МКОУ «СОШ №8»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
В 3 «В» КЛАССЕ
Тема: "Табличное умножение и деление"
Составила:
учитель начальных классов
Саркарова Эльмина Абдулмустафаевна
2020г.
Урок - путешествие по математике в 3-м классе по теме "Табличное умножение и деление" (закрепление)
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Урок разработан в форме игры-путешествия.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, самостоятельная, индивидуальная.
В ходе урока используются разноуровневые задания, самоконтроль и самооценка знаний учащихся. А так же:
- отрабатываются вычислительные навыки умножения и деления чисел;
- решения задач, уравнений;
- развиваются внимание, память, логическое мышление;
- воспитывается интерес к математике
- прививается умение работать в коллективе.
Тема: Табличное умножение и деление (закрепление). Проверка деления умножением.
Цели урока: УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
учащиеся научатся:
оценивать себя, свои знания и незнания по решаемой проблеме урока;
строить логическую цепь рассуждения и решать задачи;
в ходе практических работ добиваться осознанного, глубокого, прочного качества знаний по данной теме;
общаться с учителем и сверстниками для решения проблемы данного урока.
Личностные результаты: формирование любознательности, активности, самостоятельности и положительного отношения к учёбе.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Урок наш хочу начать с восточной притчи Мудреца (Звучит восточная мелодия,слайд № 1 )
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
-Как вы думаете , в чем смысл притчи? (Важно, чтобы люди верили в силу своих мыслей.)
-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на урок математики. Итак, девиз нашего урока: «Все в ваших руках!»
1 - Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далекое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия, всевозможные открытия. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради).
В порту уже снаряжена каравелла (так в Испании называли корабли с парусами). На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку.
2.- Скажите, что нужно взять с собой в путешествие? ( Карту)
3. - А отправимся мы в путешествие вот на этом корабле. Как и у всех кораблей, у нашего должно быть название. Оно есть, только его надо расшифровать.
-
Устный счет.
-Любая в математике работа не обходится без устного счёта. (На доске запись чисел)
64:8 7– Д
42: 6 9 – Р
45: 5 8- У
7 * 10 70- Ж
30 : 3 10- Б
9 * 5 45- А
7 | 9 | 8 | 70 | 10 | 45 |
Д | Р | У | Ж | Б | А |
( дети выполняют задание) Работа в группах
- Молодцы! Справились. Корабль называется «Дружба». Я – капитан, вы – матросы.
- Отправляемся мы из бухты. И чтобы отправиться, нужно правильно ответить на мои вопросы, только тогда мы отправимся в путь.
-Первый множитель – 9, второй – 6. Найдите произведение и вы узнаете, сколько всего морей на нашей планете (54). Делимое 45, делитель - 5. Найдите частное и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете (примерно 9, хотя точная цифра неизвестна).
- Молодцы! Отплываем!
Откройте свои бортовые журналы и запишите дату и классная работа.
Минутка чистописания
- Сегодня 15 декабря . Расскажите, что вы можете сказать о числе 15.
(Д.- Оно двузначное, нечётное, в нём 1 десятка и 5 единиц, оно меньше 16 и больше14 . Его можно разделить на 5 и 3)
3.Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.
- Первое наше препятствие это акула. (Слайд 9)А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего, она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание.
Логические задачи (Слайд 10-11)
- Хорошо! С заданиями акулы мы справились и можем следовать дальше.
- Ребята, на нашем пути – бутылка. Скажите, а что может быть в бутылке?
- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её?
А в нашей бутылке нас просят о помощи жители острова.
Жители острова собрали 42 кокоса и решили съедать по 6 кокосов каждый день. На сколько дней им хватит этих кокосов? Они решили вот это так: 42:6=8, а правильный ответ или нет они не знают. Поможем им ребята?
- Правильно ли вычислили жители острова?
- А как доказать, что решение неверное? (нужно проверить)
- А как мы можем проверить деление? (нужно частное умножить на делитель).
- Что мы сейчас делали?
- А теперь ребята попробуйте ответить, какая тема нашего урока?
-Да, сегодня мы научимся проверять деление умножением.
4.Остров пиратов
Решение уравнений (Слайд 14-15)
72:x=9 8*y=64
- Ребята мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку.
5. Физкультминутка -МУЗЫКАЛЬНАЯ (Слайд 16)
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
6. Морской шторм
Вычисли: (Слайд 17-18)
(34+20):6= (85-15)∙9=
100-8∙10= 90:10+9=
0∙(42+7)= 21:(18-11)=
- Записывай действия и результат в тетрадь. Проверь вместе с учителем.
5. Остров обезьян
Решение задач
- Ребята пока мы решали выражения, мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задание.
«Ребята помогите! Они не могли решить задачу. Помогите решить.
Было 44 банана. Трём обезьянкам дали по 5 банан, а остальные отдали нам. Сколько банан отдали нам ?
Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что узнаем сначала? Потом?
- Что вы можете сказать о решении задачи? (После этого дети должны заметить, что задачу можно решить двумя разными способами).
I способ:
1) 5*3= 15 (б.) – у обезьян
2) 44 -15 = 29 (б.)- отдали
II способ:
44-(5*3)=29(б)
О т в е т: 29 банан.
6.Остров сокровищ
Геометрическое задание (Слайд 21-21)
- С задачей мы справились, помогли обезьянам и можем отправляться дальше.
- День клонится к вечеру, и наше путешествие подходит к концу, наконец – то мы подплываем к острову сокровищ. Ныряем под воду. Ого! Вот и он, сундук с сокровищами. Но сундук закрыт. Чтобы разгадать шифр замка нужно выполнить геометрическое задание:
Начертите прямоугольник со сторонами 3см и 5 см. Найдите периметр и площадь.
- Молодцы! Шифр замка разгадан! Можно забирать сокровища.
- Ребята, скажите, а благодаря чему мы справились с шифром и помогли жителям острова? (Потому, что мы сегодня научились проверять деление умножением)
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Можно забирать сокровища.
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? (Конечно, это ваши знания и умения, которые помогали вам на уроке).
НАШЕ сокровище – ЭТО ЗНАНИЯ!
7.Шутки моряка
6. Самостоятельная работа.
– А закончим наше путешествие, выполнив самостоятельную работу в главном бортовом журнале.
-
(на карточках) 2х2х2*2х4 5х5*5+5+5+5+5
27:3*27:9 3+3+3*3х4
2. Начертите отрезок длиной 9 см, а другой на 3 см короче.
7.Рефлексия .Подведение итога .Выставление оценок.
-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Какие цели и задачи ставили? Что нам на уроке сегодня удалось и над чем еще надо поработать. Убедились, что все в ваших руках?
- Оцените свою деятельность на уроке. (шкала)
Повторив таблицу деления и умножения, вы выполните закрепление дома. (карточка-раскраска)
– Спасибо за урок!
9