- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.

- Как вы думаете какова будет тема нашего проекта? (слово.)

- Верно. Тема проекта – «Рассказ о слове».

Работа на уроке будет организована в группах по 6 человек.

- Давайте повторим правила работы в группе.

1. Работаем дружно

2. Важно мнение каждого

3. Распределяем обязанности

4. Объясняем свою точку зрения

5. Уважаем мнение всех участников группы

6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим


- Сейчас я вам даю 2 минуты, чтобы распредели обязанности.

Обязанности:

  1. Организатор – отвечает за работу группы в целом;

  2. Наблюдатель – следит за соблюдением правил работы в группе;

  3. Чтец – зачитывает задания;

  4. Секретарь – записывает ответы на задания;

  5. Защитник – защищает проект

  6. Словарист – работает со словарями


Правила работы в группе и распределенные обязанности выводятся на экран.


- Отгадав, ребус вы поймете с каким словом будете работать.










- Так о каком слове мы будем составлять проект? (о слове «родина»)

- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)


III этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.


- Ваш проект будет представлен Словарной статьей (приложение 2) о слове «Родина». У каждой группы на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.

- А технологическая карта (приложение 1) будет нашим путеводителем в работе над проектом.

- Давайте ознакомимся с технологической картой и разберём из каких этапов будет состоять ваша работа.

Физминутка


А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.


- Итак, ребята, приступаем к работе.


Первое задание.


- Какое первое задание дано в карте? (Лексическое значение слова)

- Что такое лексическое значение слова?

- Определите лексическое значение слова

- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)

- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.


- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 лексическое значение слова «родина».



Второе задание.

- Опять обратимся к технологической карте. Следующий пункт нашей статьи будет? (однокоренные слова)

- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?

- А как вы думаете есть ли у слова «родина» родственники?

- А родственные – это какие слова?

- Что значит однокоренные?

- Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»

- Какие однокоренные слова можно составить?

- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)

- А как вы думаете какого? (Словообразовательного) (родина, родной, родня, род, родственники, родители)

- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «родина» и подберите однокоренные слова.



Третье задание.

- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).

- Давайте попробуем это сделать.

- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).

– Какому? (Синонимов) (Родина, Отчизна, Отечество)

- А антоним можно подобрать? (Да) Какой? (Родина-чужбина)

- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями, или можно обратиться к словарю антонимов)

- Запишите в свою статью под пунктом 3 синонимы, антонимы из словаря.


Четвёртое задание.

- В русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт технологической карты (Звукобуквенный разбор – транскрипция)

- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв) (родина [р о д, и н а] 3 слога, 6 букв, 6 звуков)


Физминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!


Пятое задание.

- Следующее задание технологической карты: сочетаемость слова.

- Подобрать слова, которые сочетаются со словом «родина» (прекрасная, любимая, могучая, далёкая, малая и др.)

- Под пунктом 5 запишите подходящие слова


Шестое задание.


- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (пословица, загадка)

Использую свои знания или книгу пословиц, поговорок, загадок найти и записать под пунктом 6 в технологическую карту. (Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за нее постоят.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь – скучаешь.

Как это место называешь?)


Седьмое задание.


- Обратите внимание на следующий пункт технологической карты. Что нужно сделать? Составить предложение со словом «родина».

- Записать под пунктом 7 технологической карты предложение со словом «родина»


IV. Защита проектов по группам


V. Итог урока

- Чьи проекты больше понравились? Почему?

- Какие трудности возникли при выполнении проекта? Почему?

- Какое задание вызвало больший интерес? Почему?

- Какое задание показалось самым трудным? Почему?


VI. Рефлексия

- А сейчас в оценочном листе (приложение 3), который находится у вас на столах, оцените свою работу.

В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать автор?

Чтение учителем стихотворения о словах.


У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”


"Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно - то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя."


- Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.


VII. Д.З. Узнать у родителей, что для них значит Родина? Коротко записать их ответы в тетрадь.


- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.













































Приложение 1


Технологическая карта



Первое задание: лексическое значение слова

Второе задание: однокоренные слова

Третье задание: синонимы, антонимы

Четвёртое задание: звукобуквенный разбор – транскрипция

Пятое задание: сочетаемость слова

Шестое задание: пословица, загадка

Седьмое задание: составить предложение



Приложение 2


Словарная статья

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


























Приложение 3