Форма урока: Урок- путешествие
Тип урока: повторение и обобщение
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о природе и населении Южной Америки, подвести итоги темы.
Задачи:
Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках.
Развивать умения объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа.
Создавать условия для реализации самооценки учащихся.
Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование к уроку:
компьютер, проектор
презентация "Перу", «Бразилия», «Аргентина»
песня “На далекой Амазонке”
настенные карта Южной Америки: физическая и политическая
Видеофильм «Титикака», по «Бразилии», «Аргентина», «Перу- полет кондора»
Флаги государств
музыкальные файлы: гимны Бразилии, Аргентины и Перу, танцевальная музыка бразильского, перуанского танца и для аргентинского танго.
Национальная одежда
Национальные блюда
Образцы сельхоз культур: хлопок, кофе, какао, картофель, помидоры и др.
Музыкальные инструменты выступающих стран
Урок нетрадиционный. Класс делится на 3 группы. каждая группа выбирает защита проекта любого южноамериканского государства.(в нашем случае вышеназванные государства). Выбираем для каждой группы президента, а он назначает своих министров и каждому министру дает соответствующие поручения. В период подготовки президент следит за работой своих «министров» и помогает советами.
Учитель каждой команде дает памятку с заданиями .На этом функция учителя заканчивается. Команды готовятся самостоятельно, если нужно помогают родители, старшеклассники.
Памятка
1.Президент- маленькое приветствие на языке этой страны, рассказать визитную карточку своей страны, об особенностях географического положения, о флаге и гербе, также отвечает за гимн страны, потому что выступление каждой команды начинается с гимна.
2.Министр природных ресурсов- рассказать про климат, природные зоны.
Рассказ сопровождать рисунками или презентацией о растениях и животных встречаемых в этой стране.
3.Министр по национальным вопросам- Рассказать про население и представить национальную одежду.
4.Министерство культуры- стихи или песня на языке этого государства, или их танец .
5.Министр сельского хозяйства- рассказать про сельское хозяйство и показать, что у них выращивают.
6.Министр по туризму- достопримечательности
7. Министр пищевой промышленности- традиционное национальные блюда этой страны
Ход урока
Со звонком под гимном своего государства в национальной одежде, со своими атрибутами заходят по очереди, положа руку на сердце, представители государств «министры» во главе президентом и занимают свои места в классе.
I Организационный момент – приветствие, объявление цели урока.
II Урок-путешествие
Вступительное слово учителя – Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовёт за собой. Однако в реальной жизни не каждому из нас удаётся стать участником открытий, и тогда наши сердца с грустью отзываются на трогательные строки Роберта Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин я встречал альбатросов и
скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фиордам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Ход урока
I Учитель: Южная Америка – материк вашей мечты. Великолепная природа, незабываемое путешествие по Амазонии, встречи с анакондой, пираньей и другими экзотическими животными потребует от вас мужества, внимания и осторожности. Ознакомление с древними цивилизациями повысит ваш образовательный уровень. Лучший кофе мира в сочетании с яркими красками карнавала в Рио-де-Жанейро наполнит ваше сердце радостью.
Фидлер писал: «Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослеплённый сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай; и в последний день, когда на грани безумства он наконец удирает из этого «зелёного ада».
Сегодня у нас в гостях представители стран Бразилии, Аргентины и Перу(представляю по очереди).Думаю на этом уроке вы пополните свой « богаж» знаний о Южной Америке. Предоставим слово гостьям из Перу. (Заранее подготовлено место для выступающих. На столах перед каждым участником карточки «Президент Перу», «Министр сельского хозяйства» и т.д.)Министры садятся учитель представляет слово президенту, а. президент представляет своих министров.
Выступление президента . Короткое приветствие на испанском языке ,переводчица переводит каждое предложение президента.
Президент - Визитная карточка . Столица Лима. Площадь -1,3 млн. км.кв. Третья по площади страна Южной Америки. Официальный язык испанский и кечуа. Население 29 млн. человек. Официальная валюта Перу - новый соль. Республика Перу - страна в западной части Южной Америке. Она граничит: Эквадором, Колумбией, Бразилией, Боливией, Чили. На западе омывается Тихим океаном. Третья по площади страна Южной Америки. Республика Перу - страна в западной части Южной Америке.
