СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели проекта: повышать экологическую грамотность обучающихся через формирование представлений о значении животных в природе и ценности животных для людей (практической, эстетической, моральной, познавательной, валеологической); формировать представление о разнообразии животных в природе, о видах животных, их питании и размножении, разнообразии условий жизни животных на Земле и влиянии на них человека, умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам; учить создавать творческие художественные работы (рисунки, аппликации, фотографии) на основе наблюдений и приобретённых знаний; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к животным; развивать умение работать с энциклопедиями, справочниками; учить выступать перед аудиторией, демонстрируя результат творческой работы.

Просмотр содержимого документа
«Проект НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Урок-проект

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ


Цели проекта:

повышать экологическую грамотность обучающихся через формирование представлений о значении животных в природе и ценности животных для людей (практической, эстетической, моральной, познавательной, валеологической);

формировать представление о разнообразии животных в природе, о видах животных, их питании и размножении, разнообразии условий жизни животных на Земле и влиянии на них человека, умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам;

учить создавать творческие художественные работы (рисунки, аппликации, фотографии) на основе наблюдений и приобретённых знаний; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к животным;

развивать умение работать с энциклопедиями, справочниками;

учить выступать перед аудиторией, демонстрируя результат творческой работы.


Учебные предметы: окружающий мир, внеклассное чтение, развитие речи, художественный труд.

Участники проекта: обучающиеся, учитель, родители, библиотекарь.

Время работы над проектом: февраль-март.

Тип проекта: информационно-творческий, индивидуально-групповой.

Форма защиты: информационно-познавательный урок с презентацией творческих работ.

Самостоятельная деятельность обучающихся в проекте:

работа с энциклопедической литературой, справочниками, журналами, чтение художественной литературы о животных, поиск иллюстративного материала, создание композиций на анималистическую тему, поиск загадок и стихов о животных, написание своих стихотворений и рассказов о животных.

Роль учителя:

создание условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся, сопровождение их в процессе проектной деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с учителем, с родителями.

Прогнозируемый результат:

создание книги « Наши любимые животные», формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять свой творческий продукт.


Этапы проекта

І. Подготовка

1.Проведение урока внеклассного чтения на тему « Животные – наши друзья». За неделю до урока учителем организуется выставка книг о животных. На уроке обучающиеся знакомятся с произведениями писателей и поэтов о животном мире, зачитывают свои, самостоятельно подобранные загадки, понравившиеся стихотворения и рассказы о животных, интересные выдержки из журналов, познавательные статьи. Беседуя о проблемах животного мира, о причинах исчезновения животных в природе, учащиеся решили жить и учиться под девизом: «Люби и охраняй родную природу!»

С целью активизации детей использована модель «Трёх вопросов» по теме проекта. Обучающимся предложены следующие вопросы:

- Что мы знаем о животных?

- Что мы хотим узнать?

- Как мы это будем делать?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, решили создать книгу о жизни животных, подключив к работе над книгой родителей.

2. Проведение урока развития речи на тему « Моё любимое животное». Прочитав и обсудив рассказы, стихотворения и загадки о животных, попробовать самим составить загадку или написать рассказ, стихотворение о любимом животном по плану:

а) описание внешнего вида;

б) повадки животного;

в) чем нравится.

3.Проведение уроков изобразительного искусства на темы: « Кто живёт в лесу», « Как живёте, птицы, на верхушках крыш», цель которых – углубление знаний об анималистическом жанре в изобразительном искусстве; усовершенствование умений и навыков создания симметричных форм, знакомство с элементарными правилами изображения птиц и зверей в разных художественных техниках, научить передавать основные особенности строения тела и характера движения зверей, птиц, а также пластическое выражение силуэтной формы; формировать эстетический вкус, интерес, активизировать творческую инициативу учащихся.

4. Проведение классного часа на тему «Как создаётся книга». На классный час приглашается библиотекарь школы, она знакомит обучающихся с историей возникновения первых книг, с началом книгопечатания и основными элементами книги. Здесь же учитель даёт рекомендации относительно создания собственной мини-книги.

