СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Проценты"»

Сергеева Елена Викторовна,

учитель математики

МБОУ Сеченовская СШ

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)


Технологическая карта урока

Тема урока

Нахождение процентов от числа и числа по его процентам (слайд1)

Цель

Отработать навыки решения задач на нахождение процентов от числа и числа по его проценту

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

  • Самоорганизация

  •  Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности,

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;

  • Осознание собственных достижений при закреплении темы;

  • Понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности;

  • Умение проводить самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности.


Познавательные умения:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя;

  • Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Уметь формулировать проблемы; самостоятельно и с помощью учителя создавать способы решения проблем;

  • Уметь строить логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные умения:

  • Уметь формулировать цель своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

  • Уметь выполнять учебное действие в соответствии с целью;

  • Уметь выбирать средства для достижения цели;

  • Уметь составлять план решения проблемы;

  • Уметь соотносить полученный результат с поставленной целью, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, и, при необходимости, исправлять ошибки;

  • Уметь оценивать правильность выполнения действия;

  • Уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • Владеть навыками самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Коммуникативные умения:

  • Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

  • Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины;

  • Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

  • Уметь сотрудничать в группе, использовать в общении правила вежливости; находить общее решение.

  • Использовать различные приемы проверки правильности нахождения процента от числа и числа по его проценту

  • Применение навыков устных и письменных вычислений;

  • Умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии;

  • Вычислять значения выражений, выбирая удобный порядок действий.



Организация образовательного пространства



Ресурсы

Формы работы

А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика – 5 класс., Вентана граф,

2019 г.


Презентация «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам»

Технические средства обучения:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.


Индивидуальная, парная, коллективная.


















Этапы урока,

цель этапа

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Планируемые результаты

УУД

Предметные умения

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


Цель этапа:

1) включить обучающихся в учебную деятельность;

2) определить тематические рамки урока: продолжить работать с рациональными числами


Включаются в учебную деятельность.



Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность


–  Здравствуйте, ребята! Наш урок начнём словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» (Слайд 2)

Пожелаю вам сегодня на уроке убедиться в этих словах.

- Готовы к работе?

На ваших партах лежат оценочные листы (Приложение1) в течение урока вы будете выполнять различные задания, по окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу. Подпишите их.

"+" - справился с заданием без затруднений,

"±" - справился с заданием, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.





Познавательные:

формировать умение выделять информацию из текста;

Коммуникативные:

Формировать умение формулировать устное высказывание в соответствии.

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.


2.Актуализация знаний (5 мин)

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

  1. Повторение изученного материала, необходимого для работы на уроке.

  2. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося






Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Поднимают руку отвечают

Выставляют отметки в оценочные листы

Совершенствовать навыки перевода десятичных дробей в проценты и проценты в десятичную дробь



Организует актуализацию изученных способов действий:

Перевести проценты в десятичную дробь, десятичную дробь в проценты, найти дробь от числа и число по его дроби.

Фиксирует актуализированные способы действий в речи.


Организует актуализацию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
















  1. Разминка.

  1. Замените десятичные дроби процентами

а) 0,15; б) 2,07; в) 0,9;

г) 0,65; д) 0,004.

(слайд 2)

2) Проценты замените десятичными дробями

а) 45%; б) 13%; в) 30%;

г) 87%; д) 325%.

(Слайд 3)

  1. Давайте вспомним основные задачи на проценты (Слайд 4)

  1. как найти процент от числа

Найдите 5% от 400

Решение 5 = 0,05

400 0,05 = 20

  1. как найти по проценту целую величину

40% числа равны 160

Решение 40% = 0,4

160 : 0,4 = 400 













Совершенствовать навыки перевода десятичных дробей в проценты и проценты в десятичную дробь


Познавательные:

формировать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

Формировать умение отвечать на вопросы учителя выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме.

Регулятивные:

формировать умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

прогнозировать предстоящую работу

организовать выполнение заданий учителя.


3. Постановка цели и задач урока. (4 мин.)


Цель этапа:

Организация постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формулируют цели и задачи урока

Отвечают на вопрос учителя, предлагают пути решения.

(Ответить на этот вопрос нам помогут ПРОЦЕНТЫ)

Ответы детей (в магазинах, учебных предметах: биологии, химии, физике, географии)

Записывают число и тему урока в тетрадях





Организует

осмысление и понимание условия задачи, определение алгоритма решения поставленной задачи








Рассмотрим задачу.