Символика перуанского флага
Перуанский флаг представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три равновеликих вертикальных полосы.
Белый цвет, согласно геральдическим обычаям, символизирует мир и честность, а красный – бесстрашие, силу и доблесть. Полосы на флаге расположены в следующем порядке – красная, белая, красная. В центре белой полосы находится государственный герб Перу. Рассмотрим, из каких элементов он состоит. Удивительно, но перуанский флаг является на редкость «говорящим», ведь, если разобраться в его символике, можно многое узнать об истории страны, ее обитателях, природе и обычаях.
Говорящий флаг Перу
Перу – небольшое по площади южноамериканское государство, колыбель древних цивилизаций, ныне место встречи и сосуществования разных этносов и культур.
Что же мы можем узнать об этой интереснейшей экзотической стране, глядя на ее государственный флаг?
Удивительно, но перуанский флаг является на редкость «говорящим», ведь, если разобраться в его символике, можно многое узнать об истории страны, ее обитателях, природе и обычаях. Итак, обо всем по порядку.
Герб Перу представлен щитом, состоящим из трех частей.
В левой верхней части щита изображено национальное животное Перу - викунья (обозначает фауну Перу), в правой верхней - хинное дерево (источник хинина,
сильное средство для лечения малярии), в нижней части - рог изобилия, наполненный монетами (обозначающими богатство страны минералами).
Над щитом изображен лавровый венок (символ победы и доблести). Слева и справа от щита расположены флаги Перу.
Герб Перу был принят 25 февраля 1825 года. В 1950 году в него были внесены некоторые изменения.
Министра природных ресурсов-Перу богата природными ресурсами такими как : Медь, серебро, золото, нефть, лес, железная руда, уголь, фосфаты, гидроэнергия и газ.(показ презентации)
Климат Перу. варьируется от тропического на востоке до сухого пустынного на западе; от умеренного до холодного в Андах.На западных склонах Анд — редкие кустарники, кактусы; на внутренних плоскогорьях, на севере и востоке — высокогорные тропические степи, на юго-востоке — полупустыни. На восточных склонах Анд и на равнинах Сельвы — влажные вечнозеленые леса.
Растительный мир Перу различается в зависимости от региона. В джунглях Монтака встречаются такие растения, как каучуконосы, красное дерево, ванильное дерево, сарсапарила и большое количество экзотических тропических цветов.
В сьерра растительность менее разнообразная, в этом засушливом климате могут выживать только кактусы и другие засухо- или морозостойкие растения.
В прибрежной полосе встречаются в основном пустынные растения.
Из рек крупнейшая — Амазонка, из озёр — Титикака, Ханин.(показ фрагмент видеофильма
«Титикака»).
Животный мир страны не отличается большим разнообразием. На прибрежной равнине самыми распространенными животными являются тарантулы, ящерицы, скорпионы. Прибрежные воды богаты такими обитателями, как пикша, морской язык, сардины, креветки, корюшка и другие морские животные.
В сьерра обитают шиншилла, лама, альпака и викунья. Из птиц можно выделить утку, гигантского кондора, гуся, куропатку, мухоловку и вьюрка. В Монтака распространены: кугуар, ягуар, броненосец, тапир, аллигатор, муравьед, пекари, а также множество видов обезьян и некоторые виды змей.
Существование некоторых животных в настоящее время находится под угрозой. Практически полностью были истреблены шиншиллы, имеющие ценный мех. Также сократилась численность викуньи.
Для охраны фауны созданы много заповедников. Ману-Это один из самых больших заповедников в мире: он занимает почти 2 000 000 га и располагается на высоте от 300 до 4000 метров над уровнем моря. Благодаря такому расположению и огромной территории в парке встречается несколько различных экосистем, что обеспечивает великое разнообразие видов растений, насекомых и животных. Ману - заповедник с самым большим количеством биологических видов в мире!На территории заповедника можно встретить:
более 1000 видов птиц
1300 видов бабочек
200 видов млекопитающих
13 видов приматов
210 видов рыб
650 видов пчел
20 000 видов растений (это 10% от всех известных в мире видов растений!)