ІІ. Планирование

1.Сбор идей и предложений о выпуске книги.

Сформировались группы для сбора информации и оформления книги:

группа для сбора информации о насекомых;

группа для сбора информации о птицах;

группа для сбора информации о зверях;

группа для сбора информации о рыбах;

группа для сбора информации о земноводных;

группа для сбора информации о пресмыкающихся.

2. Выбор гимна-песенки юных проектантов, которая будет сопровождать их на протяжении всей деятельности.

3.Обсуждение собранного материала

В результате обсуждения пришли к решению: каждый обучающийся оформит свою страничку о любимом животном своей группы;

поместит на странице рисунок или фотографию животного, сообщение о происхождении животного, его биологических особенностях, повадках, сочинение или собственное стихотворение о данном животном, загадку или скороговорку.

ІІІ. Работа над проектом

Выполнение запланированных операций.

Подготовка презентационных материалов: самостоятельная работа учащихся по оформлению своей страницы.

Подготовка к презентации (анализ и изучение собранного материала).


Презентация собственных проектов


І.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Исполнение песенки юных проектантов

ГИМН ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Интересно очень нам,

Одноклассникам-друзьям,

Всё на свете замечать,

Наблюдать, изучать.

Червяка и стрекозу,

Крокодила и козу,

Рыбку, кошку, муравья,

Черепаху, соловья.

Наблюдательным быть классно,

Изучать наш мир прекрасный,

Всё исследовать друзьям

Интересно тут и там.


ІІ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ


1. Игра «Закончи примету»

Летние приметы

Воробьи купаются в пыли – … (к дождю).

Галки и вороны низко летают – …(к дождю).

Пчёлы гудят, будет …(ясный день).

Если кобра забралась под саксаул («железное дерево»), то …(будет очень жарко).

Осенние приметы

Кошка скребёт когтями по дереву – …(будет заморозок).

Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – …(к снегу).

Сова кричит – …(на холод).

Большие муравьиные кучи осенью – …(на суровую зиму).

Зимние приметы

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – …(к морозу).

Синичка с утра начинает пищать – …(жди мороза).

Воробьи прячутся в хворост – …(жди мороза).

Курица на одной ноге стоит – …(к стуже).

Весенние приметы

Ласточки летают низко над землёй – …(перед дождём).

Увидел скворца – …(весна у крыльца).

Кукушка стала куковать – …(морозу не бывать).

Комары, мошки вьются столбом – …(к хорошей погоде)


2. Конкурс «Я – поэт»

Чтение учащимися собственных стихотворений о любимом животном


Мышка

Мою кошку зовут Мышка. Мы все очень любим Мышку,

Да, немножечко смешно, Ну а Мышка любит нас.

Но такой красивой кошки А за мной она готова

Нет у вас ни у кого. Прибежать ну прямо в класс.

Любит вкусненько покушать, Провожает меня в школу

С мамой-кошкой поиграть. И встречает у ворот.

С норки выловит мышонка – Нету преданнее кошки

Принесёт нам показать. И любимей тоже …Вот.

Тузик

Тузик – наш любимый пёс.

Охраняет нас всерьёз.

А когда он устаёт,

Он ложится и заснёт.

Он красивый и игривый.

Лучше нет собаки в мире!


Поросёнок Урмель

Поросёнок утром чист, а выйдя на прогулку

Искупается в грязи в местном переулке.

И тогда уже ни я, ни любой прохожий

Ни за что не различит, где пятак, где рожа.


3. Упражнение «Микрофон»

Представители каждой группы рассказывают или зачитывают сообщение об одном «своём» животном и демонстрируют картинки или собственные рисунки с их изображением


Группа «Звери»:- Что вы знаете о медведях?

- Чем бурый медведь отличается от белого?

Говорят: «Неуклюжий, как медведь!» Это неправда. Бурый медведь быстрый, ловкий и очень сильный зверь. Он догонит лося, если нужно – взберётся на дерево. Медведь умён. Он умеет ловить рыбу.

