Этапы урока, цель этапа | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Планируемые результаты УУД |
Предметные умения | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель этапа: 1) включить обучающихся в учебную деятельность; 2) определить тематические рамки урока: продолжить работать с рациональными числами | Включаются в учебную деятельность. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность | – Здравствуйте, ребята! Наш урок начнём словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» (Слайд 2) Пожелаю вам сегодня на уроке убедиться в этих словах. - Готовы к работе? На ваших партах лежат оценочные листы (Приложение1) в течение урока вы будете выполнять различные задания, по окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу. Подпишите их. "+" - справился с заданием без затруднений, "±" - справился с заданием, но возникали сложности, "-" - не справился с заданием. | | Познавательные: формировать умение выделять информацию из текста; Коммуникативные: Формировать умение формулировать устное высказывание в соответствии. Регулятивные: формировать умение самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2.Актуализация знаний (5 мин) подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий Повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Поднимают руку отвечают Выставляют отметки в оценочные листы Совершенствовать навыки перевода десятичных дробей в проценты и проценты в десятичную дробь | Организует актуализацию изученных способов действий: Перевести проценты в десятичную дробь, десятичную дробь в проценты, найти дробь от числа и число по его дроби. Фиксирует актуализированные способы действий в речи. Организует актуализацию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. | Разминка. Замените десятичные дроби процентами а) 0,15; б) 2,07; в) 0,9; г) 0,65; д) 0,004. (слайд 2) 2) Проценты замените десятичными дробями а) 45%; б) 13%; в) 30%; г) 87%; д) 325%. (Слайд 3) Давайте вспомним основные задачи на проценты (Слайд 4) как найти процент от числа Найдите 5% от 400 Решение 5 = 0,05 400 0,05 = 20 как найти по проценту целую величину 40% числа равны 160 Решение 40% = 0,4 160 : 0,4 = 400 | Совершенствовать навыки перевода десятичных дробей в проценты и проценты в десятичную дробь | Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: Формировать умение отвечать на вопросы учителя выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме. Регулятивные: формировать умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; прогнозировать предстоящую работу организовать выполнение заданий учителя. |
3. Постановка цели и задач урока. (4 мин.) Цель этапа: Организация постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Формулируют цели и задачи урока Отвечают на вопрос учителя, предлагают пути решения. (Ответить на этот вопрос нам помогут ПРОЦЕНТЫ) Ответы детей (в магазинах, учебных предметах: биологии, химии, физике, географии) Записывают число и тему урока в тетрадях | Организует осмысление и понимание условия задачи, определение алгоритма решения поставленной задачи | Рассмотрим задачу. Ребята нашей школы часто принимают участие в спортивных соревнованиях и добиваются хороших результатов. В 5А классе – 8 спортсменов, в 5Б классе – 6, в 5В классе -8, в 5 Г классе – 5 спортсменов. Причем в 5А классе -22 учащихся, в 5Б классе -20 учащихся, в 5В классе – 19 учащихся, в 5Г классе – 18. Как выяснить какой класс самый спортивный среди 5-х классов? (Слайд 5) Да, действительно, для решения этой задачи мы будем применять проценты, но прежде мы порешаем различные задачи. В нашей жизни, человек очень часто сталкивается с понятием процент. Где мы встречаемся с этим понятием? А также задачи на проценты есть в экзамене ОГЭ. Сегодняшняя тема урока «нахождение процента по числу и числа по его проценту» Записывают число и тему урока в тетрадях | | Познавательные: формировать умение определять и формулировать проблему. Коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать цель и задачи урока, прогнозировать предстоящую работу. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (15 мин) Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия | Ребята в группах решают задачи и решения защищают у доски. Применяют различные алгоритмы решений Выставляют отметки в оценочные листы Используют правила работы в группе. Выбрать ответственного Каждый активно работает на общий результат. Выслушают одного, не перебивают друг друга. Вежливо высказывают свое несогласие. Переспроси , если не понял | Поделить ребят на группы. Раздать карточки с заданиями Решение задач в группе на нахождение процента от числа и числа по его проценту. акцентировать значимость данных задач т.к. они включены в экзамен ОГЭ | Работа в группах Сегодня на уроке мы будем работать в роли продавца, повара, химика, биолога, клиента банка. 1 группа (продавцы) Задача№1. Поступивший в продажу в январе мобильный телефон стоил 2400 рублей. В ноябре он стал стоить 1200 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с января по ноябрь? Задача № 2. Товар на распродаже уценили на 35%, при этом он стал стоить 520 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи Карточка 2. 2 группа (повара) Задача№1. На приготовление ужина требуется 2 часа. Для приготовления мясных блюд понадобилось 40% времени, десерт занял 20%, все остальное время было затрачено на приготовление салатов. Сколько времени понадобилось маме для приготовления каждого из блюд? Задача № 2. Масса сушенных яблок составляет 16% массы свежих яблок. Сколько килограммов свежих яблок надо взять, чтобы получить 36 кг сушенных Карточка 3. 3 группа (биологи) Задача№1. В саду росло 1500 деревьев, из них 60% составляли фруктовые деревья. Вишневые деревья составляли 52% фруктовых деревьев. Сколько вишневых деревьев росло в саду? Задача № 2. В роще растут дубы, клены и березы. Дубы составляют 15% всех деревьев, клёны – 23%, а берёз 248. Сколько всего деревьев растет в роще? Карточка 4. группа (врачи) Задача №1 Суточная норма потребления белков в среднем составляет 70 граммов. В 100 г отварного мяса содержится 20% белков. Кусок мяса какого веса содержит суточную норму белков? Задача №2 В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? | Нахождение процентов от числа, числа по его процентам. | Познавательные: формировать умение выделять главную информацию в тексте; анализировать и синтезировать информацию. Коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание, учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные: формировать самостоятельный контроль времени при выполнении заданий, осуществлять анализ проделанной работы. |