на одном только гектаре его территории насчитывается более 250 видов деревьев!
3.Министр по национальным вопросам- Рассказать про население и представить национальную одежду Численность населения – 30,1 млн чел.
Этно-расовый состав –индейцы45%,метисы 37% и другие 3%
Официальный язык испанский и кечуа. Демонстрирует национальную одежду индейцев кечуа женскую и мужскую. Описание:
Перу — пожалуй, одна из немногих стран, где национальная одежда до сих пор считается повседневной. Наряды очень яркие.
Традиционной для одежды перуанок есть ношение головного убора, красочной накидки, широкой юбки и мешка за спиной.
Яркий мешок — неотъемлемый атрибут каждой женщины. Это и сумка для покупок, и детская коляска, и дамская сумочка. Описание-
Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.
Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.
Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все — и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем – чульо (кеч. Chullo).
Женщины украшают свои шляпки декорами из кости, камня, раковин, дерева и даже живыми цветами.
В своих поселениях индейцы чаще всего ходят босиком, а в городах они носят легкие кожаные сандалии.
4.Министерство культуры - группа учениц показали перуанский танец и прочитали эти стихи.
Министр сельского хозяйства- Здесь выращиваются такие культуры, как какао, кофе, спаржа, кукуруза, бобы, пшеница, ячмень, сахарный тростник, картофель, хлопчатник, рис, помидоры, виноград, ананасы, гуава, апельсины, яблоки, лимоны, бананы, персики, кока, манго, кокосы и разнообразные лекарственные растения.(демонстрация некот.сельхоз культур)
Достаточно хорошо развиты мясо-молочное животноводство и птицеводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лам и альпак. А также в Перу занимаются разведением морских свинок, родиной которых являются перуанские Анды.
6.Министр по туризму- достопримечательности .
Самое мистическое и самое загадочное место в Перу – долина Наска. Долина Наска это пустыня на поверхности которой сотни, тысячи линий, но самое потрясающее это гигантские рисунки. Всего в долине Наска 70 изображений зверей, птиц и насекомых. Прежде всего потрясает размер рисунков. Учённые считают что эти фигуры нарисовали индейцы около 2-х тысяч лет назад. Но как можно было сделать такие точные рисунки не видя их с высоты. Долина Наска Лима с виду вполне современный мегаполис, и чего тут не ожидаешь встретить так это древнюю индейскую пирамиду. Размеры пирамиды впечатляют: 500 метров в длину, 100 в ширину и 22 в высоту. Все древние города были построены из огромных камней, а тут всё построено из глиняных кирпичей. Использовалась очень необычная кладка. Миллионы кирпичей уложены на торец, но самое интересное даже не это, просто обычная глина даже не обожженная, и эти камни простояли 1,5 тысячи лет. Всё это потому, что климат в Лиме очень необычный, дожди здесь бывают не чаще чем в пустыне.то обычная глина даже не обожженная, и эти камни простояли 1,5 тысячи лет. Всё это потому, что климат в Лиме очень необычный, дожди здесь бывают не чаще чем в пустыне
Кускко- столица инков.В 10 веке до нашей эры на территории Перу существовала государство инк ков. Столицей инков был город Куско. Когда испанцы пришли в КУско они увидели грандиозные храмы Солнца , Луны , в долинах цветущие сады , великолепные дороги с мостами. Изумительная ,которая называлась «золотой двор», была украшена фигурами зверей в натуральную величину (пуму,ягуары, лани, оленя , змеи) , сделанные из золота и серебра. На ветвях золотых деревьев сидели золотые птицы , на цветах- золотые бабочки.
Все это великолепие испанцы переплавилось ,а дворцы и храмы разрушили.