Гималайский медведь весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У него очень длинные когти, чтобы быстро лазать по деревьям. Он любит есть жёлуди, дикие яблоки, ягоды и орехи или заберётся на черёмуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Гималайский медведь зимой спит не в берлоге, а в дупле большого дерева. В дупле рождаются медвежата. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в посёлок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.

В восточном секторе Арктики обитают самые крупные белые медведи. Они весят до 700 кг при длине тела более 3 м. Медведица рождает в декабре слепых беспомощных медвежат. В апреле они вместе с матерью начинают совершать регулярные прогулки. Медведица обучает их всем медвежьим премудростям Медвежата ходят за мамашей 2 года и подражают ей во всём. В отличие от бурых медведей, белые медведи настоящие хищники. Где же им найти растительную пищу в Арктике? Да ещё на льду, по которому они бродят долгую зиму? Значит, надо охотиться. И они охотятся на тюленей. С удивительным терпением белый медведь лежит у лунки, в которой время от времени появляются головы тюленей. Но вот появляется тюлень. Молниеносный удар лапой, и тюлень с проломленным черепом уже выброшен на лёд.

После того, как были приняты меры по охране белого медведя (он занесён в «Красную книгу»), численность его значительно выросла.


Группа «Птицы». Звучит музыка. Стук дятла.

- Кого называют лесным доктором?

В строении дятла много необычного. Во-первых, голова с шеей – как на шарнирах. Во-вторых, твёрдый клюв по форме напоминает долото. В-третьих – лапки: короткие, два пальца вперёд, два назад. Так можно надёжнее уцепиться за кору. Помогает в этом и хвост: его перья, очень твёрдые и упругие, используются как опора. Необычен и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да ещё и с зубчиками-крючками на конце.

Дятел ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Дятел прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Зимой дятлы питаются семенами сосны, ели, разбивая их шишки в специальных « кузницах».

На земле известно 359 видов дятлов. Они различаются окраской, размерами, повадками. Среди них большой и малый пёстрые дятлы, белоспинный, желна, зелёный, седой дятлы. Совсем не похожа на остальных дятловых вертишейка, названная так за способность пугать врагов, шипя и вращая шеей, наподобие змеи. Вертишейка питается почти исключительно муравьями и откладывает до 12 яиц (обычно у дятла 3 – 7 яиц). Чешуйчатый дятел, ставший редкостью, занесён в «Красную книгу».

Стучит дятел в лесу, значит будут уничтожены насекомые-вредители, и лес будет жить.


Группа «Насекомые»: - Почему нельзя ловить стрекоз?

Стрекозы красивые, а человек не может прожить без красоты. Нельзя забывать, что погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек. А ведь у стрекоз комары и мошки – любимая еда. Комара и других насекомых стрекоза лапками ловит и съедает на лету. А муху – садясь на веточку, неторопливо. Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полёте стрекозе помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и ещё три глазка на темени.

Для развития потомства стрекозе обязательно нужна вода. Поэтому самка откладывает яйца в воду или в ткани водных растений. Вышедшие из них личинки тоже ведут хищный образ жизни. Они ловят личинок водных насекомых, изредка головастиков и мальков рыб, в охоте им помогает специальный хватательный орган – маска (сильно удлинённая нижняя губа). Но и сами личинки стрекоз – пища для рыб. В развитии – превращении стрекоз нет стадии куколки, и личинка перед последней линькой выходит на сушу. Сейчас во многих странах стрекоз становится всё меньше и меньше. Особенно уязвимы стрекозы, личинки которых могут жить только в чистых водоёмах.

Если внимательно рассмотреть стрекозу, то увидим на передней кромке концов её четырёх крыльев тёмные небольшие полоски. Эти утолщения вовсе не украшения. Они обеспечивают стрекозе правильность полёта и устойчивость тела. Когда учёные установили это, то конструкторы самолётов стали утяжелять переднюю кромку на концах крыльев самолётов. Так человек учится у мудрой природы.