5 Физкультминутка (2 мин.) Цель этапа: выполнение упражнений для психологической и физической разгрузки и отдыха для глаз. | Психологическая и физическая разгрузка. Выполняют физические упражнения. | Психологическая и физическая разгрузка. Физкультминутка | Можешь пальцы сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять — Десять пальцев, пара рук - Вот твое богатство, друг. Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)Раз, два — выше голова, Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. А теперь мы с вами быстро поморгаем, глазки закрываем и сидим спокойно, медленно считая: раз, два, три, четыре, пять. Это упражнение повторим раз пять. Посидели, отдохнули и к работе мы вернулись. | | Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы |
6.Самостоятельная работа с взаимопроверку по образцу. (8 мин) Цель этапа: каждый ученик для себя делает вывод о том, что он уже имеет | Выполняют самостоятель-ную работу. Выполняют взаимопроверку по эталону. При необходимости исправляют ошибки. Анализируют и объясняют причины ошибок. | Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности. Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение полученных знание. Организует взаимопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднения. | – Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, что вы хорошо усвоили материл по теме «Проценты»? (Выполнить самостоятельную работу). – Самостоятельная работа по карточкам. Приложение 2. – У кого вызвало затруднение примеры на нахождение разности рациональных чисел? – Почему возникли затруднения? В чем были ошибки? | Уметь решать задачи на проценты. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; владеть навыками самоконтроля своей деятельности. Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать. Личностные: Осознание собственных достижений при освоении темы; понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. |
7. Составление ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос. (4 мин) Цель этапа: Решение задачи поставленной в начале урока Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. | Вычисляют, дают ответ на поставленный вопрос. Если выразить количество учащихся в процентах, ответ будет ясен | Ребята, давайте ответим на вопрос задачи про учеников нашей школы и определим какой же класс у нас самый спортивный? Организует выполнение обучающимися заданий на использования нового содержания совместно с ранее изученным. | Ребята, давайте ответим на вопрос задачи про учеников нашей школы и определим какой же класс, среди 5-х классов, у нас самый спортивный? Ребята нашей школы часто принимают участие в спортивных соревнованиях и добиваются хороших результатов. В 5А классе – 8 спортсменов, в 5Б классе – 6, в 5В классе -8, в 5 Г классе – 5 спортсменов. Причем в 5А классе -22 учащихся, в 5Б классе -20 учащихся, в 5В классе – 19 учащихся, в 5Г классе – 18. Как выяснить какой класс самый спортивный среди 5-х классов? Записывают и сравнивают полученные результаты на доске. 5А класс-36% 5Б класс – 30% 5В класс – 42,4% 5Г класс - 28% Делают вывод: Самый спортивный класс 5В!(СЛАЙД 6) | Закрепляют решение задачи на нахождение процента по его числу. Вспоминают правила округления чисел | Коммуникативные: Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины. Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Формулируют итоги своей работы на уроке. Анализируют что получилось, что не получилось и почему. Осуществляют самоанализ, самооценку своей деятельности на уроке. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, организует коммуникативное взаимодействие для анализа своей деятельности. Оценивает обучающихся, дает комментарии. | На доске изображена ваза для цветов. Ребята прикрепляют цветы: зеленого цвета (Я хорошо потрудился на уроке. Мне было интересно. Я доволен своей работой.); желтого цвета (у меня возникали трудности на уроке, но я с ними справился. Я понял свои ошибки и постараюсь больше не допускать их); красного цвета (на уроке мне было не интересно. У меня было много ошибок. Я считаю, что мне еще надо поработать над этой темой). Анализируют свою работу на уроке. За каждое задание учащиеся ставили себе отметку. Выводят среднее арифметическое и проставляют отметку в дневник | | Личностные: осознание собственных достижений при освоении темы; уметь проводить самооценку результатов своей деятельности; понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. Регулятивные: Уметь соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: Уметь формулировать и аргументировать свое мнение. |
9.Домашнее задание (2 мин.) | Записывают домашнее задание. | Дает комментарии к домашнему заданию. | Домашнее задание: | | |
Приложение 2.
Вариант 1.
Если 50% составляют 18 кг, то 100% - кг.
Если 10% составляют 21 кг, то 100% - кг.
Если 25% составляют 8 кг, то 100% - кг.
Если 20% составляют 5 кг, то 100% - кг.
Вариант 2.
Если 50% составляют 13 кг, то 100% - кг.
Если 10% составляют 23 кг, то 100% - кг.
Если 25% составляют 6 кг, то 100% - кг.
Если 20% составляют 8 кг, то 100% - кг.
Приложение 2.