В 1527 году умер Верховный инка Уайна Капак, испанец Франсиско Писсаро обманом захватил в плен младшего сына Атауальпу. Он предложил неслыханный выкуп за свою свободу : он обещал наполнить золотом свою темницу на высоту руки. Получив, золото испанцы казнили Атауальпу
Мачу-Пикчу.
Единственно до наших дней сохранилась индейская крепость Мачу-Пикчу ( «старая гора»)-крепость стоит на неприступной скале. Дворцы и храмы вырублены в скале ,в скалах вырублены также комнаты, лестницы, купальни ,и бассейны
Министр пищевой промышленности демонстрировал и рассказал, как готовят традиционное перуанское блюдо «Ломо сальтадо-жаркое из говядины с овощами и рисом
Говядина — 700 г
Перец болгарский (разного цвета) — 2 шт
Перец чили (по вкусу) — 1 шт
Перец черный (молотый, по вкусу)
Помидор (среднего размера) — 3 шт
Лук красный — 2 шт
Картофель (крупный) — 2 шт
Масло оливковое (для жарки)
Вино белое сухое — 0.5 стак.
Чеснок — 3 зуб.
Сок лимонный (или лайма) — 2 ст. л.
Орегано — 1 ч. л.
Петрушка (несколько веточек) — 1 пуч.
Соль (по вкусу)
Рис (белый - для гарнира) — 1 стак.
1. Лучше всего свежее мясо смешать во всем необходимым (указанным в пункте 2) за несколько часов до приготовления, и оставить, чтобы мясо промариновалось.
2. Это блюдо нужно готовить быстро, в этом секрет. Лук должен остаться хрустящим, а томаты наполовину свежими.
3. Чтобы придать остроты блюду, можете добавить - вместе с луком - острый перчик "чили" (зеленый или красный), тонко нарезанный.
4. Блюдо традиционно подается с рисом или хлебом.
Рецепт "Ломо сальтадо-жаркое из говядины с овощами и рисом":
| Говядину нарезаем тонкими полосками поперек волокон (ширина не более 1 см) |
| На сковороде сильно разогреваем растительное масло и обжариваем говядину без соли и перца до готовности (у меня примерно минут 20). Готовое мясо перекладываем из сковороды в отдельную тарелку. |
| Пока жарится мясо, займемся овощами. |
| Овощи режем крупно. Лук - полукольцами. Болгарский перец (у меня был один красный и один желтый) - дольками, помидоры - длинными брусочками. Размер (по ширине) нарезки овощей должен быть соизмерим с шириной полоски мяса (т. е. около 1 см). Острый перец (количество зависит от того, насколько вы любите остренькое) и чеснок режем мелко. |
| Вот наши нарезанные овощи. В сковороду, где жарилось мясо, доливаем масло, чтоб было покрыто дно, и обжариваем овощи на сильном огне несколько минут, постоянно перемешивая и даже встряхивая, пока овощи не станут мягкими. До полуготовности. Они не должны превратиться в икру! |
| Параллельно приготовлению мяса и овощей занимаемся картошкой. Картошку (два крупных клубня) нарезаем как для фри и жарим на отдельной сковороде до готовности. |
| Когда овощи стали мягкими, добавляем к ним жареное мясо. Солим, перчим, добавляем полстакана белого сухого вина, 1-2 ст. ложки сока лимона или лайма, 1 ч. л. орегано. Тушим минут 5-10, пока вино не выпарится. В готовое жаркое добавляем жареную картошку, аккуратно перемешиваем, посыпаем рубленой петрушкой и снимаем с огня. |
| В качестве гарнира обязательно - вареный рис. Никаких других вариантов! |
Надеюсь, что наше путешествие не было для вас таким «адом», и вы вновь и вновь будете возвращаться к берегам этого удивительного материка, но сейчас:
Урока время истекло…
Я вам ребята, благодарна
За то, что встретили меня тепло
И поработали ударно.
До следующей встречи на географических широтах! (после выступали по такому же сценарию бразильцы и аргентинцы).
Подведение итогов, выставление оценок учащимся. Вместо оценок в дневниках, ученикам были вручены листы с изображением герба и оценок.
ВОТ как это было…..
4