На земном шаре свыше 4500 видов стрекоз. Трудно представить себе стрекоз с размахом крыльев до 60 см! А такие жили когда-то на Земле.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Группа «Рыбы»: - Какие рыбы самые древние на Земле?

Акулы появились 400 млн. лет назад и населяли все моря и океаны. Сейчас на планете обитает более 350 видов акул. Не все акулы ещё известны науке. Люди относят акул к прожорливым и очень опасным животным. Некоторые акулы действительно нападают на людей: голубая, тигровая, акула-молот, песчаная, белая.

Жители побережий трёх океанов – Атлантического, Индийского, и Тихого – считают белую акулу самой опасной, свирепой, сильной и самой крупной из всех акул, нападающих на людей. Её называют «белая смерть». По размерам она занимает третье место в акульем племени и достигает в длину 7-8 м, а иногда 12 м. У такой акулы огромнейшая пасть.

Зубы у акул крупные, зазубренные по краям и очень острые. Они расположены в 5, а у некоторых видов и в 7 рядов. Если акула, разгрызая твёрдую раковину морской улитки, сломает зуб, вместо сломанного у неё вырастает новый. Ещё раз сломает, снова вырастает. И так 6 раз в течение жизни.

Белая акула без особых усилий может перекусить человека пополам, но на людей акулы нападают редко. Только когда они голодны и когда вода в море тёплая, свыше18 градусов. Когда холодно, акулы вообще ничего не едят – они умеют запасать пищу впрок. У акулы есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может находиться до 10 – 20 дней, даже месяц, и не портиться.

Небольшая, безопасная для человека колючая акула – катран водится в Чёрном, Баренцевом и Белом морях. В длину она достигает 2 м. Водится стаями, съедобна.

Среди хрящевых рыб немало редких видов, которые могут исчезнуть с лица Земли.


Группа «Земноводные»: - Чьи весенние «хоры» известны всем?

Лягушки – позвоночные животные. Они относятся к классу земноводных, или амфибий, что означает двоякоживущий, т.е. приспособившийся к жизни и в воде, и на суше.

Земноводные – первые позвоночные, появившиеся на суше примерно 320 млн. лет назад. Кроме лёгочного дыхания у многих взрослых амфибий возникло ещё и кожное дыхание. Эти животные никогда не пьют, а водообмен в их организме происходит через кожу. Почти все земноводные хорошие пловцы. Тритоны, как рыбы, используют для движения хвост, у лягушек возникли и развились конечности, причём пальцы связаны плавательными перепонками.

Земноводные обитают почти во всех областях земного шара, кроме полярных (из-за холода) и пустынь (из-за отсутствия воды). По подсчётам учёных, на нашей планете обитает 2100 их видов.

Люди обижают лягушек. За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счёт. Хотя бы такой: одна травяная лягушка за сутки съедает до 700 насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. Многие амфибии ведут ночной образ жизни и поэтому поедают насекомых, недоступных для птиц, большинство которых питается в дневные часы. Представьте себе пищевую цепочку: комары – лягушки – аисты. Вообразите, что исчезли лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их становится всё меньше и меньше. Нет, пищевые цепи нельзя рвать. Однократная обработка лесов ядохимикатами снижает численность лягушек, жаб, тритонов и ящериц в 2-3 раза. Осушение болот заметно сокращает число видов и особей земноводных. Очень много жаб и лягушек погибает на дорогах, под колёсами автомобилей. Поэтому земноводные нуждаются в нашей особой заботе.


Группа «Пресмыкающиеся»:

Первые древние пресмыкающиеся (рептилии), похожие на наших черепах, появились 250 млн. лет назад. Всего их на Земле обитает около 6 тыс. видов. Кажется, что это много. Но на самом деле современные рептилии – это лишь маленький осколок огромного царства древних ящеров, населяющих Землю в далёкие времена.