Ребята нашей школы часто принимают участие в спортивных соревнованиях и добиваются хороших результатов. В 5А классе – 8 спортсменов, в 5Б классе – 6, в 5В классе -8, в 5 Г классе – 5 спортсменов. Причем в 5А классе -22 учащихся, в 5Б классе -20 учащихся, в 5В классе – 19 учащихся, в 5Г классе – 18. Как выяснить какой класс самый спортивный среди 5-х классов?   (Слайд 5)

Да, действительно, для решения этой задачи мы будем применять проценты, но прежде мы порешаем различные задачи.

В нашей жизни, человек очень часто сталкивается с понятием процент.

Где мы встречаемся с этим понятием?

А также задачи на проценты есть в экзамене ОГЭ.

Сегодняшняя тема урока «нахождение процента по числу и числа по его проценту»

Записывают число и тему урока в тетрадях



Познавательные: формировать умение определять и формулировать проблему.

Коммуникативные:

формировать умение строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно формулировать цель и задачи урока, прогнозировать предстоящую работу.


4. Применение знаний и умений в новой ситуации

(15 мин)


Цель этапа:

усвоение учащимися нового способа действия 



Ребята в группах решают задачи и решения защищают у доски.

Применяют различные алгоритмы решений

Выставляют отметки в оценочные листы



Используют правила работы в группе.

  1. Выбрать ответственного

  2. Каждый активно работает на общий результат.

  3. Выслушают одного, не перебивают друг друга.

  4. Вежливо высказывают свое несогласие.

  5. Переспроси , если не понял


Поделить ребят на группы.

Раздать карточки с заданиями

Решение задач в группе на нахождение процента от числа и числа по его проценту.

акцентировать значимость данных задач т.к. они включены в экзамен ОГЭ




Работа в группах

Сегодня на уроке мы будем работать в роли продавца, повара, химика, биолога, клиента банка.

1 группа (продавцы)

Задача№1.

Поступивший в продажу в январе мобильный телефон стоил 2400 рублей. В ноябре он стал стоить 1200 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с января по ноябрь? 

Задача № 2.

Товар на распродаже уценили на 35%, при этом он стал стоить 520 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи

Карточка 2.

2 группа (повара)

Задача№1.

На приготовление ужина требуется 2 часа. Для приготовления мясных блюд понадобилось 40% времени, десерт занял 20%, все остальное время было затрачено на приготовление салатов. Сколько времени понадобилось маме для приготовления каждого из блюд?

Задача № 2.

Масса сушенных яблок составляет 16% массы свежих яблок. Сколько килограммов свежих яблок надо взять, чтобы получить 36 кг сушенных

Карточка 3.

3 группа (биологи)

Задача№1.

В саду росло 1500 деревьев, из них 60% составляли фруктовые деревья. Вишневые деревья составляли 52% фруктовых деревьев. Сколько вишневых деревьев росло в саду? 

Задача № 2.

В роще растут дубы, клены и березы. Дубы составляют 15% всех деревьев, клёны – 23%, а берёз 248. Сколько всего деревьев растет в роще? 

Карточка 4.

    1. группа (врачи)

Задача №1

Суточная норма потребления белков в среднем составляет 70 граммов. В 100 г отварного мяса содержится 20% белков. Кусок мяса какого веса содержит суточную норму белков?

Задача №2

В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? 




Нахождение процентов от числа, числа по его процентам.

Познавательные: формировать умение выделять главную информацию в тексте;

анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные:

формировать умение строить устное высказывание,

учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные:

формировать самостоятельный контроль времени при выполнении заданий,

осуществлять анализ проделанной работы.


5 Физкультминутка

(2 мин.)

Цель этапа:

выполнение упражнений для психологической и физической разгрузки и отдыха для глаз.


Психологическая и физическая разгрузка. Выполняют физические упражнения.


Психологическая и физическая разгрузка.

Физкультминутка


Можешь пальцы сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять — Десять пальцев, пара рук - Вот твое богатство, друг. Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)Раз, два — выше голова, Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть.

А теперь мы с вами быстро поморгаем, глазки закрываем и сидим спокойно, медленно считая: раз, два, три, четыре, пять. Это упражнение повторим раз пять.

Посидели, отдохнули и к работе мы вернулись.



Регулятивные:

проводить физическую разгрузку в ходе работы


6.Самостоятельная работа с взаимопроверку по образцу.

(8 мин)


Цель этапа:

каждый ученик для себя делает вывод о том, что он уже имеет



Выполняют самостоятель-ную работу.





Выполняют взаимопроверку по эталону.


При необходимости исправляют ошибки.






Анализируют и объясняют причины ошибок.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности.


Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение полученных знание.


Организует взаимопроверку по эталону.


Организует выявление места и причины затруднения.


– Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, что вы хорошо усвоили материл по теме «Проценты»?

(Выполнить самостоятельную работу).


Самостоятельная работа по карточкам. Приложение 2.



– У кого вызвало затруднение примеры на нахождение разности рациональных чисел?

– Почему возникли затруднения? В чем были ошибки?


Уметь решать задачи на проценты.

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; владеть навыками самоконтроля своей деятельности.


Познавательные:

Уметь анализировать, сравнивать.


Личностные:

Осознание собственных достижений при освоении темы;

понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.







7. Составление ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос. (4 мин)


Цель этапа: Решение задачи поставленной в начале урока


Цель этапа:

тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.


Вычисляют, дают ответ на поставленный вопрос.

Если выразить количество учащихся в процентах, ответ будет ясен

Ребята, давайте ответим на вопрос задачи про учеников нашей школы и определим какой же класс у нас самый спортивный?

Организует выполнение обучающимися заданий на использования нового содержания совместно с ранее изученным.


Ребята, давайте ответим на вопрос задачи про учеников нашей школы и определим какой же класс, среди 5-х классов, у нас самый спортивный?

Ребята нашей школы часто принимают участие в спортивных соревнованиях и добиваются хороших результатов. В 5А классе – 8 спортсменов, в 5Б классе – 6, в 5В классе -8, в 5 Г классе – 5 спортсменов. Причем в 5А классе -22 учащихся, в 5Б классе -20 учащихся, в 5В классе – 19 учащихся, в 5Г классе – 18. Как выяснить какой класс самый спортивный среди 5-х классов?  

Записывают и сравнивают полученные результаты на доске.

5А класс-36%

5Б класс – 30%

5В класс – 42,4%

5Г класс - 28%

Делают вывод: Самый спортивный класс 5В!(СЛАЙД 6)




Закрепляют решение задачи на нахождение процента по его числу.

Вспоминают правила округления чисел

Коммуникативные:

Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.


Познавательные:

Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)


Цель этапа:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса





Формулируют итоги своей работы на уроке.

Анализируют что получилось, что не получилось и почему.

Осуществляют самоанализ, самооценку своей деятельности на уроке.




Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, организует коммуникативное взаимодействие для анализа своей деятельности.


Оценивает обучающихся, дает комментарии.




На доске изображена ваза для цветов. Ребята прикрепляют цветы: зеленого цвета (Я хорошо потрудился на уроке. Мне было интересно. Я доволен своей работой.);

желтого цвета (у меня возникали трудности на уроке, но я с ними справился. Я понял свои ошибки и постараюсь больше не допускать их);

красного цвета (на уроке мне было не интересно. У меня было много ошибок. Я считаю, что мне еще надо поработать над этой темой).


Анализируют свою работу на уроке. За каждое задание учащиеся ставили себе отметку. Выводят среднее арифметическое и проставляют отметку в дневник










Личностные:

осознание собственных достижений при освоении темы;

уметь проводить самооценку результатов своей деятельности;


понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.


Регулятивные:

Уметь соотносить полученный результат с поставленной целью.


Коммуникативные:

Уметь формулировать и аргументировать свое мнение.



9.Домашнее задание

(2 мин.)

Записывают домашнее задание.


Дает комментарии к домашнему заданию.

Домашнее задание:




































Приложение 2.





Вариант 1.

  1. На диаграмме показан возрастной состав населения Индонезии. Определите по диаграмме, доли населения каких возрастов составляют более 25%  от всего населения.


  1. 0-14 лет; 2) 15-50 лет; 3) 51-64 года; 4) 64 года и более


  1. Закончи предложения.


Если 50% составляют 18 кг, то 100% - кг.


Если 10% составляют 21 кг, то 100% - кг.


Если 25% составляют 8 кг, то 100% - кг.


Если 20% составляют 5 кг, то 100% - кг.



Вариант 2.

    1. На диаграмме показано содержание питательных веществ в творожных сырках. Определите по диаграмме, содержание каких веществ превосходит 30%.


    1. белки; 2) жиры; 3) углеводы; 4) прочее.



  1. Закончи предложения.


Если 50% составляют 13 кг, то 100% - кг.


Если 10% составляют 23 кг, то 100% - кг.


Если 25% составляют 6 кг, то 100% - кг.


Если 20% составляют 8 кг, то 100% - кг.





Приложение 2.



Оценочный лист

Ф.И.



№ п/п

Этап урока

Оценка работы

1

Разминка



2

Работа в группе



3

Самостоятельная работа



4

Решение задачи из жизни школы




Отметка



справился с задачей без затруднений "+"

справился с задачей, но возникали сложности "±"

не справился с задачей "-"





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!