Все пресмыкающиеся, даже живущие в воде (крокодилы, морские змеи и черепахи), размножаются на суше. Свои яйца они зарывают в землю или песок. Некоторые ящерицы кладут яйца в трещины скал или под кору деревьев. Крокодилы откладывают их в почву или в гнёзда из сухих листьев или травы. У яиц пресмыкающихся плотные оболочки: мягкие, эластичные – у змей и ящериц или твёрдые, известковые – у черепах и крокодилов.

Среди пресмыкающихся есть растительноядные, насекомоядные, рыбоядные и хищные виды. Большинство ящериц и некоторые змеи (например, степная гадюка) питаются насекомыми. Обычные ящерицы поедают также паукообразных и моллюсков. Самые большие ящерицы – вараны – кроме насекомых ловят птиц и грызунов. Обыкновенный уж ловит земноводных; водяной уж и морские черепахи – рыб; полозы, гадюки, эфа – мышевидных грызунов; стрела-змея – ящериц. Крупные удавы нападают и на таких животных, как обезьяны и мелкие копытные. Неядовитые змеи глотают добычу живьём (например, ужи – лягушек) или же сначала душат её, обвиваясь кольцами вокруг тела. Ядовитые змеи сперва убивают жертву, бросаясь на неё и вонзая в неё ядовитые зубы, а потом глотают целиком. Почти все сухопутные черепахи относятся к растительноядным.


4. Игра «Отгадай мою загадку» (группы загадывают одна другой)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Вокруг носа вьётся,

А в руки не даётся. (Муха).

Спинка в веснушках – ах, как неловко!

И покраснела…(божья коровка).

Встали братья на ходули

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавль)

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко- красный галстук мой. (Снегирь)

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это…(рысь).

Он пятнистый, длинношеий.

Шея длинных ног длиннее.

Ходит важно, словно граф,

Называется…(жираф).

Родилась в воде,

Живёт на земле. (Лягушка)

Спит зелёное бревно,

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть,

Зубы в пасти просто страсть. (Крокодил)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не поднимешь. (Ящерица)

В уголке живёт,

Пряжу прядёт.

Тоньше его пряжи

Не найдёшь в продаже. (Паук)

Люд морской встревожен,

Меч плывёт без ножен. (Рыба-меч)

В глубине, где тишь легла,

Море штопает игла. (Рыба-игла)


5. Гонка за лидером

На следах каких хищных зверей нет отпечатков когтей? (Кошки, рыси.)

Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)

Кто может пить ногой? (Лягушка.)

Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки.)

Пингвин – птица или нет? (Птица.)

У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)

Какая птица летает выше всех? (Орёл.)

Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло.)

Что случается с пчёлкой после того, как она ужалит? (Умирает.)

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (Заяц.)

Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

Когда ёж не колется? (Когда только родился.)

Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка.)

Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)

Где у кузнечика ухо? (На ноге.)

Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Закрывают ли рыбы глаза, когда спят? (Нет, у них нет век.)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

Какая рыба к старости становится горбатой? (Горбуша.)

У кого самый чуткий «нос»? (У бабочки.)

Какая рыба «вьёт» гнездо? (Колюшка.)

Какое насекомое носит чин морского офицера? (Бабочка-адмирал.)

Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку.)

Сколько крыльев у жука? (Четыре.)

Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза.)

Самый чистоплотный зверёк. (Барсук.)

Какое животное почти всё время проводит под землёй? (Крот.)

Какую ящерицу называют сухопутным крокодилом? (Варана.)

Какое животное пустыни живёт до 100 лет? (Черепаха.)

Как саламандра защищается, если она попала в огонь? (Выделяет слизь, которая не горит, и убегает.)

Какое животное не боится укусов гремучей змеи? (Свинья.)

Как змея ловит добычу в полной темноте? (Реагирует на тепло.)


6. Чтение стихотворения Б. Дубровина «Красная книга»

- Послушайте стихотворение и затем выскажете своё мнение об услышанном.


Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.


Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.


Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!

Значит, терять нельзя даже мига.

Всё живое хранить зовёт,

Пусть зовёт не напрасно

Красная книга, Красная книга!


ІІІ. РЕФЛЕКСИЯ

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.